- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа внеурочной деятельности Музейное дело для 5 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности Музейное дело для 5 класса
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Загребина С.Н. |
Дата | 02.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
9
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Балашиха
«Гимназия №3»
УТВЕРЖДЕНА
Приказ № 160 от 28.08. 2014г
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Музейное дело»
на 2014 - 2015
учебный год
Общеинтеллектуальное направление
5 класс
Учитель
Загребина С.Н.
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Музейное дело» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». Предлагаемая программа носит научно-познавательный характер и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися 5 класса. Занятия проходят во внеурочное время один раза в неделю, и осуществляют взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования.
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования устанавливаются достаточно высокие требования не только к результатам освоения обучающихся предметов базового учебного курса, но и к их индивидуально-личностной позиции, социальной компетенции и сформированности основ гражданской идентичности.
Образовательная музейная среда, являясь столь же активным средством воспитания, как и школьная, к тому же обладает особой эстетической аурой и историческим содержанием, а значит - могучим духовным потенциалом, гармонично воздействующим на формирующуюся личность. Структура музейно-педагогического процесса обусловлена внутренней взаимосвязью элементов, обеспечивающих превращение исторического опыта в личные качества формируемого человека.
Главная цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.
Задачи:
-
образовательные: знакомство с историей музейного дела и с основными музеями школы, города, области, страны, мира; расширение и углубление знаний учащихся по истории родного края и страны в целом на основе знакомства с материалами музеев;
-
развивающие: приобщение школьников к поисково-исследовательской, творческой деятельности, самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучению краеведческого материала; развитие самостоятельности и инициативы, познавательного интереса учеников к изучению истории, развитие культуры речи и увеличение словарного запаса;
-
воспитательные: воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края и страны; формирование толерантности, уважения к истории, культуре, традициям различных народов.
Новизной и отличительной особенностью программы "Музейное дело" следует считать:
1.Тематическую направленность на изучение историко-краеведческих и героико-патриотических страниц жизни именно той земли, той малой Родины, где сегодня живут и учатся гимназисты. Добывая эти знания сами в сотворчестве с педагогом, они развивают свою визуальную грамотность (мышление), формируя при этом представление о музее, как о части окружающей среды и памяти музея, как о своей личностной памяти.
2.Использование методологического аппарата с опорой на формирование рефлексивных умений личности
3.Системную диагностику результатов освоения программы, позволяющую сформировать эмоционально-ценностное отношение к родному краю, уважение к его наследию.
4.Ориентацию на приобретение гимназистом социальных знаний в различных видах деятельности.
Для развития, обучения и воспитания детей исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.
Помочь молодому поколению «прикоснуться» к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты сегодня может такой уникальный социальный институт как музей.
Коллекционирование и последующий показ публике собранных экспонатов - наверное, одна из неотъемлемых черт человека. Музей - эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей. Это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды исторических материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Тесно связанный с уроками истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и др., а так же со всем образовательным процессом школы музей создаёт благоприятные условия для индивидуальной и коллективной творческой деятельности учащихся. Он способствует привитию им умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, гимназисты приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Программа «Музейное дело» имеет интегрированный характер и предполагает организацию деятельности обучающихся от изучения жизни, обычаев русского народа до простого собирательства предметов и артефактов и описанию конкретных экспонатов и событий, а так же самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.
Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Занятия строятся с учетом сочетания работы в классе, посещение экспозиций краеведческого музея, музея ВТУ, музея им. Дарвина и заочно музеев страны и мира, а так же самостоятельной творческой работы учащихся.
На занятиях широко используем аудиовизуальную и компьютерную технику, которая может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы по проектам в школьном музее. Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий.
Занятия по программе нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Именно поэтому необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев, где будет происходить их знакомство с приёмами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением.
Значительное количество занятий направленно на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), гимназист тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
По окончанию обучения дети должны знать быт и нравы русского народа, историю музейного дела, ведущие музеи страны и мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внесших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.
Должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.
Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.
Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты.
Подведение итогов деятельности рекомендуется проводить в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция и т.п.)
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1. Учащиеся получают первичные знания в области музееведения, о роли музея в жизни человека, о музейной экспозиции и фондовой работе в музее, знакомятся с основными понятиями и музейными терминами, с музейными профессиями - экскурсовод, научный сотрудник, хранитель. Происходит знакомство с экспонатами школьного музея и экспозициями музея города Балашиха.
