Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

Рабочая тетрадь по дисциплине "Статистика" предназначена для проведения практических занятий для студентов 2 курса специальности Земельно-имущественные отношения. Очень удобна, так как дисциплина "Статистика" предполагает большое количество табличного и графического материала. В рабочей тетради также к каждому заданию даные методические рекомендации по выполнению. В конце каждой практической работы предлагается закрепление пройденного материала в виде ответов на контрольные вопросы. В рабочей те...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и молодежной политики

Ставропольского края


ГБОУ СПО «Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса»

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине







РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для самостоятельной работы и практических занятий

по дисциплине «СТАТИСТИКА»


студента очного отделения

специальности 120714 «Земельно-имущественные

отношения»

группы __________________________


(ФИО полностью)















Пятигорск, 2015




ПЯТИГОРСКИЙ ТЕХНИКУМ ТОРГОВЛИ, ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА


П(Ц)К Учетно-экономических и юридических дисциплин



Рецензент


Преподаватель профессиональных дисциплин Вартанова Е.В.




Автор: Иванова М.Д., преподаватель первой квалификационной категории

Статистика: Рабочая тетрадь: - Пятигорск: ГБОУ СПО «ПТТТиС», 2015.

Рабочая тетрадь по дисциплине «Статистика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС по специальности СПО 120714 «Земельно-имущественные отношения», а также имеющимися пособиями и литературой по статистике.


Рассмотрена на заседании

П(Ц)К «Учетно-экономических и

юридических дисциплин»

Протокол № 1 от 28.08.2014г.

Председатель __________ Т.К. Жидкова









СОДЕРЖАНИЕ


Практическая работа № 1. Группировка статистических данных в соответствии с поставленными задачами

Практическая работа № 2. Построение различных видов статистических таблиц и графиков

Практическая работа № 3. Расчет различных видов относительных величин

Практическая работа № 4. Расчет средних величин

Практическая работа № 5. Расчет абсолютных и относительных показателей вариации

Практическая работа № 6. Расчет показателей ряда динамики

Практическая работа № 7. Расчет общих, средних индексов и индексов структурных сдвигов

Практическая работа № 8. Расчет ошибки выборки, генеральной совокупности

Рекомендуемая литература






ВВЕДЕНИЕ


Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу будущих специалистов по земельно-имущественным отношениям и экономистам. Это предъявляет повышенные требования к уровню статистической подготовки студентов.

Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучения тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях производственной и коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.

Изучение общепрофессиональной дисциплины «Статистика» вооружит будущих специалистов по земельно-имущественным отношениям статистическими методами сбора исходной статистической информации, её обработки и последующего анализа.

Знание методов статистики позволит выявить сложившиеся закономерности развития различных экономических процессов и дать им многообразные количественные оценки на основе дисперсионного, индексного анализа и других методов.

Рабочая тетрадь подготовлена в соответствии с утвержденной рабочей программой по учебной дисциплине «Статистика» и предназначена для практических занятий и самостоятельной работы студентов очного отделения.

В рабочей тетради задачи составлены в разрезе отдельных тем. Решение этих задач позволит студентам освоить технику вычисления статистических показателей, приемы и методы статистического анализа, некоторые способы проверки достоверности полученных результатов.

Каждая задача содержит необходимые исходные материалы и перечень статистических показателей, подлежащих вычислению на их основе и подробные рекомендации по ее решению.

В заключение каждой темы сформулированы контрольные вопросы по пройденному материалу.




Практическая работа № 1


Тема «Группировка статистических данных в соответствии с

поставленными задачами»

Цель: закрепить теоретический материал по теме «Статистическая сводка и группировка»; на практике применить изученные методы составления простых и комбинационных группировок статистических данных; закрепить умения и навыки составления вспомогательных, результативных и аналитических таблиц.

Содержание практического занятия


Задание № 1.

Известны следующие данные:

Таблица 1.

Производство озимой пшеницы в СХП района

№ п/п

Посевная площадь,

га

Урожайность, ц/га

Валовой сбор, ц

Затраты на производство озимой пшеницы

тыс.руб.

