Реферат на тему Роль либеро в современном волейболе

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оглавление

Часть 1 введение

  1. Изменения правил соревнований

  2. Игровые функции «либеро»

Часть 2 психологическая подготовка «либеро» в волейболе

  1. Состояние научно-литературных источников по подготовке «либеро»

  2. Психологические особенности профессиональной деятельности волейболиста «либеро»

  3. Общая психологическая подготовка «либеро»

Часть3 заключение

Часть 4 использованная литература









Часть 1 Введение

  1. В конце 90-х годов в результате многочисленных соревнований разного уровня было внесено несколько существенных изменений в правила волейбола. Появление в игре спортсмена, который освобожден от игровых действий у сетки. Его прямая обязанность - увеличение времени розыгрыша игрового эпизода, повышение зрелищности игры за счет демонстрации высокой скорости, координации, акробатической подготовки.

Самое главное, приближения профессионального игрока-спортсмена к рядовому болельщику за счет его роста .

  1. Правила волейбола, которые ввели в игру нового игрока «либеро» - определили круг задач, которые приходится решать ему в ходе соревнования.

Запрещение совершать игровой переход в линию нападения , сразу убирается исполнение таких технических элементов как нападение, блокирование и подача. Отдельным пунктом правил запрещено «либеро» нападение из зоны защиты по мячу, находящемуся выше верхнего края сетки. Сужена его роль как игрока, дающего передачи для атакующих действий партнеров. Верхнюю передачу он может сделать только из зоны защиты. Таким образом «либеро» - игрок, обеспечивающий наиболее качественный прием мяча после подачи противника и основные защитные действия, связанные с приемом нападающих и обманных ударов, и активной страховкой от противодействия блока соперника.

К функциям «либеро» можно отнести активное «дирижирование» игрой и фундаментом в защите и на приеме подач всей команды в целом. Но нельзя забывать, что понимание игры в защите складывается у игрока только в том случае, если он четко представляет сущность игровых действий как подающего игрока, так и пасующего, блокирующего и нападающего.

Поэтому «либеро» при ограниченных игровых функциях обязан пройти всю школу фундаментальной подготовки волейболиста - освоить весь тактико-технический арсенал современного волейбола. Только тогда он сможет действовать вдогонку за действием нападающего противника, и предугадывать его замысел и интеллектуально переигрывать соперника. При совершенствовании навыка можно оттачивать действия присущие исключительно «либеро».

Часть 2 Психологическая подготовка «либеро»

  1. Состояние научных и литературных источников по подготовке «либеро»

Амплуа «либеро»появилось в волейболе относительно недавно. Поэтому последние издания и переиздания литературы по волейболу не содержит отдельного рассмотрения вопроса подготовки волейболистов - «либеро». Наиболее полное издание учебника «ВОЛЕЙБОЛ» г.Москва 2000г под редакцией А.Беляева и М.Савина, а также его переиздание в 2002 году не имеет разделов посвященной теме «либеро», но большое количество полезных материалов об игре в защите, на приеме подачи, на страховке блока и своего нападающего, психологии защищающего игрока - действия современного «либеро» содержится практически во всей учебной, методической и научной литературе прошлых лет.

  1. Психологические особенности профессиональной деятельности волейболиста - «либеро»

В большинстве волейбольной литературы перечисляются наиболее важные, повторяющиеся у всех авторов элементы психики существенно влияющие на результативность игры. Важнейшие моменты этого раздела подготовки - психофизические качества (скорость реакции, поле зрения, пространственная координация и т.д.) и волевые качества спортсмена-волейболиста. Какие же особенности психики человека способствуют освоению специфической деятельности спортсмена-волейболиста. Надо учитывать при изначальном выборе юного спортсмена на место «либеро»? В.Хапко и В.Маслов (1) перечисляют почти все существенные психические функции нервной системы волейболиста ;

  • Тонкие ощущения, восприятие, внимание, представления, воображение, память, мышление, эмоции и волевые качества

При огромном потоке зрительной информации о комплексе движущихся объектов - мяче, партнерах, соперниках - нужно быстро и точно выполнять игровые приемы.

Исполнение технического действия игроком «либеро» требует:

  • Зрительно-моторной координации

  • Тонкой дифференцировки мышечно-двигательных ощущений

  • Пространственно-временных восприятий различных движений

Исполнение тактических действий требуют:

  • Восприятия и анализа игровой ситуации

  • Мысленного решения тактической задачи

  • Двигательного решения тактической задачи

Эти задачи решаются волевыми усилиями, настойчивостью, решительностью ,смелостью, выдержкой и самообладанием, инициативностью и самостоятельностью. Не исключается и оправданный риск. (2)

А.Айриянц и соавторы делают ударение на эмоциональную и интеллектуальную устойчивость волейболиста-защитника в игре из-за большого количества быстрых смен ситуаций по ритму, скорости и характеру действий игрока.

