Образовательная программа «Краеведение: Я Родину люблю »

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Ямникская средняя школа»

Демянского района

Новгородской области













Образовательная программа

«Краеведение: Я Родину люблю »















Выполнила:

Кукушкина Людмила Семёновна,

педагог дополнительного образования

Ямникская средняя школа, Демянский район




2015г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Краеведение должно стать обязательным

предметом в каждой школе.

Д.С. Лихачев

«Любовь к родному краю, знание его истории - основа на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества» - сказал Д.С. Лихачев. Сохранение обычаев, фольклора, предметов материальной культуры каждой местности необходимо для сохранения культуры всей страны.

Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле. Воздействие его велико и на ум, и на душу человека. Оно дает нам не только знания, но и отбор того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, в природопользовании, в ремеслах и промыслах, в материальной и духовной культуре, а главное, в сфере нравственности.

Данная программа разработана на основе образовательной программы «Я родину люблю» В.С.Дятлова, адаптирована в соответствии с возможностями учреждения и в соответствии с требованиями к программа дополнительного образования детей.

Объект программы:

Материальная и духовная культура жителей Новгородчины.

Актуальность программы: восполнение пробелов в изучении краеведения в школе, создание системы в вопросах изучения краеведения.

Цель программы: воспитание на краеведческом материале думающей, творческой, свободной личности, связывающей воедино опыт прошлого, настоящее и будущее.

Программа рассчитана на три года обучения, в возрасте 12-15 лет. Занятия проводятся на базе школы, 1 раз в неделю по 2 часа. Особенность программы состоит в том, что она состоит из нескольких блоков, содержание которых с каждым годом усложняется.

Программа «Родина».

Цель программы:

Воспитание гармонично развитой личности с высокой степенью духовных потребностей, стремящейся принести пользу Родине.

Задачи:

Воспитание чувства гордости за родной край и Россию на примерах выдающихся земляков, принесших пользу Родине и человечеству в целом;

Создание условий для наиболее эффективного развития интеллектуальных, физических, творческих способностей личности подростка; в том числе формирование крепкого, здорового, работоспособного детского коллектива;

Изучение культуры, истории, экономики, природы родного края, как одного из субъектов России;

Приобщение к общечеловеческим ценностям - основам ориентации подростка в собственной жизнедеятельности.

Ожидаемые результаты:

По итогам 1-го года:

Для личности подростка

Подросток адаптируется в коллективе. Учится жить по законам и традициям отряда. Участвует в обсуждении вопросов жизнедеятельности объединения. Учится отстаивать свою точку зрения, грамотно ее аргументировать. Учится культуре диалога и спора. Умеет находить приложение своих сил на благо людей. Участвует в общественно-полезных делах. Выполняет порученное дело творчески, совместно с друзьями. Помогает товарищам по коллективу в отрядных делах.

Для коллектива

Жизнь в коллективе строится по законам и традициям, принятым всеми членами объединения. Сформированы добрые, уважительные отношения внутри отряда. Взаимопонимание и взаимовыручка являются основными типами взаимодействия в коллективе. Коллектив под руководством педагога успешно проводит различные общественно-полезные дела. Внутри коллектива заложена комфортная обстановка для адаптации каждого подростка. Сформированы и действуют органы детского самоуправления.
По итогам 2-го года:

Для личности подростка

Сформирована устойчивая мотивация на доброе отношение к людям. Приобретается опыт делового сотрудничества, умение отстаивать интересы отряда. Подросток передает «новичкам» опыт организации жизнедеятельности отряда по законам и традициям. Выступает инициатором и организатором отрядных дел. Воспринимает любого члена отряда как неповторимую личность, помогает ему найти свое место в отряде. Успешно работает в органах самоуправления.

