- Преподавателю
- Химия
- Урок на тему «Смешивание растворов»
Урок на тему «Смешивание растворов»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Павлова А.К. |
Дата | 21.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок на тему «Смешивание растворов»
Цель урока: вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе при смешивании растворов различных концентраций.
Задачи:
обучающие: формирование умения готовить растворы. Совершенствовать умения учащихся рассчитывать массовую долю растворенного вещества в растворе. Показать и раскрыть суть нестандартных способов решения задач на смешивание растворов с помощью таблицы и методом: «Конверт Пирсона»;
развивающие: развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать; развивать качества ума - критичность, глубину, быстроту; способность преодолевать трудности, реализуя межпредметные связи курсов математики и химии;
воспитательные: воспитывать личности с высоким уровнем культуры, формировать потребность в познавательной деятельности.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска; карточки с заданиями для самостоятельной работы, карточки с дифференцированными домашними заданиями Лабораторное оборудование: мерный цилиндр на 25 мл, стакан или колба на 50мл, стеклянная палочка, пробирки (3 шт), сульфат меди (II) безводный, раствор сульфата меди (II) 12%, дистиллированная вода.
Химический эксперимент «Приготовление раствора смешиванием растворов разных концентраций».
-
Организационный момент
Демонстрационный опыт:
"сухой лимонад" - смесь соды, лимонной кислоты, сахара, красителя.
В сухой смеси ничего не происходит, но стоит добавить воды идет бурное выделение газа. Ребята, как вы видите, большинство химических реакций проходят в растворах, иначе они просто не идут (или идут очень медленно).
Итак, сегодня мы будем говорить о растворах, тема нашего урока: «Смешивание растворов».
Цель урока: Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе при смешивании растворов.
Задачи:
1) Формирование умений готовить растворы веществ;
2) Подготовка к ЕГЭ: совершенствование умений рассчитывать массовую долю растворенного вещества;
3) Использование знаний урока в быту.
Запись темы урока
-
Актуализация знаний
Правила техники безопасности
Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
А) Запрещается пробовать вещества на вкус;
Б) Брать вещества руками;
В) оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы;
Г) оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами;
Д) смешивать неизвестные вещества;
Е) сливать или высыпать реактивы в раковину.
1) На столах у каждого ученика стакан или колба с сульфатом меди (II), стакан с водой, мерный цилиндр на 25 мл, пробирки(3шт).
- У вас на столах стакан с дистиллированной водой. Посмотрите, какой объем воды?
Ответ: 50 мл
- Какова плотность воды?
Ответ: 1г/мл
- Значит, какова масса 50 мл воды?
Ответ: 25 г
- Как мы определили массу?
Ответ:
- В колбе у вас соль, налейте туда вашу воду. А сколько соли было в колбе?
Ответ: Не знаем. Не взвешивали.
-Значит, вы высыпали неопределенную массу соли, так?
Ответ: Да.
- Что получили?
Ответ: Раствор.
-Что такое раствор?
Ответ: это однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества и растворителя.
- Значит, масса раствора из чего складывается?
Ответ: Из массы воды и массы соли.
- Сделайте рисунок. Запишите формулу массы раствора.
Ученики делают рисунок.
+ =
соль раствор
m H2O+m соли=m раствора
- Из курса математики знаем, что раствор в целом составляет 100%. А сколько процентов составляет масса соли в растворе?
Ученики: х процентов.
- Как нашли?
Ученики: Масса раствора составляет 100%, масса соли составляет х%,
mраствора ----- 100%
mсоли---------- х
отсюда
- А что такое процент?
Ученики: Сотую часть (долю) числа называют процентом.
- А если мы возьмем массу соли в долях, то получаем массовую долю соли в растворе. Которая обозначается
2) Задача № 1
Задача 1. В 25 г. воды растворили 1 г. сульфата меди (II). Определите массовую долю сульфата меди (II).
Дано:
mсоли=1г
mводы=25г
Найти: W=?
