Тема: «Традиционная пища бурят как элемент гостеприимства

    Гостеприимство бурятского народа - это результат традиции, сформировавшейся                           в течение веков, закрепившей особое отношение к появлению в доме гостя, которое всегда воспринималось как событие огромной важности. Это одновременно и знак благожелательного отношения к хозяевам со стороны гостей, и возможность пообщаться и узнать много нового, и праздник. Приезд гостей был событием и потому, что трудная жизнь кочевников, проходившая в кругу семьи и ближайших родственников...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Районный отдел образования

МБОУ «Могсохонская средняя общеобразовательная школа им. Дамдинжапова Ц-Д.Ж»


Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Секция «Бурятская литература»

Тема: «Традиционная пища бурят как элемент гостеприимства в произведении Цырен- Базар Бадмаевича Бадмаева «Будамшуугай орон нютагаар Сережын аяншалга»



Работа: Батомункуевой Даримы,

ученицы 8 класса

Домашний адрес: 671460. Республика Бурятия

Кижингинский район, с. Могсохон

Руководитель: Бадмаева Дулма Будадармаевна







c. Могсохон

2012г

Оглавление

Введение

Традиционная пища бурят

Гостеприимство бурятов в произведении Цырен- Базар Бадмаева

«Будамшуугай орон нютагаар Сережын аяншалга»

Заключение

Литература































Введение

Гостеприимство бурятского народа - это результат традиции, сформировавшейся в течение веков, закрепившей оТема: «Традиционная пища бурят как элемент гостеприимствасобое отношение к появлению в доме гостя, которое всегда воспринималось как событие огромной важности. Это одновременно и знак благожелательного отношения к хозяевам со стороны гостей, и возможность пообщаться и узнать много нового, и праздник. Приезд гостей был событием и потому, что трудная жизнь кочевников, проходившая в кругу семьи и ближайших родственников, давала мало возможностей для контактов с другими соплеменниками, поэтому каждый приезд гостей - это появление новых сведений и расширение познаний. Так как не всегда была возможность предупредить о визите, часто приезд гостей был неожиданным, но в каждом бурятском доме к нему были готовы. Если о приезде гостей сообщалось заранее, хозяева выезжали их встречать на границу своих родовых владений, где устраивали прием, после чего процессия приезжала вТема: «Традиционная пища бурят как элемент гостеприимства дом.Дорогих гостей всречали хадаком, и подносили төөлэй. Подношение угощения для дорогих гостей имеет свой особый ритуал.

В дни празднования Сагаалгана мы должны приветсвовать гостей по традиции (золгохо). Стол накрывали бурятскими традиционными блюдами из молока и мяса. В наше время эта традиция утрачивается, и забываются рецепты многих блюд которые изготавливали наши предки.

Актуальность:

  • Незнание ритуалов подношения угощения для дорогих гостей

  • утрачивается, и забываются рецепты многих блюд, которые изготавливали наши предки.

Объект исследования:

Произведение Цырен- Базар Бадмаева «Сережа в стране Будамшуу»

Задачи исследования:

  • найти и изучить литературу по данной теме;

  • Подробно изучить традиции гостеприимства бурят

  • Из произведения Ц-Б.Бадмаева узнать каким же образом встречает гостя. Какие блюда являются самыми почетными

Методы исследования: изучение и обработка материала

Практическая значимость работы в том, что доклад может быть использован на уроках родной литературы, нравственности.








Традиционная пища

"О, бурятское гостеприимство!
Молочной водкой архи.
Гостей приветливо здесь потчуют.
Буряты бузы любят очень.
О них слагаются стихи.
Пусть в саламате масло плавится.
Отведав, пальчики оближете.
А вот баранина, как видите.
Чай с молоком потом появится.
Все, чем богат цветущий дол,
вобрал в себя бурятский стол.
Николай Дамдинов