тыс.чел.-ч

1

960

25,4

24384

85,6

257,2

2

780

18,9

14742

51,8

154,0

3

1150

27,3

31395

109,2

236,4

4

1200

20,4

24480

85,6

248,3

5

540

19,8

10692

37,8

139,1

6

970

23,5

22795

79,7

201,7

7

1000

29,7

29700

103,3

250,2

8

1010

31,2

31512

110,8

262,4

9

790

36,7

28993

101,3

212,7

10

670

15,7

10519

36,7

119,3

11

590

21,7

12803

44,2

160,9

12

750

27,8

20850

72,5

203,3

13

880

29,3

25784

90,8

246,3

14

820

32,3

26486

92,7

221,0

15

950

30,1

28595

100,3

237,3

16

970

24,4

23668

82,7

198,5

17

830

27,1

22493

78,6

203,9

18

1300

29,6

38480

134,6

227,0

19

1140

17,4

19836

198,5

147,3

20

940

33,5

31490

110,4

166,8


По данным табл. 1 произвести группировку СХП района по урожайности озимой пшеницы, выделив 3 группы с равновеликими интервалами. Установить зависимость между урожайностью озимой пшеницы, себестоимостью 1 ц зерна и производительностью труда, предварительно охарактеризовав каждую группу числом колхозов, средней урожайностью, себестоимостью 1 ц озимой пшеницы и производительностью труда.

Результаты представить в таблице и проанализировать ее.

Порядок выполнения работы:

  1. Необходимо произвести ранжирование СХП района по урожайности озимой пшеницы (табл. 2).

Ранжирование - это упорядоченное распределение единиц совокупности по возрастающим (чаще) или убывающим (реже) значениям признака.

Таблица 2.

Ряд СХП, ранжированных по урожайности озимой пшеницы

№ п/п

№ по первому списку

Урожайность, ц/га

Посевная площадь, га

Валовой сбор,

ц

Затраты на

производство

тыс.руб.

тыс.чел-ч.

1







2







3







4







5







6







7







8







9







10







11







12







13







14







15







16







17







18







19







20








  1. Определить интервал группировки по формуле:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

где n - число групп;

Xmin и Xmax - минимальное и максимальное значение группировочного признака в совокупности.


  1. Используя вычисленное значение интервала, построить группы:

1 группа - СХП с урожайностью от _____ ц/га до _____ ц/га;

2 группа - СХП с урожайностью от _____ ц/га до _____ ц/га;

3 группа - СХП с урожайностью от _____ ц/га до _____ ц/га.


  1. Построить группировочную таблицу.

Таблица 3.

Аналитическая группировка СХП района по урожайности озимой

пшеницы

Группы СХП

Число СХП

Посев.

площадь всего по

группе, га

Валовой сбор

всего по группе,

ц

Урожайность, ц/га

(гр.3 / гр.2)

Денежные

затраты

Затраты труда

всего, тыс.руб.

на 1 ц,

руб. (гр.5/гр.3)

всего, тыс.

чел.-ч

на 1 ц, чел.-ч (гр.7/гр.3)

А

Б

1

2

3

4

5

6

7

1









2









3









Итого










  1. Проанализировать группировочную таблицу:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2.

Произвести комбинационную группировку 15 промышленных предприятий по данным таблицы 1.








Таблица 1.

Основные показатели промышленных предприятий

№ п/п

Валовая продукция, тыс.руб.

Среднесписочное

число работников, чел.

Выработка продукции на 1 работника, руб.

1

390,0

260

1500

2

537,6

320

1680

3

436,8

280

1560

4

700,0

360

2080

5

590,4

300

1968

6

591,6

340

1740

7

511,8

300

1706

8

669,6

380

1860

9

537,6

300

1792

10

315,0

200

1575

11

657,6

310

2192

12

441,0

310

1470

13

604,4

200

2022

14

395,2

260

1592

15

288,0

200

1440

Для выполнения группировки распределить предприятия на 3 группы с равновеликими интервалами по численности работников. Каждую группу распределить на подгруппы предприятий по выработке продукции на 1 работника:

1 группа - до 1500 руб.;

2 группа - от 1501 до 2000 руб.;

3 группа - свыше 2001 руб.

По каждой группе и подгруппе подсчитать:

- количество предприятий;

- число работников, чел.;

- валовую продукцию всего, тыс.руб.;

- валовую продукцию в среднем на одно предприятие, руб.

Порядок выполнения работы:

  1. Построить ранжированный ряд распределения.



Таблица 2.

Ряд предприятий ранжированных по численности работников и

выработке продукции

№ предприятия

Группы по численности работников

Подгруппы по выработке продукции на 1 работника

№ по первому списку

численность

работников, чел.

валовая

продукция, тыс.руб.

выработка продукции

на 1 чел., руб.

№ по первому списку

выработка продукции

на 1 чел., руб.

валовая

продукция, тыс.руб.

численность

работников, чел.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1









2









3









4









5









6









7









8









9









10









11









12









13









14









15










  1. Определить интервал группировки по формуле:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

  1. Используя вычисленное значение интервала, построить группы:

  1. группа - предприятия с численностью работников от _____ чел. до _____ чел;

  2. группа - предприятия с численностью работников от _____ чел. до _____ чел;

  3. группа - предприятия с численностью работников от _____ чел. до _____ чел.


