Реферат на тему «Возможность использования персонального компьютера на уроках ИЗО»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реферат на тему «Возможность использования персонального компьютера на уроках ИЗО»

Реферат на тему «Возможность использования персонального компьютера на уроках ИЗО»

РЕФЕРАТ на тему

«Возможность использования персонального компьютера на уроках»

В концепции модернизации российского образования одной из главных задач выдвигается задача обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В условиях решения этой стратегической задачи важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Методические инновации в современном образовании связаны с применением интерактивных методов обучения, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, где учебный процесс организован таким образом, что все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

Наиболее эффективными являются интерактивные уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), которые позволяют раскрыть педагогические, дидактические функции метода и реализовать вариативность, дифференциацию и индивидуализацию обучения и воспитания. Внедрение новых моделей учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу учащихся, коллективную форму обучения, формирует необходимые навыки для деятельностного подхода в обучении. В диалоге со своими учениками учитель развивает у ребят умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим. Применение ИКТ в учебном процессе позволяет учителю и учащимся выстраивать индивидуальную и коллективную траекторию обучения на уроке и во внеаудиторных формах постижения искусства, потому что:

  • ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования;

  • широкое применение ИКТ на уроке ИЗО создает условия для повышения доступности образования и самообразования;

  • изучение и применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить учащимся навыки по освоению художественных материалов через проектную деятельность, а в дальнейшем для жизни и работы в современном обществе;

  • создание мультимедийных уроков развивает познавательную активность и творческий потенциал учащихся, повышает статус предмета.

Специфика урока ИЗО наглядно демонстрирует необходимость использования ИКТ для восприятия различных явлений жизни и памятников культуры, что дает возможность увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки, виртуально посетить любой музей мира, разработать интерактивное путешествие в культуры древности и современности.

ИКТ позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, например, погружая их в определенную игровую ситуацию. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. В функциях учителя компьютер представлен как источник учебной информации, наглядное пособие с возможностями мультимедиа, индивидуальное информационное пространство, средство диагностики и контроля.

Использование ИКТ помогает учителю ИЗО сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным с учетом индивидуальных особенностей учащихся всего класса. Погрузив ребят в поисковую деятельность, ИКТ позволяет разнообразить самостоятельную работу учащихся и увеличить объем выполненных на уроке творческих заданий. Прямо на уроке школьники способны оценить свои способности и знания, а учитель получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. Таким образом, благодаря применению эффективных технологий, форм и методов обучения, учитель формирует универсальные учебные действия и стимулирует свой профессиональный рост.

Использование ИКТ значительно повышает мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия видов работы. Получение знаний в увлекательной и визуализированной форме дает шанс каждому на уроке стать успешным и получить радость от интереснейшего процесса познания.

Для эффективного использования электронных образовательных ресурсов и ИКТ в изучении искусства нужны необходимые условия. Главное - убежденность учителя в необходимости совершенствования своей профессиональной информационно-коммуникационной компетентности. Готовность учителя к созданию электронной базы кабинета ИЗО к разработке системы уроков по - ИЗО (компьютерные презентации, интерактивные схемы и путешествия, зрительный ряд произведений искусства разных стилей и исторических эпох, система тестирования и оценивания на итоговых занятиях), к мониторингу успеваемости и качества знаний по ИЗО, к использованию ЭОР, Интернет-ресурсов при подготовке и проведении уроков дает возможность высокой мотивации, развития познавательной активности и творческого потенциала, повышения самооценки каждого ученика на уроке. Рекомендуется использовать следующие типы уроков с использованием ИКТ.

Урок с мультимедийной поддержкой.

На уроках ИЗО учителя используют мультимедиа для усиления обучающего эффекта, для наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала. Проектируя урок, необходимо продумать последовательность технологических операций, способы подачи информации на большой экран и типы заданий для учащихся.

Если урок предполагает изучение нового материала, предъявления новой информации, то, скорее всего, учащиеся разделятся на пары или группы для составления визитной карточки культурной эпохи, образа художника, а, возможно, и таблицы новых имен и названий. На заключительных уроках, где нужно закрепить пройденный художественный материал и отработать учебные умения по анализу произведения, технологии восприятия художественного явления, востребовано мультимедийное сопровождение с творческими заданиями, викторинами, виртуальными путешествиями, кроссвордами, слайд шоу, аудиоинформацией.

Задача учителя ИЗО состоит в совершенствовании способов подачи и систематизации художественного материала, а также системы оценивания достижений школьников с учетом индивидуальных возможностей.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, можно сэкономить до 30% учебного времени, обеспечить положительный эмоциональный фон, успешность каждого на уроке и получить 100% успеваемость по предмету.

