Педагогический проект по решению проектных задач для 5 класса

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»



Рассмотрено на Согласовано Утверждено

заседании ШМО с зам. директора по УВР директором школы

________________ _____________________ ___________________

Протокол №_____ от «___» __________ 2015 г. «___» __________ 2015 г. «___»___________ 2015 г.




ПЕДАГОГИЧЕКИЙ ПРОЕКТ

по РЕШЕНИЮ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ

«Древняя Греция»


5 класс



Турусова Оксана Сергеевна, учитель истории и обществознания















Арсеньевский городской округ

2015-2016 учебный год




Введение


Большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Они способны определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить планы действий и, главное, осуществить задуманное. Но такими становятся не сразу. Наращивание мастерства - процесс скрытый не заметный для окружающих. Увидеть, проявить, обнародовать результаты саморазвития, профессионального и личного роста помогает школа.

Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Мне посчастливилось стать классным руководителем 5 класса, и хочется видеть своих учеников думающими, с хорошим багажом знаний, умений и навыков, творческими, способными анализировать любую жизненную ситуацию, умеющими преодолевать трудности, ставить цели, их добиваться, искать разные способы действий, конструктивные пути разрешения проблем, позитивно относиться к окружающим людям. В начальной школе данный класс занимался по развивающей системе Занкова, и поэтому система решения проектной задачи им уже знакома. Проектная задача ориентирована на применение учащимися способов действий, средств и приемов в ситуациях по форме и содержанию приближенных к реальным. Необходим поиск способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Опыт решения проектных задач подробно описывает А.Б. Воронцов в своих трудах, и мы тоже решили внедрить в нашу школу решение проектных задач. А. Г. Цукерман пишет: «Опыт решения проектных задач, требует открытия новых способов действия, есть основное условие превращения потенциальной способности к рефлексии в реальную способность. Учебная задача - это всегда новая задача, в которой невозможно воспроизвести какой-либо привычный стереотип действия»

Результатом такой задачи, во - первых, может быть текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков. Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).

В проектной задаче должна быть описана проблемная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её решения было несколько.

Благодаря решению таких задач, у детей будут формироваться разные результаты своей деятельности, в том числе и метапредметные: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Учебный план образовательного учреждения Российской Федерации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. На 5 классе со своими детьми мы с 1 сентября 2013 г. реализуем модуль «Решение проектных задач», который поможет ребятам полученные навыки и умения не потерять в среднем звене, а развить и получить еще больший опыт в решении таких задач, что в целом отразится на обучении.

Не все дети сразу смогут овладеть навыком проектной деятельности, проект рассчитан на 1 учебный год. Хочется отметить, что работа продолжается и в старшем звене, по традиции школы ребята защищают свои проекты на конференции «Ступени к успеху».

В школе создана необходимая ресурсная база учителей-предметников, которые в течение 12 лет являются организаторами научно-исследовательской деятельности учащихся. Дети и педагоги организовали более 10 проектов. Учителя являются лекторами, имеют сертификаты Intel «Образование для будущего». Материально-техническая база школы: 3 компьютерных класса, локальная сеть интернет, кабинеты естественнонаучного цикла. Школа является центром естественнонаучной компетенции. Имеет сетевую площадку ПК ИРО, так же проводит курсы повышения квалификации и освещает сетевые события для учителей города и края.

Цель проекта: Выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.

Задачи проекта:

  1. Определить элементы содержания и требования к уровню подготовки, а также возможные направления самостоятельной деятельности, которыми могут овладеть обучающиеся в процессе изучения и решения проектных задач.

  2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества на основе: доброжелательности, уважения к окружающим.

  3. Развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.

  4. Оценить эффективность применения данной технологии и провести корректировку деятельности согласно полученным результатам.

Гипотеза: Если включить пятиклассников в процедуру решения проектных задач, то это поможет им не просто адаптироваться в обществе, но и укрепит коллектив, развивая в каждом из них учебные универсальные действия.

































Теоретическая часть

В образовательной практике используется разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач. Учебная задача - всегда новая задача. Это поисковая задача. Именно в результате поиска через определенное время дети смогут решать эти задачи. Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний и умений) в известной школьникам ситуации. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков. Творческая задача (олимпиадная) - это такая задача , которая не имеет готового формального способа решения. Как правило, этот способ не поддается алгоритмизации.

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств, приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет этикетки с указанием, к какой теме, к какому предмету она относится. Итог решения такой задачи рассматривается в двух аспектах:

1. Реальный продукт (текст, схема, макет, таблицы, диаграммы, графики и др.);

2. Нематериальный продукт - качественное изменение самого ребенка (группы детей).