  1. Построить итоговую группировочную таблицу 3.

Таблица 3.

Комбинационная группировка предприятий по численности работников и выработке продукции на 1 работника

Группы по численности работников, чел.

Подгруппы по выработке продукции, руб.

Число предприятий в группе/подгруппе

Численность

работников, чел.

Валовая

продукция, тыс.руб.

Выработка

продукции на

1 чел., руб.

всего в подгруппе

в сред.

на 1 предприятии

всего в подгруппе

в сред.

на 1 предприятии

всего в подгруппе

в сред.

на 1 предприятии


1

до 1500








1501-2000








св. 2001








Итого

-









2

до 1500








1501-2000








св. 2001








Итого

-









3

до 1500








1501-2000








св. 2001








Итого

-








ВСЕГО

-









  1. Проанализировать группировочную таблицу:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. Что такое статистическая сводка?

  2. Что собой представляет группировка данных?

  3. Какие вы знаете виды группировок?

  4. Что такое интервал группировки?


Ответы на контрольные вопросы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа № 2


Тема «Построение различных видов статистических таблиц и

графиков»

Цель: закрепить теоретический материал по теме «Способы наглядного представления статистических данных»; на практике применить умения и навыки составления различных видов статистических таблиц и графиков.

Содержание практического занятия

Задание № 1.

По нижеследующим данным произвести группировку рабочих бригады по стажу работы в годах. Результаты представить в виде таблицы и проанализировать их. Построить полигон распределения.


  1. 3 3 4 7 6 6 5 5 5 1 2 4 4 4 2 3 7 6 5 4

  2. 4 1 4 2 6 2 1 7 6 5 4 3 4 3 2 5 5 4 4 3 2 5 7

Задание № 2.

Используются данные за прошлый год по 20 СХП Предгорного района об урожайности зерновых культур (ц/га), площади посева зерновых культур (га), валовом сборе зерновых культур (ц).

По имеющимся данным произведена группировка этих хозяйств по уровню урожайности зерновых с выделением 3-х групп: 18-20 ц/га; 20-24 ц/га; 24-28 ц/га.

Построить макет статистической таблицы с отражением необходимых показателей и указать ее вид.

Методические указания:

Предлагается разбить совокупность хозяйств на 3 группы по одному признаку - урожайность зерновых культур. Следовательно, подлежащее будет разделено на 3 группы по одному признаку (урожайность), а в сказуемом будут отражены валовой сбор зерновых, посевная площадь и средняя урожайность зерновых культур.



Задание № 3.

Имеются следующие данные по группе промышленных предприятий за отчетный год (табл. 1).

Таблица 1.

предпр-я

Объем

продукции, млн.руб.

Среднегодовая стоимость

основных

фондов, млн.руб.

Среднесписочное число

работников,

чел.

Прибыль, млн.руб.

1

591

10,0

900

27,0

2

1776

22,8

1500

272,0

3

1395

18,4

1412

194,0

4

888

12,6

1200

88,0

5

1752

22,0

1485

292,0

6

1440

19,0

1420

220,0

7

1734

21,6

1390

276,0

8

612

9,4

817

60,0

9

1398

19,4

1375

224,0

10

876

13,6

1200

100,0

11

1269

17,6

1365

110,0

12

576

8,8

850

61,0

13

1080

14,0

1290

128,0

14

624

10,2

900

67,0

Требуется:

  1. Выполнить группировку предприятий по объему продукции, приняв следующие интервалы: а) до 600 млн.руб.; б) от 600 до 1200 млн.руб.; в) более 1200 млн.руб.

  2. По каждой группе и в целом по всем предприятиям определить число предприятий, объем продукции, среднесписочное число работников, среднюю выработку продукции на одного работника.

  3. Представить результаты группировки в виде статистической таблицы.

  4. Составленную статистическую таблицу создать в программе MS Excel, произвести необходимые вычисления посредством программы.

  5. Проанализировать составленную таблицу.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое статистическая таблица?

  2. Что собой представляет подлежащее и сказуемое таблицы?

  3. Какие вы знаете виды статистических таблиц?

  4. Что такое интервал статистический график?

Ответы на контрольные вопросы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа № 3


Тема «Расчет различных видов относительных величин»

Цель: закрепить теоретический материал по теме «Абсолютные и относительные величины»; на практике применить умения и навыки расчета различных видов относительных величин и графического изображения структуры совокупности.

Содержание практического занятия

Задание № 1.

