• Преподавателю
  • Другое
  • КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ МЕХАНИЗМА ВЕРОЯТНОСТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ МЕХАНИЗМА ВЕРОЯТНОСТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

Аудирование считается одним из самых сложных видов речевой деятельности. Вероятностное прогнозирование, то есть предугадывание, как один из механизмов восприятия и понимания речи, нуждается в постоянной тренировке , так как его сформированность значительно облегчает восприятие звучащего текста. В настоящей разработке представлен определенный блок упражнений на различных уровнях (от морфемы до предложения), который позволит натренировать данный механизм. Разработанный комплекс упражнений универса...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ МЕХАНИЗМА ВЕРОЯТНОСТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

Введение

Аудирование как действие, входящее в состав устной коммуникативной деятельности, используется в любом устном общении, подчиненном производственным, общественным или личным потребностям. Без овладения этим видом деятельности невозможно выучить язык и пользоваться иноязычной речью на том уровне, который необходим на современном этапе развития общества. Аудирование представляет собой отдельный вид коммуникативной деятельности со своим мотивом, отражающим потребности человека или характер его деятельности.

Аудирование - очень трудный вид речевой деятельности. Известно также, что современные выпускники школ практически не владеют данным умением. Отсюда очевидна актуальность и важность настоящего исследования.

Процесс аудирования не может быть успешным без наличия сформированных на должном уровне таких механизмов как: речевой слух, механизм вероятностного прогнозирования, механизм оперативной и долговременной памяти, механизм артикулирования. Механизм вероятностного прогнозирования является ведущим в процессе аудирования и значительно облегчает понимание звучащего текста.

Целью настоящего исследования является разработать комплекс упражнений, направленных на тренировку механизма вероятностного прогнозирования.

Хорошо известно, что речь является важнейшим средством общения. Устная речь, особенности которой только что перечислялись, является основным средством осуществления двух видов речевой деятельности - говорения и аудирования, так как использование устной речи для общения подразумевает и ее порождение, и ее понимание.

Термин «аудирование» был введен в литературу американским психологом Д. Брауном и представляет собой понимание воспринимаемой речи на слух [1]. Аудирование считается одним из самых сложных видов речевой деятельности. Во-первых, оно представляет собой умение понимать речь на слух при одноразовом ее восприятии. Во-вторых, это единственный вид речевой деятельности, при котором от лица, его выполняющего ничего не зависит. В-третьих, существуют объективные трудности, препятствующие пониманию речи с первого раза.

Несмотря на значительное количество исследований, посвященных этой проблеме и на наличие разнообразных учебных пособий, данное умение остается пока недостаточно развитым.

В отечественной методике выделяют 4 основных механизма аудирования:

1. Речевой слух - это один из важнейших механизмов. Он обеспечивает восприятие устной речи, деление её на смысловые синтагмы, словосочетания, слова.

2. Память является следующим важным механизмом аудирования, так как узнанную единицу необходимо удержать в голове, сопоставить с эталоном, запомнить для дальнейшей операции с ней.

3. Артикулирование. Психологи отмечают, что при аудировании происходит внутреннее проговаривание отдельных слов, словосочетаний. Благодаря механизму артикулирования звуковые образы превращаются в артикуляционные, происходит «внутренняя имитация» воспринимаемого текста.

4. Вероятностное прогнозирование. Это порождение гипотез, предвосхищение хода событий. Прогнозирование (или языковая догадка) помогает по началу слова или фразы определить их конец и облегчает работу памяти.

Термин «прогнозирование» очень близок по смыслу «предугадыванию». Это объясняется тем, что любой человек, пользуясь стереотипами или иными общеизвестными фактами способен предугадать дальнейшее развитие ситуации. Контекст, компенсаторные умения, которые позволяют понимать речь в условиях помех, недоговоренностей, недостатка внимания - все это тесно связано с механизмом вероятностного прогнозирования. Сформированность данного механизма значительно облегчает восприятие звучащего текста.

Поэтому будет целесообразно выделить блок упражнений, помогающих развивать умения прогнозирования на различных уровнях, и блок упражнений, основанных на работе с аудиотекстами и направленных непосредственно на тренировку.

Сначала рассмотрим упражнения на развитие данного механизма на различных уровнях без работы над аудиотекстом. К основным упражнениям относятся следующие:

  • Упражнения, направленные на прогнозирование на уровне фонемы:

а) Учитель произносит начало слова, учащиеся его заканчивают, например: tele... (television), hand... (handsome), help... (helpful)

b) Учитель произносит конец слова, учащиеся восстанавливают его начало: ... port (transport, airport), ... hood (brotherhood), ...dom (kingdom)

c) Учитель просит учащихся прослушать пары слов и дифференцировать их звуковые формы: code - coat; wrote - road, foot - food, white - wide, pride- bride

  • Упражнения, направленные на прогнозирование на уровне слова и словосочетания.

