- Преподавателю
- Другое
- Внеклассное мероприятие Путешествие в творческую мастерскую ненецкого поэта Л. Лапцуя
Внеклассное мероприятие Путешествие в творческую мастерскую ненецкого поэта Л. Лапцуя
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пуйко С.Т. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конкурс-путешествие в творческую мастерскую ненецкого поэта
Леонида Васильевича Лапцуя
«Северный гений»
Цель: дать целостное представление о жизни и творчестве ненецкого поэта Леонида Васильевича Лапцуя.
Задачи:
-
ведение детей через семь ступеней, через семь дорог в творческую мастерскую поэта;
-
повышение интереса учащихся к творчеству Л. Лапцуя;
-
воспитание любви к родному краю.
Форма мероприятия: конкурс-путешествие
Участники: учащиеся 5-7 классов.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация.
Предварительная работа: изучение творчества Л.Лапцуя на уроках ненецкой литературы, Культуры народов Ямала; самостоятельное чтение стихотворений и поэм их сборника «Песни мои детям»; заучивание отрывков из стихотворений и поэм.
Ход мероприятия
-
Вступительное слово учителя
- Торова! Здравствуйте, дорогие участники и гости мероприятия!
У ненецкого народа, необычайно щедро одаренного поэтически и художественно, есть поэт, чье творчество источает воистину солнечный, негасимый свет любви к жизни, к родной земле, к людям, - это Леонид Васильевич Лапцуй. Он был человеком своего времени, и его творческое наследие сделало Л. Лапцуя национальным поэтом на все времена.
Проведение Ежегодных Лапцуевских чтений в нашей Салемальской школе стало доброй традицией. Время проведения - февраль, приурочено ко времени рождения поэта.
Имя Л. В. Лапцуя известно не только у нас на Ямале, в его родных местах, но и во всей стране и за рубежом.
В одном стихотворении он утверждает: «Жизнь - вот главный мой учитель, самый добрый, самый строгий». С восхода до заката жизнь поэта, действительно, щедро питала его солнечный талант, сделав его поэзию искренней, правдивой, а поэтому и вечно живой, нужной людям. Он прожил недолгий век, всего 50 лет, но оставил нам замечательные произведения - все они о нашем крае, о тундре, о Ямале.
Семь ступеней ведут в творческую мастерскую Л.В. Лапцуя, семь дорог, а, именно:
-
высокое ремесло поэта («песнь моя - строка моя - счастливая зарница»);
-
ранний и детский юношеский мир («меня учила тундра различать добро и зло»);
-
памятное открытие и путешествие в родную историю, познание человека и планеты («на зов беды иду через века»);
-
пути-дороги («и нет путям начала, и нет конца дорогам»);
-
дорогие писателю люди («я перед ними до земли склоняюсь и опускаю голову покорно»);
-
сердце женщины Ямала золотое («образ жизни с чистым сердцем, беспокойный и милосердный»);
-
заветное слово потомкам («берегите доброе начало бытия»).
- Чтобы понять поэта, мы с вами совершим конкурс-путешествие в творческую мастерскую Л.Лапцуя. Но сначала всех вас приглашаю на просмотр фильма «Музей-квартира Л.Лапцуя», который любезно был предоставлен сотрудниками музея-квартиры.
II. Путешествие (звучит музыка «Ямал намдахар»)
- Наш конкурс-путешествие по самым сокровенным уголкам творческой мастерской Леонида Васильевича Лапцуя начинается. В конце нашего конкурса-путешествия определим лучшего знатока по жизни и творчеству Л.В.Лапцуя. (Ребята в национальных костюмах раздают жетончики участникам за правильный ответ. У кого их будет больше, тот «Лучший знаток»).
Первая дорога «Мне сладки детских дней воспоминанья...»
-Центр поэтической географии Л. Лапцуя - родовое гнездо, живая музыка родного чума и колыбель - упряжка кочевая.
1 чтец: звучит отрывок из стихотворения «Хореем свищу»:
«...Песнь моя звенит, как древний бубен,
Спросите, где мой дом, моё жилище?»
Отвечу вам звенящей песней ветра,
Что чум родной мой - это тундра вся:
С судьбой Ямала связаны навеки
Судьба моя и счастье…
- Внимание, вопросы:
-
Дата рождения Л.В. Лапцуя? (28 февраля 1932 год)
-
Место рождения? (Ямальская тундра, близ озера Яра-то, неподалёку от п. Новый порт)
-
Исконное имя поэта? (Вэсако)
-
Что оно означает в переводе с ненецкого языка на русский язык? (Старец)
-
Почему родители дали ему именно это имя? (Родители хотели, чтобы сын вырос умным, дальновидным человеком, к которому люди пойдут за советом)
Вторая дорога «Нелёгкое детство досталось мне»
-Отец Л. Лапцуя Варчи батрачил с 25 лет на богатого ненца и заработал тяжёлым трудом небольшое стадо оленей. В 30-е годы доносчик из Ныды послал «сигнал» в органы, что Варчи Лапцуй скрывает свою кулацкую сущность. Отца будущего поэта арестовали, но тот попытался бежать, и его застрелили.