Определить относительные показатели плана по выпуску продукции на предприятии, а также относительные показатели реализации плана и динамики.

Таблица 1.

Выпуск продукции на предприятии

Продукция

Базисный год

Отчетный год

План

Факт

Тип А, шт.

2250

2500

2147

Тип Б, шт.

3670

3950

4218

Порядок выполнения работы:

  1. Определить относительную величину плана задания:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

- по продукции А: ОВПЗ =

- по продукции Б: ОВПЗ =


  1. Определить относительную величину выполнения плана:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

- по продукции А: ОВВП =

- по продукции Б: ОВВП =


  1. Определить относительную величину динамики:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

- по продукции А: ОВД =

- по продукции Б: ОВД =

4) Выводы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2.

По данным таблицы 2 определить структуру финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий различных отраслей экономики края. Изобразить графически с помощью столбиковой диаграммы.

Таблица 2.

Структура финансовых результатов деятельности предприятий различных отраслей

Отрасли экономики

Кол-во предприятий в базисном году

Кол-во предприятий в отчетном году

шт.

в % к

итогу

шт.

в % к

итогу

  1. Прибыльные

595


456


в том числе:





- промышленность

202


166


- сельское хозяйство

213


147


- транспорт

54


56


- строительство

125


87


  1. Убыточные

539


592


в том числе:





- промышленность

123


128


- сельское хозяйство

225


291


- транспорт

77


69


- строительство

114


104


Всего:

1134

100,0

1048

100,0


Порядок выполнения работы:

  1. Определить удельный вес каждой отрасли в общем числе прибыльных и убыточных предприятий, путем деления числа предприятий каждой отрасли на общий итог (строка всего) и умножения результата деления на 100 %. Результаты расчетов занести в таблицу 2.

  2. Изобразить структуру финансовых результатов предприятий графически в дополнительной тетради. Столбиковая диаграмма представляет собой прямоугольник, расположенный в прямоугольной оси координат. По оси абсцисс откладываются годы, а по оси ординат удельный вес прибыльных и убыточных предприятий в общем итоге.

Выводы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3.

По плану отчетного года уровень годовой производительности труда работников должен возрасти против прошлого года на 3,0 %. План по уровню производительности труда перевыполнен на 2,0 %. Определить фактический уровень производительности труда, если известно, что в прошлом году уровень годовой производительности составил 680 тыс.руб.

Порядок выполнения работы:

  1. Определить запланированную производительность труда:

ПТпл =


  1. Определить фактическую производительность труда:

ПТфакт =

Задание № 4.

По металлургическому комбинату имеются следующие данные о выпуске продукции (табл. 3).

Таблица 3.

Наименование

продукции

Стоимость продукции,

млн.руб.

% выполнения плана по выпуску продукции

по плану

по факту

Сталь арматурная

440

452


Прокат листовой

500


97,0

Профили стальные


208

104,0




Требуется:

  1. Проставить в таблице 3 недостающие данные.

  2. Определить процент выполнения плана выпуска продукции в целом по комбинату.

  3. Структуру фактического выпуска продукции представить в виде диаграммы в дополнительной таблице.

Задание № 5.

Урожайность картофеля в сельхозпредприятии «Дружба» Предгорного района, ц/га

2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.

146,2 158,0 130,6 165,8 160,2 158,7

Определить относительные величины динамики базисным и цепным методом. Решение представить в виде таблицы 4.

Таблица 4.

Годы

Урожайность, ц/га

Базисный метод

(2009г. - 100,0 %)

Цепной метод

(к предыдущему году)

2009




2010




2011




2012




2013




2014





Задание № 6.

Среднегодовая численность населения района составляла 31 550 человек. Площадь района равна 997 кв.км. За год в ЗАГСе района зарегистрировано 495 случаев рождения детей. Определить относительные величины наследственности.

Порядок выполнения работы:

  1. Определить плотность населения района.

Плотность населения показывает, сколько человек приходится на 1 кв.км. площади, и определяется по формуле:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

где Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине - среднегодовая численность населения;

S - площадь территории, на которой проживает это население.

П =


  1. Определить коэффициент рождаемости.

Коэффициент рождаемости показывает, сколько родившихся детей приходится на 100 человек населения и выражается в промилле (.) и определяется по формуле:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

где N - число родившихся за год детей.

К рожд. =

Вывод:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите виды абсолютных величин.

  2. Перечислите виды относительных величин.

  3. Назовите единицы измерения абсолютных показателей.

Ответы на контрольные вопросы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа № 4


Тема «Расчет средних величин»

Цель: закрепить теоретический материал по теме «Средние статистические величины»; на практике применить умения и навыки расчета различных видов средних величин и показателей вариации.

