- Преподавателю
- Классному руководителю
- Урок этнокультуры Обряд врачевания больного
Урок этнокультуры Обряд врачевания больного
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шаова Ф.И. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок этнокультуры во 2 классе.
Тема урока. К!апщ - обряд врачевания больного.
Цели урока. 1. Познакомить с древнейшим языческим обрядом адыгов.
2.Развить нравственные чувства: гуманное отношение и взаимное уважение друг к другу, к старшим, к женщине.
3. Способствовать к сохранению национальной культуры, воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям адыгского народа, воспитывать высоконравственного человека.
Наглядный материал к уроку:
Магнитофон, национальные костюмы, циновка, адыгейский
круглый столик, материалы для проведения игр; адыгейская
гармонь, трещотка.
Ход урока.
-
Организационный момент.
- Наш урок этнокультуры мы проводим в нашей гостиной. Вспомните правила поведения в гостиной. И в течение урока мы будем соблюдать эти правила. Тема сегодняшнего урока «К!апщ - обряд врачевания больного».
2.Объяснение нового материала.
- К1апщ - один из древнейших языческих обрядов адыгов. Само слово «К1апщ» в переводе с адыгейского языка означает «Дуй» от слова «Дуть». Если ребенок обжегся или ударился, мать обычно говорит ему : «Разреши мне подуть и боль пройдет». И , когда мать или другой человек дует на обоженное место, холодная струя воздуха, уменьшая боль, помогает ребенку, а действия матери или другого человека, их сочувствие отвлекают пострадавшего от боли.
Таким образом, слово «К1апщ» (Дуй) , как глагол повелительного наклонения, означает «помоги больному, отвлеки его внимание от боли, создай ему хорошее настроение, чтобы он скорее выздоровел».
Все, кто приходил на к1апщ, должны были соблюдать некоторые ритуалы. У входа в комнату больного подвешивали железный лемех и клали железный молоток. Каждый посетитель, который заходил к больному, брал молоток и стучал громко три раза о железный лемех. У адыгов считалось, что железо обладает магической силой, способной разогнать злых духов.
Следующий ритуал заключается в том, что посетитель должен был из чаши с водой и куриным яйцом, стоящей около больного, слегка разбрызгать воду. После чего он подходил к больному и произносил благожелание о быстром выздоровлении. Затем посетитель отходил от постели больного и занимал свое место.
(Входят несколько учеников и показывают соблюдение ритуалов)
-
В организации к1апщэ существовала определенная система, а именно: первое пение, второе - танцы, третье - игры. Все они были призваны развлечь больного, отвлечь от мучительных болей. Они оказывали на больного психотерапевтическое, благотворное влияние, внушая ему веру в свое выздоровление.
-
Время отводимое на пение, на развлечения и игры, не регламентировалось. Продолжительность того или другого мероприятия определялось состоянием больного .
Для больного исполняется песня на слова И.Машбаша, музыка У.Тхабисимова. У адыгов обычай такой».
Если где -то вкругу молодых
Держит речь седовласый адыг
Ты не вздумай его перебить
Придержи свою гордость и прыть.
Уважай его возраст седой-
У адыгов обычай такой.
Если гость подойдет ко двери-
Свое сердце ему отвари,
И полдома на время отдай
И четлибжем его угощай,
И пои ключевою водой-
У адыгов обычай такой.
Если строишь ты новый свой дом,
Весь аул помогает трудом.
Ты один не поднимешь бревно,
А для всех как пушинка оно.
Встанет радостным дом над рекой -
У адыгов обычай такой .
Если дочь родилась или сын,
Нашей славной страны гражданин.
Ты прижми его нежно к груди,
А в саду деревцо посади.
В честь того, кто нарушил покой
У адыгов обычай такой
Следующая песня на слова Л. Селиной, музыка А. Субочева. «Моя Адыгея»
Моя Адыгея.
Сл. Л. Селиной. Муз. А.Субочева.
-
Моя Адыгея, ты дружба народов!
Моя Адыгея - большая семья
Моя Адыгея, мы вместе под сводом
Лазурного неба навек- ты и я.
Ты и я!
Ты и я!
Мы одна семья!
-
Моя Адыгея- в солнечных красках,
Просторы и горы- родная земля!
Моя Адыгея- в пленительных ласках,
Душе даришь счастье, любовь ты моя!
-
Моя Адыгея, вечно живи ты!
Моя Адыгея, будь с нами всегда!
В моей Адыгее всем двери открыты-
Здесь рады приходу текущего дня.
-
Зажигательные танцы заставляли больного забыть о своих страданиях, вселяли в него силы.
Исполняются 2 адыгейских танца: « Танец с кувшином»
-
Значительное место занимали игры. В зависимости от состояния больного игры были тихими или шумными и задорными. Сейчас мы проведем игру «Драчливый баран»
Описание игры: игроки становятся плечом друг к другу. По команде соперники стараются вытолкнуть друг друга из круга.
-
Существует традиционная игра, предназначенная только для обряда «к1апщ».
Для этой игры девушки каждый вечер приносили специальный пирог из пресного теста, красиво украшенный и с острыми краями. Участники садились вокруг пирога на корточках или на коленях. Придав вращательное движение, пирог раскачивали. Игра заключалась в том, что участники должны были откусить от пирога, не прикасаясь к нему руками. Сделать это было очень трудно, так как пирог одновременно раскачивался и вращался и у него были острые края, которые били больно по губам, а если откроешь рот, то и по зубам. Отсюда и происходит название пирога «цэдау» - бьющий по зубам.
Проводится игра «Цэлдау».
-
Подведение итога изучения нового материала.
- О каком обряде мы говорили на уроке?
- Для кого и зачем проводился этот обряд?
- Какие ритуалы должны были соблюдать посетители?
- Какие развлечения проводились для больного?
- Что вам понравилось? Что запомнилось?
Обряд «К1апщ» завершался танцем «Удж». Приглашаются все участники обряда и исполняют танец.
Традиционно любое игрище завершается этим танцем. Только в этом танце молодежь берется за руки и это дает возможность общения, украдкой перекинуться словечком.