Конспект открытого занятия: Из бабушкиного сундучка

Цель данного занятия углубить знания детей об устном народном творчестве, развивать память сообразительность, формировать уважение, нравственного и бережного отношения к традициям предков;знать и употреблять в своей речи элементы русского фольклора; активизация слов по теме НОДПриемы: использование презентации, использование художественного слова, прием «Волшебный сундучок», выполнение игровых действий.
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД №28»


Конспект открытого занятия

в подготовительной группе «Б»

по теме: «Из бабушкиного сундучка»

Воспитатель: Фоменко К.П.

В заветный бабушкин сундук
Ты загляни, любимый внук:
Любая вещь из сундука -
Народной истории строка.

Конспект открытого занятия: Из бабушкиного сундучка


г. МИХАЙЛОВСК

2015 г.

Тема занятия: «Из бабушкиного сундучка»

Цели: углубить знания детей об устном народном творчестве, развивать память сообразительность.

Задачи:

1. Знать и употреблять в своей речи элементы русского фольклора; активизация слов по теме НОД;

2.Развивать у детей познавательный интерес;

3.Продолжить знакомство детей с неповторимыми культурным наследием, созданным народом

4. Формировать уважение, нравственного и бережного отношения к традициям предков;

5. Воспитывать любовь к малой Родине.

Методы: наглядные (демонстрация), словесные, практические(игра)

Приемы: использование презентации, использование художественного слова, прием «Волшебный сундучок», выполнение игровых действий.

Оборудование: медиапроектор, сундук, прялка, маски сказочных героев.

Предварительная работа: заучивание считалок, чтение художественной литературы, работа с иллюстрациями.

Ход НОД:

Эпиграф:

В заветный бабушкин сундук
Ты загляни, любимый внук:
Любая вещь из сундука -
Народной истории строка.

Звучит русская народная музыка. Дети вместе с воспитателем входят в зал, становятся в круг.

Психологический этюд.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте пожелаем доброго утра солнцу, небу и нашим гостям.

(Дети стоят в кругу, воспитатель в центре, радом с ним прялка)

Воспитатель вместе с детьми: Доброе утро, солнце!(руки вверх)

Доброе утро, небо! (руки вверх)

Доброе утро, гости! (руки в стороны)

Воспитатель: ребята, перед вами старинная вещь. Это прялка. В старину каждая хозяйка умела пользоваться прялкой. Я сейчас попрошу каждого из вас привязать на колесо цветную ленту. (воспитатель крутит прялку и говорит) Будьте на занятии легкими, веселыми и уверенными как эти ленточки. (все дети садятся на свои места в зале.)

Воспитатель:

Добрый день, детушки-касатушки!

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобней располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Много у меня ребят, и для каждого из вас у меня доброе слово найдется. А доброе слово и для вас готово.

Наши деточки в дому,

Что оладушки в меду,

Что оладушки в меду,

Сладки яблочки в саду!

Я - мудрая бабушка или бабушка народной мудрости. У каждого народа есть такая бабушка. Вот вы, в какой стране живете? (в России). Значит, я бабушка мудрости русского народа. Вы живете в России. Как вас всех можно назвать? Правильно, россияне.. . А россияне - это все народы, проживающие на территории России. Ребята, а как вы думаете, в чем моя мудрость? (ответы детей) Я много знаю. Знания мои копились веками, передавались из поколения в поколение. И вот дошли до вас. Все, что я знаю, отдаю людям. Мудренных советов да секретов у меня, ой, как много. Сумейте послушать, сумейте подумать, сумейте и ответ дать. А расскажу я вам сегодня об устном народном творчестве. Ведь русский народ богат на шутки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки и считалки, да веселые частушки.

Устное, потому что ничего не записывали, не умели писать), а только пересказывали друг другу. А ещё в старину говорили не рот, а уста. Вот и получается: передавали из уст в уста.

Народное, потому что придумывал народ.

Творчество, потому что сочиняли, творили сами люди.

Если вы обо всем этом знать будете, то и мудрее станете. А все мои секреты мудрости собраны в этот сундучок. Бабушкин сундучок-это кладезь мудрости. Расскажу вам все по порядку. А помогать мне будут мои внученьки. В моем сундучке разноцветные ленточки, выбрав любую из них, вы узнаете много нового.

Красная ленточка. Пословицы и поговорки.

Бабушка: В старые времена наш народ устно выражал все свое творчество, используя пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки-это меткие выражения, придуманные народом. Пословицы всегда поучительны и в каждой есть мораль, то есть вывод, к которому нужно полезно прислушиваться. Пословицы и поговорки есть почти на все случаи жизни. Чаще всего они учат нас простым истинам: не делать зла ближнему своему, быть трудолюбивым, дорожить дружбой. Ну а вот вы сейчас у меня в гостях. Внученьки, дорогие, давайте вспомним с вами, какие слова говорили на Руси при встрече гостей?

Внучка 1:Хороший гость дому радость.

Внучка 2: Гостю первое место и красная ложка.

Бабушка: Ребята, а вы знаете пословицы о встрече гостей?

Доброму гостю хозяин рад.

Много гостей, много новостей.

Чем богаты, тем и рады.

Любишь гостить , люби и к себе звать.

Внимание на экран. Чему нас учат эти пословицы?

(Поскорей подрастай да в работе поспевай; Без труда не вытащишь и рыбку из пруда и др.)

- Чему учат пословицы?

