- Преподавателю
- Физкультура
- Проектирование урока физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС
Проектирование урока физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Борисова Т.В. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Особенности проектирования уроков физкультуры в условиях перехода ФГОС ООО.
Введение
Социальная и экономическая сферы нашей жизни в последние десятилетия подвергается значительным изменениям, как на государственном уровне, так и на международном. Стремительное развитие социальной благоустроенности, технологическое и культурное разнообразие начинает опережать способность человека осмысливать без соответствующей подготовки новые явления, учитывать риски и прогнозировать перспективы.
Творческое и созидательное начало к жизнедеятельности, учебе, труду, социальному проектированию зарождается и проявляется у человека с самого раннего детства, а развитие творческих способностей возможно только через воспитание подрастающего поколения, начиная от дошкольного возраста и вплоть до перехода к профессиональной деятельности.
Главное в образовательном процессе - это перспектива формирования нового типа человека, ориентированного в своих мнениях и действиях на диалог сотрудничества и взаимопонимания. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки школьников. Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования всех сторон обучения, но на первое место выходят проблемы совершенствования урока - основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.
Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся, задача учителя - найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения школьников, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.
Проектирование урока в условиях реализации ФГОС
Ключевые особенности ФГОС основного общего образования, которые должны быть обязательно учтены при проектировании урока в условиях реализации новых стандартов.
Во-первых, это системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта. Как отмечено в концепции ФГОС, современная концепция образования ставит в качестве цели образования - развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат последовательного преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психологическую деятельность. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Реализация системно-деятельностного подхода, в частности, предполагает:
-
изменение целей образования (переход от усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как формированию умения учиться);
-
переход от «изолированного» изучения обучающимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению этого содержания в контекст решения значимых жизненных задач, придание личностной и социальной значимости результатам образования;
-
целенаправленное создание условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов с возможностью самостоятельного продвижения обучающихся в изучаемой области;
-
признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре. Результативность оценивается по трем составляющим: метапредметным, предметным, личностным результатам. Согласно Фундаментальному ядру содержания общего образования, личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные - через формирование основных элементов научного знания по предмету, а метапредметные результаты - через формирование универсальных учебных действий.
УУД (универсальные учебные действия) в широком смысле - это «умения учиться», т.е. совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры.
В результате возникает противоречие между потребностью в обеспечении учебного процесса с учетом метапредметных результатов и недостаточностью разработанностью содержания и методики формирования УУД на уроках ФК для их достижения. Данное противоречие определило проблему исследования, которая связана с необходимостью выявления условий формирования УУД на уроках ФК и проектирования учебного процесса по достижению метапредметных результатов.
Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности их работы.
Виды и содержание УУД, формируемые на уроках физической культуры
Личностные
1.Самоопре-деление
2.Смысло-образование
Регулятивные
1.Соотнесение известного и неизвестного
2.Планирование
3.Оценка
4.Способность к волевому усилию
Познавательные
1.Формулирование цели
2.Выделение необходимой информации
3.Структурирование
4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи
5.Рефлексия
6.Анализ и синтез
7.Сравнение
8.Классификации
9.Действия постановки и решения проблемы
Коммуникативные
1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами
2.Постановка вопросов
3.Разрешение конфликтов
Как показывает практика, учителя физической культуры в большей степени склоны к формированию регулятивных УУД на всех разделах учебной программы. Вышеописанные виды УУД, по мнению учителей, являются наиболее подходящими для формирования на уроках физической культуры, которые повысят эффективность физкультурного образования школьников.