- Преподавателю
- История
- Статья Применение дебатных технологий на уроках истории
Статья Применение дебатных технологий на уроках истории
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Саду А.М. |
Дата | 06.01.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Саду Асия Мухтаровна
Республика Казахстан
Северо-Казахстанская область
г.Петропавловск
Применение дебатных технологий на уроках истории
Я пришел сюда спорить,
чтобы научиться мыслить.
Л.Ф. Лосев
В условиях современной действительности институты образования столкнулись с необходимостью разработки программы адаптации молодежи к жизни в новом обществе, формирования у выпускников личностных качеств, которые позволили бы им быть созидателями демократического общества и реализовать свои возможности в нем. Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным, развивающим технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном обществе.
Одной из таких технологий является технология «Дебаты».
Дебаты берут свое начало из Древней Греции, где они являлись неотъемлемым элементом демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках различных предлагаемых законов, такой спор давал возможность всесторонне проанализировать проблему.
В древнем Риме существовали так называемые школы риторов, в которых обучали ораторскому искусству. Школы риторов были очень престижны, а преподаватели являлись одними из самых высокооплачиваемых.
В средние века в Европе были распространены диспуты, курсы ораторского мастерства и дебатов. Эта традиция несколько позже получила свое развитие и в системе образования.
Дебаты - современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам.
Дебаты - соревнование между «играющими», действия которых ограничены определенными условиями и правилами.
Дебаты - целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.
Можно выделить следующие виды дебатов:
1. Классические дебаты (по формату игры - с правилами, судьей, таймкипером, регламентом). Однако, задействовать всех учащихся трудно: играют всего шесть человек, остальные - зрители. Чаще всего эти дебаты - итоговые уроки, уроки контроля знаний, обобщения.
2. Эспресс-дебаты. Подготовка сведена к минимуму, главное здесь - хорошее знание материала. Дебаты возникают непосредственно на уроке по учебнику, по рассказу учителя или по главе произведения; их можно эффективно использовать либо при закреплении учебного материала, либо как форму активизации познавательной деятельности учащихся.
3. Модифицированные дебаты (по типу ролевой игры). Здесь допускаются некоторые изменения правил:
- сокращается время, увеличивается число игроков,
- организуются группы поддержки,
- допускаются вопросы из аудитории.
Дебатные технологии можно использовать на следующих уроках: истории, человек и общество, право, обществознания, литературы, английского языка.
Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок-игру, но и эффективное средство для развития учащихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Дебаты способствуют развитию и воспитанию следующих компетенций:
-
Расширению общекультурного кругозора:
- обогащению знаний, относящихся к гуманитарным областям;
- развитию интереса к регулярному чтению, формированию мотивации обучения;
- формированию интереса к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы.
-
Развитию интеллектуальных способностей:
- формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями;
- умению анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;
- умению различать факты и точки зрения, анализировать полученную информацию.
-
Развитию исследовательских и организационных навыков:
- собирать и анализировать материалы из различных источников;
- оценивать различные версии и мнения;
- собирать доказательную базу и грамотно ее применять.
-
Развитию творческих качеств:
- умению по-новому взглянуть на проблему, использовать нетрадиционные способы для ее решения, видеть новое, необычное.
-
Развитию коммуникативных умений:
- умению слушать и слышать собеседника;
- терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности;
- способности работать в команде.
-
Развитию ораторских способностей:
- навыков публичного выступления;
- уверенности в себе;
- умению четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;
- способности привлечь слушателей интонацией, жестами, мимикой.
-
Формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в
демократическом обществе:
- способности формулировать и отстаивать собственную точку зрения;
- способности принимать другую точку зрения и оценивать идею, а не человека, ее декларирующего;
- уважительному отношению к общечеловеческим и национальным ценностям, различным культурам, традициям;
- стремлению использовать свои знания в практике общественной жизни; умению брать на себя решение каких-либо проблем.
Организационно-педагогическими условиями, способствующими осуществлению процесса социализации в условиях проведения дебатов, являются взаимосвязь и взаимопроникновение следующих компонентов:
-
игровой основы педагогической работы по социализации учащихся,
которая заключается в том, что игра используется как возможность попробовать свои силы в различных социальных ролях;
-
разнообразия социальных взаимодействий ученика, включенного в
различные сферы жизнедеятельности;
-
обеспечения возможности выбора ценностей, норм, форм деятельности
учащегося, который обеспечивается разнообразием и интенсивностью деятельности, широким набором социальных ситуаций и проб, расширением зоны общения и взаимодействия в различных аспектах (деловое сотрудничество, игровое взаимодействие, эмоциональное)
Дебаты включают технологию, способствующую обновлению и трансформации гуманитарного образования, развитию творческой активности учащихся и учителей через включение в дебатный процесс: от поиска информации и изучения материалов по определенной проблеме до детальной разработки двух разных подходов к ее решению (утверждающего и отрицающего), что дает возможность учащимся понять многогранность и сложность поднимаемых проблем.
Целевые функции и возможности технологии «Дебаты» широки.
Социализирующее значение выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяющим учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе имеющихся знаний и умения применять эти знания.
Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс.
Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам.
