Технологическая карта конструирования урока Батыево нашествие на Русь. (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта конструирования урока "Батыево нашествие на Русь".

Мартынова Наталья Витальевна,

учитель истории и обществознания

МОКУ «Вознесеновская СОШ имени И.В.Гермашева»


история

Класс

6

Тип урока

проблемный урок, урок-исследование.

Тема урока

"Батыево нашествие на Русь"

Основные задачи урока

-показать взаимосвязь между раздробленностью Руси и завоеваниями монголов;

-подчеркнуть мужество и героизм русских людей в борьбе с монгольскими завоевателями;

-продолжить формировать умения работать в группах (парах), оценивать результаты деятельности своей и одноклассников.

Предметных

Метапредметных

личностных

- показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар;

-описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар;

- выявлять особенности и цели монгольского государства; раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей;

- уметь показывать на карте направления главных ударов монголов и места решающих битв.;

- излагать суждения о причинах поражения русских княжеств в ходе монгольского нашествия.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместном сотрудничестве; задают вопросы, необходимые для организации совместной деятельности

Дать оценку и выразить свое отношение к трагической и героической эпохе; объяснять поведение людей с точки зрения исторической обусловленности.

Сформировать чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины, воспитывать негативное отношения к войне.


Метапредметные связи: литература

Необходимое оборудование к уроку: • карта: Русские княжества и земли в конце XII - XIII века; Монгольское нашествие на Русь в XIII веке.

• учебник "История России", часть 2 под редакцией академика РАН А.В.Торкунова,

§16, стр. 12-19, "Просвещение" 2016г.;

Методы работы: проблемное изложение , частично- поисковый, наглядный, словесный.

Основные понятия изучаемые в теме: Нашествие, ордынское иго, стан, фураж




ная, психологи

ческая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.



Беседа по картам

учебника



Беседа по картам

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку цели и постановку цели урока.

Эпиграф к уроку:

Россия! В дни Батыя.

Кто, кто монгольскому потопу

Возвел плотину, как не ты?

Чья в напряженной воле, шея,

За плату рабства спасла Европу

От Чингисхановой пяты?

В. Брюсов «Россия».

Организует беседу по проблемному вопросу.

Назовите период истории Древнерусского государства, который мы изучаем.

- Каким было государство в этот период?

- В чем опасность раздробленности для жителей отдельных русских земель и Руси в целом? Приведите примеры.

Работа с картой : Русские княжества и земли в конце XII - XIII века

Сформулируйте тему и

цель нашего урока?

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Фронтальная работа

Личностные : понимают необходимость учения и проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

Актуализация знаний

Просмотр фрагмента (до середины серии) фильма по историческому произведению Н.М.Карамзина "История государства Российского" (71 серия)

Организует беседу на повторение

- С каким государством на прошлом уроке мы познакомились? Покажите на карте.

Карта «Монгольские завоевания в 13 веке»в презентации

Вопросы по просмотренному фрагменту фильма:

- Какую роль в истории монгольских племён сыграл Чингисхан?

- Что стало причиной монгольских завоеваний?

- В чём состояли причины военных успехов Чингисхана?

- Когда и где встретились на поле битвы русские воины с монголами? Назовите причины поражения русских князей.

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают,

определяют период феодальной раздробленности и называют отрицательные черты данного периода ( снижение обороноспособности страны)

Фронтальная работа




Познавательные:

осуществляют анализ слов из текста летописи с целью выделения признаков; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

высказывают собственное мнение;

слушают друг друга; строят понятные речевые высказывания.

Изучение нового материала

1. Сообщение учителя. Создание проблемной ситуации

- Какое завещание оставил Чингисхан своим потомкам?

- Через какое государство лежит путь в Европу?

- Какие княжества могли подвергнуться нападению монголов в первую очередь?

- Кто возглавил поход на Русь?

Назовите тему урока: "Батыево нашествие на Русь"

Определите цель нашего урока:

- познакомиться с монголо-татарским нашествием на Русь;

- выяснить причин поражения русских городов.(3 слайд)

И в течение урока постараемся ответить на вопрос:

Проблемный вопрос: Почему, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли?

Участвуют в диалоге, формулируют ответы, вспоминают других кочевников, вторгавшихся на территорию Древней Руси.

Фронтальная работа.

Познавательные: осознанно строят речевые высказывания в устной форме, устанавливают причинно- следственные связи событий и явлений.

Личностные:

проявляют положительное отношение к учебной деятельности

Регулятивные :ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено , и того, что еще неизвестно; принимают и сохраняют учебную задачу.

2.Рассказ учителя..

