• Преподавателю
  • Математика
  • Обобщение педагогического опыта на тему Шахматы как средство развития интеллектуальных способностей

Обобщение педагогического опыта на тему Шахматы как средство развития интеллектуальных способностей

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деятельностные технологии обучения


Шахматы как средство развития интеллектуальных способностей


Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым.

Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы.

От того, насколько сформировано мышление у ребенка, поступающего в школу, будет во многом зависеть успешность обучения вообще, и математике в частности.
Важно отметить, что логическое мышление и воображение лежат в основе практически всех изобретений, которое создало человечество. А сколько еще будет новых открытий, новых изобретений, новых подходов и методов - за все это можно поблагодарить логическое мышление. Можно даже сказать, что логическое мышление - это основа гениальности.

Почему я выбрала шахматы?

Во-первых, в сентябре 2012 году в Ростовской области стартовал проект «Шахматный всеобуч» организации внеурочной деятельности в начальной школе. По оценкам профессионального педагогического сообщества он стал значительным этапом в реализации новых образовательных стандартов.

Массовое обучение игре во всех донских начальных школах может быть возможным ответом на вызовы современности, которые ставят новые задачи перед российским общим образованием. Важнейшая из них - научить детей и подростков учиться, быть когнитивно самостоятельными, уметь делать правильный выбор, помочь овладеть универсальными компетенциями для достижения личностных и метапредметных результатов.

А во-вторых, детей очень привлекают и сама шахматная доска, и деревянные затейливые фигурки. Малыши чувствуют: здесь какая-то тайна.

"...Не зря во все эпохи короли
Ценили мудрость шахматной игры.
И в жизни пешка может стать ферзём,
Ведомая недюжинным умом..."

Ее называют игрой королей. Не случайно охотно проводили свой досуг за шахматной игрой «великие умы» России - А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.В. Толстой.

Итак, шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Ведь еще В.А. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценное воспитание умственных способностей и памяти. Эта игра должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры».
В 2010 году я окончила курсы «Шахматы - школе» международного организатора ФИДЕ, тренера по шахматам высшей категории А.В. Ткачева г. Москва, которые способствовали реализовать идею создания шахматного клуба в школе.
2012 год - курсы повышения квалификации по программе «Методика обучения игре в шахматы».
Мною разработана и размещена на Современном Учительском Портале модифицированная программа «Шахматы - школе», предназначенная для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составленная на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина.

Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

  • формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов:

 На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.

Изучение раздела «Шахматные фигуры» вызывает у детей особый интерес. На занятиях используется следующий материал: загадки, стихи, сказки и песни о шахматах, шахматные инсценировки с помощью кукольного театра («Шахматный колобок», «Шахматная репка», «Шахматный теремок»). Ключевым моментом занятий является деятельность самих учащихся. Конкурс рисунков « Наряд для пешки», «Путешествие в шахматное королевство», лепка фигур из пластилина.

Вместе делаем шахматные дидактические игрушки: "Горизонталь - вертикаль", "Диагональ" (материал - плотная бумага, ватман, картон); разрезные шахматные картинки; шахматное лото; Кубики с картинками шахматных фигур; темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ); летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность).

Использую компьютерные презентации, тесты для проверки усвоения знаний. Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая",

 При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

На первой стадии обучения учащихся осваивает ход и взятие каждой фигуры, сражается с противником ограниченным количеством фигур на фрагментах шахматной доски.

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение", "Ограничение подвижности".

 На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (само­стоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Рассматриваются шахматные комбинации, тактические приемы по захвату вражеских фигур «вилка» и «связка». На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.

 Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использую ТСО, тесты, домашние задания, магнитную доску.

Основные формы и средства обучения:

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные и дидактические игрушки.

5. Участие в турнирах и соревнованиях.

В процессе обучения провожу начальную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию, которая поможет выявить недостатки в формировании знаний, умении и навыков, своевременно спланировать коррекционную работу, выявить динамику развития учащихся.

Игра в шахматы имеет достаточно межпредметные связи со всеми дисциплинами - из школьных предметов наиболее близка к шахматам математика. Являясь учителем математики средней общеобразовательной школа №32 и лектором курса «Методика обучения игре в шахматы» в Ростовском институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников академии», я заинтересовалась интеграцией уроков математики и занятий шахматами.

