- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока на тему Генетическая связь между основными классами неорганических соединений
Конспект урока на тему Генетическая связь между основными классами неорганических соединений
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пахомова Е.В. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Поурочное планирование открытого урока по теме
«Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»
Девиз урока:
Слайд 1 «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность»
Б.Шоу.
Цели: 1) Образовательная - сформировать представление о генетической связи основных классов неорганических соединений;
2) Развивающая - развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать;
3)Воспитательная-продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения.
Задачи: 1) Образовательная - опираясь на ранее полученные знания, организовать деятельность учащихся по изучению генетической связи между основными классами неорганических соединений;
закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам;
2) Развивающая - развивать умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно; умения и навыки составления формул
3) Воспитательная - формировать умение работать в коллективе; воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение выступать перед аудиторией. Выявлять и устанавливать взаимосвязи; развивать представления о причинно - следственных связях явлений.
Методы: игровые, межпредметные и внутрипредметные, работа с конспектом и с интерактивной доской; практический.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация: Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»; видео-ролик Восстановление оксида меди(II) водородом»; реактивы: CuSO4, NaOH, нагревание.
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
Ход урока
Учитель. Ребята, вы согласны девизом урока. Как вы понимаете слово «деятельность»?
Мы с вами изучили 4 класса неорганических соединений, давайте повторим их классификацию. Для этого я предлагаю совместно составить схему «Основные классы неорганических соединений» (слайд 2).
В чем состоит принцип классификации неорганических веществ?
Принципы классификации неорганических веществ на основные классы основаны на различии их состава и свойств. Обычно рассматривают следующие 4 класса: оксиды, основания, кислоты и соли.
Назовите физические свойства металлов и неметаллов.
Игра «Построй домик» (слайд 3)
1. Слайд 4 «Оксиды». Дайте определения «Что такое оксид?»
2. Слайд 5 «Основания» Какие вещества называются основаниями с т.зр. ТЭД.
3. Слайд 6 «Кислота» Какие вещества называются кислотами с т.зр. ТЭД.
4. Слайд 7 «Соли» Какие вещества называются солями с т.зр. ТЭД
Как вы думаете, где в нашей жизни встречаются металлы, соли, щелочи, кислоты?
( В пищевой промышленности, строительстве, медицине и т.д.)
Слайд 8 Из формул (H2SO3, NaCl, Ba(OH)2, H2O, S, BaO, Ba, SO2, HNO3, BaSO3, MgO, KOH) которые вы видите на экране выберите те, которые содержат один и тот же элемент, но принадлежат разным классам соединений, распределите их по усложнению состава, начиная с простого к более сложному, по вариантам. На парте находятся карточки с формулами веществ, составьте генетический ряд.
1 вариант в качестве повторяющего элемента использует металл, 2 вариант - неметалл.
У нас получилось 2 ряда, в каждой есть что-то общее.
В 1-м ряду - химический элемент Ва, во 2-м - химический элемент S.
Эти элементы переходят от одного класса соединений к другому, как бы по наследству. С курса биологии вы знаете, что каждый ребенок в семье похож на одного из родителей или бабушек или дедушек.
Как в биологии называется носитель наследственной информации? (Ген).
Как вы думаете, какой элемент является геном для 1 цепи (Ва), для второй цепи (S).
Поэтому эти цепи или ряды мы называем генетическими.
Как вы думаете, как будет называться тема сегодняшнего урока?
Слайд 9 темы урока «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»
Ребята, какую цель поставим нашего урока? Цель должны сказать дети.
Слайд 10 Цель урока: Выявить и установить взаимосвязь между различными классами неорганических соединений.
Для достижения цели урока будем писать уравнения реакций превращения веществ одного класса в другой. Данная тема рассчитана на 2 урока.
Открыли тетради, записываем «Классная работа», на полях дата и тему урока.
Слайд 11 «Генетический ряд» определение. Генетический ряд - это ряд веществ, разных классов соединений, содержащий в своем составе один и тот же химический элемент. Между классами существует важная связь, которую называют генетической ("генезиз" по-гречески обозначает "происхождение"). Эта связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.
Слайд 12 «Виды генетических рядов». Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:
металл→основной оксид→щёлочь→соль
Например, K→K2O→KOH→KCl
2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:
Ме→основной оксид→соль→нерастворимое основание→основной оксид →ме
Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→Cu
Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде:
неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль
Например, P→P2O5→H3PO4→Na3PO4
2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:
неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→кислотный оксид→неметалл
Например, Si→SiO2→Na2SiO3→H2SiO3→SiO2→Si
Вывод. Составление генетического ряда можно начинать с любого класса неорганического соединения.
Закрепление:
Осуществите превращения по схеме, укажите типы реакций, назовите вещества
1.Al→Al2O3→AlCl3→Al(OH)3→Al2O3
→ AlCl3
Подведение итогов. Что вы узнали сегодня на уроке? (говорят ученики)
Существует взаимосвязь между классами неорганических соединений.
Металлы и неметаллы образуют соответствующие генетические ряды (ряд Ме, ряд неМе).
Научились осуществлять цепочки превращений.
Закрепление:
Осуществите превращения по схеме, укажите типы реакций, назовите вещества
1.Al→Al2O3→AlCl3→Al(OH)3→Al2O3
Домашнее задание: составить 2 генетических ряда ( металл, неметалл). П. 42.