2. Знакомство с ведением краеведческой научно-исследовательской работой. Вводятся новые музейные термины и понятия: «этикетаж», «реставрационная работа» и др. Продолжается знакомство с экспонатами школьного музея и экспозициями других музеев области. Формируются УУД в работе с архивными документами. Предлагается работа над творческими исследовательскими проектами по темам:
1) «Моя семья - моя родословная». Эта работа имеет очень глубокий смысл. Законы природы неотвратимы - старшие поколения уходят, но они не исчезают совсем, если о них помнят потомки. Изучая историю своего рода, ребята изучают и то время, в котором жили их предки и знакомятся со своей малой Родиной.
2) «Наша школа». Эта тема способствует сохранению и укреплению школьных традиций, формирует общественную активность гимназистов, помогает им личностно раскрыться.
3) «Моя малая Родина». Исследовательская работа связана с изучением и подбором материалов по прошлому родного города, местных достопримечательностей, роли и участия жителей в литературе, истории, культуре.
УУД: Личностные:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Регулятивные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
Познавательные:
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
Коммуникативные:
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1.Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.
1) Рассказ о целях и задачах занятий по программе «Музейное дело»; знакомство с основными понятиями и терминами в музейном деле (музей, экспонат, выставка, экскурсия, экскурсовод), с правилами поведения в музее, формирование представления о музейной профессии «экскурсовод».
2) Практическое задание: подготовка рассказа «Мой первый музей».
2.Что такое музей? Роль музея в жизни человека.
1) Раскрытие понятия «музей»; экскурсия в школьном музее, формирование представления о музейной профессии «научный сотрудник». История возникновения и становление музеев, их роль в жизни человека. Школьный музей: его структура и направление.
2) Практическое задание: составление ассоциативного ряда к слову «музей», подготовка рассказ: «Каким я вижу школьный музей».
3. Знакомство со школьным музеем
1) Школьный музей на современном этапе развития. Экспозиция музея, его экспонаты.
2) Практическое задание: выполнение творческой работы «О чем могут рассказать вещи в школьном музее»
4. Музеи г. Балашиха (Историко-краеведческий музей, музей ВТУ, музей дорожных войск, музей народного образования)
-
Музеи нашего города. Экспозиции музеев, их экспонаты.
2) Практическое задание: описание по схеме музейного экспоната, составление таблицы.
5. Музеи страны (Государственный Дарвиновский музей, Оружейная палата, Государственный музей «Эрмитаж»)
1) Реальные и виртуальные экскурсии по крупнейшим музеям страны.
2) Практическое задание: описание по схеме музейного экспоната, составление таблицы.
6. Фонды музея.
-
Раскрытие понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет». Формирование представления о музейной профессии «хранитель». Рассказ о важности хранительской работы в музее.
-
Практическое задание: подготовка рассказа «Как живут экспонаты в музее»
7. Музейная экспозиция.
1) Обсуждение понятий «выставка», «музейная экспозиция», «экспозиционный материал», «подлинник», «копия», «коллекция».
2) Проведение познавательной игры «Волшебные вещи» в школьном музее.
8. Культурно-образовательная деятельность музея.
1) Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы.
9. Духовно-нравственное воспитание музеев. Виртуальные экскурсии по основным религиозным центрам мира
10. Виртуальная экскурсия по основным святым местам православной религии (Иерусалим, паломничество на Святую Землю, гора Афон, монастыри и святыни России )
11. Виртуальная экскурсии по основным святым местам мусульманской религии (Мекка, мечеть Аль-Хараам, Медина, Иерусалим, мусульманские святыни на территории России )
12. Виртуальная экскурсии по основным святым местам буддизма (дерево Бодхи в Бихаре, город Капилаваст, Королевский дворец (Шанти Ступа Раджхир), Сарнатх, святые буддийские места в Бурятии)
13. Организация краеведческой работы.
1) Обсуждение понятий «краеведение», «краевед». Сформировать начальные навыки в работе по индивидуальным краеведческим заданиям.
2) Практическое задание: выполнение самостоятельной творческой работы по индивидуальным краеведческим заданиям «Родословное древо», «Семейные предания и реликвии», «Судьбы семьи в судьбе страны», «Семейный архив» и т.п.
14. Основы научно-исследовательской и поисковой деятельности музея. Работа над проектами
1) Знакомство с основами научно-исследовательской и поисковой деятельности в музее. Ввести понятия «этнограф», «поисковая работа», «исследовательская работа», «экспедиция». Формирование начальных навыков поисковой, научно-исследовательской деятельности при выполнении индивидуальных творческих заданий (совместно с родителями) по проекту «Моя семья». Основная задача совместной работы с родителями внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, оказать помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему могла бы воспитываться любовь к родному дому.
