- Преподавателю
- Другое
- Методические материалы Тематика исследовательских работ с учащимися эколого-природоохранного направления
Методические материалы Тематика исследовательских работ с учащимися эколого-природоохранного направления
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зерина Е.Ю. |
Дата | 26.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Брянский областной эколого-биологический центр»
Тематика исследовательских работ с учащимися
эколого-природоохранного направления.
Подготовила:
Зерина Е.Ю.,
методист Центра
Брянск, 2015 г.
Оглавление
Основная цель данной методической рекомендации - оказание помощи учителям биологии, экологии, педагогам дополнительного образования в выборе исследовательской работы эколого-природоохранного направления.
Литература:
-
Организация и проведение комплексных экологических экспедиций. Р-Д., 1993.
-
Воспитание экологической культуры у детей и подростков М., 2000.
-
Т.Я. Ашихмина. Школьный экологический мониторинг. М., 2000.
Введение.
Основными формами экологической работы, в которых реализуется данная деятельность, являются: школьные экологические кружки, отряды, клубы, центры, экологические летние лагеря, школьные научные общества, научно-практические конференции и многое другое. Данные формы экологической работы экологической работы действуют не только в учебных учреждениях, но и в условиях системы учреждений дополнительного образования.
Характер исследовательских работ по экологии отличается от других видов исследовательской деятельности ядом особенностей:
-
Проблемным характером и поисковой направленностью.
Учащиеся в процессе эксперимента пытаются найти ключ к решению проблемы, аргументируя его полученным результатом или данными из литературных источников.
-
Высокая степень объективности и достоверности обеспечивается за счёт систематических, комплексных исследований, что позволяет делать взвешенные оценки, прогнозы, правильные выводы по состоянию изучаемого объекта.
-
Экологические исследования представляют собой сочетание теоретических знаний в области различных дисциплин, экологической культуры и практических действий.
Темы экологических исследований для учащихся следует подбирать, исходя из реалий жизни. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью.
При организации исследовательской работы учащийся под руководством учителя определяется:
-
в выборе темы исследования, обосновании необходимости данной работы, формулировке цели;
-
в выборе объекта экологических исследований, приёмах и методах работы;
-
в отработке и разработке методик исследований, отборе и подготовке необходимого оборудования, приборов, реактивов;
-
в составлении плана последовательности работ;
-
в обработке собранного и полученного материала, формулировке выводов, рекомендаций.
Тематика исследовательских работ с учащимся по эколого-природоохранной работе
Тематика исследовательских работ по природоохранной работе весьма разнообразна. Для наблюдений и исследований выбирают такие объекты и явления, которые наиболее характерны для экологических систем данной местности, доступны для систематических и регулярных наблюдений. Эти объекты могут быть использованы в учебном процессе для формирования и развития у учащихся экологических понятий, логического мышления, познавательных интересов, для совершенствования практических умений и навыков. Экологические исследования разнообразны. Они могут быть лабораторными и полевыми, иметь характер эксперимента или прямых наблюдений. Для проведения их пользуются теми же методами, которые широко применяются в зоологии, ботанике, физиологии, почвоведении и других науках.
К эколого-природоохранной деятельности нужно привлекать и ребят, у которых в процессе этой работы будут формироваться культурное мировоззрение и бережное отношение к природе. Очень важно, чтобы помимо чисто теоретических знаний по экологии, учащиеся приобретали практические навыки и умения, развивали экологическое мышление.
Темы исследовательских работ можно разделить на разделы:
-
Биоэкология (растения);
-
Биоэкология (животные);
-
Биомониторинг (растения);
-
Химическая экология;
-
Промышленная экология;
-
Медицинская экология и урбоэкология;
-
Экология природных территорий;
-
Гидробиология.
Согласно разделам для работы можно предложить следующие темы работ:
I. Биоэкология (растения)
-
Проект реконструкции городского парка.
-
Флора территории (микрорайон, школы и др.).
-
Эколого-биологическая характеристика растительных сообществ.
-
Редкие и исчезающие виды растений территории.
-
Изучение первоцветущих травянистых растений.
-
Пути сохранения охраняемых растений.
-
Влияние антропогенного фактора на береговую растительность.
-
Экологическая характеристика местообитания ландыша майского и земляники лесной.
-
Экология растений города и его окрестностей.
-
Оценка состояния окружающей среды методом лихеноидикации.
II. Биоэкология (животные)
-
Эколого-фаунистическая характеристика муравьев.
-
Структура населения жужелиц почв и её изменение в зависимости от характера биотопов и антропогенного воздействия.
-
Шмели в условиях разного антропогенного воздействия на среду их обитания.
-
Изучение видового состава птиц на территориях с различной степенью рекреационной нагрузки.