Тема: «Традиционная пища бурят как элемент гостеприимстваКочевое хозяйство обусловило и характер пищи. Главное достоинство бурятской кухни - простота в приготовлении пищи и ее натуральность. Бурятская кухня очень питательна. Мясо и различные молочные продукты были основой питания бурят. Следует подчеркнуть, что мясная и особенно молочная пища имели древнее происхождение и отличались большим разнообразием. В бурятской кухне есть свои правила и традиции, употребления пищи в определенное время года. Например, летом они едят баранину, зимой - конину и говядину, осенью - мясо диких зверей. Летом мясо и молоко буряты заготавливают на зиму. Мясо замораживают в сыром виде, варят, жарят и сушат. Мясо хранится в бочонках из дерева, в шкурах животных. Блюда из мяса - бүхлер, позы, үбсүүн, хирмаса, орёомог, хиимэ, кровяная колбаса - являются любимыми не только в Бурятии. Они способны удовлетворить вкусы самых разных людей. Только представьте, что из одного барана буряты могут приготовить до 50 различных блюд.Молочные продукты употреблялись бурятами в жидком и твердом виде. Из молока приготовляли тараг (простоквашу), хурууд, айруул (сухой творог), үрмэ (пенки), айриг (пахта), бислаг и хээгэ (разновидности сыра). Сливочное масло получали из цельного молока, иногда сметаны. Из кобыльего молока приготовляли кумыс, а из коровьего - архи (тарасун). Обилие молочной пищи у бурят наступало с начала весны, когда начинался отел коров.

Традиции и привычки складываются сотнями лет. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климату. Кулинарные рецепты, созданные народом, не случайны, не произвольны. Они сложились в результате долголетней эволюции и дают нам прекрасные образцы правильного и полного использования пищевых ресурсов, которые предоставляет природа По словам академика И.П.Павлова, пища представляет собой ту древнейшую связь, которая связывает все живое, в том числеи человека, с окружающей его природой. Нетрудно заметить, что суровые местные условия, которые требовали выносливости от человека, наложили свой отпечаток на бурятскую национальную кухню.

Каждый народ, бережно отбирая из своих традиции и обычаев ценное и непреходящее, дорожит и своей честью угостить его именно блюдами национальной кухни.

Распределение вареного мяса за столом происходило в зависимости от степени почета и общественного положения гостей. Голова (төөлэй) подавалась самому почетному гостю, другим гостям: лопатка (дала), бедренная кость (можно сэмгэн), два нижних больших ребра (үндэр хабhан), плечевая кость (адхаал). Ближайшего гостя угощали аортой (голто зүрхэн) вместе с сердцем. К числу дорогих угощений для гостей - родственников относились: баранья грудинка (үбсүүн), бараний крестец, спинной отдел позвоночника (hээр), толстая кишка (хошхоног). При забое животного и угощения гостей обязательно приготовлялась кровяная колбаса в разных вариациях. В зимнее время особенно лакомым были сырая печенка (эльгэн), почки (бөөрэ), и сало (арьбан) коня.

При этом считалось неприличным спрашивать гостей о цели визита. О делах можно было расспрашивать только после угощения. Так и в произведении Ц-Б. Бадмаева «Будамшуугай орон нютагаар Сережын аяншалга» и Ч.Цыдендамбаева «Талын аадар» герои начинают расспрашивать гостей только после того как накормят.

О том, как приветствовали гостей, очень подробно описывается в произведении Ц-Б. Бадмаева «Будамшуугай орон нютагаар Сережын аяншалга». Когда приехал гость из далекой Москвы, впервую очередь по традиции бурятского народа наливают зеленый чай с молоком, затем угощают разновидностями молочной пищи (зөөхэй, айрһан, шанаһан талхан, тибһэтэй шанаһан зөөхэй, и.т.д)

Перед чаепитием хозяин дома Согто абга брал кусочек масла и бросал его в огонь, отдавая дань божествам домашнего очага. Подают чай и тарелку стоя, обеими руками или правой рукой, поддерживая ее левой. Затем хозяева жестом приглашают гостя отведать пищу, повернув кисти рук ладонями вверх.

Сережа, когда сидел за столом, он подумал, что вся эта пища наверняка содержит много витаминов. Действительно молочная пища из молока на протяжении всей жизни сопутствовала человеку. В пищу употребляем коровье, козье или овечье молоко. Из кобыльего молока готовят кумыс, сэгээ или айраг. Кумыс богат витаминами, его в бурятской кухне считают лечебным напитком - он тонизирует, лечит желудочные инфекции. Из молока готовят масло, сметану, сыр, творог, пенки, добавляют его в чай. Традиционные блюда бурятской кухни очень питательные и калорийные содержит много железа.

