Добро и зло в рассказе Л. Н. Андреева «Петька на даче»

                                        Урок литературы                                                                                                                                                                                                                                 Человек есть человек, не кукла,                                                                                             не жалкое существо… Тема: Добро и зло в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче» Цели: - учитьс...            Добро (белые сердца)              Зло (черные сердца)     ·        В какую колонку отнесем, определим Осипа Абрамовича? ·        Кто еще из героев заслуживает осуждения? (Николка) 1 мокровывод     ·        Как должны относиться друг к другу люди независимо от возраста? (связать с эпиграфом) ·        А как вы относитесь друг к другу, к взрослым, к маленьким? §  Какой вывод можно сделать из 1 эпизода? (автор о эксплуатации детей) §  Должен ли ребенок 11 лет работать? (продолжение на 4 стр.) §  А как вам живется? §  Что нужно делать и что вы делаете для того, чтобы не оказаться во 2 колонке? §  Кто еще из героев заслуживает осуждения за свои поступки? §  Кого из героев можно назвать мил... Осип Абрамович Николка Петька Митя «-»- грозный взгляд, сердитый, резкий, давал пощечины Николке, кричал на Петьку «-»- важничал, курил, сплевывал через зубы ругался скверными словами. В парикмахерской – не пил, не курил… - однообразие, один и тот же крик: «Мальчик, воды!». Почему то все хотелось спать часто разливая воду и все худел на нехорошие струпья, глаза всегда сонные, грязные-прегрязные руки. Морщинки, похож на состарившегося карлика. Дал подержать удочку, повел купаться, исследовать развалины дворца. Петька на даче – «улыбался, вступил в полное соглашение с природой»     Возращение Петьки на дачу. «Не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом».                                                      Кольцевой сюжет   Учитель: О мастерстве писателя.      Л.Андреев – мастер разнообразных средств выразительности. ·        Какие средства выразительности (тропы) использует автор в своем произведении (в этом эпизоде)? üСравнение: «дни тянулись однообразно и похоже один на другой, как 2 родные брата». «Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика (литота) - преуменьшение» üЛитота: преуменьшение üЭпитеты: кривое и поте...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Добро и зло в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче»Добро и зло в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче»Министерство образования и науки РФ РБ

Комитет по образованию

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35»



Добро и зло в рассказе

Л.Н. Андреева «Петька на даче»



Иванова Л.К., учитель

Русского языка и литературы

Улан-Удэ

2014 г.

Урок литературы

Человек есть человек, не кукла,

не жалкое существо…

Тема:

Добро и зло в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче»

Цели:

- учиться работать с текстом, обучать сопоставительному анализу;

- формировать умение делать выбор в жизни, обладать определенными жизненными знаниями;

- развивать речевую культуру и творческие способности учащихся, умение исследовать текст, расширить словарь учащихся;

- воспитывать человеческое достоинство, уважение к личности, чувство коллективизма и дух соревнования.

Тип урока: Урок - закрепление с включение творческой работы.

Оборудование: 2 портрета писателя разных лет, иллюстрации учащихся, памятка групповой работы, сердечки (белые и черные).

Ход урока

I. Орг момент. Приветствие.

II.Установка на восприятие. (Эпиграф) Вступительное слово учителя:

Вот ребята, существует мнение, что, чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие - милосерднее.

  • Как вы понимаете значение этих слов?

Черствый: 1) засохший твердый. Черствый хлеб.

2) не отзывчивый, бездушный человек.

Милосердный - гуманный, любящий людей, готовый помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.



  • Каких людей вы больше любите?

  • Что несут в мир люди милосердные?

В этом нам поможет разобраться Леонид Николаевич Андреев.

Многие писатели (Горький, Чехов, Толстой) почувствовали в произведениях Л. Андреева настоящую тоску и боль за человека, особенно эти тоска и боль прозвучали в таких рассказах о детях, как «Валя», «Так было», «Ангелочек», «Жили-били…», в том числе в рассказе «Петька на даче».

III. Основная часть.

Работа в группах над анализом эпизодов текста.

Сюжет любого прозаичного произведения, текста состоит из цепочки эпизодов. Перед нами 3 эпизода.

  • Найдите и выделите эти эпизоды и озоглавте их.

1 группа:

  • Какое настроение возникло у вас при чтении этого абзаца?

  • Что вы можете рассказать о Петьке?

  • В каких условиях он живет и работает? Докажите цитатой из текста.

  • Кого из героев можно считать воплощением зла? (Осипа Абрамовича). Подтвердите цитатой.

  • Как вы понимаете значение словосочетания:

Крикнул отрывисто - резко, громко, оглушительно. Какие синонимы можно подобрать к слову отрывисто?

  • Заслуживает ли он осуждения? Почему?

  1. Распределение людей по нравственным качествам на 2 колонки.

Добро (белые сердца)

Зло (черные сердца)


  • В какую колонку отнесем, определим Осипа Абрамовича?

  • Кто еще из героев заслуживает осуждения? (Николка)

1 мокровывод



  • Как должны относиться друг к другу люди независимо от возраста? (связать с эпиграфом)

  • А как вы относитесь друг к другу, к взрослым, к маленьким?

  • Какой вывод можно сделать из 1 эпизода? (автор о эксплуатации детей)

  • Должен ли ребенок 11 лет работать? (продолжение на 4 стр.)

