РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

1.Введение      Данная тема является  актуальной  в современных социокультурных условиях. В настоящее время перед школой встает задача обучать и воспитывать подрастающую личность, способную к постоянному развитию, самопознанию, готовую действовать не только в стереотипных условиях, но и в условиях требующих строить отношения с самим собой, меняющимся, вчера думающим и действующим не так, как сегодня. Остро требуются люди, имеющие высокий уровень общеобразовательной и профессиональной  подготов...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №13»





РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ


Автор:

Темников Олег Владимирович

учитель истории, обществознания

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа № 13»



Нижневартовск - 2013г.

Оглавление


1.Введение 1-3

2.Глава 1. Теоретическая часть 4-18

2.1 Психологические аспекты познавательной активности

2.2 Развитие познавательной активности на различных этапах урока.

3. Список литературы 19










1.Введение

Данная тема является актуальной в современных социокультурных условиях. В настоящее время перед школой встает задача обучать и воспитывать подрастающую личность, способную к постоянному развитию, самопознанию, готовую действовать не только в стереотипных условиях, но и в условиях требующих строить отношения с самим собой, меняющимся, вчера думающим и действующим не так, как сегодня.

Остро требуются люди, имеющие высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, действующие рационально и способные принимать целесообразные решения в нестандартных ситуациях. В.В.Путин, выступая на заседании Совета по науке, технологиям и образованию, подчеркивал: «В современном, быстро развивающемся мире человек должен учиться всю жизнь» К этому молодого человека необходимо готовить.

В условиях модернизации российского образования, идет усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию личности. К ним, в первую очередь, относятся история и обществознания, их ценность неоспорима, так как они вооружают человека знанием исторического опыта, что позволяет ему правильно оценивать современные социальные и политические процессы; способствуют формированию собственной точки зрения в отношении событий прошлого и настоящего, активной гражданской позиции.

XXI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Американский психолог А.Маслоу неоднократно отмечал, что образование в демократическом обществе не может быть ничем другим, как помощью каждой личности в том, чтобы она полностью реализовала в себе человеческие качества Задача каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться и развить свои способности.

Содержание курсов обществоведческих дисциплин, даёт богатые возможности для развития познавательной активности учащихся.

На уроках приходится решать проблему переутомления учащихся

Проблема решается путём организации гимнастики для глаз и слуха, обеспечения эмоциональной разрядки, чередования различных видов деятельности , методов обучения и адекватного распределения учебной нагрузки в соответствии с возрастными особенностями и требованиями СанПиНа.

Целью моей педагогической деятельности является организация образовательной среды, обеспечивающей развитие учащихся, их результативную самостоятельную деятельность.

Задачи:

развитие познавательной активности учащихся;

формирование у школьников потребности в самостоятельном приобретении знаний;

расширение кругозора школьников и повышению их образовательного уровня;

осуществление межпредметных связей;

создание ситуации успеха для учащихся на уроке;

предупреждение переутомления обучающихся на уроке;

Для решения поставленных задач в учебном процессе использую следующие методы и технологии:

  • словесный метод;

  • частично-поисковый метод;

  • наглядный метод,

  • элементы здороьесберегаюей технологии,

  • элементы метода проектов,

  • варианты технологии обучение в сотрудничестве,

элементы игравого метода.

  • элементы проблемного метода.

  • технологию критического мышления

Использование данных методов позволяет учащимся усвоить материал, побуждает их мыслить, рассуждать, искать, анализировать, позволяет исключить переутомление учащихся на уроке.

В своей работе руководствуюсь следующими принципами обучения:

Принцип научности: требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук.

Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска.

Принцип систематичности и последовательности: предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Принцип выражается в соблюдении ряда правил.

Например, первое - изучаемый материал планируется, делится на

логические разделы - темы, устанавливаются порядок и методика работы с ним;

второе - в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока.

Принцип доступности: требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации

обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

Необходимо обучать в зоне ближайшего развития,

т.е. на том уровне, которого ребенок может достичь под руководством взрослого.

Принцип наглядности: один из старейших и важнейших в дидактике - означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

используются наглядные средства, исторические карты, репродукции картин, рисунков, схем.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении:

один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности.

Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения

Активности и сознательности в учении можно добиться, если:

- опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте - познавательные интересы;

включать учеников в процесс поиска, решения проблемных и познавательных задач стимулировать коллективные формы работы

взаимодействие учеников в учении.

Принцип прочности: требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения.

Для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу.

Прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную, познавательную активность.

Для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия.

Прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, обозначаются логические связи.

Прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.

Условия возникновения и становления опыта.

Опыт возник в условиях общеобразовательной школы.

становление и реализация опыта осуществлялась в системе уроков.

Возникновению и становлению опыта способствовало постоянное самообразование, курсовая подготовка, знакомство с опытом работы коллег.



2. Теоретическая часть.

2.1 Психологические аспекты познавательной активности учащихся

Существует множество трактовок и определений познавательной активности она рассматривается как:

- проявление умственных способностей субъекта познания (С.Л. Рубинштейн);

- избирательная направленность активного внимания человека (Н.Ф. Добрынин);

- особый сплав эмоционально - волевых и интеллектуальных процессов, повышающий уровень сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон);

- готовность (т.е. способность и стремление) к энергичному овладению знаниями (Н.А. Половникова);

- проявление преобразовательных действий субъекта по отношению к окружающим предметам и явлениям (Л.П. Аристова);

- волевое состояние, характеризующее усиленную познавательную работу личности (Р.А. Низамов);

- качество деятельности, в котором выявляется личность воспитанника с его отношением к содержанию, характеру обучения и стремлением мобилизовать нравственно - волевые усилия на достижение целей познания (Т.И. Шамова)

Исследователи выделяют в структуре познавательной активности две основные стороны - деятельностную и личностную.

Деятельностная сторона обеспечивает развитие и функционирование познавательных процессов при ведущей роли мышления, позволяющих раскрыть смыслы изучаемых объектов и явлений в то время как личностная сторона включает, прежде всего, мотивы познавательной деятельности, интересы к познанию окружающего мира, других людей и самого себя (Е.А. Сорокоумова)

Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретений знаний, в приложении максимальных собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идет не только о внешней активности, а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся.

В комплексе познавательных процессов, необходимых для успешного обучении истории прежде всего выделяют особенности восприятия, воображения, памяти, внимания мышления учащихся, характер их учебной мотивации.

Восприятие - осмысленный (предполагающий мышление) и означенный (связанный со словом) синтез разнообразных ощущений, получающихся от целостного предмета. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета (явления, процесса), который складывается в ходе активного его отражения.

Очевидно, что в обучении истории ведущими анализаторами процесса восприятия выступают зрительный и слуховой.

Отсюда специфика педагогических требований к организации восприятия школьниками учебного материала:

В начале объяснения, любого занятия точно указывается , на что обратить внимание, что следует запомнить, знать.

Класс должен быть подготовлен к восприятию материала. Я должен быть уверен, что его ученики понимают термины, знают предшествующий материал, иначе восприятие невозможно.

Чтобы восприятие было продуктивным, материал излагается по частям, этапам, четко выделять главное, существенное.

Восприятие выигрывает, если подключены различные анализаторы, если ученик слышит речь учителя, видит картину, предмет, фрагмент, действует- решает задачи, выполняет упражнения (на уроках истории дополнительные - кожные и мышечные - анализаторы можно активизировать с помощью муляжей, макетов, объемных и динамичных наглядных пособий).

Восприятие усиливается, когда предполагается последующая отчетность, т. е. ученик знает, что он обязан по этому материалу отвечать.

Характерно, что в одних и тех же условиях обучения школьники по разному воспроизводят историческую информацию, обнаруживая различные типы восприятия.

Так, например, в рассказе учителя или на иллюстрации одни учащиеся быстро вычленяют детали, уточняют подробности, но не в состоянии охватить исторический факт целостно, увидеть в нем главное, объяснить его.

Им свойствен аналитический тип восприятия.

Другие ребята, наоборот, имеют склонность к обобщенному восприятию явлений, легко воссоздают целостный образ, выделяют главные черты исторических фактов, но не придают значения деталям, специфическим атрибутам. Это - признаки синтетического типа восприятия.