Через опыт решения серии подобных задач школьники осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.

Форма организации проектной задачи: занятия проводятся 1 раз в неделю в 5 классе в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная задача направлена на развитие метапредметных способностей и личных качеств учащихся. В рамках проектной задачи акцент делается на формирование ценностей у обучающихся, развитие гражданской позиции. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.






Этапы педагогического проекта

Проект построен исключительно на основе активных технологий воспитаний и моделирует экономические и политические, социальные и культурные процессы, происходящие в гражданском обществе. Большинство игр являются ролевыми, организационными, деловыми и спортивно-прикладными. Все это способствует расширению вариативно-программного подхода в области воспитания и социализации учащихся.

Проект реализуется в четыре этапа на базе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения - средней общеобразовательной школы №10. Временные рамки всего проекта - 2013-2014 учебный год.

1 четверть

Макеты архитектуры «Древней Греции», составление ментальных карт.

2 этап проекта

Составление политическо-географических картограмм. Проведение ролевых игр.

2 четверть

Составление карт местности. Политические лидеры и их характеристика.

3 этап проекта

Осуществляется внедрение и апробирование полученных знаний на практике. Разбираем тему в виде решения проектных задач, уже решаем поставленные цели и задачи, глубже изучая тему в форме решения проектных задач.

3 четверть

Составление коллективного проекта государства «Древней Греции» на карте с макетами.

4 этап проекта

Презентация проектов на тему: «Древней Греции». Самоанализ проблемы, и результат достижения поставленных задач и целей проекта

4 четверть

Защита коллективных проектов, театрализованное представление

Для реализации данного проекта была разработана и внедренная рабочая программа (Приложение 1). На 2014-2015 учебный год планируется изучать и составлять карту школы №10 к 75-летию образования учебного заведения.



Заключение


Педагогическая значимость предлагаемого проекта состоит в том, что в нем показана возможность внедрения проектной задачи по предмету, с глубоким изучением в форме проектной задачи.

Для реализации данного проекта, необходимо изучение индивидуальных способностей и потребностей учащихся, его продвижение к успешности. В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (проект) говорится о личностной успешности, социальной успешности, профессиональной успешности:

«Личностная успешность - полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.

Социальная успешность - органичное вхождение в социальное окружение и плодотворное участие в жизни общества.

Профессиональная успешность - развитость универсальных и практических трудовых умений, готовность к выбору профессии.

Социальный заказ интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей».

Использование проектной задачи поможет ребятам развить разного рода способности: формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В таком состоянии возникает желание продолжить начатые дела, преодолевать еще большие трудности. Деятельность учащегося оказывается более плодотворной и успешной, так как ситуация успеха - эффективный стимул познавательной деятельности. Он удовлетворяет важную потребность каждого человека в самоуважении и повышении своего престижа в обществе.







Список литературы


  1. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: Пособие для учителя. Москва «Просвещение» 2011 г. 175 с.

  2. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения Москва 1998 г. 360 с.

  3. Воронцов А.Б., Е.В. Чудинова Учебная деятельность Москва «Просвещение» 2004 г. 303 с.

  4. Давыдов В.В. психологическая теория учебной деятельности и методов начального образования, основанных на содержательном обобщении Томск 1992 г. 112 с.

  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения Москва 1996 г. 383 с.

  6. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность? Вопросы психологии. 1998 г. 120 с.











Приложение 1

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»



Рассмотрено на Согласовано Утверждено

заседании ШМО с зам. директора по УВР директором школы

________________ _____________________ ___________________

Протокол №_____ от «___» __________ 2015 г. «___» __________ 2015 г. «___»___________ 2015 г.




рабочая учебная программа

по РЕШЕНИЮ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ

«Древняя Греция»


5 класс



Турусова Оксана Сергеевна, учитель истории и обществознания
















Арсеньевский городской округ

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Учебный план образовательного учреждения Российской Федерации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно Базисный учебный план образовательного учреждения состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Предусматривается внеурочная деятельность по таким направлениям, как:

  • спортивно-оздоровительное;

  • художественно-эстетическое;

  • научно-познавательное;

  • военно-патриотическое;

  • общественно-полезная деятельность;

  • проектная деятельность

Содержание программы

Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. В образовательной практике используется разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач. Учебная задача всегда новая задача. Это поисковая задача . Именно в результате поиска через определенное время дети смогут решать эти задачу . Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний и умений) в известной школьникам ситуации. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков. Творческая задача (олимпиадная) - это такая задача , которая не имеет готового формального способа решения. Как правило, этот способ не поддается алгоритмизации.