Для коллектива

Жизнь отряда строится на основе законов и традиций. Сформированы органы самоуправления, которые реально организуют жизнь отряда. Актив отряда регулирует жизнь коллектива, требует соблюдения законов и традиций. Сформирована система наставничества, действуют ступени роста «багировца».
Складывается поле сотрудничества для реализации коллективно-творческой деятельности. Внутри отряда созданы условия для развития каждого подростка.
По итогам 3-го года:

Для личности подростка

Законы и традиции отряда становятся основой жизненной позиции каждого члена отряда. Сформирована мотивация на «доброе отношение» к миру. Выработана потребность на проведение общественно-полезной деятельности, стремление к постоянному самосовершенствованию, развитию. Принцип сотрудничества является основой деятельности личности. Выработана ответственность за жизнь отряда, его развитие, сохранение традиций и соблюдение законов. Постоянная забота о пополнении отряда новыми членами, помощь им в адаптации к жизни отряда, приобщение к ценностям и традициям коллектива. Выработаны умения и навыки организаторской деятельности, умения отстаивать интересы отряда на различных уровнях, потребность заботливо относиться к младшим членам отряда, передавать им свой опыт и знания.
Для коллектива

Сформирована структура отряда. Органы самоуправления в состоянии решить все задачи, стоящие перед коллективом. Соблюдение законов и традиций - дело коллектива и каждого его члена. У каждого подростка сформирована позиция повышенной требовательности к себе. Деятельность объединения способствует эмоциональному развитию членов отряда, вызывает чувства коллективного сопереживания. В коллективе сложилась атмосфера, при которой каждый подросток может достичь определенного успеха. Поле сотрудничества расширяется и укрепляется. У членов отряда выработана единая цель: улучшать окружающий мир на радость себе и людям, заботиться об принадлежностью к данному объединению и поддерживает его авторитет.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА КРАЕВЕДЕНИЕ

1 год занятий


Наименование тем

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Введение. «Я Родину люблю»

2

2

-

Раздел: «Откуда я родом»

2

Экспедиция к имени. Основы антропонимики.

4

1

3

3

Экспедиция к истокам. Мой род - моя крепость

8

1

7

4

Экспедиция в прошлое. Дом, в котором я живу

4

1

3

5

Экспедиция в прошлое. Улица родная.

4

1

3

Раздел: «Моя деревня мне дорога»

6

Экспедиция в науки. Как правильно вести исследования.

4

4

-

7

Экспедиция в географию. География деревни.

4

1

3

8

Экспедиция в историю. Вехи развития деревни

8

1

7

9

Экспедиция в традиции. Традиции деревни.

4

1

3

10

Экспедиция в память. Памятные места.

4

1

3

11

Экспедиция в культуру. Архитектура деревни.

4

1

3

12

Экспедиция в культуру. Культура деревни.

4

1

3

13

Экспедиция в животноводство. Экономика и животноводство.

4

1

3

14

Экспедиция в экологию. Экология деревни.

4

1

3

15

Экспедиция в биографию. Славные люди нашей деревни

6

1

7

16

Экспедиция в будущее. Моя деревня в будущем

4

-

4

17

Итого:

72

19

53


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.


Тема

Краткое содержание темы

1

Введение. Я родину люблю

Введение в образовательную программу

2

Экспедиция к имени

История и значение имен.

3

Экспедиция к истокам. Мой род - моя крепость.

Понятие род, родственники, степень родства.

4

Экспедиция в прошлое. Дом, в котором я живу.

История, функция, эстетика жилища.

5

Экспедиция в прошлое. Улица родная.

Понятие «улица», история и достопримечательности улиц

6

Экспедиция в науку. Требования к исследовательским работам.

Требования к сбору материала и его оформление.

7

Экспедиция в географию.

Углубленное изучение географии деревни.

8

Экспедиция в историю. Историческое краеведение. Вехи истории.

История поселения и исследование движущих сил развития деревни.

9

Экспедиция в традиции.

Традиции бытовые, религиозные, праздничные, культурные.

10

Экспедиция в память. Памятные места.

Формы увековечения памятных мест.

11

Экспедиция в культуру. Архитектура.

Облик деревни в историческом пространстве, определение архитектуры

12

Экспедиция в культуру.

Объекты культуры, их типология.

13

Экспедиция в экономику. Экономика и промышленность.

Промышленность, транспорт, торговля в историческом развитии. Современное состояние экономики.