Если школьнику, слушая рассказ учителя, не удается одновременно анализировать его и формулировать теоретические выводы, то, возможно, причина поверхностного пересказа в эмоциональном типе восприятия. Внимание. Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на него свои органы чувств.

Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием. Различают три вида внимания:

непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Непроизвольное внимание вызывает новизна материала и интерес также выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное или волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте.

Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.

Послепроизвольное внимание - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функции внимания.

Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий.

Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания(сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Свойства внимания - объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений. Сосредоточению учащихся на уроке способствуют продуктивно-познавательные, проблемные вопросы, познавательные задачи. Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

Специфика обучения истории требует распределять внимание между двумя- тремя видами деятельности: слушать объяснение и воспринимать

новый материал из разных источников, сопоставлять его с уже изученным, делать выводы, записывать. Поэтому необходимо учить распределению внимания.

Например при защите доклада одним из учащихся классу можно предложить составить план доклада

Под устойчивостью внимания понимается способность удерживать его на том, что связано с выполнением какого-то общего задания с однородной деятельностью.

Чтобы обеспечить устойчивость внимания на уроке используются разнообразные источники сообщения знаний и приёмы учебной работы. Я постепенно стараюсь повышать продолжительность однородной деятельности учащихся, чтобы в старших классах произвольное внимание сохранялось на протяжении например учебной лекции.

Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. Действие еще более сосредоточивает внимание на объекте. например при работе с контурной картой.

Очень важна переключаемость внимания - способность достаточно быстро переходить к видам деятельности, связанным с другим содержанием, заданием.

Например после яркого рассказа о падении якобинской диктатуры войнах Директории государственном перевороте 1799 года следует обобщение о




значении Великой французской революции, которое не привлекает внимание с достаточной силой.

При переходе к материалу, не способному с равной силой привлечь внимание, на мой взгляд, целесообразны: пауза для эмоциональной разрядки, отдыха; чёткое указание на переход к новому материалу и на его важность; перемена источника сообщения знаний;

постановка заданий для самостоятельной деятельности

Воображение - сложный психический процесс, заключающийся в создании новых образов на основе прошлых восприятий и знаний. Воображение бывает пассивное и активное, а активное воображение подразделяют на репродуктивное (воссоздающее) и творческое (такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создаёт новые образы идеи).

Развитию воображения содействует ряд приёмов: рассказ о воображаемом путешествии, экскурсии по городу, посещении средневековой мастерской, замку, рассмотрение картин например «Изгнание польских интервентов из Москвы» и рассказ о том, что происходит, что могут переживать, говорить изображенные на картинах люди. Не меньшую ценность имеет способность к творческому воображению: реконструировать исторический факт по фрагменту археологического памятника, обрывку драматического разговора, яркой метафоре. В работах на образную реконструкцию прошлого от ребят требуется умение корректно применять исторические знания в новой нестандартной ситуации. Одним детям для творческого повествования достаточно опорных слов и словосочетаний, серии репродукций.

Например: «Составьте рассказ об одном учебном дне в греческой школе, используя слова: грамматист, риторика, арифметика, буквенная трагедия и т. д.». Этих школьников отличает вербальное воображение.

Для других учеников толчком к творчеству может служить яркий символ исторического факта, и они легко справятся с заданием: «Рождение ребенка было всегда большим, радостным и счастливым событием в греческих семьях. При рождении дочери на дверь вешали шерстяную повязку, а если появлялся мальчик - оливковую ветвь (символ гражданской доблести). Составьте рассказ об этом торжественном дне». Память можно охарактеризовать как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала.

Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

В науке выделяют следующие виды памяти:

Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией, в случаи когда информация интересна ).

Произвольная память (информация запоминается целенаправленно) Эффективность произвольной памяти зависит: от целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить) от приемов заучивания. Можно выделить следующие приёмы заучивания:

механическое дословное многократное повторение, когда работает механическая память тратится много времени, а результаты низкие.

Механическая память- это память, основанная на повторении материала без его осмысления.

Логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами- работает логическая память (смысловая).

Логическая память - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

Образные приемы запоминания (перевод информации в графики, схемы, картинки)- работает образная память.

Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая и т.д.

