• Преподавателю
  • Другое
  • Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине «Экологические основы природопользования»

Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине «Экологические основы природопользования»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования Воронежской области

«Верхнеозерский сельскохозяйственный техникум»













Методические указания


по проведению практических занятий

по дисциплине «Экологические основы природопользования»

для студентов 2 курса специальности 36.02.01 «Ветеринария»







Преподаватель: Е.А. Сорокина
















п. Верхнеозерский, 2014

Рассмотрен на заседании цикловой комиссии ветеринарных дисциплин и

рекомендован к утверждению

Протокол № ___ от ________ 2014 г

Председатель: ________ Т.В. Семенко


Сборник инструкционно-техноло-гических карт составлен в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Экологические основы природопользования»

Специальность 36.02.01 «Ветеринария»

Утверждаю

Заместитель директора по учебной работе

_______________ Л.Н.Апевалова




Количество часов лабораторно-практических занятий по дисциплине: 6 часов.

Составитель: преподаватель дисциплины «Экологические основы природопользования» ______________ Сорокина Е.А.

Данный сборник предназначен для студентов 2 курса специальности 36.02.01 «Ветеринария», изучающих дисциплину «Экологические основы природопользования», составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины.

В сборнике содержится задания и рекомендации для выполнения лабораторных и практических работ, вопросы для самоконтроля. Особое внимание уделено технике безопасности.

Оглавление

1. Введение.

2. Инструкционные карты.

Тема 1.3 Загрязнения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами

Практическая работа №1. Определение содержания углекислого газа в аудитории.

Практическая работа №2. Определение органолептических свойств воды.

Тема 2.1 Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранительный надзор

Практическая работа №3. Изучение Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

4. Литература.

4


5


5



5



7



10




10




13



Введение

Современное экологическое образование характеризуется многообразием форм практико-ориентированной деятельности учащихся. Особое место занимают лабораторные и практические работы, проводимые в рамках учебных дисциплин естественнонаучного цикла.

Программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» предусматривает проведение практических работ по изучению показателей, прямо или косвенно характеризующих экологическое состояние окружающей среды и экологическую ситуацию в целом.

Практическое занятие - это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий - упражнений, задач и т. п. - под руководством и контролем преподавателя.

Согласно рабочему учебному плану техникума на лабораторно-практические занятия по дисциплине «Экологические основы природопользования» отводится 6 часов.

Для выполнения каждой работы требуется два часа при условии домашней теоретической подготовки студентов.

Все работы оформляются в специальных тетрадях для лабораторно-практических занятий. Необходимо указывать:

  1. тему;

  2. наименование работы;

  3. цель занятия;

  4. оснащение рабочего места;

  5. литературу;

  6. содержание работы и последовательность ее выполнения;

7) контрольные вопросы.

Критерии оценивания:

- задания сделаны на 60% - удовлетворительно;

- задания сделаны на 75% - хорошо;

- задания сделаны на 90% - отлично.

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

на выполнение практического занятия №1

по дисциплине «Экологические основы природопользования»

Тема: Загрязнения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.

Наименование работы: Определение концентрации углекислого газа в аудитории.

Цель работы: научиться определять концентрацию углекислого газа в аудитории во время занятий, закрепить умения производить обработку результатов, владеть терминологией темы.

Приобретаемые умения и навыки: умения определять концентрацию углекислого газа в аудитории во время занятий, обработку результатов, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка, микрокалькулятор.

Литература: Константинов В.М. «Экологические основы природопользования».

Контрольные вопросы при допуске к занятию:

Охарактеризуйте значение углекислого газа в природе и основные источники его образования.

Методические рекомендации:

Углекислый газ (оксид углерода (IV), диоксид углерода, СО2) - газ, выделяемый в воздух всеми живыми существами. Кроме того, огромные количества этого газа выбрасываются в воздух при сгорании топлива, при пожарах и т.п. Содержание СО2 в атмосфере непрерывно повышается в результате деятельности человека, что обуславливает, в числе других факторов, потепление климата (парниковый эффект).