-
Изучение видового состава почвенных беспозвоночных.
-
Редкие виды птиц озера.
-
Влияние антропогенного фактора на количественный и видовой состав рыб.
-
Видовой состав, биотопическое распределение и некоторые особенности биологии бабочек в окрестностях города (посёлка).
-
Изучение жизни и распространения муравьев.
III. Биомониторинг
-
Биоиндикация состояния окружающей среды.
-
Биоиндикация воздушного загрязнения территории по состоянию хвои сосны.
-
Оценка системы загрязнения атмосферного воздуха методами лихеноиндикации .
-
Исследование экологического состояния парка, школы, микрорайона школы и др.
-
Ельники-кисличники в экологическом мониторинге.
-
Городской парк как зелёная зона и зона отдыха.
-
Лишайники разных типов местообитаний.
-
Оценка токсичности атмосферного воздуха с помощью сосны обыкновенной.
-
Экология года, посёлка и других территорий.
-
Создание экологической тропы.
IV. Химическая экология
-
Определение качества воздуха в городе (посёлке и др.) методом лихеноиндикации.
-
Комплексное исследование чистоты воздуха города методами лихеноиндикации.
-
Комплексные исследования загрязнений атмосферного воздуха в городе (пригороде).
-
Анализ эффективности работы (по некоторым гидроклиматическим показателям) очистных сооружений города.
-
Влияние компонентов табачного дыма на активность ферментов и другие факторы здоровья.
-
Оценка степени загрязнения воздуха на территории школы.
-
Экологическая безопасность и продукты питания.
-
Мониторинг качества воды участка (реки, озера).
-
Выявление чистоты воздуха с помощью растений-индикаторов.
-
Загрязнение воды реки (озера) и оценка его влияния на состояние здоровья жителей.
V. Промышленная экология
-
Исследование радиационного фона школы.
-
роль автотранспорта в загрязнении окружающей среды в районе (городе), микрорайоне школы.
-
Влияние интенсивности движения транспорта и выбросов предприятий на эпифитную лихенофлору.
-
Проблема загрязнения тяжёлыми металлами окружающей среды города (области).
-
Электромобиль - экологически чистый вид транспорта.
-
Мониторинг загрязнения воздуха автотранспортом в городе (области).
-
Влияние автотранспорта на экологию посёлка (города).
-
Проблема уничтожения химического оружия.
-
Основные проблемы оборота твёрдых бытовых отходов.
-
Определение фактической эффективности работы пылегазо- очистительных установок, эксплуатируемых в городе (области).
VI. Медицинская экология и урбоэкология
-
Влияние экологических факторов на психологическое состояние человека.
-
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье населения города (посёлка).
-
Изучение информированности учащихся, учителей и родителей по проблемам наркомании.
-
Экологический мониторинг состояния здоровья населения города.
-
Влияние шума на функциональное состояние организма подростков.
-
Шумовые загрязнения школы (посёлка).
-
Санитарно-бактериологическое состояние школы (гимназии).
-
Экологический паспорт школы.
-
Компьютер и здоровье.
-
Применение профилактических мероприятий по очищению микрофлоры воздуха школьного помещения.
-
Проектирование экологически комфортного кабинета.
VII. Экология природных территорий
-
Организация учебной экологической тропы в лесничестве (национальном парке, пришкольном участке).
-
Изучение экологического состояния мемориальных парков.
-
Разнообразие растений и насекомых лесо-опушечных сообществ и возможности их сохранения.
-
Экологическое состояние микрорайона.
-
Экологическая экспертиза и проектирования пришкольного участка.
-
Рекреационное влияние человека на состояние растений и животных.
-
Экологическая тропа как средство познания единства природы и человека.
-
Изучение современного состояния и хозяйственного использования лесных ресурсов.
VIII. Гидробиология
-
Биоиндикация чистоты воды в родниках (города, посёлка) (исследование чистоты воды в родниках биологическими и химическими методами).
-
Изучение экологического состояния водоемов территории посёлка (города) методами биоиндикации.
-
Определение токсичности и общего загрязнения воды в реках (озёрах) в 2 точках (на воде и выходе из города).
-
Антропогенные воздействия на гидросистему как глобальная экологическая проблема.
-
Пиявки водоёмов.
-
Мониторинг качества воды в реке (озере) по показателям макро- зообентоса путём отбора и обработки проб зообентоса.
-
Донные сообщества пруда (озера).
-
Сапробность воды рек (озёр).
-
Мониторинговые исследования экологического состояния рек (озёр).
-
Анализ уровня загрязнения поверхностных вод района и пути решения данной проблемы.
Заключение
Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного отношения к эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, проблем родного края.
Экологическая исследовательская работа должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса.
10