14

Экспедиция в экологию.

Многообразие экосистем деревни.

15

Экспедиция в биографию. Наши славные люди.

Изучение источников по жизни и деятельности знаменитых земляков.

16

Экспедиция в будущее. Будущее моего края.

Демографическое положение деревни и прогнозы ее развития.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА КРАЕВЕДЕНИЕ

2 год занятий


Наименование тем

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Введение. «Я Родину люблю»

2

2

-

2

Экспедиция в лето. Подведение итогов лета.

4

2

2

3

Экспедиция в традиции. Традиции моей семьи.

4

2

2

4

Экспедиция в историю. Моя деревня: история и современность.

6

2

4

Раздел: «Земля родная - колыбель моя»

5

Экспедиция в географию. География родного края.

4

2

2

6

Экспедиция в экологию. Экология родного края

8

2

6

7

Экспедиция в историю. Вехи развития края.

6

2

4

8

Экспедиция в традиции. Традиции и праздники края.

8

2

6

9

Экспедиция в память. Памятные места края.

8

2

6

10

Экспедиция в культуру. Архитектура края.

6

2

4

11

Экспедиция в культуру. Культура родного края

4

2

2

12

Экспедиция в экономику. Экономика и промышленность родного края

2

2

-

13

Экспедиция в биографии. Славные люди нашего края.

6

2

4

14

Мой край в будущем.

4

2

2

Всего

72

28

44



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Наименование тем

Краткое содержание темы

1

Введение. «Я Родину люблю»

Национальное и интернациональное в жизни людей.

2

Экспедиции в лето. Поведение итогов лета.

Анализ целей и задач летних заданий.

3

Экспедиция в традиции. Традиции моей семьи.

Классификация традиций. Причины усиления или ослабления традиций в жизни людей.

4

Экспедиция в историю. Моя деревня: история и современность

Моя деревня в ХХ веке. Преемственность поколений.

5

Экспедиция в географию. География родного края.

Понятие «родной край».

6

Экспедиция в экологию. Экология родного края.

Понятие «природный комплекс».

7

Экспедиция в историю. Вехи развития края.

История края в истории России.

8

Экспедиция в традиции. Традиции и праздники края.

Устное народное творчество жителей края их обряды.

9

Экспедиция в память. Памятные места края.

Музеи родного края.

10

Экспедиция в культуру. Архитектура края.

Соотношение архитектуры здания с его функцией

11

Экспедиция в культуру. Культура родного края.

Объекты культуры на современном этапе.

12

Экспедиция в экономику. Экономика и промышленность родного края.

Сельское хозяйство в прошлом и настоящем.

13

Экспедиция в биографии. Славные люди нашего края.

Исследования: как увековечена память замечательных земляков.

14

Мой край в будущем

Фестиваль творческих работ и из защита «Мой край в будущем».




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА КРАЕВЕДЕНИЕ

3 год занятий


Наименование тем

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. «Я Родину люблю»

2

2

-

2

Экспедиция в лето. Подведение итогов лета.

2

-

2

3

Экспедиция в науку.

2

1

1

4

Экспедиция к источникам.

8

2

6

5

Экспедиция в археологию.

2

2

-

6

Экспедиция в архитектуру.

2

2

-

7

Экспедиция в этнографию.

2

2

-

8

Экспедиция в ономастику. Антропонимика.

8

2

6

9

Экспедиция в ономастику. Топонимика.

4

2

2

10

Экспедиция к традициям.

10

2

8

11

Экспедиция к вере. Религия края.

8

2

6

12

Экспедиция в геральдику.

2

2

-

13

Экспедиция в генеалогию.

4

-

4

14

Экспедиция в нумизматику.

4

2

2

15

Экспедиция в хронологию.

2

2

-

16

Экспедиция в метрологию.

2

2

-

17

Экспедиция к источникам.

6

2

4

18

Экспедиция в библиографию.

2

2

-

Всего

72

31

41


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.


Наименование тем

Краткое содержание темы

1

Вводное занятие. «Я Родину люблю»

Модно ли быть патриотом? Сочинение.

