Урок этнокультуры Обряд врачевания больного

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок этнокультуры во 2 классе.

Тема урока. К!апщ - обряд врачевания больного.



Цели урока. 1. Познакомить с древнейшим языческим обрядом адыгов.

2.Развить нравственные чувства: гуманное отношение и взаимное уважение друг к другу, к старшим, к женщине.

3. Способствовать к сохранению национальной культуры, воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям адыгского народа, воспитывать высоконравственного человека.



Наглядный материал к уроку:

Магнитофон, национальные костюмы, циновка, адыгейский

круглый столик, материалы для проведения игр; адыгейская

гармонь, трещотка.

Ход урока.



  1. Организационный момент.

- Наш урок этнокультуры мы проводим в нашей гостиной. Вспомните правила поведения в гостиной. И в течение урока мы будем соблюдать эти правила. Тема сегодняшнего урока «К!апщ - обряд врачевания больного».

2.Объяснение нового материала.

- К1апщ - один из древнейших языческих обрядов адыгов. Само слово «К1апщ» в переводе с адыгейского языка означает «Дуй» от слова «Дуть». Если ребенок обжегся или ударился, мать обычно говорит ему : «Разреши мне подуть и боль пройдет». И , когда мать или другой человек дует на обоженное место, холодная струя воздуха, уменьшая боль, помогает ребенку, а действия матери или другого человека, их сочувствие отвлекают пострадавшего от боли.

Таким образом, слово «К1апщ» (Дуй) , как глагол повелительного наклонения, означает «помоги больному, отвлеки его внимание от боли, создай ему хорошее настроение, чтобы он скорее выздоровел».

Все, кто приходил на к1апщ, должны были соблюдать некоторые ритуалы. У входа в комнату больного подвешивали железный лемех и клали железный молоток. Каждый посетитель, который заходил к больному, брал молоток и стучал громко три раза о железный лемех. У адыгов считалось, что железо обладает магической силой, способной разогнать злых духов.

Следующий ритуал заключается в том, что посетитель должен был из чаши с водой и куриным яйцом, стоящей около больного, слегка разбрызгать воду. После чего он подходил к больному и произносил благожелание о быстром выздоровлении. Затем посетитель отходил от постели больного и занимал свое место.

(Входят несколько учеников и показывают соблюдение ритуалов)


  1. В организации к1апщэ существовала определенная система, а именно: первое пение, второе - танцы, третье - игры. Все они были призваны развлечь больного, отвлечь от мучительных болей. Они оказывали на больного психотерапевтическое, благотворное влияние, внушая ему веру в свое выздоровление.

  2. Время отводимое на пение, на развлечения и игры, не регламентировалось. Продолжительность того или другого мероприятия определялось состоянием больного .

Для больного исполняется песня на слова И.Машбаша, музыка У.Тхабисимова. У адыгов обычай такой».

Если где -то вкругу молодых

Держит речь седовласый адыг

Ты не вздумай его перебить

Придержи свою гордость и прыть.

Уважай его возраст седой-

У адыгов обычай такой.

Если гость подойдет ко двери-

Свое сердце ему отвари,

И полдома на время отдай

И четлибжем его угощай,

И пои ключевою водой-

У адыгов обычай такой.

Если строишь ты новый свой дом,

Весь аул помогает трудом.

Ты один не поднимешь бревно,

А для всех как пушинка оно.

Встанет радостным дом над рекой -

У адыгов обычай такой .

Если дочь родилась или сын,

Нашей славной страны гражданин.

Ты прижми его нежно к груди,

А в саду деревцо посади.

В честь того, кто нарушил покой

У адыгов обычай такой

Следующая песня на слова Л. Селиной, музыка А. Субочева. «Моя Адыгея»

Моя Адыгея.

Сл. Л. Селиной. Муз. А.Субочева.


  1. Моя Адыгея, ты дружба народов!

Моя Адыгея - большая семья

Моя Адыгея, мы вместе под сводом

Лазурного неба навек- ты и я.

Ты и я!

Ты и я!

Мы одна семья!


  1. Моя Адыгея- в солнечных красках,

Просторы и горы- родная земля!

Моя Адыгея- в пленительных ласках,

Душе даришь счастье, любовь ты моя!


  1. Моя Адыгея, вечно живи ты!

Моя Адыгея, будь с нами всегда!

В моей Адыгее всем двери открыты-

Здесь рады приходу текущего дня.



  1. Зажигательные танцы заставляли больного забыть о своих страданиях, вселяли в него силы.

Исполняются 2 адыгейских танца: « Танец с кувшином»

  1. Значительное место занимали игры. В зависимости от состояния больного игры были тихими или шумными и задорными. Сейчас мы проведем игру «Драчливый баран»

Описание игры: игроки становятся плечом друг к другу. По команде соперники стараются вытолкнуть друг друга из круга.

  1. Существует традиционная игра, предназначенная только для обряда «к1апщ».

Для этой игры девушки каждый вечер приносили специальный пирог из пресного теста, красиво украшенный и с острыми краями. Участники садились вокруг пирога на корточках или на коленях. Придав вращательное движение, пирог раскачивали. Игра заключалась в том, что участники должны были откусить от пирога, не прикасаясь к нему руками. Сделать это было очень трудно, так как пирог одновременно раскачивался и вращался и у него были острые края, которые били больно по губам, а если откроешь рот, то и по зубам. Отсюда и происходит название пирога «цэдау» - бьющий по зубам.

Проводится игра «Цэлдау».



  1. Подведение итога изучения нового материала.

- О каком обряде мы говорили на уроке?

- Для кого и зачем проводился этот обряд?

- Какие ритуалы должны были соблюдать посетители?

- Какие развлечения проводились для больного?

- Что вам понравилось? Что запомнилось?

Обряд «К1апщ» завершался танцем «Удж». Приглашаются все участники обряда и исполняют танец.

Традиционно любое игрище завершается этим танцем. Только в этом танце молодежь берется за руки и это дает возможность общения, украдкой перекинуться словечком.



© 2010-2022