Содержание практического занятия

Задание № 1.

Известна суточная выработка 15 зерноуборочных комбайнов (га):

20; 21; 20; 19; 21; 19; 18; 22; 19; 20; 21; 20; 18; 19; 20.

Определить среднесуточную выработку одного зерноуборочного комбайна.

Порядок выполнения работы:

Данные о суточной выработке не сгруппированы, поэтому можно использовать формулу средней арифметической простой:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплинеРабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

Задание № 2.

Имеются следующие данные о производстве продукции за смену:

Группы рабочих по количеству

произведенной продукции, шт.

Число рабочих, чел.

до 5

10

5-7

30

7-9

40

9-11

15

свыше 11

5

Итого:

100

Исчислить среднюю выработку продукции одним рабочим за смену.

Порядок выполнения работы:

Для вычисления средней выработки продукции одним рабочим за смену необходимо воспользоваться формулой средней арифметической взвешенной, т.к. варианты (выработка рабочих - х) имеют разную частоту (число рабочих - f).

Составим вспомогательный расчет:

Интервал (х)

f (частота)

х (центр

интервала)

хf






Итого:

100

х

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

Вывод: ____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3.

По условию задания № 2 определить среднюю выработку продукции одним работником за смену, используя метод моментов.

Порядок выполнения работы:

Составим вспомогательный расчет:

Интервал (х)

f (частота)

х (центр

интервала)

х-а

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине








Итого:

100

х

х

х


  1. Значение а - это центр интервала с наибольшей частотой.

а =

  1. Способ моментов:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=


  1. Вывод:_______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4.

Имеются данные о выполнении плана реализации продукции предприятиями.

Выполнение плана реализации продукции

предприятия

Фактически реализовано продукции, тыс.шт.

Выполнение плана реализации, %

Средняя цена реализации,

руб. за 1 шт.

1

5,5

101

86

2

3,8

110

79

3

2,2

98

62

4

7,4

105

85

5

1,8

96

65


Определить:

  1. средний объем реализации продукции на одно предприятие;

  2. средний процент выполнения плана реализации продукции по пяти предприятиям;

  3. среднюю цену реализации продукции;

  4. пояснить, какие виды средних величин использовали и почему.

Порядок выполнения работы:

  1. Средний объем реализации продукции на одно предприятие определить по формуле средней арифметической простой, т.к. имеются данные о фактической реализации продукции по каждому отдельно взятому предприятию:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

х - фактический объем реализации продукции, тыс.шт.;

n - количество предприятий.


  1. Средний процент выполнения плана реализации продукции по пяти предприятиям вычислить по формуле средней гармонической взвешенной, т.к. известен фактический объем, а плановый объем реализации для каждого предприятия рассчитывается как отношение фактического объема реализации к проценту выполнения плана реализации:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

х - выполнение плана реализации, %;

m - фактический объем реализации продукции, тыс.шт.


  1. Среднюю цену реализации рассчитать по формуле средней арифметической взвешенной, т.к. на каждом предприятии было реализовано разное количество продукции и по различной цене:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

х - цена реализации продукции, руб. за шт.;

f - фактический объем реализации продукции, тыс.шт.


  1. Выводы: _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 5.

По итогам года на предприятии с численностью работников 450 человек были собраны следующие сведения о заработной плате работников:

Данные о заработной плате работников предприятия

Зар.плата работников, руб.

Число работников, чел.

До 12 000

20

12 000-13 000

25

13 000-14 000

34

14 000-15 000

45

15 000-16 000

84

16 000- 17 000

98

17 000-18 000

73

18 000-19 000

41

19 000- 20 000

18

Более 20 000

12


Определить среднюю заработную плату на предприятии, а также среднюю модальную и среднюю медианную заработную плату.

Порядок выполнения работы:

  1. Среднюю заработную плату на предприятии определить по формуле средней арифметической взвешенной, для вычисления которой подготовим расчетную таблицу:

Исходные и расчетные данные для вычисления средней зарплаты

Зарплата работников, руб.

Середина интервала (х)

Число работников, чел. (f)

хf

До 12 000


20


12 000-13 000


25


13 000-14 000


34


14 000-15 000


45


15 000-16 000


84


16 000- 17 000


98


17 000-18 000


73


18 000-19 000


41


19 000- 20 000


18


Более 20 000


12


Итого:

х

450


Данные из таблицы подставить в формулу и вычислить среднюю заработную плату:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=


  1. Определить модальную и медианную заработную плату. Для этого сначала необходимо установить модальный интервал (интервал с наибольшей частотой), а затем вычислить:

а) модальную заработную плату по формуле:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

где, х0 - нижняя граница модального интервала;

d - величина интервала;

f1 - частота интервала, предшествующего модальному;

f2 - частота модального интервала;

f3 - частота интервала, следующего за модальным.

