Конспект урока по физике Магнитное поле и его графическое изображение

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10


Методическая разработка урока физики в 9 классе по теме

«Магнитное поле и его графическое изображение»


Разработала: Букушкина Е.М.,

учитель физики

МБОУ «Красновидовская основная

общеобразовательная школа»

Камско-Устьинского МР РТ



2015 год.

Урок физики в 9 классе по теме "Магнитное поле и его графическое изображение»

Цель урока: дать учащимся представление о магнитах и магнитном поле

Задачи:

Обучающая: формировать знания учащихся о магнитном поле, силовых линиях магнитного поля

Воспитательная: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету "Физика", создание познавательного отношения к изучаемой теме, формировать навыки коллективной работы, продолжить работу по развитию внимания учащихся.

Развивающая: расширить кругозор учащихся, продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: магниты (полосовые, дугообразные) по количеству учащихся, предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги, канцелярские булавочки, штатив с лапкой, веревочка, стакан с водой, шуруп, железные опилки, белыt листs формата А4, презентация, ноутбук, проектор, экран.

Урок сопровождается мультимедийной презентацией

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята, садитесь.

2. Мотивационная часть.

Мы начинаем с вами новую главу учебника: электромагнитное поле. И тема нашего урока «Магнитное поле и его графическое изображение». Сегодня мы выступим в роли исследователей, а объектом нашего исследования будет - магнит.

Любящий камень» - такое поэтическое название дали китайцы естественному магниту. Любящий камень (тшу-ши), говорят китайцы, притягивает железо, как нежная мать привлекает своих детей. Замечательно, что у французов - народа, живущего на противоположном конце Старого Света, - мы встречаем сходное название для магнита: французское слово aimant означает и «магнит», и «любящий».

Сила этой любви у естественных магнитов незначительна, и потому очень наивно звучит греческое название магнита - геркулесов камень. Если обитатели Древней Эллады так поражались умеренной силой притяжения естественного магнита, то что сказали бы они, увидев на современном металлургическом заводе магниты, поднимающие глыбы в целые тонны весом! Правда, это не естественные магниты, а электромагниты, то есть железные массы, намагниченные электрическим током, проходящим по окружающей их обмотке. Но в обоих случаях действует одна и та же сила природы - магнетизм.[1]

Уже много веков тому назад люди научились использовать основное свойство магнитов

...Идут караваны по бескрайним гобийским пескам. Направо, налево - унылые желтые барханы. Солнце скрыто желтой пеленой пыли. Далек путь из императорских пагод на берегах Янцзы до минаретов кушанских царств. Трудно пришлось бы караванщикам, если бы не было в караване белого верблюда. Белого верблюда с его бесценным грузом. Бесценным, хотя это не золото, не жемчуг и не слоновая кость. Защищенный деревянной резной клеткой, между горбами белого верблюда совершал свой путь через пустыню глиняный сосуд, в котором на пробке плавал в воде небольшой продолговатый кусок камня. Края сосуда были выкрашены в четыре цвета.[4]

Как вы думаете, что за бесценный груз вез белый верблюд?

Глиняный сосуд с кусочком железа в нем был примитивным древним компасом, указывавшим караванщикам путь в бескрайних песках... Красный обозначал юг, черный - север, зеленый - восток и белый - запад.

Сейчас хочу предложить вам просмотр фрагмента «Компас» из мультсериала «Фиксики».[3]

3. Изучение нового материала

Сейчас мы познакомимся с разновидностью магнитов. Они бывают: полосовые, дугообразные, кольцевые. Найдите у себя на столе соответствующие магниты. У магнита есть два полюса: северный (N) и южный (S).

Сейчас, ребята, мы будем с помощью приборов, лежащих на ваших столах, исследовать свойства магнитов. Выводы, полученные в результате исследований, будете записывать в тетрадь, а пока запишите тему урока.

Задание №1.

Оборудование: предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги, магнит.

К разным предметам, по очереди, подносите магнит, установите, как они с ним взаимодействуют.

Вывод: магниты обладают способностью притягивать предметы из железа или стали, никеля и некоторых других металлов. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

Жидкости и газы также испытывают на себе притягательное или отталкивающее действие магнита - правда, в весьма слабой степени; электромагнит должен быть очень силен, чтобы проявить свое влияние на эти вещества. Чистый кислород, например, притягивается магнитом; если наполнить кислородом мыльный пузырь и поместить его между полюсами сильного электромагнита, пузырь заметно вытянется, от одного полюса к другому, растягиваемый невидимыми магнитными силами. Пламя свечи между концами сильного магнита изменяет свою обычную форму, явно обнаруживая чувствительность к магнитным силам. [1]

Конспект урока по физике Магнитное поле и его графическое изображение

Задание №2.

Оборудование: штатив с лапкой, веревочка, 2 полосовых магнита.

