• Преподавателю
  • Химия
  • Конспект урока на тему Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

Конспект урока на тему Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поурочное планирование открытого урока по теме

«Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»

Девиз урока:

Слайд 1 «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность»

Б.Шоу.

Цели: 1) Образовательная - сформировать представление о генетической связи основных классов неорганических соединений;

2) Развивающая - развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать;

3)Воспитательная-продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения.

Задачи: 1) Образовательная - опираясь на ранее полученные знания, организовать деятельность учащихся по изучению генетической связи между основными классами неорганических соединений;
закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам;

2) Развивающая - развивать умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно; умения и навыки составления формул

3) Воспитательная - формировать умение работать в коллективе; воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение выступать перед аудиторией. Выявлять и устанавливать взаимосвязи; развивать представления о причинно - следственных связях явлений.

Методы: игровые, межпредметные и внутрипредметные, работа с конспектом и с интерактивной доской; практический.

Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация: Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»; видео-ролик Восстановление оксида меди(II) водородом»; реактивы: CuSO4, NaOH, нагревание.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

Ход урока

Учитель. Ребята, вы согласны девизом урока. Как вы понимаете слово «деятельность»?

Мы с вами изучили 4 класса неорганических соединений, давайте повторим их классификацию. Для этого я предлагаю совместно составить схему «Основные классы неорганических соединений» (слайд 2).

Конспект урока на тему Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

В чем состоит принцип классификации неорганических веществ?

Принципы классификации неорганических веществ на основные классы основаны на различии их состава и свойств. Обычно рассматривают следующие 4 класса: оксиды, основания, кислоты и соли.

Назовите физические свойства металлов и неметаллов.

Игра «Построй домик» (слайд 3)

1. Слайд 4 «Оксиды». Дайте определения «Что такое оксид?»

2. Слайд 5 «Основания» Какие вещества называются основаниями с т.зр. ТЭД.

3. Слайд 6 «Кислота» Какие вещества называются кислотами с т.зр. ТЭД.

4. Слайд 7 «Соли» Какие вещества называются солями с т.зр. ТЭД

Как вы думаете, где в нашей жизни встречаются металлы, соли, щелочи, кислоты?

( В пищевой промышленности, строительстве, медицине и т.д.)

Слайд 8 Из формул (H2SO3, NaCl, Ba(OH)2, H2O, S, BaO, Ba, SO2, HNO3, BaSO3, MgO, KOH) которые вы видите на экране выберите те, которые содержат один и тот же элемент, но принадлежат разным классам соединений, распределите их по усложнению состава, начиная с простого к более сложному, по вариантам. На парте находятся карточки с формулами веществ, составьте генетический ряд.

1 вариант в качестве повторяющего элемента использует металл, 2 вариант - неметалл.

У нас получилось 2 ряда, в каждой есть что-то общее.

В 1-м ряду - химический элемент Ва, во 2-м - химический элемент S.

Эти элементы переходят от одного класса соединений к другому, как бы по наследству. С курса биологии вы знаете, что каждый ребенок в семье похож на одного из родителей или бабушек или дедушек.

Как в биологии называется носитель наследственной информации? (Ген).

Как вы думаете, какой элемент является геном для 1 цепи (Ва), для второй цепи (S).

Поэтому эти цепи или ряды мы называем генетическими.

Как вы думаете, как будет называться тема сегодняшнего урока?

Слайд 9 темы урока «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»

Ребята, какую цель поставим нашего урока? Цель должны сказать дети.

Слайд 10 Цель урока: Выявить и установить взаимосвязь между различными классами неорганических соединений.

Для достижения цели урока будем писать уравнения реакций превращения веществ одного класса в другой. Данная тема рассчитана на 2 урока.

Открыли тетради, записываем «Классная работа», на полях дата и тему урока.

Слайд 11 «Генетический ряд» определение. Генетический ряд - это ряд веществ, разных классов соединений, содержащий в своем составе один и тот же химический элемент. Между классами существует важная связь, которую называют генетической ("генезиз" по-гречески обозначает "происхождение"). Эта связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.

Слайд 12 «Виды генетических рядов». Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.

Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:

1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:

металл→основной оксид→щёлочь→соль

Например, K→K2O→KOH→KCl

2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:

Ме→основной оксид→соль→нерастворимое основание→основной оксид →ме

Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→Cu

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:

1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде:

неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль

Например, P→P2O5→H3PO4→Na3PO4

2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:

неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→кислотный оксид→неметалл

Например, Si→SiO2→Na2SiO3→H2SiO3→SiO2→Si

Вывод. Составление генетического ряда можно начинать с любого класса неорганического соединения.

Закрепление:

Осуществите превращения по схеме, укажите типы реакций, назовите вещества

1.Al→Al2O3→AlCl3→Al(OH)3→Al2O3

→ AlCl3

Подведение итогов. Что вы узнали сегодня на уроке? (говорят ученики)

Существует взаимосвязь между классами неорганических соединений.

Металлы и неметаллы образуют соответствующие генетические ряды (ряд Ме, ряд неМе).

Научились осуществлять цепочки превращений.

Закрепление:

Осуществите превращения по схеме, укажите типы реакций, назовите вещества

1.Al→Al2O3→AlCl3→Al(OH)3→Al2O3

Домашнее задание: составить 2 генетических ряда ( металл, неметалл). П. 42.

© 2010-2022