б) вычислить медианную заработную плату по формуле:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

где, х0 - нижняя граница медианного интервала;

d - величина интервала;

Sm-1 - накопленная частота до медианного интервала;

∑f - сумма частот всей совокупности;

fm - частота медианного интервала.


  1. Выводы:______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. Раскрыть содержание средних величин.

  2. Какие виды средних величин вы знаете?

  3. Перечислить математические свойства средних величин.

Ответы на контрольные вопросы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа № 5


Тема «Расчет абсолютных и относительных показателей вариации»

Цель: закрепить теоретический материал по теме «Показатели вариации»; на практике применить умения и навыки расчета различных видов средних величин и показателей вариации.

Содержание практического занятия


Задание № 1.

Используя данные таблицы 1, определить следующие показатели для двух предприятий:

  1. среднюю выработку на одного рабочего смену;

  2. среднюю прогрессивную выработку;

  3. размах вариации;

  4. среднее линейное отклонение;

  5. дисперсию;

  6. среднее квадратическое отклонение;

  7. коэффициент вариации.

Сравнить полученные данные и сделать выводы.

Таблица 1.

Выработка продукции на 1 рабочего за смену

Выработка на 1 рабочего за смену, руб.

1

40

45

58

60

52

53

44

62

55

48

38

49

59

50

2

39

54

49

46

48

57

52

43

59

56

50

41

47

45

Порядок выполнения работы:


  1. Определить среднюю выработку на одного рабочего за смену по формуле средней арифметической простой:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

а) на первом предприятии: Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

б) на втором предприятии: Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=


  1. Вычислить среднюю прогрессивную выработку на одного рабочего (это средняя из выработок выше средней величины), также по формуле средней арифметической простой:

а) на первом предприятии: Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

б) на втором предприятии: Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

3) Размах вариации:

R = xmax - xmin


а) на первом предприятии: R1 =

б) на втором предприятии: R2 =


  1. Среднее линейное отклонение (невзвешенное):


Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

а) на первом предприятии: Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

б) на втором предприятии: Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=



  1. Дисперсия: σ2=Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

а) на первом предприятии: σ12 =

б) на втором предприятии: σ22 =

6) Среднее квадратическое отклонение:

σ = Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплинеσ2 = Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

а) на первом предприятии: σ1=

б) на втором предприятии: σ2=

7) Коэффициент вариации:

V = σ / Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине * 100 %

а) на первом предприятии: V1=

б) на втором предприятии: V2=

8) Выводы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2.

В результате анализа 500 проб получены данные о проценте влажности зерна:

Таблица 2.

Исходные данные о влажности зерна

Влажность зерна, %

До 4

4-6

6-8

8-10

10-12

12-14

Итого:

Число проб, шт.

41

64

72

132

110

81

500


Определить дисперсию.

Порядок выполнения работы:

  1. Для определения дисперсии по основной формуле подготовим расчетную таблицу.

Влажность зерна, %

Среднее значение интервалов (х)

Число проб

(f)

xf

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

До 4


41





4-6


64





6-8


72





8-10


132





10-12


110





12-14


81





Итого:

х

500


х

х



  1. Средний процент влажности зерна определить по формуле средней арифметической взвешенной:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=


  1. Дисперсия по основной формуле:

σ2 = Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=


  1. Вывод:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №32.

Распределение коров фермы по живому весу характеризуется следующими данными:

Живой вес коров, кг Поголовье коров, гол.

360-400 75

400-440 140

440-480 200

480-520 65

520-560 30

Исчислить абсолютные и относительные показатели вариации (размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации).

Порядок выполнения работы:

  1. Для сокращения вычислений составим комбинированную схему расчета:

Интервал (х)

х

(центр

интервала)

f

xf

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

А

1

2

3

4

5

6

7

360-400

75


400-440

140


440-480

200


480-520

65


520-560

30


Итого:

х

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

х

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

х

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине


  1. Графа 1 получена как середина интервала.

  2. Размах вариации:

R =


  1. Средний живой вес одной коровы в кг определить по формуле:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=


  1. Среднее линейное отклонение:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=


  1. Дисперсия:

σ2 =Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=


  1. Среднее квадратическое отклонение:

σ= Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=


  1. Коэффициент вариации:

V = σ / Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине * 100 % =

  1. Выводы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. Что такое вариация признака и чем она обусловлена?

