Выступление на районном методическом объединении учителей географии

Работа с одаренными детьми. Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников.   Главная задача современной школы – не просто дать ученикам определённую систему знаний, а научить детей самостоятельно добывать знания, используя для этого все имеющиеся возможности. Создание проблемных ситуаций, введение игровых моментов благотворно влияют на учеников. Главный стимул учиться – неизвестность. Неизвестность – это мотивировка движения. У кого больше интереса, у того быстрее развиваю...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на районном методическом объединении учителей географии Ипатовского района Ставропольского края.


Тема: «Работа с одаренными детьми. Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников»











Подготовил: учитель географии первой категории Винодельненской

МКОУ СОШ №13 Коровай Вячеслав Николаевич










2014 г.

Одна из важнейших проблем образовательной системы наших дней - развитие творческих способностей учащихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знание. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения.

У каждого учителя в процессе работы возникает множество вопросов. Как пробудить у школьника исследовательский интерес? Как воспитать у подрастающего поколения умение работать самостоятельно?

Главная задача современной школы - не просто дать ученикам определённую систему знаний, а научить детей самостоятельно добывать знания, используя для этого все имеющиеся возможности.

Создание проблемных ситуаций, введение игровых моментов благотворно влияют на учеников. Главный стимул учиться - неизвестность. Неизвестность - это мотивировка движения. У кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности.

Главное при подготовке к олимпиаде - заинтересовать ребят этим соревнованием, включить элементы подготовки в уроки, во внеурочную и внеклассную работу. Олимпиадные задачи, как правило, отличаются повышенным уровнем сложности. Они нужнее не столько для того, чтобы проконтролировать знания, сколько проверить их умение логически мыслить, делать собственные заключения и прогнозы. Организуя олимпиады по географии, главное внимание учитель должен уделить подготовке к ним. Лучше начать эту работу с ребятами шестых классов. Такой выбор представляется обоснованным, так как это тот возраст, когда склонности и способности к географии начинают достаточно ярко проявляться. Шестиклассников интересует всё загадочное, неведомое, труднообъяснимое. В этом возрасте они способны уже к самостоятельному поиску. Поэтому обычно серьёзных успехов достигают те ребята, которые начали тренироваться ещё при изучении начального курса географии.

Победителем олимпиады может стать только школьник, хорошо ориентированный в разных областях географии. Для успеха на олимпиаде необходимы и некоторые специальные типы одарённости. Всем одарённым детям свойственна потребность в знаниях. Главная задача родителей и учителей - вовремя заметить проявление талантливости у детей, заметить «искорку любознательности», создать условия для их развития.

Чтобы ответить на вопросы, возникшие у ребят в ходе подготовки к олимпиаде, рекомендуется проводить консультации, географические вечера, конференции, организовать вместе с учениками уголок «Готовимся к географической олимпиаде», выставки книг, которые рекомендуется прочесть. Большой интерес у учащихся всех классов вызывают беседы, сопровождающиеся показом презентаций. Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа занятия. Они практически заменяют традиционные мел и доску. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие информации перед глазами детей, а также возвращение при необходимости к нужной информации. Презентации дают возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Применяя презентации, учитель использует методы активного, деятельного обучения. Беседы становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Большое внимание необходимо уделить тому, какой вклад вносят учащиеся в создание презентаций. Эту работу можно превратить в творческий процесс с элементами проектной деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках при подготовке к олимпиаде.

Чтобы работа ладилась, очень важно продумать план подготовки к олимпиаде. В него нужно включить перечень мероприятий, которые нужно спланировать и выполнить.

Старшеклассники, проводящие под руководством учителя внеклассное мероприятие, впоследствии составляют и «жюри» конкурса. Один из них читает вопросы, второй внимательно следит за тем, кому первому предоставить слово, третий фиксирует отвечающих и правильные ответы. На таких конкурсах отношения «учитель - ученик» поднимаются на качественно новый уровень, активизируется познавательная деятельность учащихся. Такая совместная работа имеет ряд явных преимуществ: экономия времени, развитие коммуникативных и организаторских навыков, возрастание объёма материала усваиваемого учащимися и глубина понимания.