Бабушка: Народ очень точно охарактеризовал пословицу. «Поговорка - цветок, половица-ягодка», «Пословица всем делам помощница», «Пословица-век не сломится»

Белая ленточка. Загадки.

Диалог внучек.

Внучка 1 : Ох, и не простое это дело загадки отгадывать.

Внучка 2 : А сколько таланта и мастерства нужно , чтобы создать загадки.

Бабушка : Загадки тоже придумывал простой народ, поэтому о них можно сказать, что они русские народные. Итак! Русские народные загадки! Да не простые, а с подсказками. Мои внучки знают много загадок, а отгадки на эти загадки вот здесь. (стол с предметами-«ответами»).

Внучки по очереди:

1.Сижу верхом, не знаю на ком.

Знакомца встречу, соскочу, привечу.(шапка)

2.Всех я вовремя бужу, никого не подвожу.(петух)

3.Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковка-нос, в руке-метла,

Боится солнца и тепла.(снеговик)

4.Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.(ложка)

5.Я модница такая,

Что всем на удивление!

Люблю я бусы, блестки,

Любые украшения.

Но на мою, поверьте,

Великую беду

Наряд мне одевают

Всего лишь раз в году! (Ель)

Бабушка: Ребята, что вы не нашли отгадку? Все внимание на экран. Конечно, это елочка. Но это непростая елочка. Давайте все встанем и послушаем что будет нам говорить елочка и попробуем повторить за ней. (На экране елочка. )

Дети выполняют физкультминутку.

Зеленая ленточка. Слова-перевертыши. Считалки.

Дети рассаживаются после разминки. Бабушка напоминает о сундучке.

Бабушка: Ребятушки, мы ещё не все секреты раскрыли. Давайте заглянем в наш сундучок. (Достают ленточку). Я сейчас вам прочту необычные стихи:

Жив, здоров-лежу в больнице,

Сыт по горло-есть хочу,

Хоть корову проглочу.

Рано утром, вечерком.

Поздно на рассвете,

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

Эти стихи называются перевертышами. (вместе с детьми определяет, что же здесь перевёрнуто. Предлагается детям придумать свои перевертыши по методике Дж.Родари)

Игра «Скажи наоборот».(рисунки на экране)

1.Щенок лежит на коврике.

2.Маша ест за столом, а Мурка под столом.

3. Звонко мяукают утята,
Тонко квакают котята.

Какие мы с вами сочинители! Вот и народ сочинял пословицы, поговорки и считалки. Ребята, а вы знаете считалки? (Дети читают считалки) Бабушка читает детям свою считалку.

Белка прыгала-скакала
И на ветку не попала,
А попала в царский дом,
Где сидели за столом:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кем ты будешь такой?
Выбирай поскорей,
Не задерживай добрых
И мудрых людей!

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит, это он
Выходи из круга вон!

Три веселых карапуза
На базар пошли гурьбой,
И купили три арбуза -
Темный, светлый и рябой.
Кто рябой арбуз принес,
Тот и водит! Всех за нос

Бабушка: А где используют считалки? Правильно, для игры. Вся хитрость считалок заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово, а еще можно выбрать ведущего в игре.

Желтая ленточка. Русские народные игры.

Бабушка: Славно мы с вами потрудились. Угадывали загадки, сочиняли стихи. Я думаю нам нужно отдохнуть. Согласны, ребята? Но сначала, давайте откроем сундучок и вытащим ленточку. Ой, да какая длинная. Это не простая ленточка, а игровая. Русский народ кроме пословиц. Загадок создал игры. После трудового дня или в праздники народ любил петь, танцевать, играть. И мы сейчас поиграем в игру колечко с лентой. Нам необходимо стать в круг. Теперь все обеими руками беремся за ленточку. Ребята, смотрите, на ленте колечко. Мы будем его быстро передвигать руками, пока ведущий с закрытыми глазами читает считалку. Как только ведущий идет искать колечко, тот, у кого на данный момент колечко крепко держит его в руке. А водящий должен с трех раз угадать у кого кольцо.Когда водящий угадывает и называет имя кого-либо, то ребенок должен обе руки снять с ленты. Если водящий угадал ребенка, то он ведущий.

Считалка:

Ты катись, катись, колечко,

К нам на красное крылечко!

Раз, два, три, четыре, пять!

Я иду кольцо искать!

(Игра заканчивается. Дети обмениваются впечатлениями.)

Розовая ленточка. Частушки.

Бабушка: Открываем сундучок, достаем ленточку. Частушки .

Внучка 1 :Частушка - это лирическая короткая песенка, состоящая из 2-х или 4-х строк. Однако петь частушки принято так, чтобы куплет шел за куплетом, одна частушка - за другой. Поются они на одном дыхании, в быстром ритме.

Внучка 2 :Считается, что «частушка» и само слово образовалось от слов «частить» или «частый». Один человек частушку запевает, другой подхватывает, затем включаются еще исполнители, и так - по кругу. Под частушку обычно пляшут.

Бабушка: Наши ребята подготовили нам частушки. Послушайте их.

(Дети поют частушки)

Бабушка: Вот и подошло к концу наше с вами первое занятие по устному народному творчеству.

Много интересного вы узнали. Но это еще не все. На следующих занятиях мы обязательно поговорим о русских народных праздниках, о русском народном танце, костюме и о народном прикладном искусстве. А завершить занятие « Из бабушкиного сундучка» я хотела бы русской народной пословицей: « А ларчик, просто открывался!»

Рефлексия.

Детям предлагают выбрать колобка веселого и грустного, чтобы определить свое отношение к занятию.


© 2010-2022