Решают самостоятельно.
mр-ра =mсоли+ mводы=1+25=26г
Ответ: W=0,03 или 3%
3) Человек в повседневной жизни, сам того не ведая, является химиком.
- Какие растворы вам приходилось использовать в своей жизни?
Ответы: Например, раствор уксусной кислоты и т. д.
-Приходилось ли вам самим готовить растворы и для чего?
Ответы: Да, для засолки огурцов и т.д.
Это интересно!
10% раствор аммиака на все случаи жизни (при уборке, стирке, глажке)
- Мойка окон;
- Отбеливание белья;
-Чистка замшевых изделий;
-Чистка подошвы утюга;
- Очистка стекол от следов мух;
- Увеличение цвета ковров, мебельной обивки;
-Нейтрализация укусов насекомых.
-
Изучение новой темы
Задача №2
Задача 2. Смешали 300 г раствора хлорида натрия с массовой долей соли 0,25 и 400 г раствора той же соли с массовой долей 0,4. Определите массовую долю хлорида натрия в полученном растворе.
Сделайте рисунок. Запишите формулу массы раствора.
Ученики делают рисунок.
m1соли
m2соли
m1соли+ m2соли
+
=
+
+
р-ра р-ра (раствора)
Решение задачи 2
Дано:
mр-ра1=300г
W1=0,25
mр-ра2 = 400г
W2= 0,4
-------------------------
Найти: W3=?
1 способ проведение последовательных расчетов по формуле
Р-р1
+ Р-р2
= Р-р3
mр-ра, г
300
+400
=700
W= mсоли\ mр-ра
0,25
0,4
235/700=0,34
mсоли= W· mр-ра, г
0,25·300=75
+0,4*400=160
=235
mр-ра3=300+400=700г
mсоли1=0,25·300=75г
mсоли2=0,4*400=160г
mсоли3=75+160=235г
W3=235/700=0,34 или 34%
Ответ: W2=0,34 или 34%
2 способ метод линейных уравнений.
(1)
Из формулы (1) вытекает:
mсоли= W* mр-ра (2)
mcоли1+mсоли2=mсоли3 (3)
Подставляем формулу (2) и получаем уравнение с одним неизвестным:
W1* mр-ра1+ W2* mр-ра2= W3* mр-ра3 (4)
При решении задачи применяем уравнение (4)
0,25·300+0,4·400=(300+400)·W3
700· W3=235
W3=0,34
Ответ: W3=0,34 или 34%
Физкультминутка
3 способ по диагональной схеме «правила смешения»
(«конверт Пирсона»)
Решение:
0,4 W3-0,25 400
0,25 0,4-W3 300
(W3-0,25)·300=(0,4-W3)·400
300W3 - 75=160 - 400W3
300W3+400W3=160+75
W3=235\700
W3=0,34 или 34%
Ответ: W3=0,34 или 34%
Задача 3. Экспериментальная часть
Работают в группах
1. Мерным цилиндром отмерить 10 мл приготовленного раствора сульфата меди(II) с массовой долей 0,03 и вылить в первую пробирку. Это контрольный раствор №1;
2. Также отмерить 10 мл раствора сульфата меди(II) c массовой долей 0,12 и вылить в пробирку №2. Это контрольный раствор №2. (Контрольные растворы не трогать!);
3. Мерным цилиндром отмерить 10 мл раствора №1 и 5 мл раствора №2 и вылить в пробирку №3;
3. Отметить цвет растворов №1,2,3;
3. Рассчитать массовую долю соли в растворе №3 одним из трех способов;
4. Сделать вывод.
На слайде представлен порядок проведения опыта по смешиванию растворов с разными массовыми долями ω1 и ω2. Отмечаем цвет нового раствора( менее или более окрашен по отношению к данным растворам) сделан теоретический вывод, который подтвержден расчетами.