Сегодня мы с вами проведем мини - исследования, работая в группах.

Рассказ учителя: После смерти Чингисхана монголов возглавил его внук Батый и в 1237 году подошел к границам Руси.

"... Был страшный век, когда монголы на Русь лавиною пошли.

В осенний день по степи голой, топча сухие ковыли...

Так шла чудовищным потоком, на Русь монгольская орда.

В одном стремление жестоком - сжигать и грабить города..."

- Чем дальше продвигались враги, тем больше сопротивления они получали. Русские люди видели жестокость врага, не хотели ему покоряться. Страшное зрелище представляла собою Русь. Груды обгорелых развалин вместо городов и сел, поля заросшие сорняком, кости не погребенных людей. Пустая, голая земля.

2.Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

2.Фронтальная работа

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителя. Личностные:

проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

3. Работа с историческими документами. Групповая работа. Беседа. Рассказ учителя.

Определение по карте учебника

основных направлений движения войск Батыя.

3 О героическом сопротивлении русских городов вы узнаете, выполнив следующие задания:

(Работа ведется в группах, группы определяет учитель до начала урока.)

Запись в тетрадь

1237 - 1238 гг. - нашествие хана Батыя на Северо - Восточную Русь.

1239 - 1240 гг. - нашествие хана Батыя на Южную Русь.

Задание для 1 группы:

Прочитать в учебнике § 16 стр. 12 - 13 пункт 1 "Вторжение в Рязанскую землю". Заполнить пропуски в тексте и по иллюстрации в учебнике стр. 14 рассказать о штурме города Владимира:

Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань. В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Всеволодович попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством Евпатия Коловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.

Задание для 2 группы:

Прочитать в учебнике пункт 2 стр.14 - 15 "Разгром Владимирского княжества".

Найти ошибки в тексте:

Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1235 (1238) года подошел к Новгороду (Владимиру). При штурме города применялись стенобитные орудия и камнеметные машины. Монголы ворвались в город 8 марта

(7 февраля). Жители города попытались укрыться в Успенском соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич (Всеволодович) попытался собрать войско нареке Калке (Сить), но недооценил противника и был разбит в марте 1239 (1238) года.

Задание для 3 группы:

Прочитать в учебнике пункт 4 на стр. 15 - 17 и заполнить хронологическую таблицу: «Нашествие на юго-западную Русь и центральную Европу»

Физминутка

3. Знакомятся с историческими документами, текстом учебника, аргументировано отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Готовят индивидуальные сообщения о героической обороне Торжка и Козельска, Киева.

Определяют основные направления движения монголо-татарских войск.

3. Групповая работа. Индивидуальная работа.

Коммуникативные:

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации , устанавливают причинно- следственные связи.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

4. Работа с историческими документами.

4. Задание юным исследователям

1 ученик - прочитать пункт 3 "Поход на Новгород" стр.15 рассказать об осаде города Козельска, ответить на вопрос: "Почему Батый назвал город Козельск - злым городом?", найти город на карте в атласе.

2 ученик - работа с историческим документом "Повесть о разорении Рязани Батыем" - Евпатий Коловрат, прочитать документ, ответить на вопрос: Прочитайте извлечение из исторического документа «Повесть о разорении Рязани Батыем» на странице 130 учебника и ответьте на вопросы: Почему народная память сохранила имя Евпатия Коловрата? Почему выделили именно его среди защитников русских земель? Какие чувства у вас вызывает героизм Евпатия Коловрата»


4. Знакомятся с историческими документами, текстом учебника, аргументировано отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Готовят индивидуальные сообщения о героической обороне Новгорода и Козельска, Рязани.

4.Индивидуальная работа.

Коммуникативные:

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации , устанавливают причинно- следственные связи.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

5. Контрольно-оценочный этап

5.В ходе проверки выполненных заданий обучающиеся находят на карте захваченные города - пламя, остальные находят этот город у себя в атласе. (5 - 8 слайды)

Новые слова (записать в тетрадь)

Стан - лагерь.

Фураж - корм для лошадей, скота.

Особое внимание уделить проверке индивидуального задания:

1. Жители города Козельска защищали свой город до конца, т.к. они горячо любили свой город, свою малую Родину. Они проявили героизм, патриотизм, мужество, непоколебимую силу воли, сражаясь плечом к плечу с защитниками города. (9 слайд)

2. Подвиг Евпатия Коловрата, на примере которого воспитывались многие поколения русских людей, стал образцом воинской доблести, мужества, героизма и беззаветного служения своему Отечеству и народу. Ему поставлен памятник в городе Рязани. (10 слайд)

Вывод:

Геройски защищались русские города.

