- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории по фгос
Рабочая программа по истории по фгос
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Валишина Д.Ш. |
Дата | 01.09.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Зам. директор по УР Директор МБОУ «Лицей №159»
МБОУ "Лицей №159"
Валишина Д.Ш. Назмиева Г.М. Загидуллина С.Х.
Протокол № от
«__»____________2016г. «__» 2016 г. «__» 2016 г.
Рабочая программа
учителя Валишиной Д.Ш.
МБОУ «Лицей №159» Советского района г.Казани
по предмету «История» для 6 класса
Принято на
заседании
педагогического совета
протокол № от
« » 2016 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составляется на основе следующих документов:
- государственного образовательного стандарта общего образования;
-- годового календарного учебного графика;
- образовательной программы лицея;
- учебного плана лицея;
- Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России». Также учитывается и региональный компонент.
Учебный план лицея отводит в 6 классе 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» из расчета 2 учебных часа в неделю. Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 6 классе реализуются в рамках курсов:
-
История Средних веков -28 часа
-
Истории России с древнейших времен до конца XV века - 32 часов.
-
История Татарстана с древнейших времен до середины XVI века - 10 часов
Рабочая программа для 6 классов ориентирован на использование учебников:
- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков: учебник для 6 класса/ М.: Просвещение, 2012
- История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2х частях.,/ под редакцией А.В.Торкунова
- Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана с древнейших времен до середины XVI века.: Учебное пособие для 6 класса общеобразовательной школы.- Казань: «Хэтер», 2012
Цели курса:
-
формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
-
развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
-
приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Основными образовательными задачами курса являются:
-
формирование исторического мышления учащихся;
-
развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
-
формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
-
формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
-
формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии средневековых обществ мира и России, о политическом и социальном строе средневековья, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
-
формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в средневековом мире;
-
формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (абсолютизм, монархия, законы, нормы морали и т.д.);
-
уделять внимание истории мировых религий - христианства и ислама.
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
-
формирование правовой культуры школьников;
-
формирование представлений о возникших в средневековье общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
-
развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
-
формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
-
развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории средневекового мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
-
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
-
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
-
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
-
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
-
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
-
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ 6 КЛАССА
В результате изучения истории ученик 6 класса должен
знать/понимать
• основные этапы и ключевые события истории России и мира в средние века;
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории этого периода;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
уметь
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.
Ожидаемые результаты:
-
Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
-
Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
-
Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
-
Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
-
Формирование эмоционально - ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
История средних веков.(28ч.)
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.(1ч.)
Глава 1.Становление средневековой Европы (VI - XI вв.)(5 ч.)
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы.. Создание и распад империи Карла Великого. Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Вассалитет. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания.
Глава 2. Византийская империя и славяне в VI - XI вв.(2 ч.)
Византийская империя. Реформы Юстиниана. Культура Византии. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Глава 3. Арабы в VI - XI вв.(1 ч.)
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Арабский халифат. Культура Арабского халифата.
Глава 4. Феодалы и крестьяне.(2 ч.)
Феодальное землевладение. Крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. . Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.(2 ч.)
Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии. Торговля в средние века.
Глава 6. Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы.(2 ч.)
Средневековое европейское общество Сословное общество в средневековой Европе. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов.
Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI -XV вв.)(6 ч.)
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Германия и Италия в XII - XV вв.
Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV - XV вв.(2 ч.)
Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Завоевания турков- османов. Падение Византии. Османская империя.
Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века.(3 ч.)
Культурное наследие Средневековья Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Культура раннего Возрождения в Италии. Гуманисты.Начало книгопечатания в Европе.
Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.(1 ч.)
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья. Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Нашествия кочевников. Культура Китая. Индийские княжества. Делийский султанат. Культура Индии. Средневековая Япония. Культура Японии. Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Народы и государства Африки.
Итоговое повторение 1 час.
История России с древности до XV в. (32 ч.)
Введение. Наша Родина - Россия.
Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности.(3 ч.)
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности Праславяне. Расселениие, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян.
Глава 2. Русь в IX - первой половине XII вв.(8 ч.)
Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Норманнская» и «антинорманнская» теории. «Повесть временных лет» о начале Руси. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Место и роль Руси в Европе Международные связи Древней Руси. Культурное пространство Европы и культура Руси. Основные черты и особенности культурного развития. Литература. Письменность. Устное народное творчество. Зодчество и изобразительное искусство. Повседневная жизнь населения.
Глава 3. Русь в середине XII - начале XIII вв.(3ч.)
Политическая раздробленность на Руси. Экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Глава 4. Русские земли в середине XIII - XIV вв.(8 ч.)
Быт и нравы.Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Битва на Калке. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Литовское государство и Русь. Начало образования русской, белорусской и украинской народностей. Союз Литвы и Польши. Усиление Московского княжества. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Причины возвышения Москвы. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII - XIV вв. Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля.
Глава 5. Формирование единого Русского государства.(6 ч.)
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Развитие ремесла, торговли. Василий I. Междоусобная война второй четверти XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Образование новых государств на юго-восточных рубежах Руси. Состав населения. Занятия населения. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Присоединение Новгорода. Ликвидация ордынского владычества на Руси. Завершение объединения русских земель. Возвышение великокняжеской власти. Иван III. Судебник 1497 г. Русская православная церковь в XV - начале XVI вв. Человек в российском государстве второй половины XV в. Общественные строй. Помещики. Ограничение свободы крестьян. Городское население. Появление казачества. Формирование культурного пространства единого российского государства. Особенности развития культуры. Развитие общественной мысли и летописания. Литература. Зодчество. Живопись. Андрей Рублев. Дионисий.
Итоговое повторение на тему: «История России до конца XV в» 1ч.
История Татарстана.с древнейших времен до середины XVI века. (10ч.)
Глава 1.Из жизни древнего населения края. (1ч)
Люди каменного века на территории края. Медно-каменный век. Бронзовый век. Начало железного века.
Глава 2. Тюрки на просторах Евразии.(1ч)
Хунны в Азии и Европе. Тюркский каганат. Великая Болгария. Хазарский каганат.
Глава 3. Волжская Булгария (X - начало XIIIвв.) (1ч)
Булгарское государство на Средней Волги: возникновение, территория, население и хозяйство. Волжская Булгария: города, международные связи, культура.
Глава 4. Волжская Булгария и монгольские завоевания. Улус Джучи (Золотая Орда) (3ч.)
Монгольские нашествия на Волжскую Булгарию. Образование Улуса Джучи - Золотая Орда. Период расцвета Золотой Орды. Булгарский улус. Распад Золотой Орды.
Глава 5. Казанское ханство.(4ч.)
Рождение нового государства на Средней Волге. Хозяйство и культура Казанского ханства. Казанское ханство: от самостоятельности - к зависимости и гибели.
Резерв 2 часа
Календарно-тематическое планирование по истории.
6 класс (70 часов): История Средних веков (28 часа), История России (32 часа),
История Татарстана (10 часов).
Работа по карточкам, составление хронологической таблицы
1
68.
Итоговое повторение
Тестирование
1
69.
Резерв
70.
Резерв.