Решение:
1 способ проведение последовательных расчетов по формуле
Р-р1
+ Р-р2
= Р-р3
mр-ра, г
10*1,0296=10,3
+5*1,1304=5,65
=15,95
W= mсоли\ mр-ра
0,03
0,12
0,99/15,95=0,06
mсоли= W· mр-ра, г
0,03·10,3=0,31
+0,12*5,65=0,68
=0,99
Ответ: W3=0,06 или 6%
2 способ метод линейных уравнений
W1* mр-ра1+ W2* mр-ра2= W3* mр-ра3
mр-ра3 = mр-ра1+mр-ра2
mр-ра1=10*1,0296=10,3г
mр-ра2=5*1,1304=5,65г
0,03·10,3+0,12*5,65=W3*(10,3+5,65)
W3*15,95=0,99
W3=0,06
Ответ: W3=0,06 или 6%
+3 способ по диагональной схеме «правило смешения» («конверт Пирсона»)
mр-ра1=10*1,0296=10,3г
mр-ра2=5*1,1304=5,65г
0,12 W3-0,03 5,65
0,03 0,12-W3 10,3
(W3-0,03)·10,3=(0,12-W3)·5,65
10,3W3 - 0,31=0,68 - 5,65W3
5,65W3+10,3W3=0,68+0,31
W3=0,99\15,95
W3=0,06 или 6%
Ответ: W3=0,06 или 6%
-
Закрепление
Самостоятельная работа. Предоставляем учащимся выбрать удобный для него способ решения, то есть создать условия для его мышления. Применение теоретических знаний на практике (индивидуальная работа).
Учащиеся получают карточку с условиями нескольких задач (максимально возможное число). Выбирают из предложенного списка задачи по силам и решают их самостоятельно, используя карты алгоритма решения задач. Задача, решить правильно как можно больше задач за ограниченный промежуток времени.
Задача № 1 Смешали 300г раствора с массовой долей сульфата бария 0,2 и 500 г раствора с массовой долей 0,4. Вычислите массовую долю сульфата бария в полученном растворе (W3=0,26 или 26%)
Задача №2 Смешали 150 г раствора нитрата калия с массовой долей 12% и 300 г раствора этой же соли с массовой долей 7%. Вычислите массовую долю нитрата калия в полученном растворе. Ответ: W3=0,09 или 9%
Задача№3 Смешали 10 мл раствора с массовой долей азотной кислоты 10%(ρ=1,056г/мл) и 100 мл раствора с массовой долей 30% (ρ = 1,184 г/мл). Вычислите массовую долю азотной кислоты в полученном растворе. Ответ: 0,28 или 28%
Задача №4 Определите массы 10%-ного и 50%-ного (по массе) растворов, необходимые для получения 200 г 20%-ного раствора.
(mр-ра1=150г., mр-ра2=50г)
Задача №5 Смешали 250 г гидроксида натрия с массовой долей 16% и 300мл раствора (ρ=1,2г/мл) с массовой долей того же вещества 20%. Рассчитайте массу гидроксида натрия в полученном растворе. Ответ: mв-ва3=109,8г
Задача №6 В аптеке требовалось приготовить 1 кг нашатырного спирта (10% раствор аммиака) путем разбавления 25% раствора аммиака дистиллированной водой. В каком массовом отношении следует смешать 25% раствор и воду? Ответ: m1: m2=2:3
После выполнения задания учащиеся проводят взаимопроверку.
Задача №1 Смешали 300г раствора с массовой долей хлорида натрия 0,2 и 500 г раствора с массовой долей 0,4. Вычислите массовую долю хлорида натрия в полученном растворе.
1 способ проведение последовательных расчетов по формуле:
Р-р1 +
р-р2 =
р-р3
mр-ра, г
300 +
500 =
800
W= mсоли\ mр-ра
0,2
0,3
210/800=0,26
mсоли= W· mр-ра, г
0,2·300=60 +
0,3·500= 150 =
210
Ответ: W3=0,26 или 26%
Задача №2 Смешали 150 г раствора нитрата калия с массовой долей 12% и 300 г раствора этой же соли с массовой долей 7%. Вычислите массовую долю нитрата калия в полученном растворе.
