Статья Рефлексивное преподавание как необходимое условие развития учителя и учащихся

В данной статье хочется поделиться опытом работы по рефлексивному преподаванию,которое волнует современного учителя "Как сделать процесс преподавания и обучения более эффективным и значимым?".Сегодня рефлексивное преподавание предполагает критическое размышление над тем,что изучили учащиеся,что требует исследования.Проводя рефлексию на уроках английского языка современный учитель развивает процессы размышления,самопознания,самоанализа у учащихся,но и свои навыки,навыки рефлексивного преподавания...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Загитова С.Н., сертифицированный учитель 1 уровня

КГУ «Средняя школа № 3»

ГУ «Отдела образования акимата Житикаринского района»

«Рефлексивное преподавание как необходимое условие развития учителя и учащегося».

«Для того чтобы усовершенствовать ум надо больше размышлять, чем заучивать».

Р.Декард

Для современного учителя свойственны размышления о своей работе, о повышении своей профессиональной компетентности, но самым значимым, конечно же, является стремление каждого учителя сделать процесс преподавания и обучения качественным, задавая постоянно себе вопросы «Как сделать процесс более эффективным и значимым?», «Что для этого необходимо?», «Почему я действую таким образом?», «Что происходит на моем уроке?». Таким образом, учитель развивает в себе навыки рефлексивного преподавания, которые имеют огромное значение в решении образовательных проблем.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание. Эта форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов. Толковый словарь русского языка дает такое определение рефлексии как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. И, наконец, в современной педагогической науке под рефлексией понимают «обращение внимания субъекта на самого себя и, в частности, на продукты собственной деятельности, с целью их переосмысления». Таким образом, рефлексия рассматривается как «этап учебного занятия, на котором полученные во время занятия задания подвергаются критическому анализу, сопоставляются с имеющимися знаниями и конструируются в собственное понимание».

Сегодня рефлексивное преподавание и обучение предполагает «критическое размышление над тем, что изучили учащиеся, что требует исследования, записи и оценивания применения навыков критического мышления». Происходит развитие ребенка в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно осуществить без рефлексии.

Ребенок будет активен, если осознает цель учения, если каждое его действие является осознанным и понятным для него самого.

Осуществлять рефлексию можно по-разному:

  • Это элементы рефлексии на отдельных этапах урока

  • Рефлексия в конце каждого урока, темы, постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Систематизируя знания и опыт работы по данному вопросу, я использую следующую классификацию видов рефлексии:

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния

  • Рефлексия содержания учебного материала

  • Рефлексия деятельности

Данные виды рефлексии провожу как в индивидуальной, так и групповой формах. При выборе того или иного вида рефлексии необходимо учитывать

  • цель урока,

  • содержание и трудности учебного материала,

  • тип урока,

  • способы и методы обучения,

  • возрастные и психологические особенности учащихся.

Подробнее остановлюсь на каждом виде рефлексии.

1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Вот некоторые приемы работы, которые я использую на уроках английского языка:

1.карточки с изображением 3 лиц (веселого, нейтрального и грустного)

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

2.Приемы - «Букет настроения», «Дерево чувств». Каждому настроению соответствует определенный цвет:

  • Красный - восторженное,

  • Оранжевый - радостное, теплое,

  • Желтый - светлое, приятное,

  • Зеленый - спокойное,

  • Синий - неудовлетворение, грустное,

  • Фиолетовый - тревожное, напряженное,

  • Черный - упадок, уныние

3.Старшеклассник могут оценить не только настроение, но и эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас?», «Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят затруднений на уроках при выражении своих чувств на английском языке. В помощь учащимся для высказывания предлагаю опору, который также способствует повторению и расширению лексического запаса.

  • What emotions do you feel? Positive emotions (happiness, satisfaction, joy success, admiration, proud, surprise). Negative emotions (unsatisfaction, irritation, boredom, sadness, anxiety, fear).

  • I feel… Why? Because I …-was (not) bored, - worked hard, - didn't relax, - answered properly, was active, emotional, -fulfilled the task, - received a reward (a good mark).

2.Рефлексия содержания учебного материала

Для того, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала, в данном аспекте рефлексии я использую следующие приемы:

  • Прием незаконченного предложения During the lesson I have (got acquainted with…, found out.., learnt…, remembered..). Возможные варианты незаконченных фраз, связанных непосредственно с тематикой урока:

-I would like to go to school when…., -If I want to help people I …, -The ideal friend is a person who…, -If you want to be a friend of the Earth you….

  • Прием «Выбор афоризма или цитаты» мною используется для включения учащихся в урок. Предлагаю 2-3 высказывания выдающихся людей. Их также использую в качестве фонетической и речевой зарядки. Затем учащиеся выбирают высказывание, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам. Учащиеся выбирают то высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор. Урок в 8 классе, 2 четверть, тема «Образование» - "A child miseducated is a child lost" (John F. Kennedy), - "The nation that has the schools has the future: (Bismark), - "I hear and I forget, I see and I remember, I do and I understand" (Chinese proverb). Использование цитат делает речь яркой, образной.

Рефлексия достижения цели.

Цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения.

We have reached the aim (achieved the goal) of the lesson.

Know how to

Статья Рефлексивное преподавание как необходимое условие развития учителя и учащихся

NСтатья Рефлексивное преподавание как необходимое условие развития учителя и учащихсяow I

Can

speak about….

Understand the information….

explain the information….

say my own opinion on ….

Give arguments…

Find necessary information…..etc.

Рефлексия отношения к проблеме. Взгляд на проблему раньше и сейчас.

My opinion on the problem now and then.

Then (Before)

Now

Статья Рефлексивное преподавание как необходимое условие развития учителя и учащихсяknow

Didn't

Now I….