Дидактическое значение выражается в том, что дебаты являются основой для формирования у учащихся общеучебных умений и практических навыков, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку.
Основные элементы дебатов
Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы относительно предложенного тезиса, чтобы убедить нейтральную третью сторону и судей в их правильности.
-
Тема. Тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы,
быть пригодной для спора, то есть иметь альтернативные варианты. Тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения
-
Утверждающая сторона пытается убедить судей в правильности своих
позиций относительно формулировки темы.
-
Отрицающая сторона пытается убедить судью в том, что позиция
утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация имеет недостатки.
-
Аргументы. Каждая команда с целью доказательства создает систему
аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее позиция является наиболее правильной.
-
Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов
должны представить свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их позицию.
-
Перекрестные вопросы. Наибольшее количество видов дебатов
предоставляет каждому участнику возможность отвечать на вопросы оппонента.
Существуют различные модели технологии «Дебаты»: свободные дебаты в больших аудиториях, панельные дебаты, круглый стол и др.
Основные этапы проведения дебатов
-
Подготовительный (за неделю до проведения дебатов):
- формирование команд (6-8 человек);
- бейджи для команд, фишки двух цветов для судей, песочные часы, гонг;
- формулировка тезиса. Команды получают задание подготовить аргументы, доказательства, подобрать цитаты из произведений, критической литературы и т. д. «за» и «против» предложенного тезиса;
- правила дебатов, кодекс чести дебатера, этикет проведения дебатов.
-
Проведение дебатов
- жеребьевка (определяется утверждающая и отрицающая команды);
- строгое соблюдение регламента, правил работы в команде, в соответствии с которой следует не переходить на личности, обсуждать аргумент, а не позицию;
- критерии оценки.
-
Заключительный
- вопросы для анализа дебатов;
- рефлексия (письменно).
На своих уроках по истории Казахстана для закрепления знаний учащихся я использую элементы дебатной технологии.
Урок-обобщение по теме: «Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в конце ХIХ века»
Резолюция: «Вхождение Казахстана в состав России оправдано»
Цели урока:
1. Обобщить знания учащихся по темам: «Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в конце 19 века», «Присоединение Казахстана к России».
2. Развитие навыков дебатирования, анализа исторического явления, самостоятельной работы с различными источниками информации, установления причинно-следственных связей, развитие монологической речи.
3. Воспитание гражданственности, культуры спора, толерантности.
Учащиеся заранее получают задание: каждому найти аргументы, подтверждающие позицию и утверждения и опровержения, команды игроков готовят кейс на одну или две позиции.
План урока:
1. Мотивация: постановка целей и задач урока, оглашение резолюции и актуальности темы дебатов.
2. Дебаты по предложенной резолюции, конструктивные речи игроков.
3. Выступление парламентариев, высказывающих свою точку зрения на решаемую проблему и по ходу игры.
4. Анализ игры - заключительные выступления дебатеров.
5. Голосование парламента.
6. Выступление судьи с анализом игры.
7. Заключительное слово учителя, выставление оценок за урок.
Возможные аргументы:
Утверждения.
Защита от агрессии джунгар.
Сохранение территориальной целостности как основы для сохранения государственности.
Развитие оседлости, земледелия.
Развитие капитализма, начало освоения природных богатств.
Приобщение к высокой культуре русского народа.
Начало урбанизации.
Опровержение:
Потеря независимости.
Превращение Казахстана в колонию России, сырьевой придаток.
Усиление гнета, политическое и экономическое бесправие.
Многочисленные восстания казахских шаруа.
Нарушение традиционного уклада жизни.
Преимущества использования дебатной технологии:
-
дебаты способствуют развитию познавательной, научной,
исследовательской деятельности;
-
дебаты формируют и развивают у учащихся навыки цивилизованной
дискуссии, способности концентрироваться на сути проблемы, ораторского искусства, умение работать в команде, выступать в роли лидера, работать с непопулярными идеями и убеждениями;
-
дебаты развивают индивидуальные способности учащихся, их
личностный потенциал, целенаправленно и эффективно помогают воспитывать учащихся нравственно, духовно;
-
дебаты учат грамотному построению ответа на вопрос, регламентации
выступлений по времени, позволяют учащимся овладеть навыками структуризации материала;
-
дебаты учат осмысливать, формулировать собственную точку зрения,
аргументировать ее и грамотно отстаивать;
-
в ходе дебатов воспроизводится поведение людей в реальной жизни, что
способствует глубокому осознанию социальных ролей, а рассмотрение конкретных тем по социально-экономической и политической истории способствует овладению учащимися социальным опытом;
-
Важнейшее достоинство дебатов - учат учиться и совершенствоваться, и
не останавливаться на достигнутом
Литература:
-
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе.
М., 1999.
-
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н.
Историческое образование в современной России. М., 1997.Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории. Учебно-методическое пособие для учителя., М, 2002.
-
Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной
технологии. - М.: Народное образование, 2001.
-
Дебаты/пособие для учащихся и педагогов/. М.: Наука, 2001
-
Зверева Н. М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. -
М.: Педагогическое общество России, 2001.
6. Ксензова Е.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.
7. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам, М: РОССПЭН, 2002.
8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
9. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
10. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории. - М.:БОНФИ, 2001.