- Преподавателю
- Физика
- Лабораторная работа по физике на тему Определение плотности твёрдого тела (7 класс)
Лабораторная работа по физике на тему Определение плотности твёрдого тела (7 класс)
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пименова Е.Ю. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Лабораторная работа «Определение плотности твёрдого тела»
Цель урока: Формировать умения и навыки определения плотности, закрепить навыки определения массы и объёма тела, закрепить навыки определения цены деления прибора.
Формировать умение работать по заранее намеченному плану, развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы; формировать умение работать с табличными данными.
Воспитывать коммуникабельность (умение работать в группе), активность, личную ответственность за выполняемую работу, аккуратность, бережное обращение с приборами; формировать познавательный интерес к предмету.
Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
Оборудование: Весы с разновесами, измерительный цилиндр, тела различной формы и плотности, таблица плотностей различных веществ.
План урока.
-
Организационный момент.
-
Мотивация учебной деятельности (инсценировка легенды об Архимеде).
-
Актуализация опорных знаний.
-
Инструктаж по технике безопасности.
-
Практическая часть лабораторной работы.
-
Подведение итогов
Класс делится на творческие группы по 4-6 человек, в состав которых входят:
-
руководитель группы (получение задания, определение цели работы, планирование работы группы, подведение итогов работы),
-
теоретик (определение цели работы, планирование эксперимента, теоретические вопросы работы),
-
лаборант (получение образцов, проверка оборудования),
-
специалист по технике безопасности (соблюдение правил техники безопасности при выполнении работы членами группы).
Ход урока.
-
Организационный момент.
Приветствие. Раздать тетради. Сообщить тему и цель урока.
-
Мотивация учебной деятельности.
Сегодня у нас лабораторная работа. Вы будете определять плотность твёрдого тела. Для чего это нужно? Правильно, чтобы знать, из какого вещества изготовлено тело. Но прежде чем мы приступим, я хочу напомнить вам одну историю, произошедшую несколько веков назад в славном городе Сиракузы.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Так что же придумал Архимед?
-
Что ещё, кроме объёма тела, надо знать, чтобы определить плотность?
-
По какой формуле мы определим плотность тела?
-
Какова единица измерения плотности в СИ?
-
Какие еще единицы плотности вам известны?
-
Плотность железа равна 7800кг/м3. Что это означает?
-
Выразите плотность осмия в г/см3.
-
Выполнение работы.
Сейчас вы в группах будете определять массу и объём различных тел, после чего определите их плотность. Итогом работы будет определение вещества из которого они изготовлены.
Вам необходимо распределить обязанности
-
руководитель группы (получение задания, определение цели работы, планирование работы группы, подведение итогов работы),
-
теоретик (, планирование эксперимента, теоретические вопросы работы, проведение необходимых расчетов),
-
лаборант (получение образцов, проверка оборудования),
-
специалист по технике безопасности (соблюдение правил техники безопасности при выполнении работы членами группы).
Одни будут определять массы тел, другие объём, кто-то будет считать, а самый ответственный будет следить за соблюдением техники безопасности.
И прежде чем вы приступите, послушайте внимательно инструктаж по Т.Б.
-
Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
-
Не кладите мокрые предметы на чаши весов.
-
Будьте осторожны при погружении тела в мензурку, следите, чтобы оно легко проходило в горлышко и не отвязалось во время эксперимента.
-
После проведения эксперимента уберите рабочее место.
-
Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.
5. Ход лабораторной работы.
-
Теоретические сведения.
-
Измерение массы тела.
-
Измерение объёма тела.
-
Определение плотности тела.
-
Определение вещества, из которого изготовлено тело.
-
Вывод.
-
Подведение итогов урока.
Итак, из каких материалов сделаны наши тела?
Железо и алюминий!
Д.з.
Повторить понятие диффузии.
Решить задачи
m
39кг
2000кг
p
7800кг\м3
900 кг\м3
v
100 м3
2,5 м3
Легенда об Архимеде
Сиракузы III век до нашей эры
Жил в Сиракузах мудрец Архимед.
Был другом царя Гиерона.
Какой для царя самый важный предмет?
Вы все догадались - корона!
Захотелось Гиерону
сделать новую корону.
Золота отмерил строго.
Взял не мало и не много -
сколько нужно - в самый раз.
Ювелиру дал заказ.
Через месяц Гиерону
ювелир принес корону.
Взял корону Гиерон,
оглядел со всех сторон.
Чистым золотом сверкает…
Но ведь всякое бывает…
И царю узнать охота:
честно ль сделана работа?
Не желал терпеть урон
Гиерон.
И позвал он Архимеда…
Началась у них беседа.
Гиерон: Вот корона, Архимед.
Золотая или нет?
Архимед :Чистым золотом сверкает.
Гиерон :Но ты знаешь, все бывает!
И добавить серебро
можно к золоту хитро.
А того и хуже - медь,
если совесть не иметь.
Сомневаться стал я что-то:
честно ль сделана работа?
Можно ль это, ты скажи, определить?
Но корону не царапать, не пилить…
И задумался ученый.
Что известно? ВЕС короны.
Ну а как найти ОБЪЕМ?
Думал ночью, думал днем.
Архимеду снится сон:
Как-то встретились втроем
Масса, плотность и объем
Посидели - поболтали,
И, конечно, спорить стали
Кто из них всего важнее.
Масса
«Я главней!» - сказала масса
Вы спросите хоть у класса
Ведь не сможет без меня
Человек прожить и дня.
Не построит даже дом
Кто со мною не знаком
Автор: И сказала очень мило
Масса «Знайте в массе моя сила!»
Плотность:
Погоди, моя подруга
Мы не можем друг без друга
Автор: Плотность молвила в ответ
Ты важна и спору нет
Но без нас бы, дорогая
Стала вся бы ты худая,
И худая, и пустая
В общем, просто никакая.
Автор:
Долго хмурился объем
Но сказал он о своем:
Объем:
«Дорогие, не шумите
И себя вы не хвалите
Без меня как ни крутись
Никому не обойтись
Даже платья не пошить
Коль со мною не дружить!
Без меня одна беда…»
Масса Ах, какая ерунда!
Автор:
Масса тяжело дыша
Перебила не спеша;
Разгорался спор сильнее
Кто же все-таки важнее?!
Вдруг неведомая сила
Ворвалась и закружила
Что за чудо, за эффект?
Неизвестный сей объект?
Беспорядок навела
Да и такова была.
В неизвестность улетело
Неопознанное тело…
Объем:
Что ж, друзья, пора учесть
Что и нас сильнее есть
Автор:
Заявил старик объем
Объем:
Так останемся втроем
Несомненно, все важны
Для науки мы нужны.
А на утро в ванне моясь,
погрузился он по пояс.
На пол вылилась вода -
догадался он тогда,
как найти ОБЪЕМ короны,
и помчался к Гиерону
не обут и не одет…
А народ кричал вослед:
- Что случилось, Архимед?
Может быть землетрясенье?
Или в городе пожар? -
Всполошился весь базар!
Закрывали лавки даже.
Шум, и крики, и смятенье!
Он промчался мимо стражи.
- Эврика! Нашел решенье! -
Во дворец примчался он:
- Я придумал, Гиерон!