- Преподавателю
- Физика
- Добро и зло в рассказе Л. Н. Андреева «Петька на даче»
Добро и зло в рассказе Л. Н. Андреева «Петька на даче»
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванова Л.К. |
Дата | 15.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки РФ РБ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35»
Добро и зло в рассказе
Л.Н. Андреева «Петька на даче»
Иванова Л.К., учитель
Русского языка и литературы
Улан-Удэ
2014 г.
Урок литературы
Человек есть человек, не кукла,
не жалкое существо…
Тема:
Добро и зло в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче»
Цели:
- учиться работать с текстом, обучать сопоставительному анализу;
- формировать умение делать выбор в жизни, обладать определенными жизненными знаниями;
- развивать речевую культуру и творческие способности учащихся, умение исследовать текст, расширить словарь учащихся;
- воспитывать человеческое достоинство, уважение к личности, чувство коллективизма и дух соревнования.
Тип урока: Урок - закрепление с включение творческой работы.
Оборудование: 2 портрета писателя разных лет, иллюстрации учащихся, памятка групповой работы, сердечки (белые и черные).
Ход урока
I. Орг момент. Приветствие.
II.Установка на восприятие. (Эпиграф) Вступительное слово учителя:
Вот ребята, существует мнение, что, чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие - милосерднее.
-
Как вы понимаете значение этих слов?
Черствый: 1) засохший твердый. Черствый хлеб.
2) не отзывчивый, бездушный человек.
Милосердный - гуманный, любящий людей, готовый помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
-
Каких людей вы больше любите?
-
Что несут в мир люди милосердные?
В этом нам поможет разобраться Леонид Николаевич Андреев.
Многие писатели (Горький, Чехов, Толстой) почувствовали в произведениях Л. Андреева настоящую тоску и боль за человека, особенно эти тоска и боль прозвучали в таких рассказах о детях, как «Валя», «Так было», «Ангелочек», «Жили-били…», в том числе в рассказе «Петька на даче».
III. Основная часть.
Работа в группах над анализом эпизодов текста.
Сюжет любого прозаичного произведения, текста состоит из цепочки эпизодов. Перед нами 3 эпизода.
-
Найдите и выделите эти эпизоды и озоглавте их.
1 группа:
-
Какое настроение возникло у вас при чтении этого абзаца?
-
Что вы можете рассказать о Петьке?
-
В каких условиях он живет и работает? Докажите цитатой из текста.
-
Кого из героев можно считать воплощением зла? (Осипа Абрамовича). Подтвердите цитатой.
-
Как вы понимаете значение словосочетания:
Крикнул отрывисто - резко, громко, оглушительно. Какие синонимы можно подобрать к слову отрывисто?
-
Заслуживает ли он осуждения? Почему?
-
Распределение людей по нравственным качествам на 2 колонки.
-
Добро (белые сердца)
Зло (черные сердца)
-
В какую колонку отнесем, определим Осипа Абрамовича?
-
Кто еще из героев заслуживает осуждения? (Николка)
1 мокровывод
-
Как должны относиться друг к другу люди независимо от возраста? (связать с эпиграфом)
-
А как вы относитесь друг к другу, к взрослым, к маленьким?
-
Какой вывод можно сделать из 1 эпизода? (автор о эксплуатации детей)
-
Должен ли ребенок 11 лет работать? (продолжение на 4 стр.)
-
А как вам живется?
-
Что нужно делать и что вы делаете для того, чтобы не оказаться во 2 колонке?
-
Кто еще из героев заслуживает осуждения за свои поступки?
-
Кого из героев можно назвать милосердным? А Петьку? Почему?
-
Николку - помогал Петьке, объяснял, что значит стричь под польку, бобриком или с пробором.
-
Барина и бедного из Царицыно - жалели бедного мальчика, интересовались, хорошо ли ему на даче.
-
Митю - дал подержать удочку, повел купаться, подружились, исследовали вместе развалины дворца.
Осип Абрамович
Николка
Петька
Митя
«-»- грозный взгляд, сердитый, резкий, давал пощечины Николке, кричал на Петьку
«-»- важничал, курил, сплевывал через зубы ругался скверными словами.
