Разработка урока «Форма, размеры и движение Земли»

"Описание материала: Разработка урока составлена в соответствии с ФГОС общего образования. Урок предоставляет широкие возможности для формирования системы знаний, умений и способов деятельности школьников. Информационно- методический блок урока позволяет ученикам в доступной,продуктивной работе получить представления о форме, размерах и движении Земли. По структуре урок предусматривает смену деятельности учащихся на каждом этапе, что создает ситуацию успеха каждого ученика и вызывает большой поз...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока в 5 классе «Форма, размеры и движение Земли»

УМК «Русское слово»:

  • учебник Е.М. Домогацких «География. Введение в географию»,

  • Д.В. Молодцов тетрадь-практикум «География. Введение в географию».

  • С. В. Банников Методические рекомендации .

Цель урока: Формирование представлений о форме Земли, движениях Земли и их географических следствиях.

Задачи урока:

  1. Рассмотреть особенности формы, размеров Земли ее движений.

  2. Познакомить учащихся с географическими следствиями движений Земли.

  3. Раскрыть особенности соотношения радиусов Земли.

  4. Сформировать представление о полюсах, экваторе, полушариях Земли.

  5. Продолжить формирование предметных и метапредметных УУД.

  6. Продолжить работу по здоровьесбережению

Ключевые слова по теме урока: осевое и орбитальное движение Земли, экватор, тропики, Северный полюс, Южный полюс, високосный год.

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащиеся научатся:

  • Анализировать географическую информацию представленную в тексте учебника;

  • Показывать на глобусе полюса, экватор, полушария, ось Земли;

  • Использовать географическую информацию для решения учебных задач;

  • Различать и сравнивать географические следствия движений Земли.

Метапредметные:

Познавательные УУД: уметь вести самостоятельный поиск, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, уметь создавать модель Земли.

Регулятивные УУД: научатся организовывать свою деятельность, определять цели, задачи и способы деятельности. Уметь оценивать свой результат.

Коммуникативные УУД: Умение вести диалог, выслушивать мнение другого, вырабатывать общее решение.

Личностные УУД:

• формировать ответственное отношение к учению через мотивацию к изучаемой теме;

• формировать толерантность как норму осознанного и доброжелательного отношения к другому ученику;

• освоение социальных норм и правил поведения в группах;

Тип урока: познание нового материала

Оборудование: учебник, ПК, проектор, глобус, видеоролик «Движение Земли». Для эксперимента: полоски бумаги, клей, карандаши.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организация класса

Слайд 1.

Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку; деление класса на 4 группы

Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку. Класс распределяется на 4 группы

Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность.

Актуализация знаний

Слайд 2.

Что я знаю?

«Да - нетка»

1.Земля имеет форму шара?

2. Земля вращается?

3.Сутки- это день?

4. Экватор- это океан?

Самостоятельная работа в тетради. Взаимоконтроль.

Регулятивные УУД:

уметь оценивать свой результат и результат товарища

Коммуникативные УУД: организовывать работу в парах

Постановка учебной проблемы (целеполагание)

Слайд 3.

Побуждает учеников на определение темы урока и постановки цели.

Утром солнышко встаёт,

Спать ребятам не даёт!

-Ну-ка, детки, подымайтесь,

Умывайтесь, одевайтесь

В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Дальше, дальше день бежит

К вечеру скорей спешит.

Ночью на небе - луна,

Очень строгая она,

Закрывайте дети очи.

Говорит: «Спокойной ночи!»

О чем говорится в стихотворении? Как вы думаете, почему происходит смена дня и ночи. Назовите времена года. Почему происходит смена времен года на Земле?

Слайд 4.

Итак, сегодня мы продолжим разговор о движениях и форме Земли.

Дети осознанно воспринимают стихотворение, делают выводы о смене дня и ночи, времен года, формулируют тему и цель урока.

Открывают тетрадь, записывают тему урока.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи;

Личностные УУД:

формировать мотивацию к изучаемой теме;

Регулятивные УУД: определять цель деятельности;

Изучение нового материала

Слайд 5.

Просмотр видеоролика «Движение Земли» yandex.ru/video/#!/video/search?text

Установка на работу в группах с текстом учебника по инструктивной карточке.



Учитель корректирует и дополняет ответы учеников.


Ученики 1 группы, используя инструктивную карточку, определяют особенности положения экватора, полушария и радиусов Земли.

2 группа, используя инструктивную карточку, по тексту учебника изучают особенности суточного движения Земли.

3 группа, используя инструктивную карточку, по тексту учебника рассматривают следствия годового движения Земли.

4 группа, используя инструктивную карточку, находят определение понятию «год», «високосный год», их продолжительность.

Ученики проговаривают вслух изученный материал.


Личностные УУД

формировать толерантность как норму осознанного и доброжелательного отношения к другому ученику;

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- работать по плану.

ПознавательныеУУД

-умение самостоятельно работать с текстом учебника, анализировать информацию

-устанавливать причинно-следственные связи,

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

От теории к практике.

Слайд 6.

Эксперимент: Тема «Форма Земли»

Учитель объясняет по слайду цели, задачи и ход эксперимента.

Рефлексия итогов эксперимента.

Учащиеся по инструкции проводят эксперимент, и делают общий вывод о форме Земли, разнице экваториального и полюсного радиуса.

Работая в группах: дети склеивают полоски по 40 см крест- накрест. Свободные концы склеивают в виде шара. В нижнюю часть шара вставляется карандаш. Вращая карандаш в ладонях, учащиеся увидят, что верхняя часть сплющивается, а центральная раздувается.

Ученики демонстрируют свой эксперимент и делают общий вывод.

Личностные УУД

формировать толерантность как норму осознанного и доброжелательного отношения к другому ученику;

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные УУД.

Работать по плану, выдвигать версии.

Коммуникативные УУД:

Организовывать работу в группе, излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.

Физминутка (здоровье-

сберегающий компонент)

«Моя планета» Учитель произносит и показывает:

«Я - большое и жаркое Солнце» (Разводит руки в стороны).

Вы - планета Земля.

Земля вращается вокруг своей оси.

На Земле наступила ночь.

А сейчас снова день.

Дети встают и выполняют движения по заданию учителя.

Дети показывают шар руками вверх.

Дети вращаются вокруг себя.

Дети поворачиваются спиной к учителю.

Дети поворачиваются лицом к учителю

Здоровьесбережение.

Применение новых знания

Слайд 7.

Учитель предлагает открыть тетрадь-практикум на странице 12 и выполнить с 5- 9 задание.

Открывается слайд с правильными ответами.

Открывают рабочую тетрадь и выполняют задание. Обмениваются тетрадями.

Взаимопроверка и выставление оценок.

Регулятивные УУД:

-Уметь оценивать свой результат и товарища.

Личностные УУД

-освоение социальных норм и правил поведения в группах;

Познавательные УУД:

анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить соответствие.

Рефлексия учебной деятельности

Слайд 8.

Узнали и запомнили.

Учитель обращает внимание на слайд и просит хором проговорить окончание предложения. Спрашивает затруднения учеников.

Учащиеся хором проговаривают изученный материал. Задают вопросы на понимание.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь устно выражать свои мысли;

- излагать свое мнение;

Домашнее задание

Слайд 9.

Комментирует д/з: прочитать § 4, предлагает выбрать для повторения простые или сложные вопросы после параграфа,

Выполнить работу в тетради- практикуме стр. 11 с 1-4 задание.

Записывают в дневник домашнее задание.

Задают вопросы на понимание.

Регулятивные УУД: учатся организовывать свою деятельность,


© 2010-2022