При изложении учебного материала учителя ИЗО используют готовые программные средства или самостоятельно созданные презентации, что также дает возможность повысить эффективность процесса обучения. Создание и использование презентаций, электронных фотоальбомов, виртуальных экскурсий помогает учителю развить интерес не только к предмету, но и к созданию ученических презентаций.

Благодаря мультимедиа на уроках ИЗО, возможен анализ и сопоставление произведений различных видов искусства, диалог работ разных художников, архитекторов, скульпторов. Мультимедийное сопровождение позволяет просмотреть фрагмент фильма, прослушать аудиозаписи.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Урок с использованием блок схем

Перед учителем ИЗО часто встает задача так отобрать и оформить материал, чтобы ученики могли систематизировать пройденное и опираться на него, изучая и сопоставляя новую культуру или имя в искусстве. В практике учителей ИЗО есть опыт разработки тематических блок-схем по разделам программы. Особенно удобны блок-схемы для работы на вводных и обобщающих уроках. Помимо удобства для быстрого повторения, они помогают учащимся скорректировать их собственные записи на уроках, уточнить формулировки, осознать связи, запомнить зрительные образы и символы.

Например, блок-схема «Виды искусств» помогает детям усвоить основную терминологию ИЗО при первом знакомстве с предметом, а блок-схема «Искусство эпохи Возрождения» наглядно показывает этапы Возрождения и основных представителей культуры. Интерактивная схема «Древнеегипетский храм» отражает план храма, представляющий основные помещения и их краткие характеристики. При подведении курсора к поясняющим надписям (например, Святилище) выделяются определённые части схемы. Такое пособие можно использовать и при опросе. В этом случае ученик сначала показывает соответствующую часть храма, а потом проверяет свой ответ.

Для работы с разными группами учащихся разрабатываются блок-схемы по различным культурам. Например, интерактивная схема готического храма, на которой представлены основные элементы храма, а также фотографии с реальными примерами из существующих памятников архитектур; интерактивная схема Акрополя, на которой можно выделить и рассмотреть отдельные объекты ансамбля; интерактивный план Древнего Рима, на котором показаны наиболее важные строения древнего города.

Урок с использование медиатеки.

Современные информационно-коммуникационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки в школьной библиотеке или в кабинете ИЗО. Используя возможности компьютера, прикладных обучающих программ и приложений, учитель формирует собственные средства обучения (компьютерные презентации и образовательные проекты). Ресурсы медиатеки позволяют обогатить уроки интересными заданиями, способствующими повышению интереса учащихся к изучаемым темам по ИЗО.

Урок с компьютерной поддержкой.

Урок с компьютерной поддержкой - это несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.

Изложение нового материала иногда требует его самостоятельного постижения, работы в группах или освоение через ролевую игру. Создавая проблемную ситуацию, учитель на уроке помогает учащимся самостоятельно находить ответы или подтверждение своим теориям через сеть Интернет или игровые программы по искусству: «Трехмерное интерактивное путешествие по Московскому Кремлю», «Учимся понимать архитектуру», «Прогулки по Лувру».

Другой путь включения ИКТ применим на практике, если учебный материал является сложным и, чтобы сделать учащихся активными участниками получения новой информации, учитель предлагает следующие задания: оживить материал с помощью иллюстрированного ряда. Закрепление материала с помощью информационно-коммуникативных технологий стимулирует мыслительную активность учащихся, заставляет их творчески осмысливать новый материал. Например, подобрать к уже изученному материалу эпиграф - составить интервью с художником, скульптором; подобрать литературные произведения к картинам; подобрать иллюстрированный материал на тему определенного эмоционального состояния, возникшего в ходе изучения.

Урок по контролю знаний учащихся с использованием ИКТ.

С целью промежуточного, итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения по ИЗО используются викторины, игры: «Древо знаний», «Шапка вопросов». Широко используются творческие задания: «Найди ошибку», «Расшифруй композицию», «Что лишнее в кадре?», заполни пустые клетки таблицы, соотнеси художников и картины, имена и стили, памятники культуры и страны, архитектурные элементы и здания, сочини пять вопросов к уроку по пройденной теме, добавь недостающие элементы в картине, создай путеводитель по культуре, творческий альбом путешественника, интерактивную схему-карту города-памятника.

Урок с использованием компьютерных контрольно-обучающих тестов.