  • А как вам живется?

  • Что нужно делать и что вы делаете для того, чтобы не оказаться во 2 колонке?

  • Кто еще из героев заслуживает осуждения за свои поступки?

  • Кого из героев можно назвать милосердным? А Петьку? Почему?

  • Николку - помогал Петьке, объяснял, что значит стричь под польку, бобриком или с пробором.

  • Барина и бедного из Царицыно - жалели бедного мальчика, интересовались, хорошо ли ему на даче.

  • Митю - дал подержать удочку, повел купаться, подружились, исследовали вместе развалины дворца.

Осип Абрамович

Николка

Петька

Митя

«-»- грозный взгляд, сердитый, резкий, давал пощечины Николке, кричал на Петьку

«-»- важничал, курил, сплевывал через зубы ругался скверными словами.

В парикмахерской - не пил, не курил… - однообразие, один и тот же крик: «Мальчик, воды!». Почему то все хотелось спать часто разливая воду и все худел на нехорошие струпья, глаза всегда сонные, грязные-прегрязные руки. Морщинки, похож на состарившегося карлика.

Дал подержать удочку, повел купаться, исследовать развалины дворца.

Петька на даче - «улыбался, вступил в полное соглашение с природой»

Возращение Петьки на дачу. «Не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом».

Кольцевой сюжет

Учитель: О мастерстве писателя.

Л.Андреев - мастер разнообразных средств выразительности.

  • Какие средства выразительности (тропы) использует автор в своем произведении (в этом эпизоде)?

  • Сравнение: «дни тянулись однообразно и похоже один на другой, как 2 родные брата». «Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика (литота) - преуменьшение»

  • Литота: преуменьшение

  • Эпитеты: кривое и потемное зеркало. Маленькая, худая фигурка…

Вывод: Итак, для чего использует автор эти средства выразительности?

2 группа:

  1. Куда все время хотелось Петьке? (в другое место)

  2. Как озаглавили свой эпизод? (Петька на даче). Какое настроение возникло у вас при чтении этого эпизода?

  3. А в этом эпизоде есть милосердные и добрые люди? Кого з герое можно назвать милосердным?

  4. Почему автор назвал Петьку «современным дикарем»?

  5. Как Петька вел себя на даче первые 2 дня? А знал ли он, какое оно это место?

  6. Какие цвета помогают понять настроение Петьки? (зеленые, светлые, яркие, темно-синие).

  • Какую роль играют эти цвета в данном случае? (понять настроение Петьки).

Учитель: Использование цветов в тексте называется цветообразом, или цветовой гаммой. Они так же помогают глубже понять характер героя, его настроение, состояние. Это тоже является мастерством писателя.

Автор не только мастер изобразительных средств, но и цветообраза.

  • Объясните выражение «Но прошло еще два дня, и Петька вступил в полное соглашение с природой».

  • Изменился ли Петька на даче?

Соглашение - одобрение, утверждение, благоприятность, гармония, блаженство. Это синонимы.

Отказ, не соглашение, отрицание, страдание. Это антонимы.

Вывод: встретился ли Петька с добрыми милосердными людьми? Назовите их и приведите цитаты.

3 группа. Ваш заголовок эпизода.

  • Что расстроило Петьку на даче?

  • Почему он не хотел ехать в город?

  • Как он повел себя? Расстроило ли вас это письмо?

  • Куда вы отнесете Петьку, к добрым или злым людям?

  • Милосерден ли он?

  • Как относиться автор к своему герою?

Учитель: вы обратили внимание, что в рассказе резко противопоставлены друг другу город и деревня, герои.

Вывод:

  • Где и почему Петьке было лучше, радостнее?

  • Почему рассказ назван «Петька на даче»?

IV. Выводы по уроку

Учитель: Известно, что прототип (реальный обобщение герой), личность которого легли в основу литературного образа, стал знаменитым парикмахером, бывал в Париже.

  • В рассказе «Петька на даче» мы этого не видим.

  • Чем завершился рассказ? Прочитайте вслух: «… там пьяный мужчина бил такую же пьяную женщину».

  • Неужели жизнь Петьки завершиться таким образом?

  • Каким вы представляете будущее Петьки?

  • Над чем нас заставляет задуматься автор?

  • Чему учит нас этот рассказ? Какие чувства и настроение вызвал рассказ?

  • Каких сердец у нас накопилось больше: белых или черных?

  • А кого из класса можно назвать добрым? Почему?

Учитель: Людмила Татьяничева. «Что ты сделал хорошего».

Обратить внимание детей на эти записи! (цитаты).

«делать людям хорошее - хорошеть самому». Эдуард Асадов. «Доброта».

«Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно». Расул Гамзатов. «Берегите друзей».

«Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей».

  • Завтра, 14/II День Святого Валентина.

В это день принято признаваться в любви и уважении друг к другу.

V. Оценивание учащихся.

VI. Домашнее задание.

Мини - сочинение по выбору учащихся.

  1. Доброе письмо Пете или Благодарность автору.

  2. Рассказ о добром человеке.

  3. Каким я вижу будущее Петьки.

  4. Мое будущее.

  5. О чем заставил меня задуматься писатель?

VII. Итоги урока.













© 2010-2022