В торжественных случаях хозяева для приема гостей забивали барана. И в настоящее время, узнав о приезде дорогих гостей, хозяева стараются раздобыть барана. Забой и употребление его мяса - символ уважения к гостю или особой торжественности и значимости приезда гостей.

Здесь в произведении также подробно описывается, о мясных блюдах. Голова (төөлэй) подается как самому почетному гостю Сереже. Он, по указаниям Дяди Согты, срезал кожу с головы барана, кусочки кожи со лба бросал вверх - небу, с левой щеки - в сторону огня, с затылка ел сам. Затем поворачивал блюдо по ходу солнца, клал на него ребрышко и отдал блюдо следующему. Сережа отведал традиционные бурятские мясные блюда: шанаһан шуһан, эреэмэг, эльгэн, бөөрэ, хошхоног, ормог, другие виды, и конечно же вкусный бульон. Чтобы мясо хорошо переваривалось в желудке, ему дают тараг.









Заключение

Гостеприимство - один из показателей общинного сознания. Опыт гостеприимства богат и разнообразен, его необходимо изучать и обобщать. Этика приёма гостей основана на общечеловеческих правилах морали, на известном золотом правиле нравственности «относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Гостеприимство учит общению с разными людьми, воспитывает радушие, ограничивает эгоизм, эгоцентризм, воспитывает не только хозяина, но и гостя, настраивает их на взаимный интерес друг к другу, стимулирует изучение истории, культуры разных народов.
В ходе взаимных визитов постигался быт, традиции, обычаи, этикет соседей, ближних и дальних. Особенно развит был интерес к языку, традициям другого народа в многонациональных сёлах. Гостеприимный хозяин всегда стремился пригласить друзей на празднование каких-то важных событий для его семьи или традиционных народных праздников. На праздник приглашались не только близкие друзья, но и люди, случайно оказавшиеся в данном селении. Их встречали радостно, приглашали к застолью, дарили на память подарки, словом, старались создать для гостя праздничную, весёлую, душевную атмосферу.


В произведении бурятских писателей хорошо зарисовывается о гостеприимстве бурятского народа. В первую очередь гостей надо встречать хадаком, затем надо угостить молочной пищей, затем ставится мясные блюда. Каким образом принимать угощения для дорогих гостей. Прочитав произведение Ц-Б. Бадмаева «Будамшуугай орон нютагаар Сережын аяншалга» я узнала много о традициях и обычаях своего народа.





Список литературы:

1.Бадуева Е.Б. Цыдынжапов Г.Ц. «Бурятская кухня» Улан Удэ: Бур. книжн. изд.1991

2. Бадмаев Ц-Б.Б «Будамшуугай орон нютагаар Сережын»

3. Доржиев Б.Ш. О бурятских племенах и родах. Улан-Удэ; ВСГАКИ, 2003.

4. Михайлова.В.Т. Традиции бурятской кухни. Улан-Удэ, 2008.Сайт бурятского народа.

5. Цыдендамбаев Ч.Ц. «Талын аадар»

6. Эрдэни -Хайбзун Галшиев «Зерцало мудрости»







Рецензия


Работа Батомункуевой Даримы, ученицы 8 класса Могсохонской средней общеобразовательной школы, посвящена актуальной теме - традиционная пища бурят как элемент гостеприимства, которая рассматривала в произведениях бурятских писателей, которая таит в себе очень глубокий смысл традиции и обычаи гостеприимства бурятского народа.
Ученица сумела раскрыть значение гостеприимства и угощения национальными блюдами. Для достижения поставленной цели применила разные методы. Углубленное знакомство с литературой помогло раскрыть тему.

Работа выполнена грамотно. Стиль изложения выдерживает общие требования. Оформлена аккуратно, прилагается слайдовая презентация, соответствующая содержанию доклада. Сбор материала по сохранению традиций, изучение и обработка их становится одним из приоритетных направлений культурной политики республики. Думается, что многие фрагменты доклада могут быть успешно использованы учителями и учениками при проведении и подготовке уроков нравственности, на занятиях краеведческого кружка, на классных часах.



Рецензент: Бадмаева Дулма Будадармаевна

учитель бурятского языка и литературы



© 2010-2022