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств, приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет этикетки с указанием, к какой теме, к какому предмету она относится. Итог решения такой задачи рассматривается в двух аспектах:

1. Реальный продукт (текст, схема, макет, таблицы, диаграммы, графики и др.);

2. Нематериальный продукт - качественное изменение самого ребенка (группы детей)

Через опыт решения серии подобных задач школьники осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.

Решение проектной задачи принципиально требует коллективно-распределительной деятельности учащихся - работы в малых группах.

При этом проявляются умения (или неумения) планировать ход решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу детей, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга.

Цель: Формирование базовых способностей:

- Способность действовать в кооперации;

- Умение договариваться, работать без конфликтов;

- Умение приходить к общему мнению, результату;

- Умение излагать свои идеи и выслушивать чужие; аргументировать свое отношение к идеям других членов группы;

- Способность использовать ИКТ-средства для решения различных задач;

первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ;

- Умение вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные;

- создавать, редактировать, сохранять, изменять информацию с помощью средств ИКТ.

Языковые способности:

- Умение задавать вопросы;

- Умение доказательно высказывать мнение (суждение) в соответствии с темой;

- Умение использовать дополнительную литературу для поиска информации (учебники, справочники);

- Умение письменно формулировать свое отношение к происходящему.

Требования к проектной задачи

- имеет общий сюжет, задается реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;

- состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;

- двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);

- задания могут иметь определенные шумы (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;

- заключительное задание задачи может быть общей сборкой, позволяющей собрать вместе все то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание ключевое, предмет общей оценки решения задачи).

Структура проектной задачи

1. Описание проблемной (модельной) ситуации.

Постановка задачи.

Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам

разбора проблемной ситуации (формулировка задачи скрыта в описании

проблемной ситуации).

2. Система заданий, которые должны быть выполнены группой детей.

Количество заданий в проектной задаче - это количество действий,

которые необходимо совершить, чтобы задача была решена (создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить).

3. Итоговое задание.

Место сборки «продукта», оформление итогового результата.

4. Рефлексия

Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в 5 классе в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Так как проектная задача направлена не только на развитие метапредметных способностей, но и акцент делается на личные качества. В рамках проектной задачи акцент делается на формирование ценностей обучающихся, поэтому программа построена на развитие разного рода ценностей, и решение проектной задачи. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Личностные и метапредметные результаты

- формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на уроке парно-групповой работы.

Метапредметные результаты

регулятивные

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату.

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве.

познавательные

- умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

- осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов- - осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков.

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

коммуникативные

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- умение координировать свои усилия с усилиями других;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

- с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия.







Планируемые результаты


Обучающиеся должны научиться

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Могут быть сформированы следующие способности:

- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- Целеполагать (ставить и удерживать цели);

- Планировать (составлять план своей деятельности);

- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).







Календарно-тематическое планирование





Приложение 2

Урок в 5 классе

Тема: Путешествие в Афины - столицу древнегреческого искусства.

Работа в группах.

Условие:

В Афины приехал знатный гость, который сделал что-то хорошее для Афин. Во время путешествия по городу в каждой его части жители должны показать гостю самые примечательные места Афин, рассказать о них и подарить альбом достопримечательностей своего района. Каждой группе дается задание подготовить одного оратора, который рассказывал бы гостю об этой части Афин. Все остальные должны быть его помощниками - делать дополнения (по архитектуре, скульптуре, живописи), разыгрывать сценки, показывать иллюстрации.

Группа 1. Архитектура Акрополя.

Задача: почему греческие храмы строились по определенному плану? Как это соответствовало греческому идеалу красоты и гармонии? Сравнить храмы Греции с египетскими храмовыми постройками, описать чувства и мысли людей, созерцающими и те и другие. Как связана архитектура страны с особенностями её политического и экономического устройства? Можно ли установить связь между свободолюбием греков, их демократией и их архитектурой?

Группа2. Скульптуры внутри храмов и перед ними.

Свидетельство Плутарха о сооружениях Акрополя в жизнеописании Перикла:

«Там, глее материалом служили камень, медь, слоновая кость, золото, черное дерево, кипарис, действовали представители тех профессий, которые обрабатывают и формируют эти материалы: плотники, скульпторы, медники, каменщики, золотых дел мастера, размягчители слоновой кости, живописцы. Эмалировщики, чеканщики. Так воздвигались сооружения, причем мастера наперебой старались превзойти возможности своего искусства тонкостью своей работы».