Мальчик в 7 лет взвалил на себя «груз» старшего мужчины в семье, его ранняя зрелость в делах вызывала уважение в роду.
Надо вставить недостающие слова.
-
Был в семье самым … . (старшим)
-
Очень важно, чтоб … (охотник)
Знал, куда летит сова.
-
Со взрослыми
Сети за полпайка
Тяну с одержимостью … . (рыбака)
-
Был у нашего у дяди … (пастухом) в оленьем стаде.
Третья дорога «Я жизни своей без тундры родной, представить никак не могу»
2 чтец: звучит отрывок из стихотворения «Тундра»:
Вновь в груди моей властно
Бьёт горячий родник.
О, как тундра прекрасна
Каждый день, каждый миг!
Сколько прелести в лете!
Под ногами ковер -
Шелк травы и соцветий
И стеклярус озер.
Тундра в снежной купели
Нежит нас при луне.
Колыбельную пели
Ветры дикие мне,
И средь первых видений
Сквозь мороз и пургу
Было стадо оленей
На декабрьском снегу.
Потому-то так трудно
Жизнь представить свою
Без оленей и тундры -
Даже в светлом раю.
- Как в водах Оби отражается бездонное небо, так и в творчестве замечательного ямальского поэта отразилась его горячая любовь к родному краю.
Задание «Загадки-шутки»:
-
Какие кошки не мяукают? (Острова Шараповы Кошки)
-
Какие губы не вытрешь? (Губа - морской залив)
-
Этот нос всегда мёрзнет. Где он находится? (Мыс Белужий Нос)
-
Из какого таза не выльешь воду? (Река Таз)
Четвёртая дорога «Сердце женщины Ямала золотое»
Леонид Васильевич с большой любовью говорит о своих родителях, и, прежде всего о матери, которая «сидела, тихо распевая песни нашего народа, и малицу на вырост шила мне», создавала атмосферу заботы, уюта. Поэтому, одна из героинь поэзии Л. Лапцуя - женщина-северянка.
3 чтец: звучит отрывок из стихотворения «Тундровички»:
На просторах тундры, словно птички,
Распевают песни тундровички...
Ходят ненки, словно гуси, стаей,
Щёки их морошкой расцветают.
Волчьей ягодой глаза горят.
Косы чёрные, как реки, с плеч стекают.
Ягушки гагарами пестрят.
И орнаментом пестрит цветной наряд.
Смастерят себе они кисы,
С семицветной радугою споря.
Разожгут костры огнём красы.
Победят мужчину в разговоре...
Их сама природа
Сотворила для умелых рук
Наших наблюдательных подруг...
Задания для девочек на быстроту, ловкость и мастерство. (Создать две команды по четыре девочки в каждой, задания выполняются на флип-чартах).
-
Разукрасить ненецкую сумочку - туця'.
-
Продолжить ненецкий орнамент.
-
Вырезать орнамент.
-
Нарисовать ягушку с закрытыми глазами.
(Участницам, победившей команды вручаются призы и медали «Мастерица»).
Пятая дорога «По той дороге, по древнему следу сегодня я гордо и весело еду»
- Согласитесь, Леонид Васильевич, как былинный герой, словно вырастает из недр земли Ямальской. Он получил от своих предков богатое духовное наследство, о значении которого сказал: «...мир народной поэзии питал мой неокрепший ум, пробуждал воображение, наполнял моё сердце непонятной тогда таинственной тревогой. Эти впечатления жили во мне даже во время детских игр: я представлял себя могучим богатырём, напевал запомнившуюся мелодию, мысленно преодолевал многочисленные препятствия на своём пути».
Из школьной программы вам хорошо известны поэмы-легенды, поэмы-сказания, поэмы-песни, поэмы-сказки, которые были созданы по образцу древних ненецких сказаний - сюдбабц и ярабц.
Задание «Дополни названия поэм»:
-
Рождение … » (Ямала)
-
«Мальчик из … » (стойбища)
-
«Женщина … » (Ямала)
-
«Пути- … » (дороги)
-
«Сполохи … » (Севера)
-
«Весенний … » (ледоход)
-
«Под звездами … » (Ямала)
-
«Победившие … » (смерть)
-
«Тундра … » (шепчет)
-
«Тохосо …» (Ири)
Шестая дорога «Я перед ними до земли склоняюсь и опускаю голову покорно» - о дорогих писателю людях.
- Леонид Васильевич с большим уважением и почтением относился к старшим. О своём деде, жизнь и дела которого были для поэта вдохновляющей силой, напишет:
Он был сильнее стихий полярных,
От них, враждебных, мой дед не бегал,
А строил счастье рукой искусной.