3 способ по диагональной схеме «правило смешения» («конверт Пирсона»)
0,12 W3-0,07 150
0,07 0,12-W3 300
(W3-0,07)·300=(0,12-W3)·150
300W3 - 21=18 - 150W3
300W3+150W3=18+21
W3=39\450
W3=0,09 или 9%
Ответ: W3=0,09 или 9%
Задача № 3 Смешали 10 мл раствора с массовой долей азотной кислоты 10%(ρ=1,056г/мл) и 100 мл раствора с массовой долей 30% (ρ = 1,184 г/мл). Вычислите массовую долю азотной кислоты в полученном растворе.
1 способ проведение последовательных расчетов по формуле:
Р-р1 +
р-р2 =
р-р3
mр-ра, г
10*1,056=10,56
100*1,184=118,4
=128,96
W= mсоли\ mр-ра
0,1
0,3
0,28
mсоли= W· mр-ра, г
0,1*10,56=1,06
0,3*118,4=35,52
=36,58
Ответ: 0,28 или 28%
Задача №4 Определите массы 10%-ного и 50%-ного (по массе) растворов, необходимые для получения 200 г 20%-ного раствора.
3 способ. Алгебраический метод.
0,1 mр-ра1 +0,5(200- mр-ра1 )=40
0,1 mр-ра1 -0,5 mр-ра1 =40-100
0,4 mр-ра1 =60
mр-ра1 =150
mр-ра2= 200-150=50г.
Ответ: mр-ра1=150г., mр-ра2=50г.
Задача № 5 Смешали 250 г гидроксида натрия с массовой долей 16% и 300мл раствора (ρ=1,2г/мл) с массовой долей того же вещества 20%. Рассчитайте массу гидроксида натрия в полученном растворе. (5 баллов)
2 способ . Алгебраический метод
0,16·250+0,2*360=610W3
610 W3=40+72
W3=112/610
W3=0,18
mв-ва3=610* W3=610*0,18=109,8г
Ответ: mв-ва3=109,8г
Задача № 6 В аптеке требовалось приготовить 1 кг нашатырного спирта (10% раствор аммиака) путем разбавления 25% раствора аммиака дистиллированной водой. В каком массовом отношении следует смешать 25% раствор и воду? (6 баллов)
3 способ по диагональной схеме «правило смешения» («конверт Пирсона»)
0,25 0,1 m1
0,1
0 0,15 m2
m1: m2=0,1:0,15=2:3
Ответ: m1: m2=2:3
V. Выставление оценок
VI. Домашнее задание
Раздаются карточки с заданиями для самостоятельного решения на дом: (задание дифференцированное, учащиеся сами выбирают, первые 3 задачи легкие, последние 3 - посложнее).
-
В воде растворили 15 г хлорида натрия. Вычислите массу полученного раствора, если массовая доля соли в нем равна 5% (2 балла);
-
К 180 г 15%-ного раствора гидроксида натрия добавили 11г NaOH. Определите массовую долю гидроксида натрия в полученном растворе (3 балла);
-
К 405,4 мл раствора нитрата калия (ρ=1,036г/мл) с массовой долей соли 20% добавили 80мл воды. Какова массовая доля соли в полученном растворе? (3 балла);
-
Смешали 100 грамм 20%-ного раствора и 50 грамм 32%-ного раствора
некоторого вещества. Какова массовая доля растворенного вещества в полученном растворе? (4 балла);
-
К 80 г 15%-ного раствора хлорида железа(II) добавили 70г 10%-ного раствора того же вещества. Какова массовая доля соли в полученном растворе? (4 балла);
-
В каком массовом соотношении нужно смешивать 5% и 60% растворы, чтобы приготовить 200 г. 20% раствора (5 баллов).
-
Подведение итогов урока. Рефлексия
Обсуждаются сложности, встретившиеся при решении задач. Учащиеся проводят самоанализ (успехи и неудачи).