- Преподавателю
- Иностранные языки
- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Котлярова Н.В. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ТЕМЕ:
«МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Работу выполнила: учитель английского языка
Котлярова Н.В.
Методы и формы работы с одарёнными детьми
Опыт развития современного общества показывает, что в настоящее время происходит движение от сциентистской, рациональной, технократической парадигмы образования к методам развития способностей личности, основанных на стимулировании потребности в саморазвитии и самообучении, к духовному развитию на протяжении всей жизни человека.
Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. Смена приоритетов образования связана с глубоким кризисом общества, с процессами глобализации и интеграции, происходящими в мире. Реформа образования в России приняла необратимый характер, а государственная политика в области образования характеризуется как гуманная, направленная на приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.
Как показывает многолетняя практика, для успешного интеллектуального развития школьников недостаточно наличия хорошо организованной систематической напряженной общеобразовательной работы в школе. Необходимым условием этого является использование научных представлений и методов к проблеме выявления и развития одаренности. По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, то есть приблизительно около 20% может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные. А заниматься одаренными детьми является необходимым условием. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но для общества в целом. Выявление и специальное обучение одаренных детей долгое время считалось непозволительной роскошью: талант, якобы, настолько очевиден, что сам всего добьется. На деле же все оказывается не столь очевидно. Научные исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано и даже загублено на любом этапе развития. Ясно, что необходимо специальное квалифицированное психологическое и педагогическое взаимодействие для решения названных проблем, помощь в развитии талантливой личности.
В настоящее время не существует четкого определения понятия «одаренность». Значительные трудности в определении понятия одаренности связаны с общепринятым пониманием этого термина, когда одаренность рассматривается как синоним таланта. В 1972 году Комитет по образованию США опубликовал следующее определение одаренности: одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах деятельности: интеллектуальной, академической, творческой, общения и лидерства, художественной, спортивной. И так, в основе определения одаренности можно выделить опережающее интеллектуальное развитие и способность к творчеству. Непременная отличительная черта одаренного ребенка - оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения. Одаренные дети обладают обостренной наблюдательностью, как правило, их отличает великолепное чувство юмора. И еще одно выдающееся свойство - это громадное упорство в области их интересов.
Общеобразовательное учреждение должно уверенно переходить от технологических методов работы к общеличностным, в которых сам ребенок является не только целью работы, но и ее полноправным участником, субъектом своего развития. Только такие методы обучения и воспитания школьников могут привести к процветанию нашего общества. Говоря словами Эриха Фромма, развитие и обучение ребенка должно определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что имеет.
Таким образом, перед учителями стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у каждого ребёнка, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определенным своеобразием. Следовательно, для этой категории детей предпочтительны следующие методы работы:
-
исследовательский;
-
частично-поисковый;
-
проблемный;
-
проективный.
Исходя из методов работы с одарёнными детьми нельзя не затронуть и основные формы работы:
-
работа в парах, в малых группах;
-
разноуровневые задания;
-
творческие задания;
-
консультирование по возникшей проблеме;
-
дискуссия;
-
игры.
Наиболее важным является раскрытие данной способности в следующих видах деятельности:
-
предметные олимпиады;
-
интеллектуальные марафоны;
-
различные конкурсы и викторины;
-
словесные игры и забавы;
-
проекты по различной тематике;
-
ролевые игры;
-
индивидуальные творческие задания.
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.
Как правило, у одаренных детей проявляются:
-
высокая продуктивность мышления;
-
легкость ассоциирования;
-
способность к прогнозированию;
-
высокая концентрация внимания.
Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств. На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является подготовка педагогических кадров. Учитель должен быть:
-
непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
-
профессионально грамотным;
-
интеллигентным, нравственным и эрудированным;
-
владеть современными педагогическими технологиями;
-
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
-
иметь позитивную «Я - концепцию», быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
-
обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
-
стимулировать познавательные способности учащихся;
-
работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
-
принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
-
анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
-
отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей младшего школьного возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы «сходят на нет», другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем. Но ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Так скажем есть дети - вундеркинды. Вундеркинды - дети, у которых возрастное явление (желание узнавать, впитывать, запоминать) сказывается на подъеме интеллекта и выступает как фактор одаренности. Но только у части детей, опережающих по интеллектуальному развитию своей возраст, одержимость умственными занятиями с возрастом не исчезнет и станет устойчивой особенностью. У других же детей неустанная потребность прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится.
Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, - упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями.
Одним из мнений современных педагогов является то, что для обучения детей с высокими способностями должны существовать специализированные классы или школы. Лучше такому ребенку находится в среде похожих детей и учится по программам, соответствующим его уровню интеллекта. Кроме того, одаренные дети имеют возможность раньше окончить школу и поступить в институт. Это дает им преимущество - они раньше могут сделать карьеру и достичь творческих успехов на выбранном поприще.
Другое - одаренные дети не должны являться «исключением». Из таких детей (в том или ином направлении) должно состоять подрастающее поколение, а это значит, что эти дети должны наполнять все общеобразовательные учреждения. Отсюда следуют неизбежные вопросы, на которые очень трудно дать однозначный ответ: возможно ли восстановить процесс падения современной молодежи, вылечить его? Или может на данном этапе важнее оберегать настоящее, вдруг глядя на высокий интеллект и уровень развития, кто-нибудь обратит внимание и восстановится сам?! Ведь одаренные дети есть, и всегда будут.