  2. Какими показателями измеряется вариация?

  3. Что характеризует коэффициент вариации?

Ответы на контрольные вопросы:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа № 6


Тема «Расчет показателей ряда динамики»

Цель: закрепить теоретический материал по теме «Ряды динамики»; на практике применить умения и навыки расчета показателей динамического ряда, сглаживания рядов динамики методом скользящей средней.

Содержание практического занятия


Задание № 1.

Стоимость основных производственных фондов на предприятии (в сопоставимых ценах) характеризуется следующими данными, тыс.руб.

Определить средний уровень ряда.

Годы

Стоимость ОПФ, тыс.руб. (y)

2005

905,8

2006

1035,9

2007

1112,3

2008

1146,6

2009

1053,9

2010

1032,7

2011

978,9

2012

1029,0

2013

1107,4

2014

1262,2

Порядок выполнения работы:


  1. Средний уровень ряда динамики определить по формуле:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

  1. Вывод:_______________________________________________________

________________________________________________________________

Задание № 2.

Площадь посева сахарной свеклы в РФ, тыс.га:

2010 2011 2012 2013 2014

933 816 900 856 807

Произвести анализ динамики посевных площадей под сахарной свеклой. Определить среднегодовой темп роста и прироста, среднегодовой абсолютный прирост.

Порядок выполнения работы:

  1. Расчет показателей анализа рядов динамики произвести в специальной таблице:

Год

Посевная площадь, тыс.га

Абсолютный

прирост, тыс.га

Темп роста,

%

Темп прироста,

%

Абсолютное значение 1 % прироста

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

2010

933

х

х

х

х

х

х

х

х

2011

816



2012

900



2013

856



2014

807



Итого





  1. Среднегодовой абсолютный прирост определить по формуле:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

  1. Среднегодовой темп роста рассчитать по формуле:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=



  1. Среднегодовой темп прироста рассчитать по формуле:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

  1. Выводы:____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3.

Стоимость однокомнатных квартир в г. Пятигорске, тыс.руб.

Месяцы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Квартиры 1530 1540 1580 1620 1720 1960 2080 2120 2070 1900 1830 1750

Определить тенденцию стоимости однокомнатных квартир методом укрупнения интервалов (периодов).

Порядок выполнения работы:

  1. Произвести укрупнение по трехмесячным периодам:

Показатели

Периоды

Январь-март

Апрель-июнь

Июль-сентябрь

Октябрь-декабрь

Стоимость квартир, тыс.руб.


Среднемесячная цена, тыс.руб.


Задание № 4.

По данным задания № 3 определить тенденцию стоимости однокомнатных квартир путем сглаживания месячных уровней с применением трехмесячной скользящей средней.

Порядок выполнения работы:

  1. В произведенном ряду динамики уровни колеблются, т.е. тенденция развития завуалирована. Для ее выявления воспользоваться методом скользящей средней.

Вычислить расчетные уровни:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

  1. Получился сглаженный динамический ряд. Он короче эмпирического (опытного) на два уровня (отсутствуют уровни для января и декабря), но тенденция развития явления стала отчетливой.

  2. Вывод:____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. Что называется рядами динамики?

  2. Виды рядов динамики.

  3. Каковы условия построения рядов динамики?

  4. Какие показатели динамики вам известны?

Ответы на контрольные вопросы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа № 7


Тема «Расчет общих средних индексов и индексов структурных сдвигов»

Цель: закрепить теоретический материал по теме «Индексный анализ»; на практике применить умения и навыки расчета общих средних индексов и индексов структурных сдвигов.

Содержание практического занятия


Задание № 1.

По имеющимся данным о реализации мясной продукции на городском рынке определить:

  • индивидуальные индексы цен на продукцию;

  • общий индекс товарооборота;

  • сводный индекс цен;

  • величину экономии (перерасхода);

  • индекс физического объема.

Показать взаимосвязь индексов. Проанализировать вычисленные показатели.

Таблица 1.

Реализация мясных продуктов на городском рынке

Продукты

Продано,

ц

Цена за 1 кг,

руб.

Стоимость реализованной продукции, руб.

Прош.

год

(q0)

Отчет.

год

(q1)

Прош.

год

(p0)

Отчет.

год

(p1)

Прош.

год

(q0p0)

Отчет.

год

(q1p1)

Усл.