Существует несколько уровней памяти: кратковременная, куда вначале

попадает информация которая обеспечивает запоминание однократно

предъявленной информации на короткое время, после чего информация

может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Для долговременного запоминания выделяется самое важное ( объекты прочного усвоения, опорные знания); кроме того: учащихся: прямо предупреждаются : «Эти имена, даты, факты, понятия вы обязаны запомнить надолго» (это очень важно для запоминания); без предупреждения спрашивается давно пройденное;

требуется применения знаний при изучении нового материала.

При подготовке домашнего задания учащимся рекомендуется ознакомится со всем параграфом (это позволяет уяснить сюжет, главные мысли, способ доказательства), а после этого переходить ко вторичной работе над частями параграфа, уделяя большое внимание сложным, несколько раз возвращаясь к именам, датам, названиям. Предлагается прочитать текст один раз и после этого постараться изложить его. Если это окажется трудным, то напрячь память, постараться вспомнить содержание. И лишь в случае, если это не удается, просмотреть места учебника, вызвавшие затруднение. А затем снова (раз или два) изложить текст.

Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время

ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную.


Мышление- наиболее обобщенная и опосредованная форма психического

отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мышление- можно понимать как получение новых знаний, творческое

преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том,

что оно практически всегда связано с наличием проблемной ситуации,

задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых

эта задача задана. Мышление расширяет границы познания.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степенью его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития. Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

Соответственно, мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации.

Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности

мышления - опосредования, т.е. раскрытия всех более существенных

объективных связей и отношений между предметами, явлениями, фактами.

Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения

сходства и различия между ними. Сравнивая предметы или явления, всегда

можно заметить, что в одних отношениях они сходны между собой, в других

различны.

Признание предметов сходными или различными зависит от того, какие

части или свойства предметов являются для нас в данный момент

существенными.

Классификация производится по какому-либо признаку, который оказывается

присущим каждому предмету данной группы.

Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.

Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая предмет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он состоит.

Например: мысленное выделение цвета, формы предмета, отдельных особенностей поведения или черт характера человека.

Анализ возможен не только тогда, когда мы воспринимаем предмет или вообще любое целое» но и тогда, когда мы вспоминаем о нем, представляем его себе.

Возможен также и анализ понятий, когда мы мысленно выделяем различные их признаки, анализ хода мысли - доказательство» объяснения.

Синтез - это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.

Абстракция. Нередко при изучении какого-либо явления возникает необходимость выделить какой-либо признак, свойство, одну его часть для более углубленного познания, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех остальных, не принимая их во внимание.

Мотивация и этапы её формирования

Личностная сторона познавательной активности включает мотивы познавательной деятельности.

Мотив-это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого- либо действия, включённого в определяемую этим мотивом деятельность.

Все мотивы условно можно разделить на социальные и познавательные.

Направленность на содержание учебного предмета говорит о наличии

познавательных мотивов. Направленность на другого человека в ходе учения о

социальных мотивах.

И познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни

Познавательные мотивы подразделяют на широкие состоящие, в ориентации

школьников на овладение новыми знаниями, например реальное успешное

выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение

учителем трудности задания; обращение к учителю

за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; обращение к

учебным заданиям в свободной необязательной обстановке.

Учебно-познавательные, состоящие в ориентации школьников на усвоение

способов добывания знаний. Их проявления на уроке: характер вопросов к

учителю и вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому

содержанию курса; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и

сосредоточенности.

Мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на

самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их

проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о

способах рациональной организации учебного труда и приемах

самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия

школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной

литературы, посещение кружков).

Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные

мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения),

узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять

определенную

позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы

социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с

другим человеком).

Устойчивость мотивов проявляется в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам, помехам.

Необходимо, чтобы ученик постоянно был мотивированным к действиям - и в начале урока, и в ходе его, и в конце урока. Но по содержанию эта мотивация различна: в начале урока ученик должен

понять, что полезного и нового он узнает сегодня, где можно применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала урока. В ходе урока помимо сохранения и усиления исходной мотивации могут возникнуть новые дополнительные мотивы. Это происходит, если ученик начинает осознавать какими способами он действует, умеет их оценить, сравнить, получить удовлетворение от самого процесса своего учения. В конце урока необходимо создать мотивацию завершения - ученик должен уметь оценить, какие поставленные в начале урока задачи выполнены, какие - нет, уметь определить причину этого, наметить для себя выводы, задачи для дальнейших этапов. Главная задача в конце урока состоит в том, чтобы каждый ученик смог выйти с положительным опытом.

