- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Разработка урока в 3 классе по теме: «От хоровода до театра»
Разработка урока в 3 классе по теме: «От хоровода до театра»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Марочкина И.И. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
ЛИЦЕЙ № 32
Г. БЕЛГОРОДА
ОТКРЫТЫЙ УРОК
учителя изобразительного искусства
Марочкиной Ирины Ивановны
по теме: « От хоровода до театра»
г. Белгород
2007/2008 учебный год
Тема урока: «От хоровода до театра» (2 часа).
Тема коллективной работы: «Весёлый хоровод и пляски».
Форма работы: Совместно-индивидуальная.
Цели и задачи: Познакомить учащихся с историей возникновения театра. Создать коллективную работу «Весёлый хоровод и пляски».
Оборудование урока:
для учителя - шаблоны фигурок мальчика и девочки, мобильное наглядное пособие «Русские народные костюмы», рисунки с изображением народных костюмов, головных уборов, хоровода, карточки со словами «хоровод - пляска - скоморохи - вертеп - театр Петрушки - раёк - балаган - театральная хоромина - театр».
для учащихся - альбомный лист, цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей, фантики от конфет, карточки с понятиями из словаря русского языка под ред. Ожегова.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Основная часть урока. Вводная беседа.
Какой тусклый и однообразный был бы мир, не будь художника! Он создает в нашей жизни праздник, веселое сказочное зрелище. И где бы ни был - в цирке или на концерте, в театре, тебя встречает его веселое и высокое искусство! На прошлом уроке мы познакомились с одним из самых ярких зрелищ, одним из самых веселых - это цирк.
Сегодня наша задача поговорить об истории возникновения и развития театра.
На доску учитель вывешивает карточку со словом «ТЕАТР».
Какие театры у нас, в нашем городе есть?
Выслушиваются ответы детей.
Но сначала надо выяснить смысл слова «театр». Посмотрите в карточки, которые я вам подготовила, прочитайте определение этого слова.
Дети работают с карточками (приложение №4)
Ученик 1. Театр - род искусства, художественное отражение жизни посредством драматического действия, осуществляемого актерами перед зрителями.
Ученик 2. Театр - учреждение, организация, занимающиеся устройством представлений.
Ученик 3. Театр - здание, в котором происходит представление, а также само представление, спектакль.
Ученик 4. Театр - место, где происходит, развертывается что-либо.
Ученик 5. Театр - совокупность драматических произведений (писателя или литературной школы).
Ребята, надо сказать, что «театр» как учреждение, занимающееся устройством представлений, или здание для этих представлений появился совсем недавно. А что же можно назвать его «прародителем»?
Дети:- «Не знаем».
Дальним родственником современного театра является известный и в наши дни хоровод. Прочитаем объяснение этого слова.
Дети читают.
Хоровод - старинный массовый танец у славянских народов, сопровождаемый песнями и драматическим действием. (Цепь взявшихся за руки детей или взрослых, которые с песнями ходят вокруг чего-либо.)
Учитель вывешивает напечатанное слово «хоровод» на доску и показывает рисунок с изображением хоровода.
В старину на Руси популярным народным игрищем был хоровод. Он отражал очень многое, самые разные жизненные явления. Были хороводы любовные, военные, семейные, трудовые. Как вы это понимаете? Где и когда эти хороводы могли водиться?
Выслушиваются ответы детей.
-Любовные хороводы сопровождались определенными любовными песнями, обрядами.
-Трудовые хороводы водили в начале посевных работ, после уборки урожая.
Нам известно несколько разновидностей хоровода: круговой, который разыгрывали члены одной семьи, двухлинейный, который отражал столкновение двух групп, и однолинейный - вариант кругового хоровода. Основными были круговой и двухлинейный. Они сохранились и до сегодняшнего дня.
В хороводных игрищах были органически слиты хоровод и драматическое начало. Песни обычно отличались четким ритмом. Со временем хороводные игрища видоизменялись. Появились солисты-запевалы (корифеи) и лицедеи (актеры). Лицедеев было обычно не более трех. В то время, когда хор пел песню, они разыгрывали ее содержание. Существует мнение, что именно эти лицедеи и стали родоначальниками первых скоморохов.