Обычно попробовать свои силы, на так называемую разведку, приходят ребята 6-7 классов. Для привлечения таких ребят недостаточно интересного содержания вопросов и задач, необходимо сопровождать вопрос рисунком или схемой, требующим наблюдательности и сообразительности. А вот привлекательность вопросов для старшеклассников должна обеспечиваться содержательной стороной. Составляя задачи для старшеклассников, можно использовать графики и диаграммы. Важным моментом в подготовке олимпиад является составление вопросов и заданий. Основным положением при составлении вопросов является связь с программным материалом по географии. На школьном уровне, для выполнения олимпиадных заданий учащиеся используют только те теоретические положения и практические умения, которые определены программой по географии, что позволяет избежать перегрузки школьников.

Для подготовки к олимпиадам полезны и викторины. В различные викторины, кроме устных вопросов, можно включить и письменные. По окончании мероприятия, совместно обсуждается и отмечается, что было удачно, а что надо исправить к следующему разу.

Сегодня трудно представить работу учителя географии без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия, осуществлять подготовку учащихся к олимпиадам. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Сейчас школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках. Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме разнообразных развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную учителем информацию с помощью ИКТ. Следовательно, учителю необходимо владеть не только современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком, но и непрерывно развивающимися ИКТ. Работая с разнообразными сайтами, ребята могут «путешествовать» по странам мира, по границам водосборных бассейнов, заглянуть в глубины Мирового океана. Одним из средств, повышающих эффективность урока, внеклассного мероприятия, является интерактивная доска. Интерактивная доска - поверхность, на которую проецируется экран монитора, она является чувствительной и позволяет использовать «ручку», чтобы рисовать, писать на самой доске и управлять работой компьютера, подключённого к ней. Также её возможности используются, в основном, на этапе проверки знаний учащихся. Использование интерактивной доски позволяет повысить заинтересованность учащихся и улучшить запоминание учебного материала. Конечно, все мероприятия перепоручить компьютеру нецелесообразно, учитель сам может выстроить урок, внеклассное мероприятие, организацию учебного проекта и использовать различные методические приёмы. Информационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь им быть более результативными.

Продуктивнее при подготовке к олимпиадам и творческие задачи. Для их решения необходимы умения логически мыслить, способность к интуитивному решению проблемы как высшего проявления логического мышления. Поэтому, для развития кругозора, мышления и памяти важно решать олимпиадные задачи прошлых лет.

Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Основными являются методы творческого характера:

-проблемный,

-поисковый,

Создание на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

-исследовательский,

Эти методы способствуют развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для использования этого метода подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя».

-проектные (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы)

Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.

Формы работы:

классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

консультирование по возникшей проблеме;

-родительские собрания;

кружки, общества;

дискуссия.

Основной формой организации учебного процесса в школах района остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

Олимпиады занимают важное место в развитии одаренных детей. Они позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы.

Наряду с урочной деятельностью, способствующей подготовке учащихся к олимпиадам, проводятся следующие виды деятельности:

1. Предметные недели, являющиеся важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых способностей.

2. Традиционной остаётся подготовка к олимпиадам через систему индивидуально-групповых занятий по предметам.

3. Создаётся банк данных мотивированных учащихся с учётом познавательных интересов учащихся по классам с 5 по 11.

4. Составляется план занятий по подготовке учащихся в 5-7 классах, 8 классов и 10-11 классов

5. Большое значение при подготовке уделяется проектной деятельности,

6. Проведение индивидуальных занятий с учащимися.

7. Проведение школьных туров олимпиад. Выявление победителей.

8. Участие в районных турах предметных олимпиадах.

Наиболее эффективны следующие методы работы с одаренными учащимися, варьирование которых позволяет педагогам нашей школы поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию.

  • Метод вживания.

Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

  • Метод эвристических вопросов.

Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

  • Метод сравнения.

Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно - историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.

  • Метод конструирования понятий.

Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

  • Метод путешествия в будущее.

Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

  • Метод ошибок.

Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

  • Метод придумывания.

Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.

  • Метод «если бы…».

Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

  • «Мозговой штурм»

Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. К сожалению, не всегда усилия педагога приносят желаемый успех.

Успеха можно добиться, если

  • учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

  • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

  • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • профессионально грамотным;

  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

  • проводником передовых педагогических технологий;

  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

Если дети - национальное достояние любой страны, то одаренные дети - её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.


© 2010-2022