Нормальное содержание СО2 в атмосфере составляет 0,03-0,04%. Диоксид углерода не оказывает токсического действия на живые организмы: растения усваивают его в процессе фотосинтеза. Однако, находясь в избыточном количестве в воздухе классной комнаты, он вызывает у учащихся снижение активности на уроке, повышенную утомляемость. А при концентрации СО2 на уровне 5% уже нельзя нормально работать и появляются признаки удушья (повышение концентрации углекислого газа в данной ситуации сопровождается соответствующим снижением концентрации кислорода, израсходованного при дыхании).

Известно, что в покое человек выделяет в среднем 20 л СО2 в час, а при активной деятельности - 40 л в час. Для расчетов возьмите среднее значение - 30 л в час. Определить объем СО2, который выделился за время занятия, можно умножив 30л на количество студентов в группе и на время занятий (1,5 часа).

Далее необходимо пересчитать объем образовавшегося СО2 из литров в м3. Известно, что 1 л составляет 0,001 м3.

Концентрацию СО2 рассчитать так: объем образовавшегося СО2 поделить на объем аудитории и результат умножить на 100%.

Порядок выполнения работы:

1. Определение объема аудитории.

2. Определение объема выдыхаемого СО2 .

3. Расчет концентрации СО2 в аудитории.

4. Формулировка вывода о санитарно-гигиенических нормах ПДК СО2 в аудиториях во время занятий. Предельно допустимая концентрация для СО2 составляет 1%, но уже 0,1% при кратковременном вдыхании может вызвать у человека временное нарушение дыхания и кровообращения, повлиять на функциональное состояние коры головного мозга.


Контрольные вопросы:

Какие меры можно предложить для снижения концентрации СО2 в аудитории?


Преподаватель: Е.А. Сорокина

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

на выполнение практического занятия №2

по дисциплине «Экологические основы природопользования»

Тема: Загрязнения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.

Наименование работы: Определение органолептических показателей качества воды.

Цель работы: познакомиться с органолептической оценкой качества воды, закрепить умения производить обработку результатов, владеть терминологией темы.

Приобретаемые умения и навыки: умения производить органолептическую оценку качества воды, обработку результатов, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Норма времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места: пробирки с пробами воды, штатив для пробирок, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка.

Литература: Константинов В.М. «Экологические основы природопользования».


Контрольные вопросы при допуске к занятию:

Каким основным требованиям должна отвечать питьевая вода?

Методические рекомендации:

Любое знакомство со свойствами воды, начинается с определения органолептических показателей, т.е. таких, для определения которых мы пользуемся нашими органами чувств (зрением, обонянием, вкусом). Органолептическая оценка приносит много прямой и косвенной информации о составе воды и может быть проведена быстро и без каких-либо приборов. К органолептическим характеристикам относятся цветность, мутность (прозрачность), запах, вкус и привкус, пенистость. Органолептическая оценка качества воды - обязательная начальная процедура санитарно-химического контроля воды. Ее правильному проведению специалисты придают большое значение.

Мутность и цветность воды определяют, рассматривая пробирку на темном фоне при достаточном боковом освещении.

При определении запаха руководствуйтесь предложенными ниже таблицами.

Порядок выполнения работы:


1. Определение мутности (прозрачности)

Выберите подходящую степень мутности по таблице и поставьте номер пробирки:

Таблица 1

Степень мутности

Номера пробирок

Мутность отсутствует


Слабо опалесцирующая


Опалесцирующая


Слабо мутная


Очень мутная


2. Определение запаха воды.

Поочередно открывайте пробки у пробирок (колб) с растворами и определяйте запах воды.

