Рабочая программа факультатива по обществознанию 10-11 класс

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа факультатива по обществознанию 10-11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение


средняя школа№3


«Рекомендована к использованию»

РуководительУМК предметов общественно-ноучного цикла

«Согласовано»

Заместитель директора поУВР


«Утверждено»

Директор

МАОУСШ №3

/Е.Н. Гордеева/ /Е.Г. Бердникова/ /Е.И. Балашова /

Ф.И.О.

Ф.И.О.,дата


Ф.И.О.

Протокол№1,___2016 г. Протокол методсовета №1, ___2016 г. Приказ№__, 26.08.2016 г.







Рабочая программа

предметная область: общественно-научные предметы

факультатив: обществознание

классы: 10-11 классы



Разработчик программы:

Чунакова Елена Николаевна, учитель истории

первой квалификационной категории









р.п. Ильиногорск,2016

Пояснительная записка к рабочей программе

факультативного курса « Философия: теория и история»

для 10,11 классов

Программа по обществознанию составлена на основе программы Н.А.Чепурновой. Философия: теория и история. Сборник программ элективных курсов образовательной области «Обществознание». НИРО,2010.

Учебник : .И.Аверьянов. Введение в философию. М.»Экзамен» 2007.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Данная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика факультативного курса

Содержание факультативного курса Философия: теория и история представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: мировоззренческие концепции философов об обществе в целом, человеке в обществе, познании, экономической сфере, социальной сфере, политике, нравственности.. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Цели

Изучение основ философии в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

-развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

-овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

- формулирование полученных результатов;

- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать

основные этапы развития философской мысли

место и роль человека в системе общественных отношений;

· тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

· необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

· особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

· характеризовать

основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

· анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

· объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

· раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

· осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

· оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

· формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

· подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

·применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

· совершенствования собственной познавательной деятельности;

· критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

· решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

· ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

· предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

· оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

· осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.




Учебно-тематическое планирование факультативного курса

Философия: теория и история

10 класс


Планирование составлено на основании программы Н.А.Чепурновой. Философия: теория и история 10-11 класс. Сборник программ и элективных курсов образовательной области «Обществознание». НИРО


Дата

проведе

ния

Дата

коррек-

тировки

№ п/п

Название темы, раздела

Кол-во часов




Введение

1

Раздел 1.Общая теория философии

17

Тема 1.Онтология как учение о бытие

5

1

Онтология как философская дисциплина

1

2

Субстанция и её атрибуты

1

3,4

Движение как способ существования материи

2

5

Понятие материального и идеального

1


Тема 2. Гносеология как учение о познании

6

6

Проблема сознания в философии и науке

1

7

Сознание и познание

1

8,9

Субъект и объект познания

2

10,11

Проблемы истины. Истина и ложь

2


Тема 3.Человек и общество в философии

5

12

Философская антропология как учение о человеке

1

13

Социальное и биосоциальное в человеке

1

14

Социальная форма движения материи

1

15

Философия истории

1

16

Личность как субъект исторического процесса

1

17

Обобщение материала .Тестовый срез

1

Раздел 2.История развития мировой философии

17


Тема 4. Рождение философии: Древний восток и Древняя Греция

8

18

Ведийская предфилософия

1

19

Философия буддизма

1

20

Особенности древнекитайской философии

1

21

Учение Конфуция о человеке. Учение даосов о познании

1

22

Особенности древнегреческой мифологии

1

23

Предмет философия в трактовке Сократа

1

24

Социальный утопизм Платона.Философия Аристотеля

1

25

Культура эпохи эллинизма

1

Тема 5.Средневековая философия

3

26

Основные положения христианской философии

1

27

Возникновение монотеистической религии ислама и её распространение

1

28

Ибн -Руш - один из глубочайших философов Средневековья

1

Тема 6. Философия эпохи Возрождения

3

29

Понятие «возрождение» и «гуманизм»

1

30

Концепция человеческой природы и роль интереса и роль интереса в индивидуальной и общественной жизни

1

31

Критицизм.

1

32

Утопические взгляды эпохи Возрождения

1

33

Обобщение материала .Тестовый срез

1


Резерв времени

1

Всего за год

35 часов


Учебно-тематическое планирование факультативного курса

Философия: теория и история

11 класс


Планирование составлено на основании программы Н.А.Чепурновой. Философия: теория и история 10-11 класс. Сборник программ и элективных курсов образовательной области «Обществознание». НИРО


Дата

проведе

ния

Дата

коррек-

тировки

№ п/п

Название темы, раздела

Кол-во часов

Раздел 2.История развития мировой философии

16

Тема 7.Философия Нового времени

7

1

Деизм и пантеизм как главные направления философской мысли

1

2

Философия Френсиса Бэкона и Рене Декарта

1

3

Философия Томаса Гоббса, Бенедикта Спинозы, Джона Локка.

1

4

Просвещение как эпоха европейской культуры и его всемирно-историческое значение.

1

5

Французские просветители.

1

6

Место немецкой классической философии в истории мировой философской мысли. Иммануил Кант.

1

7

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

1

Тема 8.Философская мысль XIX века

5

8

Взгляды А. Шопенгауэра

1

9

Карл Маркс и Фридрих Энгельс

1

10

Позитивизм как философия индустриального общества.

1

11

«Философия жизни». Фридрих Ницше

1

12

А.Бергман и О.Шпенглер

1

Тема 9.Развитие философии в XX веке

3

13

М. Хайдеггер

1

14

Экзистенциализм К.Ясперса, Ж.-П.Сартра, А.Камю.

1

15

Аналитическая философия

1

16

Урок повторения и обобщения

1

Раздел 3.История русской философии

17

Тема 10. Философские идеи Древней Руси

2

17

Принятие христианства как предпосылка становления древнерусский философской мысли. Воззрения митрополита Иллариона, Нестора, Владимира Мономаха

1

18

Социально-этическая мысль Московского княжества. «Москва- третий Рим». Домострой.

1

Тема 11. Философия России XVIII века

3

19

«Духовная дружина Петра 1»: В.Н.Татищев, Ф.Прокопович, А.Д.Кантемир.

1

20

Философские взгляды М.В.Ломоносова

1

21

Философская антропология А.Н.Радищева

1

22

Тема 12. Философия славянофилов

1

23

Тема 13. Философия П.Я.Чаадаева

1

24

Тема 14. Философия П.Я.Чаадаева

1

Тема 15. Философия народников и анархистов

2

25

П.Л.Лавров. М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин

1

26

Н.Г.Чернышевский

1

Тема 16. Русская философия на рубеже XIX- XX веков

4

27

Работа Н.Я.Данилевского «Россия и Европа». Идейная эволюция К.Н.Леонтьева

1

28

Три периода творчества и три составные части учения Вл.Соловьева. Христианский экзистенциализм Н.А. Бердяева

1

29

Философия «Общего дела» Н.Ф.Федорова. К.Э.Циолковский и его «космическая философия»

1

30

Ноосфера В.И. Вернадского

1

31

Тема 17. Развитие советской философии

1

32

Тема 18. Современная российская философия: основные подходы и тенденции развития

1

33

Урок повторения и обобщения

1

34

Резервное время

1

35

Резервное время

1



© 2010-2022