- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспект урока Симметрия и ассиметрия
Конспект урока Симметрия и ассиметрия
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зверева Е.Е. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
6 класс __________________
Тема «Передача симметрии и асимметрии в композиции».
Структура урока:
-
Вступительное слово учителя (5 минут).
-
Представление темы в виде презентации (15 минут).
-
Творческая работа (20 минут).
-
Подведение итогов.
-
Оценивание работ учеников (5 минут).
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие движения в пространстве, усвоение учащимися понятия «симметрия».
Развивающие: приобретение навыков работы с большими объемами информации;
Совершенствовать память и умение образного сравнения.
Воспитательные: воспитание чувства прекрасного; воспитание творчества.
Цели: построение симметричных и асимметричных композиций;
Развитие пространственного мышления.
Оборудование: презентация, репродукции
Ход урока:
1. Орг.момент. Проверка посещаемости и готовности к уроку.
2. Вступление. Сегодня наш разговор пойдет о построении симметричных и асимметричных композиций. Давайте вспомним такое симметрия и асимметрия. «Симметрия» - греческое слово, и означает в буквальном переводе - соразмерность.
«Асимметрия» - отсутствие соразмерности в композиции.
Симметрию изучают в философии, астрономии, математике, физике, химии, медицине и биологии.
Мы же рассмотрим это понятие с точки зрения ее художественной выразительности.
Симметрия в природе и жизни - это строение цветка, бабочки, орнамента, техники (самолет, вертолет…). Интересна объемная симметрия кристаллов, пространственных моделей атомов, молекул.
В изобразительном и декоративном искусстве симметрия является одним из средств создания гармоничной структуры произведения.
Но в разные исторические периоды отношение симметрии и асимметрии было неоднозначным. Асимметрические композиции часто бывают совершенны, как и симметричные.
Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики и современные.
Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Обратите внимание на знаменитую картину Рафаэля «Сикстинская мадонна».
Эта картина находится в картинной галерее в Дрездене.
Образ Марии - серьезно и печально смотрит она в даль. Ее благородный облик полон душевной чистоты и красоты.
Вот такое построение по законам симметрии позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.
Люди и предметы.
В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины.
Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например: симметрично устроены фигуры человека, снежинки и т. д.
Васнецовские « Богатыри».
«Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде- примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли где кого»- так объяснял сам художник содержание своей картины.
Картина особенно близка именно русскому человеку, понятны каждому, кому дорога свобода родной земли, кому близки образы ее защитников.
Здесь симметричная композиция устойчивая, левая и правая половины уравновешены.
В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуравновешенны. (Брейгель. Картина с охотниками).
Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на которой ясно видно, симметрично или асимметрично построена композиция.
Волшебные загадки.
Два кольца, два конца,
А посередине- гвоздик.
(Можно ли назвать ножницы симметричной фигурой? Почему?)
Хвост на дворе.
Нос в конуре.
Кто хвост повернет,
Тот и в дом войдет.
(Можно ли назвать ключ асимметричной фигурой? Почему?)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза.
Кто же это?......
(Можно ли назвать стрекозу насекомым, у которого имеется ось симметрии?)
Практическая работа.
Используя закон композиции симметрию нарисовать бабочку. Свободный выбор цветного материала.
Бабочка расправила крылья - и перед нами разноцветный орнамент из линий и пятен…
Подведение итогов работы, оценка рисунков учащихся.
Д.З.§6 рисунок бабочки дорисовать