2

Экспедиция в лето. Подведение итогов лета.

Выставка творческих работ по итогам лета.

3

Экспедиция в науку.

Определение целей и задач исследования

4

Экспедиция к источникам.

Составление карты «Поиск исторических источников»

5

Экспедиция в археологию.

Знакомство с археологической литературой.

6

Экспедиция в архитектуру.

Изучение и исследование судьбы архитектурных памятников края.

7

Экспедиция в этнографию.

Изучение этнографии как науки.

8

Экспедиция в ономастику. Антропонимика.

Изучение истории и грамматики имен.

9

Экспедиция в ономастику. Топонимика.

Предмет топонимика, объект ее изучения.

10

Экспедиция к традициям.

Фольклорная экспедиция. Сбор материала.

11

Экспедиция к вере. Религия края.

Религия как источник наших знаний о человеке и обществе.

12

Экспедиция в геральдику.

Изучение истории возникновения гербов родного края.

13

Экспедиция в генеалогию.

Составление своей родословной.

14

Экспедиция в нумизматику.

История денежных систем в России.

15

Экспедиция в хронологию.

Хронология история края.

16

Экспедиция в метрологию.

Предмет метрология и объекты ее изучения.

17

Экспедиция к источникам.

Письменные источники, их классификация.

18

Экспедиция в библиографию.

Определение слова «библиография»
































МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ


Занятие краеведением сближает историю страны с историей области, города, семьи. Знакомит ученика не с отвлеченными событиями, а с конкретными действиями, в которых принимали участие его предки. Это позволяет лучше осмыслить события, происходившие в стране, понять их истинный смысл, воспитывает чувство гордости, как за всю страну, так и за конкретный уголок, где живет ученик, способствует развитию творческих, поисково-исследовательских способностей.

В рамках мотивационно-ценностного компонента формируется целый ряд гражданских знаний, которые составляют единое целое другого компонента структуры - когниктивно-познавательного. К ним относятся знания:

1. об особенностях исторического и культурного развития региона;

2. об экономическом развитии региона, людях, самоотверженно работающих на благо малой родины;

3. письменных и вещественных источников

4. основ краеведческого исследования.

В этих знаниях сосредоточен потенциал, дающий возможность получения необходимых сведений обо всех сторонах жизни общества.

Процесс оценивания успешности ученика в становлении его гражданственности должен складываться из оценки педагога и собственной оценки самого ученика, поскольку способность к самооцениванию является важной характеристикой компетентной личности на основе количественного и качественного критериев. При этом главным объектом оценивания должна быть деятельность учащихся.

Количественный критерий - это гражданская активность, проявляющаяся в количестве участников различных акций; объем полученных краеведческих знаний; разнообразие краеведческой деятельности; степень сложности решаемых проблем.

Качественный критерий - полнота, системность, конкретность, прочность и осознанность краеведческих знаний.

Критерии

Показатели

Мотивационно-потребностный

1. интерес к краеведческой деятельности;

2.отношение подростков к нравственным и историческим ценностям региона;

3.потребность в дальнейшем совершенствовании краеведческих знаний;

4.характер мотивации и активности в освоении краеведческих знаний.

Когнитивный

полнота, системность, конкретность, прочность и осознанность краеведческих знаний.

Поведенческий

1. уровень активности подростков в различных формах краеведческой деятельности;

2. уровень владения основными навыками краеведческой деятельности.























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1. Андреева Т. В., Страницы истории Демянского уезда, В. Новгород, 2006 г.

2. Васильев М. Е., Музей «Святогорский монастырь », лениздат, 1984 г.

3. Мороз И. В., Тайна имени, книжный клуб, Харьков, 2006 г.

4. Панкеев И., От крестин и до поминок, М., Яуза 1998 г.

5. Пустовалова М. С., Демянск: страницы истории В. Новгород, 2006 г.

6. Соболь В., Молитвенный щит-3, изд. Дом Рипол классик, М. 2003 г.

7. Соловьев В. М., Путешествие по древним городам России, М. «Просвещение» 1999 г.


© 2010-2022