Таблица 2

Интенсивность запаха

Интенсивность запаха

Характер проявления запаха

Балл

Отсутствует

Запах не ощущается

0

Очень слабая

Запах слегка обнаруживаемый

1

Слабая

Запах замечается, если обратить на это внимание

2

Заметная

Запах легко замечается, вызывает неодобрительный отзыв о воде

3

Отчетливая

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья

4

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья

5


Таблица 3

Характер запаха

Символ

Характер запаха

Примерный род запаха

А

Ароматический

Огуречный, цветочный

Б

Болотный

Илистый, тинистый

Г

Гнилостный

Фекальный, сточный

Д

Древесный

Запах мокрой щепы, древесины

З

Землистый

Прелый, свежевспаханной земли

Р

Рыбный

Рыбьего жира, рыбы

С

Сероводорода

Тухлых яиц

Т

Травянистый

Сена, свежескошенной травы

Н

Неопределенный

Запах естественного происхождения, не подходящий под предыдущие определения

По результатам наблюдений заполните таблицу, используя вышеприведенные данные.

№ пробирки (колбы)

Оценка в баллах

Запах

1

2

3

3. Определение цветности воды

1. Заполните пробирку водой до высоты 10-12 см.

2. Выберите из таблицы 3 наиболее подходящий оттенок.

Цветность воды

Слабо-желтоватая

Светло-желтоватая

Желтая

Интенсивно-желтая

Коричневатая

Красно-коричневатая

Другая (укажите какая)

Таблица 4

Контрольные вопросы:

Проанализируйте полученные результаты и сделайте вывод о качестве воды источника.

Преподаватель: Е.А. Сорокина

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

на выполнение практического занятия №3

по дисциплине «Экологические основы природопользования»

Тема: Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранительный надзор.

Наименование работы: Изучение Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Цель работы: изучить правовые вопросы экологической безопасности.

Приобретаемые умения и навыки: умения работать с источниками информации, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: тетрадь, ручка.

Литература: Константинов В.М. «Экологические основы природопользования». Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».


Контрольные вопросы при допуске к занятию:

Назовите основные законодательные акты в области охраны окружающей среды.

Методические рекомендации:

Познакомьтесь с ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Для ответа на вопросы задания 2 используйте материалы Главы III ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Порядок выполнения работы:

Задание 1. Заполнить таблицы №1 и №2.

Таблица №1

Принципы природоохранной политики

Главы и статьи ФЗ

«Об охране окружающей среды»

1.Приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека.

2.Научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду.

3.Рациональное использование природных ресурсов.

4.Соблюдение требований природоохранного законодательства в совокупности неотвратимости наказания за экологические нарушения.

5.Гласность в работе органов, занимающихся вопросами экологии, тесная связь с общественностью и населением в решении природоохранных задач.

6.Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды.


Таблица №2

Права граждан в области охраны

окружающей среды

Обязанности граждан в области охраны окружающей среды

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

Задание 2. Ответить на вопросы:

Какие санитарно-эпидемиологические требования предъявляются:

  1. к продукции производственно-технического назначения, товарам для бытовых нужд и технологиям их производства;

  2. к потенциально опасным для человека веществам;

  3. к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, контактирующим с ними материалам;

  4. к продуктам, ввозимым на территорию РФ;

  5. к организации питания населения;

  6. к литьевой воде;

  7. к атмосферному воздуху;

  8. к эксплуатации производственных помещений;

  9. к условиям труда;

  10. к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека?


Контрольные вопросы:

1. Какие виды ответственности за нарушения санитарного законодательства предусматриваются законом?

2. Кто возмещает вред личности или имуществу граждан в результате нарушения санитарного законодательства?

Преподаватель: Е.А. Сорокина

ЛИТЕРАТУРА

1. Колесников С.И. Экология: Учебное пособие.- М.: « Дашков и К», 2010 - 384с.

2. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб.пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. - М.: «Академия», 2008, - 208с.

3. Маринченко А.В. Экология.: Учебное пособие/ А.В.Маринченко.- М.: Издат.-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010.- 328 с.

4. Николайкин Н.И. Экология: Учеб. для вузов/ Н.И.Николайкин, Н.Е.Николайкина, О.П.Мелехова.- М.: Дрофа, 2004.-624 с.

5. Прохоров Б.Б. Экология человека: учеб. для студентов высших учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 320 с.


© 2010-2022