В парикмахерской - не пил, не курил… - однообразие, один и тот же крик: «Мальчик, воды!». Почему то все хотелось спать часто разливая воду и все худел на нехорошие струпья, глаза всегда сонные, грязные-прегрязные руки. Морщинки, похож на состарившегося карлика.
Дал подержать удочку, повел купаться, исследовать развалины дворца.
Петька на даче - «улыбался, вступил в полное соглашение с природой»
Возращение Петьки на дачу. «Не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом».
Кольцевой сюжет
Учитель: О мастерстве писателя.
Л.Андреев - мастер разнообразных средств выразительности.
-
Какие средства выразительности (тропы) использует автор в своем произведении (в этом эпизоде)?
-
Сравнение: «дни тянулись однообразно и похоже один на другой, как 2 родные брата». «Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика (литота) - преуменьшение»
-
Литота: преуменьшение
-
Эпитеты: кривое и потемное зеркало. Маленькая, худая фигурка…
Вывод: Итак, для чего использует автор эти средства выразительности?
2 группа:
-
Куда все время хотелось Петьке? (в другое место)
-
Как озаглавили свой эпизод? (Петька на даче). Какое настроение возникло у вас при чтении этого эпизода?
-
А в этом эпизоде есть милосердные и добрые люди? Кого з герое можно назвать милосердным?
-
Почему автор назвал Петьку «современным дикарем»?
-
Как Петька вел себя на даче первые 2 дня? А знал ли он, какое оно это место?
-
Какие цвета помогают понять настроение Петьки? (зеленые, светлые, яркие, темно-синие).
-
Какую роль играют эти цвета в данном случае? (понять настроение Петьки).
Учитель: Использование цветов в тексте называется цветообразом, или цветовой гаммой. Они так же помогают глубже понять характер героя, его настроение, состояние. Это тоже является мастерством писателя.
Автор не только мастер изобразительных средств, но и цветообраза.
-
Объясните выражение «Но прошло еще два дня, и Петька вступил в полное соглашение с природой».
-
Изменился ли Петька на даче?
Соглашение - одобрение, утверждение, благоприятность, гармония, блаженство. Это синонимы.
Отказ, не соглашение, отрицание, страдание. Это антонимы.
Вывод: встретился ли Петька с добрыми милосердными людьми? Назовите их и приведите цитаты.
3 группа. Ваш заголовок эпизода.
-
Что расстроило Петьку на даче?
-
Почему он не хотел ехать в город?
-
Как он повел себя? Расстроило ли вас это письмо?
-
Куда вы отнесете Петьку, к добрым или злым людям?
-
Милосерден ли он?
-
Как относиться автор к своему герою?
Учитель: вы обратили внимание, что в рассказе резко противопоставлены друг другу город и деревня, герои.
Вывод:
-
Где и почему Петьке было лучше, радостнее?
-
Почему рассказ назван «Петька на даче»?
IV. Выводы по уроку
Учитель: Известно, что прототип (реальный обобщение герой), личность которого легли в основу литературного образа, стал знаменитым парикмахером, бывал в Париже.
-
В рассказе «Петька на даче» мы этого не видим.
-
Чем завершился рассказ? Прочитайте вслух: «… там пьяный мужчина бил такую же пьяную женщину».
-
Неужели жизнь Петьки завершиться таким образом?
-
Каким вы представляете будущее Петьки?
-
Над чем нас заставляет задуматься автор?
-
Чему учит нас этот рассказ? Какие чувства и настроение вызвал рассказ?
-
Каких сердец у нас накопилось больше: белых или черных?
-
А кого из класса можно назвать добрым? Почему?
Учитель: Людмила Татьяничева. «Что ты сделал хорошего».
Обратить внимание детей на эти записи! (цитаты).
«делать людям хорошее - хорошеть самому». Эдуард Асадов. «Доброта».
«Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно». Расул Гамзатов. «Берегите друзей».
«Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей».
-
Завтра, 14/II День Святого Валентина.
В это день принято признаваться в любви и уважении друг к другу.
V. Оценивание учащихся.
VI. Домашнее задание.
Мини - сочинение по выбору учащихся.
-
Доброе письмо Пете или Благодарность автору.
-
Рассказ о добром человеке.
-
Каким я вижу будущее Петьки.
-
Мое будущее.
-
О чем заставил меня задуматься писатель?
VII. Итоги урока.