  • Эмоциональное состояние защитника резко меняется в зависимости от хода поединка и доходит от стадии аффектов или полной апатии

Эти авторы добавляют к способам решения тактико-технических задач развитие способности управлять своими эмоциями (3).

В.Осколкова и М.Сунгуров как и немецкие авторы М.Фидлер, Д.Шайдерайт, Х.Бааке в психологическом плане выделяют высокие волевые качества защитника. По их мнению сильная воля спортсмена может решить все остальные вопросы подготовки - воля подавляет неуверенность, преодолевает трудности, сдерживает эмоции и т.д. (4),(5).

3. Общая психологическая подготовка «либеро»

Программные документы работы ДЮСШ лимитируют начало занятий волейболом для детей не ранее чем с 9 лет. Только с 12-13 лет, после четырех лет занятий, юные спортсмены начинают выступать в офицальных соревнованиях. Так как это время должно быть потрачено на общую базовую подготовку волейболиста. В основном «либеро» выявляются к 15-16 годам, поэтому на первом этапе обучения различия в психологической подготовке юного игрока от его предполагаемой специализации в игре - отсутствуют.

Психофизические качества «либеро» - развитие процессов восприятия (периферическое, глубинное, цветовое зрение). Для развития этих качеств на тренировке нужно больше варьировать дистанции при передачах, приемах подач, приемах различных видов нападающих ударов с разной скоростью и траекторией , проводить приемы подач и ударов из различных исходных положений, после сигналов, звуковых и зрительных. Полезны приемы мяча с заранее установленной траекторией полета и в заданную точку. Выше указанные приемы проводить с непрозрачной сеткой.

В тренировку необходимо вводить спортивные игры - ручной мяч, футбол, баскетбол и т.д. периферическое зрение развивается работой с несколькими мячами с различных направлений, движением среди различных помех на поле. Восприятие движений можно тренировать работой с мячами разных размеров и веса, так же с волейбольными мячами ,но с разными партнерами по росту, силе - в тройках и четверках. Быстрота реакции воспитывается упражнениями с быстрыми переключениями между волейбольными действиями, из необычных исходных положений, после перемещений, прыжков, акробатических элементов. Специализированные восприятия («чуство мяча», «чувство партнера», «чувство площадки»…) образуются в ходе интегральной и игровой подготовки волейболиста.

Развитие внимания - оно требует высокой устойчивости по противостоянию утомлению, способностью к мобилизации. На тренировках нужно создавать такие условия при которых волейболист воспринимал несколько динамических или статических объектов, включать упражнения с несколькими мячами, всевозможными перемещениями, умениями выделять наиболее важные объекты или действия.

Развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения - развиваются в соревновательной и игровой деятельности. Это происходит при быстром и правильном ориентировании в сложной игровой обстановке, при быстрой и правильной оценке ситуации и последствий собственных действий ,при умении самостоятельно применять эффективные технические приемы, умении предвидеть и угадывать действия соперника, анализировать свои действия.

Развитие способностью управлять своими эмоциями- психологами разработаны общие для всего спорта приемы; снятия утомления и восстановления во время тренировок, в предстартовой ситуации, игровой деятельности, послеигровой период (9),(10).

Развитие волевых качеств - достигается постановкой сложных тренировочных заданий с обязательным контролем их полного выполнения, проведением тренировки и игры в усложненных условиях, обучением без колебания выполнять намеченный план игры и принимать на себя ответственность за результат.

Часть 3 Заключение

Поиск методов эффективной работы приносит тренеру результат значимый, чем в большей мере удается реализовать следующие условия ;

  • Анализировать, думать, не бояться ошибиться, но обязательно исправлять ошибки

  • Поиск должен быть нацелен на понимание сущности происходящего

  • Все понятое, гипотезы и догадки обязательно проверять на практике.

Часть 4 Литература

  1. «Совершенствование мастерства в волейболе» В.Хапко, М.Маслов ,Киев 1990г

  2. «Волейбол» А.Беляев, М.Савин , Москва, 2000г

  3. «Волейбол» А.Айриянц, ФиС, Москва, 1976г

  4. «Волейбол» В.Осколкова, М.Сунгуров, Москва, ФиС, 1961г

  5. «Волейбол» М.Фидлер с соавт., Москва, ФиС, 1972г

  6. «Основы волейбола «, составит. О.Чехов, Москва, ФИС, 1979г

  7. «Юный волйболист», Ю.Клещев, А.Фурманов, ФиС, 1979г

  8. «волейбол; путь к победе», Я.Мацудайра, Москва, ФиС, 1983г

  9. «Основы психологии спорта и физической культуры», Р.Уэйнберг, Д.Гоулд, Москва,2001г

  10. «Учение о тренировке», Д.Харре, Москва, ФиС, 1971г

  11. «К мастерству в волейболе», Ю.Железняк, Москва, Фис, 1978г



© 2010-2022