(q1p0)

А

1

2

3

4

5

6

7

Говядина

315,6

289,2

218

250




Баранина

105,6

110,4

225

225




Свинина

174,0

147,6

280

250




Итого:

х

х

х

х




Порядок выполнения работы:


  1. Определить по каждому виду продукции индивидуальные индексы цен по формуле:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине


а) по говядине: ip =

б) по баранине: ip =

в) по свинине: ip =

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Общий индекс товарооборота можно рассчитать по формуле:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сводный индекс цен рассчитывается по формуле:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Числитель и знаменатель сводного индекса можно интерпретировать с точки зрения потребителей. Числитель представляет собой сумму денежных средств фактически уплаченных покупателями за приобретенные в текущем периоде товары. Знаменатель же показывает, какую сумму заплатили бы покупатели за те же товары, если бы цены не изменились. Разность числителя и знаменателя будет отражать величину экономии (если знак минус) или перерасхода (если знак плюс) денежных средств покупателями в результате изменения цен:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Индекс физического объема реализации составит:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Используя взаимосвязь индексов, проверить правильность вычислений:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине=

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2.

Имеются следующие данные о реализации продукции по СПК «Выбор» Предгорного района. Определить общие индексы физического объема реализации цен.

Таблица 2.

Вид

продукта

Стоимость реализованной продукции, руб.

% изменения в отчетном периоде («+» - увеличение;

«-« уменьшение)

Базисный

период

Отчетный

период



А

1

2

3

4

Озимая пшеница

6 298 800

5 335 400

-28,46

+18,39

Кукуруза на зерно

862 500

1 513 600

+37,60

+27,54

Картофель

4 856 820

4 260 060

-22,46

+13,11

Молоко

11 711 000

9 847 440

-26,95

+15,10

Итого:



х

х

Порядок выполнения работы:

  1. Индекс физического объема реализации вычислить по формуле

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплиненевозможно из-за отсутствия а) сведений о количестве реализованной продукции по видам в отчетном периоде и б) базисных цен по видам продукции. Между тем имеются сведения о базисной стоимости реализованной продукции по видам и процент изменения количества реализованной продукции в отчетном периоде по видам. Поэтому необходимо воспользоваться средней арифметической формой индекса физического объема:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

Предварительно определить индивидуальные индексы физического объема реализации по видам продукции:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

а) озимая пшеница: iq =

б) кукуруза на зерно: iq =

в) картофель: iq =

г) молоко: iq =

Вычислить индекс физического объема реализации:

Jq =

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Если бы сведений, имеющихся в графе 3 не было, а были бы лишь сведения, приведенные в графе 4, тогда общий индекс физического объема реализации пришлось бы вычислять по формуле:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

Для этого определить предварительно индивидуальные индексы цен по видам продукции по формуле:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

а) озимая пшеница: ip =

б) кукуруза на зерно: ip =

в) картофель: ip =

г) молоко: ip =

Вычислить индекс физического объема реализации:

Jq =

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Вычисление общего индекса цен.

По агрегатной формуле индекса Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине непосредственно вычисления сделать невозможно, т.к. отсутствуют сведения о базисных ценах по видам продукции и о количестве проданной в отчетном периоде продукции по видам. Если исходить из информации содержащейся в 2 и 4, то для расчета можно использовать формулу:

Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

Зная индивидуальные индексы цен:

Jp =

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3.

Имеются следующие данные о производстве и себестоимости продукции по СПК «Выбор» Предгорного района. Определить:

Индивидуальные и общие индексы себестоимости:

  1. планового задания;

  2. выполнения плана;

  3. динамики.

Таблица 3.

Продукция

Произведено,

ц

Себестоимость 1 ц,

руб.

Расчетные данные

Базисный

период (q0)

Отчетный

период

Базисный

период (Z0)

Отчетный

период

Zплqпл

Z0qпл

Z0q1

Zплq1

Z1q1

Iz плана = Zпл / Z0

Iz вып.плана = Z1/ Zпл

Iz динамики = Z1/ Z0

По плану (qпл)

Фактически (q1)

По плану (Zпл)

Фактически (Z1)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Озимая пшеница

98600

87400

72980

54,6

78,4

81,0



Кукуруза на зерно

17740

21400

18500

43,9

65,2

70,8



Картофель

30900

28300

24580

137,0

169,2

183,4



Молоко

58260

46600

42180

207,0

230,0

265,0



Итого:










Порядок выполнения работы:


  1. По итогам расчета (графы 13, 14 , 15) составить выводы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Общие индексы себестоимости:

а) планового задания: Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине


б) выполнения плана: Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине


в) динамики: Рабочая тетрадь для проведения практических работ по дисциплине

Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. Что в статистике называется индексом?

  2. Какие бывают формы индексов?

  3. Что показывает индекс цен?

  4. Что показывает индекс физического объема?

Ответы на контрольные вопросы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


© 2010-2022