Прикрепите один конец веревочки к середине магнита, второй к лапке штатива, так, чтобы магнит свободно висел на веревочке. Поднесите, с начала, магнит красным концом к синему концу висящего магнита, а затем, синим. В каком случае магниты притянутся, а в каком - оттолкнуться.

Вывод: одноименные полюсы магнитов отталкиваются, разноименные - притягиваются.

Задание №3.

Оборудование: канцелярские булавочки, магниты разной формы

Возьмите полосовой магнит, поднесите несколько булавочек к середине магнита, где проходит граница между красной и синей половинками. Притягивает ли магнит булавочки?

Приближайте булавочки к разным местам магнита, начиная от середины. Какие места обнаруживают наиболее сильное магнитное действие? Тоже самое можно проделать с дуговым магнитом. Сделайте вывод.

Вывод: линия посередине магнита, называемая нейтральной, не обнаруживает магнитных свойств. Наиболее сильное магнитное действие обнаруживают полюса магнита.

Задание №4.

Оборудование: стакан с водой, металлический шуруп, магнит.

Бросьте шуруп в воду. Прислоните магнит к стенке стакана на уровне шурупа. Наблюдайте за действие шурупа. Затем попробуйте переместить магнит вверх, вдоль стенки стакана. Наблюдайте за дальнейшими манипуляциями шурупа.

Вывод: магнитная сила может проходить через предметы и вещества.

Ребята, вы сейчас сами стали свидетелями того, что магниты могут взаимодействовать на расстоянии, а магнитные силу проходят даже через предметы и вещества. Чем это можно объяснить?

Вокруг любого магнита существует магнитное поле, которое создается движущимися заряженными частицами, как положительными, так и отрицательными. Ученый Ампер предполагал, что в атомах и молекулах вещества в результате движения электронов возникают кольцевые электрические токи, которые и порождают магнитное поле. В дальнейшем эту гипотезу подтвердил ученый Милликен.

Для наглядного представления магнитного поля мы пользуемся магнитными линиями.

Магнитные линии - это воображаемые линии, вдоль которых расположились бы маленькие магнитные стрелки, помещенные в магнитное поле.[2]

Их мы можем увидеть, проделав опыт с железными опилками.

Опыт: На белый лист, под которым находится магнит, медленно сыпем железные опилки. Опилки выстраиваются вдоль линий магнитного поля.

Конспект урока по физике Магнитное поле и его графическое изображение
Конспект урока по физике Магнитное поле и его графическое изображение

Обратите внимание, что в тех областях, где магнитное поле более сильное - на полюсах, магнитные линии располагаются ближе друг к другу, т.е. гуще. Чем в тех местах, где поле слабее.[2]

Ребята, а человек может ощущать магнитные силы?

На самом деле - нет. У человека нет магнитного органа чувств, поэтому о существовании тех магнитных сил, которые окружают каждый магнит, мы можем только догадываться. Для этого был проделан любопытный опыт когда от руки положенной на полюсы электромагнита, торчат вверх пучки крупных гвоздей, словно жесткие волосы. Невидимые нити проходят сквозь нее, ничем не выдавая своего присутствия.[1]

Конспект урока по физике Магнитное поле и его графическое изображение

4. Обобщения и закрепления нового материала.

Закрепим с вами полученный материал, выполнив творческое задание. Посередине листа формата А4 напишите крупно слово МАГНЕТИЗМ. Теперь вокруг него вы должны написать слова, фразы, можете нарисовать картинки, относящиеся к этой теме. Работа выполняется в паре.

В конце ребята кратко презентуют свои работы.

5. Рефлексия.

Школьники выполняют рефлексивный тест. Листочки не подписывают, в случае согласия с утверждением ставят около него знак «+».

Рефлексивный тест

1. Я узнал (а) много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. На уроке было над чем подумать.

4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы, я получил (а) ответы.

5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла).

По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил пять плюсов, затем тех, у кого получилось четыре и три плюса.

6. Оценки.

7. Домашнее задание. § 42, ответить на вопросы, задача о компасе.

Задача о компасе:

Мы привыкли думать, что стрелка компаса всегда обращена одним концом на север, другим - на юг. Нам покажется поэтому совершенно несуразным следующий вопрос: где на земном шаре магнитная стрелка показывает на север обоими концами?

И еще нелепее прозвучит вопрос: где на земном шаре магнитная стрелка обоими концами показывает на юг?

Вы готовы утверждать, что подобных мест на нашей планете нет и быть не может. Однако же они существуют. Что это за места?























Список литературы и интернет источников:

1. Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга вторая - Москва: Центрполиграф, 2012

2. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник - Москва: Дрофа, 2009

3. Электронная версия журнала Физика №1 январь 2015 (CD), издательский дом: 1 september

4. class-fizika.narod.ru/8_m.htm



© 2010-2022