Учёные предлагают следующие этапы формирования мотивации:

- этап вызывания исходной мотивации.

На начальном этапе урока нужно учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над прошедшей темой"); вызвать мотивы относительной неудовлетворенности ("Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"); усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность ("А между тем в дальнейшем это будет необходимо: например при выполнении итоговой работы по предмету"); усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности .

Учащихся нужно подвести к осознанию того, чему надо научиться.

Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации.

В этом случаи ориентировка на широкий спектр познавательных и социальных мотивов, вызывая интерес к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы); предлагая решить познавательные задачи(познавательные мотивы). Мотивация учения поддерживается и усиливается за счет упрочения отдельных её составляющих. Здесь могут быть использованы чередования разных видов деятельности (репродуктивных и поисковых, устных и письменных, трудных и легких, индивидуальных и групповых и т.д.); выбор учителем меры трудности материала и использование отметки таким образом, чтобы чередовать у школьников мотивы и эмоции с положительной и отрицательной модальностью (удовлетворенность и неудовлетворенность), привлекая для этого активный поиск самих учащихся, их пробу сил, подключая их к самоконтролю и самооценке.

Этап завершения урока. Важным на этом этапе является то, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, и чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т. е. положительная мотивация перспективы. Как она создается на конечном этапе урока?

Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с развернутой дифференцированной оценкой учителя. Для выработки подобной мотивации не всегда срабатывает подкрепление успехов учащихся - при определенных условиях бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них дифференцированное представление о своих возможностях. Это сделает их перспективную мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений. На уроках закрепления - отработки отдельных навыков до автоматизма.

Познавательный интерес

Проблема интереса - одна из важнейших при обучении в школе. В переводе с латинского слово интерес (interest) означает « имеет значение, важно». Это избирательная направленнось личности, ее стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Это отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному и привлекательному. Основы формирования познавательного интереса подробно разработаны педагогами, в частности Г.И.Щукиной

Существуют три основных фактора, влияющих на интерес: а) содержание исторического материала; б) методы, приемы и средства его подачи; в) межличностные отношения учителя и учащихся

Специфичным в этом вопросе будет отбор содержания. Обычно учитывается характер материала - фактический, теоретический, историко-биографический, краеведческий; его организация - соотношение теории и фактов, главных и неглавных фактов, выделение ведущих идей, доказательность. Как правило, на уроках осуществляется изучение и усвоение главных исторических фактов. Вместе с тем для поддержания интереса следует привлекать и менее важные факты, биографические сведения и т.д.

Чтобы поддерживать на уроке интерес к новой теме, к менее интересному, но нужному материалу, можно подключить более интересный или тот, который ранее оставил у учеников глубокий след. Прежний положительный эмоциональный фон поможет поддержать интерес к изучаемым фактам. Интерес связан с новизной, увлекательностью и занимательностью, неожиданными сравнениями, новыми аспектами подачи материала, со сменой приемов деятельности, с эмоциональным воздействием на учащихся. Под таким воздействием обычно понимают эмоционально-нравственные переживания, эмоции удивления, радости, успеха.

Организационные факторы формирования познавательного интереса определяют методы, приемы и средства обучения истории.

Интерес у учеников вызывает участие в познавательных играх, решение проблемных задач, исследование новых для них документов. Значительное место отводятся их разнообразию, вариативности применения на уроках.


чаще следует применять стимулы, учитывающие интерес учащихся. Среди них: положительная оценка знаний; учебная перспектива; практическая значимость; актуальность; одобрение деятельности

учащихся; настрой на положительный результат; общественное положительное мнение коллектива; взаимоподдержка. Реализация этих стимулов зависит от межличностных отношений в учебном процессе. Это благоприятные отношения учителя и учащихся, доверительность,

доброжелательность, требовательность, педагогический такт, сотрудничество учителя и ученика.

Исследования методистов подтвердили слабую роль познавательной деятельности как фактора формирования у учащихся устойчивого интереса.