Прогнозирование на уровне слова и словосочетания связано с тем, что каждая единица языковой системы обладает специфической вероятностной связью [2, с. 242], или семантической сочетаемостью [3]. Таким образом, понимание слов зависит от умения соотносить значения слов. Известно, что в синтагматической цепочке лексические единицы могут сочетаться со строго определенными компонентами, и, имея определенный языковой опыт, нетрудно догадаться, каким словом завершится та или иная фраза. Владение навыком сочетаемости слов способствует успешности лингвистического прогнозирования. Зная правила сочетаемости лексических единиц, учащиеся с большей или меньшей степенью вероятности могут прогнозировать содержание поступающей информации, поскольку сочетаемость слов в языке ограничена [4, с. 243].

Сочетаемость слов определяется грамматическими характеристиками слов и общим контекстом. Например, слово «film» может сочетаться с прилагательными «interesting», «boring» и т.д. Контекстуальную зависимость элементов можно продемонстрировать в следующем примере: What a wonderful day today! The … shines brightly. В данном случае опущенное слово «sun» легко восстановить на основе контекста.

Итак, умение прогнозировать на уровне слова и словосочетания можно развить с помощью следующих упражнений:

a) Учитель называет слово и учащиеся пытаются подобрать к нему подходящие по смыслу слова: nasty ... (weather), a pretty ... (girl), red... (flower)

b) Учитель называет слово, учащиеся пытаются подобрать слова, с которыми данное слово ассоциируется. Данный тип упражнения носит название ассоциограммы. Например, учащимся предстоит прослушать текст о футболе как об одном из популярных видов спорта в Англии. Перед прослушиванием учитель предлагает назвать все слова, которые ассоциируются с понятием «футбол». Учитель записывает на доске слово «футбол», учащиеся называют слова, ассоциирующиеся с ним.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ МЕХАНИЗМА ВЕРОЯТНОСТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ МЕХАНИЗМА ВЕРОЯТНОСТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)Football

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ МЕХАНИЗМА ВЕРОЯТНОСТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ МЕХАНИЗМА ВЕРОЯТНОСТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ МЕХАНИЗМА ВЕРОЯТНОСТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

forward gate

goal backward ball

  • Упражнения, направленные на прогнозирование на уровне предложения. Основой данного вида прогнозирования является умение сохранить в памяти следы от серии слов и умение соотносить их по смыслу.

a) Учитель дает начало предложения, учащиеся заканчивают его.

He was afraid of ... (being alone, spiders).

He was upset ... (because he failed his exam, by her words).

b) Учитель называет реплику, учащиеся дают либо последующую, либо предшествующую ей реплику:

It was raining heavily. (So I didn't go for a walk).

(I was very tired after the journey). I decided to sleep for a while.

  • Упражнения, направленные на прогнозирование на уровне текста. Для прогнозирования на уровне текста необходимы направленность внимания, интерес к теме сообщения, определенная скорость мыслительной переработки информации. На данном этапе возможны следующие типы упражнений:

a) Учитель начинает рассказ, учащиеся заканчивают его.

b) Учитель предъявляет рассказ по частям, после каждой части учащиеся предвосхищают развитие следующих событий.

Как уже упоминалось, механизм вероятностного прогнозирования связан с предвосхищением дальнейшего хода событий или, например, с догадкой о значении незнакомых слов, встреченных в прослушанном тексте. Не осознавая этого, мы пользуемся им и на родном языке. Например, в условиях помех мы восстанавливаем утраченную информацию, опираясь на знания примерного содержания обсуждаемой проблемы, речевых клише, правил словоупотребления. Таким же образом вероятностное прогнозирование осуществляется и во время аудирования текстов на иностранном языке.

Далее будут представлены упражнения и рекомендации, направленные на тренировку механизма вероятностного прогнозирования при работе с аудиотекстом. Прогнозирование содержания текста может происходить перед предъявлением текста и в процессе его прослушивания.

Рассмотрим несколько возможных типов заданий для дотекстового (before listening) этапа работы.

1. Обсуждение вопросов и утверждений до прослушивания текста.

2. Краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста.

Использование таких приемов как: догадка по словообразовательным элементам, по словам-связкам, по признакам интернациональных слов, по правилам словосочетаемости, по контексту; опора на свой речевой и жизненный опыт; толкование изобразительных опор и заголовков помогает максимально правильно помогать прослушанный текст.

На основе вышесказанного приходим к выводу о том, что разработанный нами комплекс упражнений, направленный на развитие и тренировку механизма вероятностного прогнозирования, значительно облегчит понимание звучащей речи и поможет учащимся избежать возможных трудностей при выполнении заданий по аудированию.

  1. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. - М. : Просвещение, 2005. - 238 с.

  2. Лурия А. Р. Язык и сознание. - М. : Изд-во Моск. ун-та 1979. - 320 с

  3. Жинкин Н. И. Механизмы речи : - М. : Директ-Медиа, 2008. - 104 с.

  4. Филатов В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе : - Ростов н/Дону.: АНИОН, 2003. - 416 с.



© 2010-2022