Рабочая программа по Основам права для студентов СПО

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения: В результате изучения учебной дисциплины «Основы права» обучающийся должен: знать/понимать • права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Хакасия

среднего профессионального образования

«Черногорский механико - технологический техникум»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


основы права














Черногорск

2013

Рабочая программа учебной дисциплины Основы права разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей среднего профессионального образования на основе примерной программы в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования

Разработчик: преподаватель ГБОУ РХ СПО ЧМТТ Даудиш И.А.

Рассмотрена на заседании методической

комиссии гуманитарных дисциплин

Председатель МК _____________

«_____»____________20 ______г.

Утверждена

Заместитель директора по УР____________

«____»________________20_____ г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа учебной дисциплины «Основы права» предназначена для изучения права в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) право в учреждениях начального профессионального образования (далее - НПО) и среднего профессионального образования (далее - СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:


  • формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

  • формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы,

формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

В учреждениях НПО и СПО изучение учебной дисциплины «Основы права» направлено на развитие у обучающихся гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания, правовой культуры, навыков правовомерного поведения, необходимых для эффективного выполнения основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Приоритетным направлением является формирование правовой компетентности и приобретение определенного правового опыта в рамках учебной и внеучебной деятельности.

Содержание программы предусматривает развитие у обучающихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, акцентирует внимание на формировании навыков самостоятельной работы с правовой информацией, источниками права, в том числе нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности.

Формы самостоятельной работы

- исследование конкретной темы и оформление результатов в виде реферата, доклада с презентацией на миниконференции;

- работа с текстом из учебника, дополнительной литературы;

-работа с таблицей, графиками, схемами, визуальными терминологическими моделями юридических конструкций;

- решение практических задач, выполнение тестовых заданий по темам;

- участие в ролевых, имитационных, сюжетных, деловых играх и разновариантных формах интерактивной деятельности;

- дискуссия, брейн-ринг;

- решение задач;

- работа с документами.

В программе прослеживается межпредметные связи и региональный компонент в темах для организации проектной деятельности: «Организация профилактики правонарушений в молодежной среде в РХ», «Как организовать свой бизнес в РХ».

Профессиональная направленность присутствует в теме «Дисциплинарные взыскания как нарушение трудовой дисциплины на рабочем месте»






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Введение.


  1. Основы теории права

Право в системе социального регулирования. Источники права.

Социальные нормы. Роль права, его понятие и выражение. Нормы права и их система. Формы выражения права. Законодательство. Правонарушения и юридическая ответственность. Дисциплинарные взыскания как нарушение трудовой дисциплины


  1. Личность, право, государство

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Конституционные права и обязанности граждан. Система органов государственной власти.


  1. Правоохранительные органы

Правоохранительная система и её задачи. Судебная система РФ

4. Финансовое право

Налоги: их роль и понятие. Виды налогов. Характеристика закона о налоге

Налоговая система Российской Федерации. Ответственность за нарушение налогового законодательства. Правовые основы банковской системы Российской Федерации.





















Темы рефератов



Гражданско-правовые правонарушения и их профилактика.

Организованная преступность.

Презумпция невиновности и юридическая практика.

Правовые основы деятельности адвокатов.

Правоохранительные органы РФ.

Судебная система РФ.

Организация деятельности мировых судей: вопросы теории и практики.

Организация деятельности милиции в РФ.

Основы конституционного строя в РФ.

Избирательная система в РФ.

Защита права собственности в РФ.

Договор возмездного оказания услуг.

Право на образование в РФ.

Право на труд в РФ.

Правовое регулирование трудоустройства в РФ.

Споры в трудовом коллективе и порядок их разрешения.

Материальная ответственность работников и работодателей.

Правовое регулирование заработной платы в РФ.

Наследование по закону и по завещанию.

Правовое регулирование семейных отношений.

Социальная защита в РФ.

Административная ответственность в РФ.

Темы для организации проектной деятельности

Организация профилактики правонарушений в молодежной среде в РХ.

Юридическая помощь населению.