Тестирование на компьютере не может служить основным способом учёта успехов по предмету ИЗО, но может выступать как промежуточный или вспомогательный способ контроля, что вполне эффективно. В копилке у каждого учителя ИЗО есть пакет контрольно-обучающих тестов по разделам программы и по блокам тем. Эта работа тоже может стать увлекательным занятием, если сами учащиеся проводят самоконтроль, подводят итоги и подсчет баллов.

Рекомендуется работа а) в паре: двое учеников обмениваются тетрадями и фиксируют результаты своего одноклассника; б) группы экспертов, которые ведут подсчет баллов во время турнира.

Урок с использованием обучающих компьютерных программ.

Огромную помощь в конструировании сценариев уроков ИЗО оказывают обучающие компьютерные программы по искусству. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музеям, путешествовать по странам и эпохам, знакомиться с образцами искусства, с разнообразными стилями.

Урок с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства. Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приёмов в работе учителя. При этом компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью «управления» процессами, схемами, подвижными графиками - дополнительное средство развития образного мышления.

ЭОР по предмету «Мировая художественная культура» от первобытной культуры до культуры XX века и культура стран Востока Л.Л. Рапацкой знакомы учителям много лет и стали хорошим помощником в работе.

На этапе подготовки к уроку необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации может оказать каталог образовательных ресурсов по искусству, размещенный во всемирной сети Интернет.

В процессе подготовки к урокам учитель использует: ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/). Федерального центра образовательных ресурсов (fcior.edu.ru/), ряда федеральных общеобразовательных порталов, (например, school.edu.ru/).

В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/) имеется несколько рубрик: «Наборы цифровых ресурсов к учебникам», «Инновационные учебные материалы», «Коллекции», «Инструменты учебной деятельности» и др. При этом можно самостоятельно подобрать множество ресурсов, если воспользоваться возможностями рубрик «Коллекции», «Культурно-историческое наследие» и «Тематические коллекции».

ЭОР необходимые для организации учебного процесса в цифровой форме включают: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, ролевые игры, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловую графику, текстовые документы и иные учебные материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника.

Урок по организации исследовательской практики учащихся с помощью компьютерных технологий на уроках искусства.

Каждый учитель заинтересован в том, чтобы наиболее эффективно использовать современные информационные технологии на уроке. В проектной и исследовательской деятельности учащихся учитель не ограничивает их творческую самостоятельность. Выполняя художественные проекты, школьники учатся работать с культурными текстами разных эпох, описывать и сравнивать культурные явления, детально изучаются художественные направления и произведения искусства. Важно формировать интерес учащихся к исследовательской работе. Обычную тему необходимо превратить в проблему, для того, чтобы ученику интересно было ею заниматься. Часто можно получить интересную тему, сопоставив различные произведения искусства (например, «Сикстинскую мадонну» Рафаэля и «Петроградскую мадонну» К. Петрова-Водкина).

Тема творческого мультимедийного проекта должна вызывать живой интерес участников проекта. Возможен вариант, когда класс разбивается на несколько групп, и каждая из групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы. После выполнения проекта проходит его защита: каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам. В ходе работы над проектом школьникам приходится переработать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе. Они настолько увлекаются изучаемой темой, что осваивают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения при оформлении результатов работы на компьютере в виде презентации.

Использование информационно-коммуникационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей искусству и приводит к целому ряду положительных результатов:

  • положительная мотивация на уроках ИЗО с применением компьютерных технологий, создание условий для получения учебной информации из различных источников;

  • обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;

  • умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их использовать в учебном процессе;

  • владение организацией промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ;

  • повышение уровня использования наглядности на уроке.

Применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями. Таким образом, каждый учитель, используя компьютерные технологии в преподавании предметов искусства, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности.

Рекомендуемая литература

1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации Образования на пути преодоления кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - №3

2. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации/ Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». - Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». -2003. -с. 68-70.

3. Бойко Г.М., Дубровская Е.Н. Инновационные технологии, диагностика и управление в условиях информатизации //Образовательные технологии: Межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж, 2000.
С. 124-128.

4. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности старшеклассников: управленческий аспект: Монография.-М.:АПКиППРО,2006.

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Лабиринт, 2008. -352 с.

  2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. -М: Академия, 2008. - 272 с.

  3. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2003. - № 2.

  4. Примерные программы по учебным предметам. Искусство. - М.: Просвещение, 2010. - 48 с. (Стандарты второго поколения).

9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под ред. А.Г. Асмолова. -
М.: Просвещение, 2010. - 159 с.


© 2010-2022