2.2 Развитие познавательной активности на различных этапах урока.

Всякий труд, в том числе и учебный, начинается с организации условий, при помощи которых он протекает наиболее благоприятно.

I.Поэтому урок по предмету, на любую тему, любого типа, я всегда начинаю с предварительной организации.

Задача этого этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию.

Приветствие.

Взаимное приветствие - элементарный акт вежливости и одновременно начало педагогического процесса, начало общения учителя и учеников.

Приветствие выражает взаимное уважение, симпатию, желание добра друг

другу. Оно - первый ключ к сотрудничеству.

Я формирую свою позицию к факту отсутствия того или иного ученика порицаю, если ученик отсутствует без уважительных причин, сочувствую тем, кто болеет. Обязательно интересуюсь у ребят состоянием здоровья их товарищей, которые давно болеют, передаю через учащихся свое сочувствие.

Приветствую ученика, который после долгого отсутствия вновь появился в классе. Это способствует воспитанию гуманизма, учебной дисциплины.

Осуществляю проверку готовности класса и учебного помещения к уроку. Это, прежде всего, необходимо для того, чтобы урок прошел продуктивно, а также это способствует формированию культуры учебного труда. Организую внимание обучающихся устанавливаю четкую грань, отделяющую перемену от урока. Я обращаю внимание учащихся на то, что начался урок. Прошу учащихся настроится на урок. Использую небольшую психологическую паузу для привлечения внимания школьников.

II.На этапе повторения пройденного, с целью развития речи и логического мышления школьников, применяю приём пересказа учащимися прочитанного своими словами.

Для организации чёткой работы с параграфом учебника ребята пользуются специальной памяткой, которая записывается в тетради в начале учебного года, содержание её таково:

1.Прочитай весь параграф, составь целостное представление об описанных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации.

2.Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.

3.Составь развернутый план, он облегчит подготовку домашнего задания.

4.Постарайся связать с материалом параграфа то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради.

5.Вспомни, что ты читал по изучаемой теме, что видел в музее, в кинофильмах.

6.В случае необходимости просмотри параграфы, изученные ранее.

7.Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю, энциклопедии.

8.Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользуясь планом, потом без него.

9.Подготовь ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа.

10.Выполни задания, предложенные учителем.

Работая дома с параграфом учебника с помощью предложенного алгоритма ребята осуществляют операции анализа, синтеза, выделяют главное из учебного материала тренируют память.

Организованная таким образом самостоятельная работа облегчает подготовку домашнего задания способствует развитию у обучающихся внутренний (мыслительной) активности, ребята усваивают порядок действий при работе с материалом учебника.

Для развития памяти, внимания на уроке организуются полётный опрос- учащиеся задают друг другу вопросы, называя фамилию того, кому задают. Ответив, ученик передаёт вопрос другому, взаимоопрос- учащиеся задают вопросы друг другу по теме, терминам, датам.

Интеллектуальная разминка. «Кто первый?» Работа проводится в очень быстром темпе задача ребят быстро и кратко ответить на мои вопросы.

Использую дидактические игры, например игру «Исторические пятнашки».

На доске рисуется квадрат с 9 клеточками, в которые вписаны даты.

Дается задание: восстановить даты в восходящем хронологическом порядке. Показывая указкой на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о котором идет речь. Выигрывает тот, кто более точно укажет на все даты за меньшее количество времени. Иногда дата подчеркнута, значит, об этом событии нужно рассказать более подробно. Такие задания способствуют развития у обучающихся познавательного интереса.

Для проверки знаний используются тесты с заданиями разного уровня сложности. Способствую созданию ситуации успеха для учащихся, например создаю условия преодоления учебной планки для менее успевающих учеников. Менее успевающим ученикам задаются лёгкие вопросы, сильные ученики отвечают на трудные вопросы. После этого я прошу слабых учеников, слышавших эти ответы, повторить их своими словами. Таким образом это способствует запоминанию материала, создаёт базу для будущих успехов.

Перед тем, как знакомить учащихся с новым материалом стараюсь подготовить ребят к активному и сознательному его усвоению.

Учащимся сообщается тема урока, они формулируют цели которые ставят перед собой на урок, показывается значимость изучения нового материала.