Статья Рефлексивное преподавание как необходимое условие развития учителя и учащихся

Understand

Статья Рефлексивное преподавание как необходимое условие развития учителя и учащихсяrealize

CСтатья Рефлексивное преподавание как необходимое условие развития учителя и учащихсяouldn't imagine

express

Besides…

Moreover…

Интересен прием рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который развивает способность анализировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, а это очень важное умение. Оно требует от ученика размышлений и богатого словарного запаса.

The synquane is a special form of the poem, which consists of 5 lines.

*one word title, a noun that tells what your poem is about

*two adjectives that describe what you're writing about

*three- ing participles that describe what your poem is about

*a phrase that tells more about what you're writing about

*a synonym for your title, another noun that tells what your poem is about.

  1. Australia

-hot, strange

-to discover, to settle, to develop

-It's situated in the Southern Hemisphere

-The upside down world

-amazing world

  1. Australia

-dry, sunny

-to go surfing, to explore, to impress

-It was a colony for convicts.

-The unknown southern land

-upside down land

Этот прием используется в технологии «развитие критического мышления».

3. Рефлексии деятельности.

Сегодня ученик 21 века должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой вариант лучше? - вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией. Именно рефлексивное преподавание и обучение предполагает развитие навыков критического мышления, а именно:

-развитие у учащихся рациональности (оперирование аргументами, стремление найти релевантное объяснение с учетом фактов и доказательств);

-развитие навыков суждения, дисциплины и самосознания.

Предлагаю некоторые приемы, для реализации данного вида рефлексии:

1.Самооценка активности на каждом этапе урока.

5 Steps to Success

Статья Рефлексивное преподавание как необходимое условие развития учителя и учащихсяСтатья Рефлексивное преподавание как необходимое условие развития учителя и учащихся5

Статья Рефлексивное преподавание как необходимое условие развития учителя и учащихсяСтатья Рефлексивное преподавание как необходимое условие развития учителя и учащихся

3

44

Статья Рефлексивное преподавание как необходимое условие развития учителя и учащихсяСтатья Рефлексивное преподавание как необходимое условие развития учителя и учащихся

25

Статья Рефлексивное преподавание как необходимое условие развития учителя и учащихся

1

Вовлекаю учащихся в процесс самооценивания и оценивания своей деятельности на каждом этапе урока. Это дает мне возможность усовершенствовать процесс преподавания, а ученикам процесс обучения. В результате я получаю обратную связь, которая мне необходима в понимании результатов урока, повышении мотивации учащихся.

2.Необходимо на этапе рефлексии вспомнить и обратить внимание учащихся на эффективность работы с использованием алгоритма. Так учащиеся, работающие над проектом, получают памятки, с указанием наиболее общей последовательности или руководства к действию, даны смысловые содержательные опоры.

We work on the project. - Chose the title of the project, -Collect the information and illustrations,

-Revise all the material on this theme, - Combine all the possible characteristics, - Draw or make the project in any of the following forms (schemes, a collage, a poster, etc), -Explain your ideas.

Опыт работы над проектами показывает, что процесс работы для учащихся так же важен, как и результат, и он строится в логической последовательности. А в случае неудачи учащиеся видят, на каком этапе они не доработали и на что обратить внимание в следующий раз.

3.При организации дискуссии (работа в группах, обсуждение в группах) предлагаю учащимся вместе разработать правила работы в группах, основанные на взаимном уважении и определении личного вклада каждого члена группы, а так же распределения полномочий и ответственности между учащимися. Таким образом, создавая коллаборативную среду и обучая учащихся работать в сотрудничестве, учащиеся развиваются социально и эмоционально.

Виды рефлексии могут быть как коллективными (групповыми), так и индивидуальными. Но каждая имеет свои особенности.

Индивидуальная рефлексия. Данный вид рефлексии служит логическим завершением урока, его осмыслением. Формы проведения самые разнообразные и хорошо известные учителям - мини сочинения, эссе, письмо другу, схема, кластер, таблица, синквейн, и т.д. приемы критического мышления:

  • Прием "Received the answer (!) or not (?)

  • Прием " If what..?"

  • Прием "Fish bone", «Песочные часы», «Грабли», «Гроздь» и т.д.

Коллективная форма создает оптимальные условия для овладения иноязычным общением.

1.Для организации рефлексии в группе эффективно использую опорные слова и фразы для высказываний:

Tried hard

Use

Were active

We consider

Followed the instructions

Besides

Helped each other

More over

Approached the problems seriously

I want to add

Fulfilled the task

However

Deserve a reward ( a good mark)

One of us

Put forward some new ideas

I want to catch your eye

2.Прием "Think - pair - share - square" c пошаговым перечислением действий, позволяет включить учащихся в рефлексию анализа каждого действия, его результатов.

Step 1. Think over the answer individually,

Step2. Share your opinion with your partner,

Step3. Share opinion in your group and draw a conclusion,

Step4. Chose the pupil who'll inform the class about your decision.

3.Рефлекия контрольно-оценочной деятельности группы. Предполагает включение учащихся в действие взаимоконтроля, взаимооценки. Использование оценочной карты просто необходимо. Цель ее - адекватно оценивать себя и своих товарищей.

Evaluation card

me

neighbour

group

class

teacher


Все, что мы делаем сейчас - это не самоцель, а серьезная подготовка к постоянной внутренней рефлексии. Рефлексия способствует развитию важных качеств, которые так необходимы ученику в 21 веке - независимости, самостоятельности, конкурентноспособности, предприимчивости. Ученики 21 века - самомотивированные, увлеченные, уверенные личности с развитым критическим мышлением.

Список литературы:

1.Руководство для учителя. Первый продвинутый уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г., стр.101-104, 115-116, 126-128, 135, 183, 185.


© 2010-2022