- Преподавателю
- История
- Конспект урока на тему Рыцарство
Конспект урока на тему Рыцарство
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Алиева Д.И. |
Дата | 18.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
История средних веков. тема «Р ы ц а р с т в о»
Цель урока:
сформировать представление об образе жизни рыцарства как одного из господствующих сословий средневековой Европы.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: раскрывают смысл понятий: феодальная лестница,; , замок, палица, кольчуга, латы, забрало, турнир, герб, девиз. знают, на какие сословия делилось средневековое общество; проводят поиск необходимой информации на основе исторического источника, умеют интерпретировать историческую информацию: характеризуют условия и образ жизни феодалов , представляют близкие к действительности картины исторических явлений; дают оценку историческим событиям; грамотно излагают исторический материал для описания и характеристики феодального замка и существующих в нем взаимоотношений.
Метапредметные:
Познавательные: синтезируют учебный материал, осознанно строят речевые высказывания в устной форме, умеют использовать иллюстративный материал, владеют смысловым чтением текстов, выделяя главное, ориентируются на разнообразие способов выполнения задания.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, умеют планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, проявляют способность к волевому усилию, осознают качество и уровень усвоения материала.
Коммуникативные: владеют диалогической формой речи, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности.
Личностные: ориентируются в нравственном содержании и поступках людей на примере взаимоотношений разных слоев общества в Средневековье, осознают причины успеха в учебной деятельности
Образовательные ресурсы: презентация «Рыцарство», фрагмент из фильма « Первый рыцарь».
Необходимые элементы для проведения урока: рабочие листы; элементы доспехов и вооружения рыцаря, заранее вырезанные из бумаги и вывешенные на доске; вырезанная из бумаге мужская фигура в полный рост, также прикрепленная доске
Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Основное содержание темы, понятия и термины: Феодальное общество, феодалы, замок, палица, кольчуга, латы, забрало, турнир, герб, девиз
Тип урока: урок открытия знаний
Ход урока:
Организационный момент ( также раздаются рабочие листы ученикам, в котором дети подбирают определения к новым терминам, которые они изучат в процессе урока.)
Мотивационный момент
Учитель: как вы , дети, думаете почему у нас парты расположены в форме круга? что это вам напоминает. сейчас я вам прочитаю стих .
Милей - глазами по лугам
Считать шатры и здесь и там
И, схватки ожидая,
Скользить по рыцарским рядам
И по оседланным коням.
Лишь тот мне мил среди князей,
Кто в битву ринуться смелей.
Учитель :Как вы думаете , ребята, какая тема нашего урока?( звучат ответы). Правильно, тема нашего урока «рыцарство»
Учитель :А как вы думаете , какая цель нашего сегодняшнего урока?(Звучат ответы учеников)
Учитель :Цель урока :познакомиться с таким сословием как рыцарство , ознакомится с образом жизни , основными занятиями рыцарей.
Учитель: а проблема нашего урока: сохранились ли рыцари с его кодексом чести в наше время? На этот вопрос мы ответим в конце урока.
Ознакомление с новым материалом
Учитель: прежде чем говорить об образе жизни рыцарей, давайте выясним происхождение этого слова.
Кого называли рыцарем?
В Западной Европе со времен Карла Великого распространилось преимущественно конное войско. Риттер -означал конник.От этого слова произошло слово рыцарь. Рыцари были необходимой частью общества.
В Средние века люди сравнивали общество с живым организмом. Крестьян сравнивали с ногами. А как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари?
Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе доспехи и боевого коня (что по тем временам составляло стоимость 45 коров), но позднее это звание передавалось По-наследству. А это величина стада или табуна целой деревни. Но мало взять в руки оружие - им надо уметь отлично пользоваться. Для этого необходимы беспрестанные утомительные тренировки с самого юного возраста. Недаром мальчиков из рыцарских семей с детства приучали носить доспехи - известны полные комплекты для 6-8-летних детей. Следовательно, тяжеловооружённый всадник должен быть богатым человеком, располагающим временем. Крупные владетели могли содержать при дворе лишь очень небольшое число таких воинов. А где взять остальных? Ведь крепкий крестьянин, если и имеет 45 коров, то не отдаст их за груду железа и красивого, но не годного для хозяйства коня. Выход нашёлся: король обязывал мелких землевладельцев работать определённое время на крупного, снабжать его нужным количеством продуктов и ремесленных изделий, а тот должен был быть готов определённое количество дней в году служить королю в качестве тяжеловооружённого всадника.
На подобных отношениях в Европе выстроилась сложная феодальная система. И к X-X вв. тяжеловооружённые всадники превратились в касту рыцарей. Доступ в это привилегированное сословие становился всё более трудным, основанным уже на родовитости, которая подтверждалась грамотами и гербами. Ещё бы: кому хочется тесниться и допускать к жирному посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку или по щеке - единственную в жизни пощечину, которую рыцарь может получить не возвращая. Весь ритуал завершался показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьем установленную мишень.
