- Преподавателю
- Математика
- Модуль по теме Степень с рациональным показателем
Модуль по теме Степень с рациональным показателем
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лакида Т.И. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Алгебра 9 класс
Учебный модуль по теме:
Учитель математики
Лакида Т.И.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Степень с рациональным показателем (12 часов)
Учащиеся должны ЗНАТЬ:
-
Определение степенной функции, четной, нечетной функции;
-
Свойства степенной функции;
-
Вид графика
-
Определение корня n-ой степени и его свойства;
-
Определение степени с дробным показателем и ее свойства
Учащиеся должны УМЕТЬ:
-
Определять четность (нечетность) функции аналитически и графически;
-
Строить график степенной функции;
-
Вычислять корень n-ой степени;
-
Использовать свойства корня и степени для преобразования выражений.
№ урока
Тип урока
Форма организации занятий
Цели
Контроль
№1
Ц.1
ВП
Круглый стол
Ц.1.
1. Знакомство со структурой модуля, определение целей и задач, стоящих перед каждым учеником;
2. Создать условия для формирования понятий степенная функция, четная функция, нечетная функция, умение определять это свойство аналитически и графически.
№ 2,3
Ц.2
ИНМ (О)
1. Лекция
2. Взаимообучение
Ц.2.
Создать условия для формирования понятия корня n-ой степени, умения использовать свойства корня на стандартном уровне.
К-1 Умение находить значение корня, использовать его свойства для упрощения выражений, сравнения, выносить множитель из-под знака корня, вносить множитель под знак корня, избавляться от иррациональности в знаменателе дроби.
№ 4, 5
Ц.3
К-1
Т - М
1. Фронтальная работа
2. Индивидуальная работа по уровням
Ц.3.
Создать условия для совершенствования умения использовать свойства корня n-ой степени на творческом уровне.
К-1 Умение находить значение корня, использовать его свойства для упрощения выражений, сравнения, выносить множитель из-под знака корня, вносить множитель под знак корня, избавляться от иррациональности в знаменателе дроби.
№ 6,7
Ц.5
ИНМ (Д)
1. Семинар-практикум
2. Индивидуальная работа по уровням
Ц.4. Создать условия для формирования понятия степень с рациональным показателем, умения использовать ее свойства на стандартном уровне.
№ 8,9
Ц.5
К-2
РДО
1. Фронтальная работа
2. Индивидуальная работа по уровням
Ц.5
Создать условия для совершенствования умения использовать определение степени с рациональным показателем, ее свойства на творческом уровне.
К-2
Умение преобразовывать выражения, используя свойства степени с рациональным показателем.
№ 10
Ц.6
ОП
Пресс-конференция
Ц.6
Обобщить и систематизировать знания по теме
№ 11
ИК
Индивидуальная работа
Итоговый контроль
№ 12
Ц.7
Кор.
Индивидуальная работа
Ц.7
Создать условия для осмысления учащимися своих ошибок и их устранения.
Урок № 1
Введение в тему.
На данную тему отводится 12 часов. Из них 2 промежуточных контрольных среза и 1 итоговая контрольная работа.
Эта тема обобщает понятие степени, показателем которой может быть любое действительное число. Т.о., конечной целью изучения темы должно стать умение оперировать понятием степени и использовать ее свойства в любых ситуациях.
В процессе изучения темы нужно усвоить сопутствующие понятия:
-
Степенная функция и ее свойства
-
Четность и нечетность функции
-
Корень n-ой степени и его свойства.
Закончив изучение темы, вы должны
знать:
-
Определение степенной функции, четной, нечетной функции;
-
Свойства степенной функции;
-
Вид графика
-
Определение корня n-ой степени и его свойства;
-
Определение степени с дробным показателем и ее свойства
уметь:
-
Определять четность (нечетность) функции аналитически и графически;
-
Строить график степенной функции;
-
Вычислять корень n-ой степени;
-
Использовать свойства корня и степени для преобразования выражений.
На сегодняшнем уроке вы должны усвоить понятие степенной функции, ознакомиться с ее свойствами и научиться определять четность и нечетность функции с помощью формулы и по графику.
Групповая работа «Круглый стол».
В течение 10 мин, работая с учебником п.22, стр.114-116, заполните таблицу:
Степенная функция
№
Свойства
n-четное
n-нечетное
Область определения
Область значения
Четность, нечетность
Точки пересечения с осями
Промежутки знакопостоянства
Монотонность
Особые точки
Стол Г в течение 5 - 7 мин знакомит всех со своей работой, идет обсуждение.
Продолжается работа в группах. Задания выполняются с опорой на п.21, стр.111-113 учебника.
Задания группам.
Стол А
-
Докажите, что функция f(x) является четной, а функция g(x) - нечетной: ; .
-
Постройте схематически график функции . С помощью графика определите сколько решений имеет уравнение .
-
По данному графику определите, является ли данная функция четной или нечетной.
-
Сравните числа:
Аналогичные задания получают другие группы.
Обсуждение темы.
-
Какие функции называются четными?
-
Какие функции называются нечетными?
-
Все ли функции можно отнести к одному из данных типов?
-
Что можно сказать о графике четной функции? Нечетной функции?
Главные в обсуждении этого вопроса - стол Д.
