- Преподавателю
- Другое
- Краткое изложение курса по актерскому мастерству и сценической речи
Краткое изложение курса по актерскому мастерству и сценической речи
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Полунин А.И. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Краткое изложение курса по актерскому мастерству и сценической речи, для подготовки публичных выступлений и презентаций.
« Артистичный Оратор»
Ведение:
Многим ученикам и учителям известна проблема такого простого действия как: « Ответ у доски». Подчас даже ученик знающий предмет на «отлично», сталкивается с трудностями при ответе в окружении большого количества людей. Причин тому множество: Это стеснение, смущение, неумение правильно построить свою речь. Похожие проблемы, возникают и при выступлении на более широкой аудитории с докладом или презентацией научного проекта. Для решения и устранения вышеперечисленных сложностей предлагается следующий курс.
Цели и задачи курса:
Используя различные тренинги по актерскому мастерству и сценической речи, выявить и устранить у учеников проблемные моменты, возникающие при публичных выступлениях.
Повышение уровня культуры речи, использование дополнительных средств выразительности речи.
Программа курса:
-
Раскрепощение.
Комплекс упражнений направленный на снятие мышечных зажимов.
« Разминка суставов»; « Невесомость»; « Марионетка»; « Надувной шарик»; «Ветер - буря» и т.д.
Пример: «Марионетка» - выполняется с использованием приема изоляции отдельных частей тела. Если работает плечевой сустав, то все тело остается в расслабленном неподвижном состоянии.
-
Дикция и артикуляция.
Упражнения для развития речевого аппарата.
Краткое описание положения артикуляционного аппарата при произнесении гласных звуков.
• И - Нижняя челюсть слегка опущена. Верхняя губа поднята. Края нижних и верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами небольшое (2 - 3 мм). Кончик языка упирается в нижние резцы.
• Э - Нижняя челюсть опущена несколько больше, чем при произнесении И. Верхние резцы обнажены. Расстояние между зубами - большой палец, кончик языка у нижних резцов.
• А - Рот раскрыт. Нижняя челюсть опускается больше, чем при произнесении Э. Края верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами - два пальца, положенные друг на друга. Язык лежит плоско.
• О - Губы имеют округлую форму и выдвинуты вперед. Язык несколько оттянут назад.
• У - Губы выдвинуты вперед в виде воронки. Язык сильно оттянут назад.
• Ы - Артикуляция Ы такая же, как при произнесении И; меняется только положение языка. Кончик языка оттянут назад (как при О).
Йотированные звуки Е, Я, Ё, Ю состоят из согласного звука [Й] и гласных звуков [Э], [А], [О], [У].
Упражнения на гласные звуки могут служить хорошей артикуляционной гимнастикой.
Произнесение гласных звуков в различных сочетаниях способствует развитию и укреплению верхней губы, языка, нижней челюсти.
В аналогичной раскладке дается произнесение согласных и сложно-сочетаемых звуков.
Пример: «Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой».
«Протокол про протокол протоколом запротоколировали».
«Расскажите про покупки!
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
про покупочки мои».
-
ДЫХАНИЕ И ГОЛОС.
Упражнения на организованное дыхание.
«Аквалангист»; «Задуть свечку»; «Гребцы» и т.д.
Следует помнить, что неравномерно расходуемый воздух зачастую не дает возможности до конца договорить фразу, заставляет «выжимать» из себя слова.
Правильное, четкое, выразительное и красивое произнесение звуков, слов и фраз зависит от работы речевого аппарата и правильного дыхания.
Пример: Выдохните воздух, вдохните (не слишком много) и, выдыхая, протяжно произнесите на одной ноте:
МММИ - МММЭ - МММА - МММО - МММУ - МММЫ.
-
РАБОТА НАД ТЕКСТОМ
Логический разбор текста является основным средством достижения максимальной выразительности чтения.
Работа над литературным текстом является той основой, на которую опираются все занятия по технике речи.
Анализ текста - это нахождение авторского замысла, основной идеи произведения, проникновение в логику текста, творческая его разработка и «приближение к себе».
Упражнения, направленные на усиление выразительности текста.
«Ажурные фразы»; «Интрига и тайна» «Горячо - холодно»
Тщательно проанализировав литературный материал, ученик должен создать свой исполнительский замысел.
Пример:
«Калужская деревня /,напротив,/ большей частью окружена лесом, /избы стоят вольней и прямей, /крыты тесом;/ ворота плотно запираются,/ плетень на задворке не разметан и не вываливается наружу, /не зовет в гости / всякую прохожую свинью…»
(И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч»).
Большие периоды речи часто встречаются в произведениях И.С.Тургенева (например, в «Записках охотника»), Л.Н.Толстого (в «Севастопольских рассказах»), Ч.Диккенса (в «Записках Пиквикского клуба») и др.
Отрывки из этих произведений могут служить хорошим материалом для работы по разбору логической основы текста.
-
Построение речи. КОМПОЗИЦИЯ РЕЧИ. РЕЧЬ ПО КОНТРАСТУ
Упражнения, направленные на составления речей, построенных на антиномии.
Композиция речи по контрасту может быть следующей:
1. Вступление. Обоснование темы. Указания на аспекты её решения.
2. Главная часть (ответ на вопрос, поставленный в теме).
а) Выдвижение первого тезиса, аргумент № 1, вывод № 1, аргумент № 2, вывод № 2 и т.д.;
б) выдвижение антитезиса № 1, аргументы, выводы.
3. Заключение. Общий вывод.
В речи используются прямые доказательства, а также косвенные доказательства (от противного, сведение к абсурду), применяется также двухсторонняя аргументация, логические и психологические аргументы, нисходящая аргументация (сильные, затем слабые аргументы), индукция (от конкретного к общему).
В контрастной речи применяется односторонняя аргументация (позитивные с вашей точки зрения аргументы), оппонент - воображаемый, вымышленное лицо, т.е. это приём «чучела оппонента».
Антитезис доказывается вскользь и 1-2 раза при особой противоречивости, а доминирует позитивная аргументация
(дедуктивная - от общего к частному). Можно использовать тропы, аксиомы.
Пример: Выберите одну из предложенных тем.
Темы для контрастной речи: «Восток и Запад», «Москва и Петербург», «Белое и Чёрное море», «Марфа и Мария»,
«Масленица и Пасха», «Бедность и богатство».
-
Самоконтроль.
Упражнения, направленные на улучшение самоконтроля по средствам записи выступления на диктофон или видеокамеру.
« Диктор» « Митинг» « Артистичное поздравление» « Аргументированная речь»
Пример: Запишите на видеокамеру отрывок из своей речи подготовленной для презентации проекта. Посмотрите запись вместе с учителем. Разберите возможные ошибки и варианты улучшения.
-
Трудная аудитория - форс-мажор.
В данной, завершающей части курса, проводятся практические занятия на преодоления непредвиденных обстоятельств, которые могут возникнуть в процессе произнесения речи.
« Удержание внимания аудитории» « Импровизация в заданной теме»; «Изменение последовательности фрагментов речи, без потери основной линии»
Пример: произошел сбой работы аппаратуры для демонстрации слайдов сопровождающих речь. Найдите в тексте фрагменты, не нуждающиеся в сопровождении визуальными материалами, соедините в импровизационном порядке эти отрывки и заполните паузу, пока не будут устранены неполадки техники.
Заключение:
Основываясь на опыте русской театральной школы. Изучая основные принципы существования актера на сцене, такие как: предлагаемые обстоятельства и мысль- действие, мы можем предполагать результат, связанный не только с подготовкой хороших ораторов, но и воспитания харизматичной личности.
4