«Между тем росли здания, грандиозные по величине, неподражаемые по красоте. Все мастера старались друг перед другом отличиться изяществом работы, особенно же удивительной была быстрота исполнения. Сооружения, из которых каждое, как думали, только в течении многих поколений и человеческих жизней с трудом будет доведено до конца,- все они были завершены в цветущий период деятельности одного государственного мужа… По красоте своей они с самого начала были старинными, а по блестящей сохранности они до ныне свежи, как будто недавно окончены: свой вид нетронутым рукою времени, как будто эти произведения проникнуты дыханием вечной юности, имеют нестареющую душу!»

Задачи: Согласны ли вы с утверждением, что все произведения Акрополя «Имеют нестареющую душу»? Как вы относитесь к мнению Плутарха?

Почему статуи Афины и Зевса называли чудесами света? Всегда ли благополучно складывалась судьба великих художников?

Как вы думаете, какие цели ставили перед собой греки, украшая Афины прекрасными скульптурами, которых, как говорили современники, было больше. Чем людей?

Кого прославляло искусство в Египте и кого в Греции?

Группа 3. Городские постройки на Агоре.

Задачи: В чем состоит отличие рынка торговой площади Греции от наших современных рынков? Можно ли сказать, что афиняне приходили на рынок только для того, чтобы покупать и продавать?

Почему существовало такое различие между скромностью жилых домов греков и роскошью общественных здание? Как это связано с представлениями греков о родине, об общественном и личном?

Подготовьте сценарий и покажите сценку о торговом рынке на площади.

Группа 4. Район Керамик.

Задачи: Как вы думаете, можно ли, побывав на рынке, миновать гончарную мастерскую? Почему вазы, чашки. Кубки имели для греков не только практическое значение?

Зачем ремесленники украшали свои изделия прекрасными красно- и чернофигурными изображениями? Какие изделия купили бы вы? Нарисуйте их.

Прочитайте отрывок из повествования Плиния Старшего - римского историка - о греческих художниках. Сделайте выводы о значении греческой живописи для современной:

«Панэн, брат Фидия, написал в Пестром портике картину с изображением Марафонской битвы, на которой Мильтиад представлен впереди других стратегов. Художник, как говорят, очень точно воспроизвел портреты участников битвы - и Мильтиада, и других афинских военноначальников, и персидских полководцев Датиса и Артаферна.

Афинянин Апполодор первым начал изображать тени… Но всех художников и прошлого и будущего времени превзошел Апеллес с острова Коса. Пожалуй, он внес в живопись больше, чем все остальные мастера вместе взятые, ибо он издал книги, в которых изложил правила этого искусства.»

Выразите свое мнение о греческих художниках: об их творчестве, какие цели они ставили? Почему до сих пор нас восхищают греческие расписные сосуды? Каковы сюжеты вазовой живописи? Что прославляли художники, какие мысли и чувства хотели они донести до зрителя?

Группа 5. Длинные стены и Пирей.

Задачи: Представьте, что вы попали в порт Пирей. Сюда приплывают корабли из разных стран. В историческом документе сказано: «Сколько товара прибывает в Пирей! Из Причерноморья - соленая рыба; из Северной Греции - зерно и мясо; сицилийцы доставляют свиней и сыр; из Египта - паруса и папирус; из Сирии - благовония; остров Крит шлет дорогое дерево; острова - тучных баранов и фрукты. Из Малой Азии везут рабов и миндаль. Финикия шлет пшеничную муку и финики».

Почему Греция вела столь обширную торговлю? Используя свои знания о хозяйстве в Афинах, о том, что привозили в Пирей, предположите, чем питались греки. Составьте меню и опишите в рассказе их застолье.

Для того чтобы сделать порт удобным, афиняне сузили входы в заливы, построив по обеим их сторонам каменные насыпи. Гавани стали безопасными в шторм и непогоду. На ночь входы запирались цепями. В военную гавань чужеземцам вход был запрещен.

На Пирейском полуострове возник целый город. В нем было много гостиниц, улицы были широкими, пересекающиеся под прямым углом. Каждый богатый афинянин стремился иметь дом в Пирее.

Объясните, почему такие большие средства вкладывались в благоустройство порта. Напишите речь от имени Перикла, убеждающего граждан о том, что деньги из казны необходимо направлять на благоустройство Пирея.


17

© 2010-2022