2) Практическое задание: выполнение творческих индивидуальных заданий по темам: «Старая фотография», «Фотоальбом моей бабушки», «Старинный предмет», «История моего рода», «Мой домашний музей», «Наши семейные реликвии» и т.п.
15. Защита проектов
1) Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого ученика. Проверка знаний, умений и навыков. Организация выставки творческих работ учащихся и защита проектов (показ презентаций, выступление с докладом, проведение мини-экскурсии). Приглашаются родители.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
дата
всего
теория
практика
план
факт
1
Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.
3
2
1
1.09 - 20.09
2
Что такое музей?
Роль музея в жизни человека.
2
1
1
23.09. -5.10
3
Знакомство со школьным музеем
3
1
2
13.10 - 2.11
4
Музеи г. Балашиха (Историко-краеведческий музей, музей ВТУ, музей дорожных войск, музей народного образования)
6
2
4
4.11 - 14.12
5
Музеи страны (Государственный Дарвиновский музей, Оружейная палата, Государственный музей «Эрмитаж»)
3
2
1
16.12 -28.12
8.01. - 11.01
6
Фонды музея.
2
1
1
13.01. - 25.01
7
Музейная экспозиция.
2
1
1
27.01. - 8.02
8
Культурно-образовательная деятельность музея.
3
1
2
10.02 - 1.03
9
Духовно-нравственное воспитание музеев. Виртуальные экскурсии по основным религиозным центрам мира
1
1
6.03
10
Виртуальная экскурсия по основным святым местам православной религии (Иерусалим, паломничество на Святую Землю, гора Афон, монастыри и святыни России )
1
1
13.03
11
Виртуальная экскурсии по основным святым местам мусульманской религии (Мекка, мечеть Аль-Хараам, Медина, Иерусалим, мусульманские святыни на территории России )
1
1
20.03
12
Виртуальная экскурсии по основным святым местам буддизма (дерево Бодхи в Бихаре, город Капилаваст, Королевский дворец (Шанти Ступа Раджхир), Сарнатх, святые буддийские места в Бурятии)
1
1
27.03
13
Организация краеведческой работы.
2
1
1
3.04
17.04
14
Основы научно-исследовательской и поисковой деятельности музея. Работа над проектами
2
1
1
24.04
8.05
15
Защита проектов
3
3
15.05
22.05
29.05
всего
35
16
18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Аксельрод В.И. «С чего начинается Родина?» (полемические заметки о патриотическом воспитании учащихся), //Внешкольник, № 3, 2003.
-
Вульфов Б.В. «Патриотизм как социальный и психолого-педагогический феномен», //Дополнительное образование, № 1, 2007.
-
Гетманская Е.В. «Воспитание музейной культуры учащихся», //Дополнительное образование и воспитание, № 1, 2007.
-
Гетманская Е.В. «Мы идем в музей. Пути формирования духовной культуры юношества», //Дополнительное образование, № 4, 2000.
-
Закиров И.С. «Музейная педагогика и культура мира» (из опыта работы гимназии № 9 г. Казани), //Внешкольник, № 8, 2001.
-
Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» Концепция, структура, содержание/ Столяров Б.А, Бойко А.Г., Сечин А.Г. - СПб., 2008.
-
Некрасова-Каратаева О.Л. «Детское творчество в музее» Учебное пособие. М., 2005.
-
О деятельности музеев образовательных учреждений». Письмо Министерства образования РФ от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16, //Вестник образования России, № 11, 2003.
-
Романенко Н. «Краеведение - путь к познанию своей Родины», \\Народное образование, № 4, 2001.
-
Рощин А.Н. «Патриотическое воспитание - основа ценностной ориентации современной молодежи», //Дополнительное образование, № 1, 2007.
-
Туманов В.Е. «Школьный музей» (методическое пособие), Центр детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования РФ, 2002.
-
Столяров Б.А., Бойко А.Г., Протопопов Ю.Н. Воспитание искусством детей и молодёжи в системе «музей - учреждение образования» Концепция. СПб., 2007.
-
Столяров Б.А., Бойко А.Г. Концепция и программа эстетического воспитания молодёжи в условиях взаимодействия школы и музея. - СПб.: «Борей Арт», 2001. -
Туманов В.Е. «Школьный музей - хранитель народной памяти», изд. ФЦДЮТиК, М., 2006.
Интернет ресурсы и DVD:
Киноальбом №13. Сборник о величайших музеях мира (4DVD)
Стивен Протеро: Восемь религий, которые правят миром: Все об их соперничестве, сходстве и различиях
nsportal.ru/shkola/istoriya/library/prezentaciya-po-religii-rossii
pro-israel.ru/svyatie-mesta-v-israele.html
grandars.ru/college/filosofiya/islam.html