-Отец воспитывал в нём мужские качества:
Отец мне говорил под шум пурги:
«Сын, никогда от тягот не беги,
В железной схватке со стихией снежной
Ты станешь острым, словно нож железный».
-Дорогие писателю люди, также его земляки, друзья и товарищи, хорошие знакомые, наставники.
Следующее задание « Подставь фамилии к именам и отчествам»
Валентин Иванович
Иван Григорьевич
Семен Николаевич
Елена Григорьевна
Геннадий Алексеевич
Сусой, Костецкий, Истомин, Пуйко, Няруй
1. Валентин Иванович Костецкий - великий педагог-просветитель - «Детей наших умный каюр».
2. Иван Григорьевич Истомин - ненецкий писатель и художник. Писал на русском, коми и ненецком языках.
3. Семен Николаевич Няруй - первый ненецкий композитор. Его называют музыкальным шаманом Ямала.
4. Елена Григорьевна Сусой - ненецкая писательница, языковед, учёный, фольклорист. Автор многих школьных учебников на ненецком языке, вдова Лапцуя Леонида Васильевича, популяризатор и пропагандист его творчества.
5. Геннадий Алексеевич Пуйко - ямальский ненецкий поэт. Близкий друг семьи Л. В. Лапцуя.
Седьмая дорога «Заветное слово потомкам»
-Л.В. Лапцуй во многих своих произведениях призывает прислушиваться к старшим, не отмахиваться от наставлений и предостережений. Он говорит о таких понятиях как добро и зло, человечность и жестокость, порядочность и подлость, щедрость и жадность, доброта и неблагодарность.
Задание: «Составить из слов наставления»:
-
Не кричите, словами, не раньте, людей
-
Внимательней, другу, будем, друг
-
Улыбнись, дружище, прохожему
-
Не смейся, пороком, над, чужим
-
Ты, не обидь, природы
«Слово заветное заповедное» (ответ):
-
Не кричите, не раньте словами людей.
-
Внимательней друг другу будем.
-
Улыбнись прохожему, дружище.
-
Не смейся над чужим пороком.
-
Ты природы не обидь.
III.Заключительное слово учителя.
- Вы помните, как в народе называют Л.В. Лапцуя? Правильно, «певцом Ямала», «северным гением». Леонид Лапцуй - один из тех, кто создавал нашу письменную литературу. Коварная стрела смерти настигла его на взлёте, но не достала душу. Творчество продолжается, и всего содеянного Л. В. предостаточно, чтобы открывать и заново понимать поэта, дарить новым поколениям радость общения с его художественным миром. Он прошёл все круги жизни ненца, и факты своей биографии преобразил так, чтобы показать её как обобщённый путь ямальца. Ненецкий поэт будет жить века, потому что, как он сказал: «жизнь человека прошлое с будущим соединяет».
На всей планете каждый день и каждый час
Удивляет мир рождение новых поколений -
Продолжателей родов и фамилий племён
Знак - за поворотом не кончается жизнь…
- Наше путешествие в творческую мастерскую великого ненецкого поэта, писателя подошло к концу. Подведем итог нашего конкурса-путешествия и определим «Лучшего знатока».
По ненецкому обычаю гости не должны уходить без гостинцев. Давайте и мы не нарушим этот давний обычай. Примите от всей души, как ненцы говорят: «Сава сёнзяхана», небольшие гостинцы-сувениры «Северная ягода» (изделия из бисера). (Ребята в национальных костюмах раздаривают сувениры, звучит песня на ненецком языке «Я'недарме»).
- Спасибо всем! Лакомбой!- До свидания!
Использованная литература и источники:
-
Лапцуй Л.В. Песни мои - детям. Сборник стихотворений и поэм - Санкт-Петербург: Филиал изд-ва «Просвещение», 2001.
-
Лапцуй Л.В. Песнь моя - моей земле: Избранное. Составитель Н.И. Ного; предисловие В.А.Рогачёва. - Тюмень: Изд-ва Ю. Мандрики, 2000.
-
«Сёетэй Ямал» - Певучий Ямал.
-
Приходько М.С. - Агичева, Приходько О.Б. Орнаменты лесных ненцев, 2001.
-
Сусой Е.Г. Леонид Лапцуй. Страницы жизни и творчества. Пособие для учащихся. - Салехард: ГУП ЯНАО «издательство «Красный Север», 2008.
-
Сусой Е.Г., Ного Н.И. Мотивы фольклора в поэзии Л. Лапцуя. /Космос Севера/ -/ Сборник статей/ редактор-составитель О.К. Лагунова. - Тюмень: «СофтДизайн 2», 1996.
-
Фильм «Музей-квартира Л. Лапцуя».
-
libraries-yanao.ru./