Как организовать свой бизнес в РХ.

Правовое регулирование профессиональной деятельности: вопросы

теории и практики.

Я - гражданин России (я и мой выбор).



Тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка




080114/260911

Самостоятельная нагрузка

Обязательные учебные занятия

080114

260911

Введение



2

2

1.Основы теории права


5/2

12

14

2.Личность, право, государство


5/6

10

10

3.Правоохранительные органы


5/2

6

6

4.Финансовое право


6/-

12

-

Итого

42/32

21/10

42

32



ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Основы права» обучающийся должен:

знать/понимать

  • права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;

  • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

  • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

  • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. М., 2005.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)). // СЗ РФ. -1994. - № 32. - Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 N 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996.- № 5. - Ст. 410.

Гражданский кодекс Российской Федерации (третья). Раздел У «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ. от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 N 231-ФЗ СЗ РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 N 214-ФЗ.) // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 N 214-ФЗ). // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. -2002. - № 1. - Ч. 1. - Ст. 3.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 N 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. -№ 52. - Ч. 1. - Ст. 4921.

Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 года № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ). // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.

Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 N 120-ФЗ) // СЗ РФ. - 1998. -№ 31. - Ст. 3802.

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 - ФЗ (в ред. от 25.11.2006 N 193-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 N 121-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 N 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 171.

Для обучающихся

Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. - М., 2007.

Мушинский В.О. Основы правоведения. - М., 2003.

Певцова Е.А. Основы правовых знаний. - М., 2003.

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). - М., 2007.

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры 10-11 (в 4 частях). - М., 2007.

Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права (уч. пособие для УСПО). - Ростов-на-Дону, 2006.

Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. Интеллект - центр, 2007.

Яковлев А.И. Основы правоведения. Учебник для учащихся НПО. - М., 2007.

Для преподавателей


Анохин В.С. Предпринимательское право. - М., 2006.

Артемов Н.М. Ашмарина Е.М. Финансовое право вопросы и ответы. - М., 2007.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2007.

Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. - М., 2007.

Гражданское право. - М., 2007.

Гражданское процессуальное право. - М., 2007.

Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. - М., 2007.

Законодательная техника / Под ред. Тихомирова Ю.А. - М., 2000.

Коллективный договор: законы и законодательные акты. - 2-е изд., - М., 2006.

Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия: учеб. пособие/ сост. сб., пер., авт. вед. и вступ. ст. В.В.Маклаков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2006.

Кудинов, Олег Алексеевич. Нотариат в Российской Федерации: курс лекций/ Олег Алексеевич Кудинов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2006.

Куницын А.Р. Образцы заявлений и жалоб в суд. - М., 2007.

Курноскина, Ольга Германовна. Защита прав при обращении за медицинской помощью: экспресс-справочник / Ольга Германовна Курноскина. - М., 2006.

Международная защита прав и свобод человека. - М., 2007.

Муниципальное право. - М., 2007.

Право социального обеспечения: Вопросы и ответы. - М., 2007.

Прокурорский надзор. - М., 2007.

Расстригина, Ирина Александровна. Заработная плата: удержания и выплаты/ Ирина Александровна Расстригина. - М., 2007.

Семейное право - М., 2007.

Стецовский Ю.И., Мирзоев Г.Б. Профессиональный долг адвоката и его статусю. - М., 2005

Теория государства и права. - М., 2007.

Трудовое право. - М., 2007

Уголовное право. - М., 2007.

Уголовное процессуальное право. - М., 2007.

Чиркин В.Е. Государствоведение. - М., 2007

Юридическая энциклопедия. / Под ред. Ю.М.Тихомирова. - М., 2007.


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………..

Содержание учебной дисциплины …………………..

Введение

1.Основы теории права

2.Личность, право, государство

3.Правоохранительные органы

4.Финансовое право

Темы рефератов……………………………………………………..

Тематический план …………………………………………………

Требования к результатам обучения……………………………...

Рекомендуемая литература…………………………………………

3

5

5

5

5

5

6

7

8

9



© 2010-2022