- Преподавателю
- Другое
- АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЧЕРЕЗ ДЕЛОВУЮ ИГРУ
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЧЕРЕЗ ДЕЛОВУЮ ИГРУ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Султанова Г.Е. |
Дата | 10.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Г.Е.СУЛТАНОВА
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЧЕРЕЗ ДЕЛОВУЮ ИГРУ
Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
Бернард Шоу.
Сегодня социально-экономическая ситуация в стране определяет необходимость переосмысления ключевых теоретических подходов и практических решений, связанных с профессиональным образованием молодежи, в связи с резко изменяющимися рыночными условиями. «Программа развития технического и профессионального образования РК до 2020 года» предусматривает существенное обновление содержания и структуры профессионального образования. Так, основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, а также удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования
На сегодняшний момент роль экономических знаний трудно переоценить. Стратегия модернизации содержания образования требует формирования определенного набора "ключевых" компетентностей:
-
в сфере познавательной деятельности;
-
в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
-
в сфере трудовой деятельности;
-
в бытовой сфере.
От широты и качества экономических знаний и умений зависит не только уровень общей культуры современного человека, но и уровень его жизни и благосостояния. Воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений, - становится одной из важнейших задач современной системы образования.
Задачи современного преподавателя - не преподносить знания учащимся, а создавать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя.
Это значит, что учащиеся должны быть вовлечены во весь учебный процесс и ответственность за обучение переходит от преподавателя к учащемуся. Этот эффект достигается, когда преподаватель становится организатором учебного процесса и создает такую учебную среду, в которой учащиеся индивидуально, небольшими группами или всей группой, приобретают знания посредством опыта, а затем, пересматривая сделанное и размышляя, нарабатывают определенные навыки. Эти навыки впоследствии могут быть использованы в различных ситуациях.
Чтобы достичь такого результата преподаватель должен использовать целый набор методов обучения, ориентированных на учащегося. На своих уроках я часто меняют технику преподавания, даже во время одного занятия.
Отсутствие возможности самовыражения подавляет учебный процесс и приводит к скуке. Поэтому, чтобы учащиеся, активно участвовали в процессе обучения, мною используется целый спектр обучающих методик, акцентирующихся на активном участии учащихся. К таким относятся:
-
Презентации
-
Групповые дискуссии
-
Работа в малых группах
-
Изучение кейсов
-
Индивидуальные задания
-
Проекты и мини-предприятия
-
Мозговой штурм
-
Ролевая игра
-
Деловые игры
Активность учащихся в процессе обучения тесно связана с его интересом к предмету. Только в этом случае он принимает участие в обсуждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу. Интерес ученика как нельзя лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность.
Цель - заинтересовать и увлечь - наиболее успешно реализуется, на мой взгляд, через деловые игры.
Игры, модулирующие деловую среду, помогают учащимся практиковать навыки управления предприятием и видеть результаты своей деятельности так, как будто это происходит в реальной ситуации. При проведении деловых игр происходит приближение обучения к реальной действительности, требуя от учащихся взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у учащихся к содержанию учебного предмета, активизирует их самостоятельную деятельность, помогает формировать и закреплять практические навыки. Широкое применение мною в практике преподавания экономики деловых игр направлено на решение комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дают возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Деловая игра как форма деятельности в условных ситуациях направлена на воссоздание и усвоение общественного и социального опыта, она помогает осваивать социально-значимые (социально-коммуникативные) способности личности: способность сотрудничества и взаимодействия; умение работать в малой группе; способность эффективно разрешать конфликты. Поэтому деловую игру на уроках экономики следует выбирать для реализации следующих педагогических задач:
-
приобретение как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;
-
развитие экономического, теоретического и практического мышления;
-
создание познавательной мотивации
На уроках экономики я провожу деловые игры, как перед лекционными занятиями, так и после прочтения цикла лекций. В первом случае деловая игра опирается только на личный опыт играющих и должна обнаружить проблемы в знаниях, восполнение которых будет происходить в процессе слушания лекций по данному разделу, что вызовет к ним дополнительный интерес. Во втором случае деловая игра опирается на знания, полученные в процессе лекционных занятий, происходит их закрепление.
При организации деловой игры на уроках экономики я обязательно придерживаюсь следующих положений:
-
правила игры должны быть простыми и хорошо отработанными;
-
формулировка заданий в игре предельно доступна пониманию учащихся;
-
действует принцип "играют все";
-
учёт результатов игры должен быть открытым;
-
игра заканчивается на уроке с обязательным получением результатов
Желательно, чтобы преподаватель прошел специальную курсовую подготовку, что значительно облегчило бы ему работу. Мне очень повезло, я принимала участие в работе семинара, организованного Международным учебным центром МОТ «Знакомство с бизнесом. Обучение предпринимательской деятельности в школах и профессионально-технических училищах». В ходе работы этого семинара учителя имели возможность побывать в роли учеников, стать участниками деловых игр, приобретая неоценимый опыт. При этом важно отметить, что игры - довольно гибкий инструмент, который можно использовать как полностью, так и частями, приспосабливая к целям обучения, а также дополнять и творчески развивать практически любую игру.