Еще одна неотъемлемая часть народных игрищ и празднеств - русская пляска.
Посмотрите в карточки и найдите объяснение этого слова.
Пляска - народный танец, а также музыка к этому танцу. (Движения скачкообразные, подпрыгивающие, кругообразные.)
Пляска всегда была связана с песней. Именно это сочетание являлось одним из главных выразительных средств народного театра. С древних времен народная пляска была основана на удали соревнующихся партнеров с одной стороны, и слитности, плавности движений - с другой.
С появлением профессиональных актеров изменился и характер пляски. Профессиональные актеры назывались скоморохами. Кто это такие? Ответ найдите в словаре.
Скоморохи - странствующие актеры, бывшие одновременно певцами, плясунами, музыкантами, акробатами и т.д. и авторами большинства исполнявшихся ими драматических сценок.
Учитель показывает рисунки с изображением скоморохов.
Были скоморохи-плясуны, которые не только плясали, но и разыгрывали при помощи танца пантомимные представления, носившие чаще всего импровизированный характер. Появились танцовщицы-плясицы, обычно ими были жены скоморохов.
Итак, давайте ещё раз посмотрим, как развивался театр.
Учитель на доску вывешивает карточки со словами.
Хоровод - пляска - скоморохи - вертеп - театр Петрушки - раёк - балаган-
театральная хоромина - театр
Вот такой долгий путь от хоровода до тетра.
Что означает каждое слово, какое это имеет отношение к театру, об этом мы поговорим на последующих уроках.
III. Работа над заданием.
Итак: мы создадим хоровод, одев в костюмы наших актеров.
1 ряд - хоровод круговой;
2 ряд - хоровод двухлинейный;
3 ряд - пляска, игрище, гулянье, где героем часто был дрессированный
медведь.
Последовательность работы:
- Сложи альбомный лист пополам, у сгиба обведи шаблон фигурки и вырежи силуэт;
- Верхние половинки силуэта (голова и руки) склей, чтобы фигурка приобрела устойчивость;
- Затем из цветной бумаги и фантиков от конфет собери народный костюм для своей фигурки;
- Нарисуй лицо фломастером, приклей косу девочке, головной убор. Фигурка готова.
По рядам выполни поставленную задачу:
1 ряд - вокруг ёлки соберите круговой хоровод, чередуя мальчиков и девочек;
2 ряд - соберите двухлинейный хоровод «Мальчики танцуют напротив девочек»;
3 ряд - пляска, гулянье, народные игрища с медведем.
IV. Итоги урока.
Каждый ряд защищает свою коллективную работу, доказывая какой хоровод они хотели изобразить.
Анализируя итоговые коллективные работы, сделанные на каждом ряду, учащиеся оценивают их по двум основным параметрам - красота народного костюма и аккуратность работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Шаблоны для фигурок мальчика и девочки
(вырезать из картона)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Порядок работы с шаблонами
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
«Круговой хоровод»
«Линейный хоровод»
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
«Медведь и скоморохи»
«Народные игрища с медведем, гулянье»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Что такое театр?
Театр - род искусства, художественное отражение жизни посредством драматического действия, осуществляемого актерами перед зрителями.
Театр - учреждение, организация, занимающаяся устройством представлений.
Театр - здание, в котором происходит представление, а также само представление, спектакль.
Театр - место, где происходит, развертывается что-либо.
Театр - совокупность драматических произведений (писателя или литературной школы).
Хоровод - старинный массовый танец у славянских народов, сопровождаемый песнями и драматическим действием. (Цепь взявшихся за руки детей или взрослых, которые с песнями ходят вокруг чего-либо.)
Пляска - народный танец, а также музыка к этому танцу. (Движения скачкообразные, подпрыгивающие, кругообразные.)
Скоморохи - странствующие актеры, бывшие одновременно певцами, плясунами, музыкантами, акробатами и т.д. и авторами большинства исполнявшихся ими драматических сценок.