Работа учащихся с рабочим листом
Посвящение знаменовало длительный переход к зрелости и самостоятельности, Оно завершало семилетний курс, когда юноша в качестве пажа (слуги) и оруженосца проходил обучение у опытного рыцаря, прислуживая ему за столом, чистя его коня и разделяя с несвободными слугами все заботы о своем наставнике. Церемония состояла из нескольких этапов. Прежде всего, ему надевали шпоры, и один из старейших рыцарей препоясывал его мечом - самым почетным оружием. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку или по щеке - единственную в жизни пощечину, которую рыцарь может получить не возвращая. Весь ритуал завершался показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьем установленную мишень. Давайте запишем наши определения в рабочий лист.
Учитель : как вы думаете, какое основное занятие было у рыцаря? (Звучат ответы).Правильно -война.
Учитель :а для того чтобы участвовать в войне нужно иметь хорошее вооружение .Давайте рассмотрим вооружение рыцаря и заодно совместим это с физкультминуткой..
Физкультминутка « Преврати современного человека в рыцаря»..(Ученики по очереди должны под веселую музыку преодолеть полосу препятствий, подбежать к доске и прикрепить элемент доспехов или вооружения рыцаря к мужской фигуре). (Для того, чтобы было интереснее « одеть рыцаря» можно прикрепить к доске лишние элементы одежды)
Учитель : помимо войны у рыцарей было еще одно занятия где они соревновались в ловкости силе и смелости. это был турнир. Что такое турнир? Назовите слова синонимы слова турнир.(Звучат ответы)
Учитель :турниры зародились из поединков, устраивавшихся ради сведения личных счётов, а также из поединков «Божьего суда», где по решению судей, но силой оружия решался вопрос кто прав, а кто виноват. Однако на турнирах существовали строгие правила. Биться здесь позволялось не только тупым, но и острым оружием, что избавляло рыцарей от уединения для выяснения отношений или же добиваться справедливости через суд. За соблюдением правил турнира следили герольды - распорядители турнира. Работа учащихся с рабочим листом
Учитель : Какие слова можно подобрать слову герольды?(звучат ответы)
.
Учитель : Война была основной профессией рыцаря и их жилища скорее были похожи на неприступные замки, чем на роскошные дворцы. А где жили рыцари? Как выглядели их жилище и опишите внутренне убранство.(звучат ответы детей)
Первые замки появились в Х веке. Это были деревянные башни, возведенные на холме. Как называлась главную башню - донжон стали строить из камня и обносить крепостной стеной. Под стеной сооружали ров, наполненный водой. Попасть в замок можно было через подъемный мост. Вход в замок защищала металлическая кованая решетка. На стенах делали зубцы для защиты обороняющихся. Бойницы и зубцы позволяли лить на головы осаждающих замок кипящую смолу.
У рыцаря были свои правила так называемые кодекс чести. Как вы думаете какие качества прославлялись у рыцаря? (Звучат ответы учеников)Теперь вспомним наш проблемный вопрос? Как вы думаете есть ли рыцари в наши дни? Актуален ли сегодня кодекс чести в наши дни? (Звучат ответы учеников)
Закрепим наши знания полученные сегодня на уроке, пройдем тесты.
Рефлексия. Тест.(ученики сами проверяют свои ответы)
1. Тяжеловооруженный конный воин назывался:
А) богатырь
Б) рыцарь
В) кучер
2. Рыцари были профессиональными:
А) военными
Б) лекарями
В) поварами
3. Обряд посвящения в рыцари называется:
А) акколада
Б) причастие
В) венчание
4. Высокая, отдельно стоящая башня называется:
А) темница
Б) донжон
В) крепость
5. Свои подвиги рыцарь посвящал:
А) родителям
Б) прекрасной даме
В) королю
6. Воинское состязание рыцарей называется:
А) турнир
Б) дуэль
В) спаринг
Учитель :Теперь давайте поговорим о нашем уроке вам понравилось? Что нового вы узнал на уроке. Как вы себя оцениваете? Дом задание будет творческая работа создать герб своей фамилии в духе средневекового рыцаря.
Рабочий лист Ученик 6 класса
Дата. Тема:
1.Тяжеловооруженный конный воин- это….
2. мальчик из дворянской семьи, состоявший на службе в качестве личного слуги у знатной особы; первая ступень к посвящению в рыцари -это ..
3.церемония вступления в рыцарство-это..
4. военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе- это ..
5.распорядители турнира-…
6.главная башня замка-…
7. броня, сплетенная из металлических колец в 2-3 слоя- это..