Домашнее задание: п.21,22, №№ 486, 489, 490, 499.
Уроки № 2, 3
Постановка учебной задачи.
Вы хорошо знакомы с квадратными корнями. Вычисляя их, вы решали одну и ту же задачу: «Дано неотрицательное число а. Найти такое число в, чтобы выполнялось равенство: ».
На очереди решение более общей задачи. Сформулируем ее так: «Дано неотрицательное число а. Найти такое число в, чтобы выполнялось равенство: , где n - натуральное число (n>1)».
Сегодня мы займемся исследованием поставленной задачи, т.е. задачи извлечения корня n-ой степени из числа а.
В процессе исследования вам предстоит:
-
Дать определение корня n-ой степени;
-
Дать определение арифметического корня n-ой степени;
-
Ввести соответствующие обозначения и термины;
-
Рассмотреть разнообразные примеры корня n-ой степени.
Актуализация опорных знаний.
Начнем работу по исследованию корней n-ой степени с систематизации тех знаний, которые вы уже получили о квадратных корнях.
-
Квадратный корень из неотрицательного числа а - это такое число в, что .
-
Арифметический квадратный корень из неотрицательного числа а - это неотрицательное значение квадратного корня из а.
Пример.
-
Неарифметический корень из положительного числа а - это отрицательное значение корня из числа а. - неарифметический корень из числа .
-
Извлечение корня - процедура нахождение значений корня. Эта процедура на множестве натуральных чисел выполнима не всегда. Значение корня может быть числом иррациональным. Такое число может быть представлено в виде бесконечной непериодической десятичной дроби:
Изучение новой темы.
Используя эти знания, приступим к изучению корня n-ой степени.
-
Верны ли равенства:
-
Докажите, что:
-
-4 не является корнем четвертой степени из числа 256
-
-3 не является корнем третьей степени из числа 27;
-
;
-
.
-
Найдите значение
-
Корня четвертой степени из 81;
-
;
-
;
-
;
-
.
-
Вычислите: .
-
Докажите, что
-
;
-
От каких ошибок предостерегает вас это задание?
-
Дайте определение корня n-ой степени, арифметического корня n-ой степени, как обозначается корень n-ой степени?
-
Всегда ли существует корень n-ой степени? Рассмотрите по графику четной и нечетной функции решение уравнения . (Для четного n два корня и только для а≥0, для нечетного - 1 корень).
Взаимообучение.
1 вариант - теоремы 1 и 2, № 542; 2 вариант - теоремы 3 и 4, № 543. Через 10-15 мин обмениваются информацией.
Домашнее задание.
Урок № 4
Фронтальная работа.
№№ 519, 520, 522, 530 - на определение корня n-ой степени.
№№ 547, 548, 551, 552, 555, 558 - на свойства.
Урок № 5
Индивидуальная работа по уровням. - МАТЕМАТИКА. Самостоятельные и контрольные работы. А.П.Ершова, В.В.Голобородбко, А.С.Ершова, «ИЛЕКСА», Москва, 2002, стр.41
Уроки № 6, 7
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ.
Вопросы семинара.
-
Определение степени с натуральным показателем.
-
Определение степени с целым показателем.
-
Свойства степени с целым показателем.
-
Задача о радиоактивном распаде.
При радиоактивном распаде количество вещества за сутки уменьшается вчетверо, по истечении х суток от массы остается масса . Сколько радиоактивного вещества останется через трое суток, через сутки с половиной? (Решая эту задачу учащиеся рассматривают не только выражение , но и )
-
Подбери корни уравнений:
-
Определение степени с дробным показателем.
-
Свойства степени с рациональным показателем.
Для закрепления этих понятий и свойств решить фронтально №№ 570, 572, 576, 578, 586, 590.
Домашняя работа. №№ 571, 573, 587
Уроки № 8, 9
Фронтальная работа.
Закончить обсуждение решения заданий предыдущего урока и домашнего задания №№ 571, 573, 587.
Индивидуально - групповая работа по уровням - МАТЕМАТИКА. Самостоятельные и контрольные работы. А.П.Ершова, В.В.Голобородбко, А.С.Ершова, «ИЛЕКСА», Москва, 2002, стр.44
Урок № 10
Пресс - конференция.
-
Работа в группах. Обсудить вопросы темы, подготовиться к участию в пресс - конференции (5 мин).
-
За круглым столом пресс-конференции представитель от каждой группы. На выступление дается не более 3 мин.
Стол А: четные функции;
Стол Б: Нечетные функции;
Стол В: Степенная функция;
Стол Г: Корень n-ой степени и его свойства:
Стол Д: Степень с дробным показателем и ее свойства.
Группы помогают своим выступающим примерами. Обсуждение каждого вопроса не более 7 мин.
-
Оценка выступающим и членам группы.
Урок № 11
Итоговая контрольная работа. - МАТЕМАТИКА. Самостоятельные и контрольные работы. А.П.Ершова, В.В.Голобородбко, А.С.Ершова, «ИЛЕКСА», Москва, 2002, стр.46
Урок № 12
Урок коррекции. Учащимся предлагается самостоятельно исправить ошибки и решить аналогичные задания. Разрешается использовать конспекты и справочную литературу.