- Преподавателю
- Классному руководителю
- Класснй час «Правонарушение. Проступок. Преступление»
Класснй час «Правонарушение. Проступок. Преступление»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шульжик Л.В. |
Дата | 15.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Классный час
« ПРОСТУПОК. ПРАВОНАРУШЕНИЕ. ПРЕСТУПЛЕНИЕ»
Цели:
-
Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.
-
Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом.
-
Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
-
красные и зеленые карточки у каждого учащегося;
-
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», «Уголовный Кодекс Российской Федерации», задание на листах для малых групп.
Ход занятия
-
Организационный момент.
Сообщение темы занятия.
Учитель. Ребята, сегодняшнее наше занятие будет посвящено теме: «Проступок. Правонарушение. Преступление».
2. Основная часть.
2. 1. Беседа.
Учитель. Что общего между проступком, правонарушением и преступлением?
Учитель. Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и то же? Да - нет? Почему?
Учитель. Рассмотрим несколько ситуаций.
Ситуация № 1. Пятиклассник приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение подростка, как проступок, правонарушение или преступление?
Учитель. Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
Учитель. А в нашей школе есть устав?
Учитель. Вспомним его вместе.
Учащиеся в образовательном учреждении обязаны:
-
добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий;
-
не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия;
-
бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей;
-
уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
Учитель. Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?
Учитель. Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?
Учитель. Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
Ситуация № 2. Одиннадцатиклассники поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия одиннадцатиклассников, как проступок, правонарушение или преступление?
Учитель. Вы абсолютно правы. Действия одиннадцатиклассники действительно противозаконны. Они совершили вымогательство - преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации».
Учитель. В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
Представьте себе следующую ситуацию.
Ситуация № 3. Десятиклассники в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
Учитель. Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
Итак, мы рассмотрели несколько различных ситуаций. Попробуем теперь дать определение проступку, правонарушению, преступлению. Проступок - это ...
Учитель. Запишем определение на доске.
-
Проступок - это такое нарушение, которое не может рассматриваться как преступление или правонарушение (нарушение правил поведения, вызывающее поведение). Приведите свой пример проступка.
Учитель. Сформулируем определение правонарушения.
-
Правонарушение - это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Учитель записывает определение на доске.
Учитель. Ребята, за административное правонарушение ответственность наступает с 16 лет. Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 16-ти лет?
Учитель. Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?
Учитель. Правильно: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в милицию, а могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму?
Ученики. Нет. В тюрьму сажают за преступления.
Учитель.
-
Преступление - это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Учитель записывает определение на доске и демонстрирует издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации».
Учитель. Со скольки лет наступает уголовная ответственность?
Учитель. За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления?
Учитель. Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы.
-
2. Игра «Верно - неверно».
Учитель. Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно - неверно». У каждого из вас на столах лежат красные и зеленые карточки. Вы берете их в руки. Я зачитываю ситуации по порядку и в конце высказываю свое мнение. Например, говорю, что это проступок. Вы, если согласны со мной, поднимаете зеленую карточку, если нет - красную. Всем понятны правила?
Учитель.
-
ситуация № 1 . Девочки решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если девочк не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок.
Дети поднимают карточки.
Учитель.
-
Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это правонарушение. Вы со мной согласны?
Дети поднимают карточки.
-
Ситуация № 3. Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», - сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», -ответили ей девочки. Я считаю, что это проступок. Вы согласны? Дети поднимают карточки.
-
Ситуация № 4. Группа ребят из 11 класса вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили, несмотря на запрет, в туалете. Писали на стенах непристойные слова. Приходили на дискотеку выпившими, затевали драки, приставали к малышам. Потом выяснилось, что они отбирают деньги у младших школьников. Когда их одноклассники Алексей и Дима предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их жестоко избили. По-моему это преступление. Согласны?
.
2. 3. Работа в группах.
Учитель. Итак, мы с вами вместе попытались разобраться в понятиях проступок, правонарушение, преступление, а теперь аналогичное задание вам предстоит выполнить в группах.
Первый ряд у нас будет первой группой, второй ряд - второй группой, и третий ряд - соответственно третьей группой.
Группы, сядьте за круглые столы. Прежде, чем начать выполнять задание повторим правила работы в малых группах.
Задание: обсудить каждую из предложенных ситуаций, определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении и обосновать свой ответ.
Каждая группа получает лист с заданием.
Варианты заданий:
-
учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане.
-
ученица девятого класса, убежала из дома, живет у подруги, но продолжает ходить в школу.
-
Третьеклассники каждый день опаздывают на уроки.