Новизна представляемого опыта заключается в том, что весь процесс обучения математике сопровождается деятельностью по решению задач с шахматным содержанием. На уроках математики школьники решают задачи с шахматным содержанием, что способствует формировани метапредметных компетентностей и целостной картины мира.

Идея инновационного проекта: распространение в практике обучения математике целенаправленной работы по решению обучающимися задач с шахматным содержанием в условиях системной деятельности.

Можно использовать шахматы как игровую модель для изучения площадей геометрических фигур (шахматная доска), горизонталей, вертикалей, диагоналей, координат, латинского алфавита, навыков счета, арифметической и геометрической прогрессии и т.д.
Тема: «Периметр геометрических фигур» - длину сторон фигур мы считаем по количеству клеток (если стороны фигур параллельны горизонталям или вертикалям, т.к. размеры клетки на шахматной доске известны) или измерениями в случае «диагональных» сторон.
Тема: «Площадь фигур» - Для расчета площади фигур кроме стандартного метода пользуемся методом «вместимости», т.е. определяем, какое количество полных клеток помещается в исследуемой геометрической фигуре (каждая клетка имеет известную площадь ). Для сильных учеников предлагаю гиперзадания.
Например, задать радиус круга, площадь которого была бы близка к площади всей шахматной доски или ее фрагмента. Для осознанного изучения темы « Площади фигур » на демонстрационной магнитной доске размещаю плоские геометрические фигуры , дети быстро учатся определять соответствие между размерами фигур и количеством шахматных клеток, которые фигурами закрываются. Дома учащиеся изготавливают разноцветные фигуры ( из картона) для работы на настольной шахматной доске, а затем при помощи картонных фигур строят плоские здания и определяют их совокупную площадь . Для закрепления знаний по данной теме предлагаю решать такие задачи.
Задача: начертить на шахматной доске любые геометрические фигуры по площади в 2(4) раза меньше ее самой .
Определение фигур в пешечном эквиваленте я использую для развития арифметических способностей (потенциальная сила Ферзя-10 пешек, Ладьи-5 пешек, Коня и Слона-3 пешки, Короля- 2 пешки), решая такие примеры:
ПРИМЕР:

2Ф+3КОбобщение педагогического опыта на тему Шахматы как средство развития интеллектуальных способностей(24Л - 3)

16Л - 2КОбобщение педагогического опыта на тему Шахматы как средство развития интеллектуальных способностей(37 - 4Обобщение педагогического опыта на тему Шахматы как средство развития интеллектуальных способностей3( 3С - 2К))

Подобные примеры дают детям представления о «Буквенных выражениях».

Поскольку шахматная фигура , движущаяся субстанция, ее интересно использовать при изучении темы: «Расчет пути и времени движения» Предварительно дети узнают понятие: «Координаты шахматной клетки» (на модели шахматной доски и на примере детской игры «Морской бой» восприятие координат упрощается). Задача; путь из координаты а1 по прямой в координату а6 Король преодолел за 10 минут. Определить среднюю скорость движения, если длина клетки соответствует 10 метрам.

Тема «Симметрия» - с помощью шахматной доски рассмотрели осевую, централью симметрию.

Доказательство теоремы Пифагора тоже можно доказать с помощью шахматной доски. Разобьем доску на квадрат и четыре одинаковых прямоугольных треугольника (рис 1). На рис. 2 изображены те же четыре треугольника и два квадрата. Треугольники в обоих случаях занимают одну и ту же площадь, и следовательно ту же самую площадь занимают оставшиеся части без треугольников. Поскольку большой квадрат построен на гипотенузе прямоугольного треугольника, а маленькие на его катетах, то знаменитая теорема Пифагора доказана!

Занимательные задачи на шахматной доске. Множество видов математических задач на шахматной доске - о маршрутах фигур, перестановках и расстановках, о разрезании доски и покрытии ее полей костями домино.

Проведя мониторинг в конце того учебного года, педагогический коллектив начальной школы пришел к выводу, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, стали собраннее, самокритичнее, самостоятельно думают, принимают решения, не унывают при неудачах.

Поскольку природа шахматной игры характеризуется многогранностью, целенаправленностью, глубиной, открытостью и другими свойствами, то она может и должна быть средством индивидуализации и активизации познавательной деятельности учащихся.

Игра в шахматы предполагает умение думать, осмысливать, сопоставлять, сравнивать, а, главное, действовать.

© 2010-2022