III.На этапе актуализации при наличии достаточного количества времени в сильном классе можно использовать приём «Корзина идей» (понятий имён), который является элементом технологии критического мышления.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся.

Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задаётся прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1 минута).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на

обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5.Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно

«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации

Для привлечения и удержания внимания, тренировки памяти, я например, в начале урока предлагаю учащимся поучаствовать в игре

«Чистая доска». Для ее организации перед объяснением нового материала в разных концах школьной доски записывают вопросы, которые могут быть выражены как в обычной форме, так и схемой, датой, картой картиной и т. д. Они должны быть построены на материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу объяснения материала учащиеся будут участвовать в игре: «Посмотрите на доску, она заполнена различными вопросами. Ответы на них содержатся в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».

Другой вариант (когда игра проводится не в первый раз) игры может включать небольшое соревнование: «Какой ряд учащихся поможет убрать с доски больше вопросов?» Если некоторые вопросы останутся без ответа, то они автоматически становятся для ребят домашним заданием.

IV.На этапе изучения нового материала, усвоения новых знаний моя задача состоит в том, чтобы дать учащимся представления об изучаемых фактах, явлениях, об основной идее изучаемого вопроса. Формировать общеучебные и специальные умения и одновременно выполнять воспитательную функцию (как и на всех остальных этапах).

При изучении нового материала я также использую дидактические игры.

Игра «Три предложения». Это несложная игра с некоторыми правилами. В ее основе лежит логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается посредством правила - изложить это «главное» в трех простых предложениях. Без него нет игры, есть обычное учебное задание. Один из вариантов этой игры работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа учебника или документ. Прочитав текст, учащиеся передают его содержание тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание. Предложения можно записать в тетради. В этом случае удобнее выявить победителя.

Например, на уроке истории в 6 классе по теме Опричнина формулируются правила игры перед самостоятельным прочтением учащимися пункта параграфа о итогах царствования Ивана IV приведу один из вариантов ответа учащихся:

1.Хозяйственный упадок страны.

2.Ухудшение положения крестьян усиление их зависимости от землевладельца.

3.Боярско-княжеская знать попала в полную зависимость от царя.

На уроке используются следующие виды самостоятельной работы:

выделение из текста главного

подбор в тексте фактов, доказывающих тезис;

сопоставить тексты и провести сравнение;

составить к тексту вопросы;

составить план (простой, сложный, тезисный, цитатный);

составить рассказ, используя несколько источников; подготовить сообщение; составлять схемы;

составить таблицу: сравнительно-обобщающую хронологтческую и т.д.

решить познавательные, проблемные задачи;

объяснить значение понятий, употребляющихся в тексте документа;

анализ исторического источника;

поиск ответа на вопросы к документу.

локализация исторических событий на карте;

сравнение карт 2-х, 3-х эпох, на основе увиденных изменений сделать выводы о характере территориальных и политических изменений;

заполнение контурную карту с использованием атласа, настенной карты или по памяти;

поиск изображенной на небольшой карте территории на картах, охватывающих большее пространства;

анализ иллюстрации: выделение главного в изображении;

Составление описательного рассказ по картине;

Разместить в хронологической последовательности учебные картины; подобрать иллюстрации по теме;

Озвучить учебную картину (например: о чем говорят люди);

Данные виды самостоятельной работы способствуют развитию познавательной активности учащихся.

В своей работе использую один из вариантов технологии обучения в сотрудничестве «Исследовательская работа учащихся в группах» эта работа направлена на развитие у учащихся познавательного интереса, активности,

умения работать в группе; совершенствование навыков работы с компьютером.

Акцент делается на самостоятельную работу учащихся. Ребята работают в группах по 6-7 человек. Им предлагается выбрать подтему общий темы которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания Каждый, таким образом, вносит свой вклад в решение общий задачи. На основе заданий выполненных учащимися составляются доклады которые и подлежат презентации перед всем классом. Таким образом, происходит усвоение всего материала. При организации работы обязательно учитываются особенности класса.

Работа в малых группах по методике сотрудничества предпологает:

Взаимозависимость членов группы;

Личную ответственность каждого члена группы;

Совместную учебно- познавательную деятельность учащихся в группе;

Общую оценку работы группы

Существует несколько типов взаимозависимости участников совместного обучения:

1.Зависимость учащихся от единой цели, единой задачи, которая осознается учащимися и которую они могут достичь только совместными усилиями.