- 6 дней продержалась под натиском татар Рязань,

10 дней - Владимир, а маленький Козельск держал орду под своими стенами 50 дней!

3 месяца мужественно сражались киевляне.

А если бы такую сплоченность проявили русские князья, смогли бы татары победить Русь? (ответы учеников

5.В ходе проверки выполненных заданий обучающиеся находят на карте захваченные города.

Записывают новые слова.

Фронтальная работа

Коммуникативные: выражают свою позицию по обсуждаемому вопросу.

Познавательные : структурируют знания, извлекают необходимую информацию из услышанного, строят логическую цепочку рассуждений. Личностные: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

Первичное осмысление и закрепление изученного

6. Беседа по проблемному вопросу : «Почему, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли?

- Попробуйте назвать сильные стороны татар. (показ) и слабые стороны русских (показ)

6.Организует беседу, помогает учащимся ответить на данный вопрос, обобщает результаты.

Сильные стороны татар:

1. Численное превосходство;

2. Железная дисциплина, наступательная тактика, разведка;

3. Военно-тактическое превосходство.

Слабые стороны Руси

1. Феодальная раздробленность;

2. Отсутствие единой армии;

3. Техническая отсталость русских дружин.

Притча о венике

После походов Батыя на Руси установилось иго монголо-татар.

6. Участвуют в диалоге и аргументировано отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

6.Фронтальная работа

Коммуникативные: выражают свою позицию по обсуждаемому вопросу.

Познавательные : структурируют знания, извлекают необходимую информацию из услышанного, строят логическую цепочку рассуждений. Личностные: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

Итоги урока. Рефлексия

7.Обобщение полученных на уроке сведений. Анализ слайдов мультимедий-

ной презентации

7.Организация беседы

«Можно ли назвать 1237-1240 гг временем трагическим и героическим?».

Рефлексия.

А теперь я хочу, чтобы вы поделились впечатлениями от урока. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы:

Меня поразило…..

Я узнал…..

Мне было интересно…..

Я восхищался…..

7.Отвечают на вопросы. Работают по мультимедийной презентации.

Оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке.

7.Фронтальная работа

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают их.

Домашнее задание

Учебник

103-112. Индивидуаль

ное задание

1 уровень на "3" - работа с контурной картой стр. 11 задание 4 - подчеркните красным цветом названия городов, сожженных монголами в ходе походов хана Батыя.

2 уровень на "4" - изучите документ в учебнике стр. 18 "Летопись о взятии монголами Киева", ответьте на вопросы 2 - 3 к документу

3 уровень на "5" - рабочая тетрадь стр. 10 задание 3 - рассмотрите миниатюру из летописи "Штурм монголами Козельска" (стр. 15 учебника). Найдите на миниатюре монгольских воинов; защитников города и ответьте на вопросы.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа.

Приложение 1.

Задание для 1 группы:

Прочитать в учебнике § 16 стр. 12 - 13 пункт 1 "Вторжение в Рязанскую землю". Заполнить пропуски в тексте и по иллюстрации в учебнике стр. 14 рассказать о штурме города Владимира:

Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань. В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Всеволодович попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством Евпатия Коловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.

Задание для 2 группы:

Прочитать в учебнике пункт 2 стр.14 - 15 "Разгром Владимирского княжества".

Найти ошибки в тексте:

Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1235 (1238) года подошел к Новгороду (Владимиру). При штурме города применялись стенобитные орудия и камнеметные машины. Монголы ворвались в город 8 марта

(7 февраля). Жители города попытались укрыться в Успенском соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич (Всеволодович) попытался собрать войско нареке Калке (Сить), но недооценил противника и был разбит в марте 1239 (1238) года.

Задание для 3 группы:

Прочитать в учебнике пункт 4 на стр. 15 - 17 и заполнить хронологическую таблицу: «Нашествие на юго-западную Русь и центральную Европу»

Приложение2.

«Притча о венике»

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался - ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

- Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.

Приложение 3.

Домашнее задание

1 уровень на "3" - работа с контурной картой стр. 11 задание 4 - подчеркните красным цветом названия городов, сожженных монголами в ходе походов хана Батыя.

2 уровень на "4" - изучите документ в учебнике стр. 18 "Летопись о взятии монголами Киева", ответьте на вопросы 2 - 3 к документу

3 уровень на "5" - рабочая тетрадь стр. 10 задание 3 - рассмотрите миниатюру из летописи "Штурм монголами Козельска" (стр. 15 учебника). Найдите на миниатюре монгольских воинов; защитников города и ответьте на вопросы.


© 2010-2022