2.Зависимость от источников информции, когда каждый ученик группы владеет только частью общей информации или источника информации, необходимой для решения поставленной общей задачи; каждый должен

внести свой вклад в решение этой общей задачи. Данная зависимость может быть реализована на уровне разделения труда, ролевых функций.

3.Зависимость от единого для всех учебного материала (упражнение, серия задач, один текст).

4.Зависимость от одного на всех комплекта оборудования, необходимого для выполнения общего задания (один комплект инструментов, например, одни ножницы, один лист бумаги, одни краски и т.), разделенного между членами группы.

5Зависимость от единого для всей группы поощрения - либо
члены команды поощряются одинаково, либо не поощряются ни
как.

На этапе закрепления новых знаний осуществляется закрепление в памяти учащихся изученных знаний и умений.





Для закрепления материала предлагаются задания:

решить познавательные, проблемные, хронологические задачи;

например при изучении темы дворцовые перевороты в России

предлагалась задача:

после смерти Екатерины I встал вопрос о престолонаследии. Реальными кандидатами на царский трон являлись потомки Петра I и Ивана V - Елизавета Петровна и Анна Иоанновна. Кандидатура Елизаветы казалась более реальной: дочь великого царя, широкий круг общения с властной элитой, проживание в столице и т.п. Тем не менее корону

получила вдова герцога Курляндского Анна Иоанновна, которую мало кто знал. Что повлияло на такой выбор?

решать кроссворды;

найти в тексте ошибки;

определить исторического деятеля о котором идёт речь;

вычеркнуть лишнее

проводится опрос учащихся

заполнить таблицу

В своей практике применяю приём «Задание массивом»

В данном случае целый ряд вопросов, заданий различного уровня на выбор. Дети сами выбирают себе задания. Каждый из вопросов оценивается в зависимости от степени сложности определенным количеством баллов. Учащимся сообщаются критерии оценки

Например, на оценку «5» необходимо набрать 14-15 баллов. На оценку «4» - 10-12 баллов и т. д. Ученик сам выстраивает свой путь к успеху. Он выполняет три сложных задания стоимостью 5 баллов каждое и набирает необходимую сумму или 5-6 более простых и также набирает максимальную сумму. Такая организация самостоятельной работы станет своеобразной диагностикой в деятельности учителя, который увидит, какие вопросы затруднительны для учеников, а для учеников создаёт ситуацию выбора, а не жёстких рамок, определённых педагогом.

Домашнее задание, как правило, даётся разного уровня сложности. Усложнение работы по развитию мышления

По этому вопросу существуют разные точки зрения

Например, Н.Г. Дайри сложность самостоятельной мыслительной деятельности, развивающей мышление при изучении нового материала, определяет:

-объёмом изучаемого содержания;

-большей его сложностью;

-характером источника, из которого учащиеся черпают знания;

-количеством этих источников;

-количеством смысловых единиц, в которых раскрывается сущность при ответе;

-общим составом мыслительной деятельности, которую осуществляет учащийся;

-степенью участия учителя в преодолении возникших трудностей.

Список литературы

  1. С.П.Вольваков Познавательно - развивающие вопросы в преподавании истории Отечества. ПИШ №5. 2000 г.

  2. Е.Е Вяземский, О.Ю. Стрелова «Как сегодня преподавать историю в школе».М.:Просвещение,2000г.

  3. Е.Е Вяземский, О.Ю. Стрелова «Методические рекомендации учителю истории». М.: Владос, 2000 г.

  4. Е.Е Вяземский, О.Ю. Стрелова «Теория и методика преподавания истории» М.2003г.

  5. П.И. Педкасистый «Педагогика» М. 1996г.

  6. И.П. Подласый «Педагогика» М. 1996г.

  7. Е.С. Полат «Новые педагогические и информационные технологии» М.2008г.

  8. Е.А Сорокоумова «Развитие познавательной активности младших школьников в учебной деятельности через понимание текста». Н- Новгород. -1989г.

  9. Л.Д. Столяренко «Основы психологии» М.2003г.













© 2010-2022