- Преподавателю
- Другое
- Контрольная работа на тему Технологии обучения
Контрольная работа на тему Технологии обучения
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Биктагирова Р.Р. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)»
Контрольная работа
на тему: Инновационные и традиционные технологии в обучении
по предмету «Технология»
Выполнил(а) слушатель курсов
профессиональной переподготовки
Педагогические основы преподавания технологии
(программа обучения)
Биктагирова Регина Ринатовна
(ФИО полностью)
Чистополь 2015
Содержание
-
Отличие современных технологий от традиционных способов обучения, соотношение современных способов от традиционных.
-
Представления о современных технологиях обучения.
-
Связь дидактики, технологии и методики обучения.
-
Совершенствование профессиональных умений учителя технологии
-
Ваше отношение к технологизации учебного процесса.
-
Отличие современных технологий от традиционных способов обучения, соотношение современных способов от традиционных.
Проблема применения разнообразных технологий в образовательном процессе в настоящее время осложняется необходимостью выбора той или иной педагогической технологии. В соответствии с этим, стоит рассмотреть два типа технологий, активно применяемых в педагогической практике: традиционные и инновационные педагогические технологии.
К традиционным педагогическим технологиям исследователи относят те педагогические технологии, которые являлись наиболее эффективными во второй половине XX века (особенно 70-90-ые гг.).
Под современными педагогическими технологиями и способами, в большинстве случаев, понимаются такие технологии, реализация которых будет приводить к повышению эффективности процесса обучения в современных условиях. Другими словами, инновационная педагогическая технология - это системный процесс диагностически направленного воздействия на обучаемого для удовлетворения всей совокупности его потребностей путем диалектического оживления специально спроектированной деятельности, что приводит к повышению эффективности целостного педагогического процесса на современном этапе.
Традиционные педагогические технологии характеризуются:
-ориентацией на научность в изложении материала;
-упорядоченной, логически грамотной подачей материала (последовательность и систематичность в подаче материала);
-учетом принципа природосообразности (обучение не форсируется, определяется уровнем развития учащихся);
-ориентация на стандарт, образец, использование ресурсов памяти;
-постоянное идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся и др.
При этом:
-шаблонное построение уроков;
-отсутствие ориентации на самостоятельную деятельность учащихся;
-трансляция готового учебного содержания, в результате чего у учащихся наблюдается отсутствие навыков общения;
-уравнительный подход ко всем школьникам;
-организация действий репродуктивного характера, отсутствие условий для организации творческой деятельности учащихся;
-субъект - объектный характер отношений между учителем и учениками;
-ориентация на формирование личности с заданными свойствами.
В свою очередь, современные педагогические технологии, в отличие от традиционных, характеризуются тем, что:
-обогащают образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения;
-обеспечивают связь теории и фундаментального подхода к науке с практикой и прикладными исследованиями;
-меняют представление преподавателей и учащихся об образовательной деятельности, формируют современные компетенции у будущих специалистов, соответствующие требованиям рынка труда;
-обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, развивают способности к принятию решения в нестандартных ситуациях, умение строить собственные образовательные программы;
-являются ресурсом для изменения содержания образования и структуры образовательного процесса в соответствии с международными требованиями;
-ориентированы на стимулирование творческого потенциала учащихся и др.
Следовательно, современные педагогические технологии должны занимать ведущее место в ряду всех известных на настоящий момент традиционных технологий, применяемых в образовательном процессе. Это связано с тем, что именно применение современных педагогических технологий позволяет учителю ориентировать процесс обучения на развитие и становление неповторимой личности своих учеников.
-
Представления о современных технологиях обучения
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Проблемное обучение
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Лекционно-семинарско-зачетная система
Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Технология использования в обучении игровых методов.
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, .развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Система инновационной оценки «портфолио»
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
-
Связь дидактики, технологии и методики обучения
Дидактика - общая теория образования и обучения - воздействует на методику обучения определенному предмету еще до оформления этой методики в отдельную отрасль педагогического познания. Вначале она воздействует на методику как на совокупность методов и приемов обучения конкретному предмету прямолинейно, ее положения не опосредованы через методику как теорию обучения определенному предмету школьного курса. Дидактика воздействует на методику и в дальнейшем, на всех этапах развития педагогических наук, однако характер этого воздействия постепенно изменяется. Если вначале дидактика относится к методике как теория к практике, а впоследствии они соотносятся как теория с теорией, то в дальнейшем связь между ними приобретает характер соотношения двух взаимодействующих систем теоретических знаний. По мере того как методика развивается и все в большей степени выделяются и исследуются специфические закономерности процесса обучения одному из предметов, сама она в целом отделяется от дидактики. Дидактические принципы начинают опосредоваться, применяться в обучении данному предмету в преломленном виде. Принципы, выведенные методикой на основе закономерностей процесса обучения конкретному предмету, также являются специфическими, они не вступают в противоречие с общими принципами дидактики, а конкретизируют их в соответствии с особенностями обучения данному предмету.
Методики и технологии вместо дидактики? Взаимосвязь дидактики и частных методик - актуальная, хотя и не новая тема. В разное время проявляются различные ее аспекты. Сейчас, в пору увлечения педагогическими технологиями, наблюдаются тенденции в сторону технологизации процесса обучения, что может привести к потере внутреннего единства педагогической науки, разделению ее на изолированную теорию обучения и рецептурную методику изложения основ наук. Если следовать авторам некоторых публикаций (А.В Даринский, Г.И Саранцев), то дидактика как теоретическое основание методической науки, не участвующая непосредственно в получении рецептов практической деятельности, оказывается ненужной. Об этой опасной тенденции пишет И.В.Гребенев: «Попытки изъять дидактику из фундамента учебного процесса подготовки учителей, заменить ее набором технологий могут привести лишь к закреплению этой опасной тенденции».
-
Совершенствование профессиональных умений учителя технологии
Сущность профессиональной компетентности учителя технологии заключается с его способности к успешной реализации требований, предъявляемых к учителю, к организованному им учебному процессу и результатам его профессиональной деятельности и определяется нами как его интегральная многокомпонентная, профессионально значимая характеристика личности.
Профессиональная компетентность учителя технологии характеризуется его способностью к творческой деятельности в сфере техники, степенью творческого потенциала, уровнем творческого мышления, развитым интересом и потребностями к творчеству в технической сфере. При этом способность учителя понимается как интегративное качество его личности, позволяющее выполнять определенные действия с гарантированным получением запланированного результата в технической сфере.
Интегративная - когда появляется новое качество личности - способность учителя технологии к ведению и организации технического творчества как собственного, так и учащихся. Содействие развитию профессионализма учителей считается важной деталью в повышении квалификации специалистов. Для разрешения данной цели организовываются мероприятия по совершенствованию знаний педагогических кадров в различных формах: тематические курсы повышения квалификации, семинары, научно-методические, научно-экспериментальные конференции, индивидуальные и групповые консультации.
Таким образом, развитие педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:
1.Развитие педагогического мастерства, управляемое извне:
а) организация методических объединений в районе и школах,
б) курсы повышения квалификации.
2.Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого учителя:
а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);
б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);
в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей);
г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков.
-
Отношение к технологизации учебного процесса
Новые технологии, применяемые в современной системе образования, предоставляют возможность более детального рассмотрения, интересующих нас вопросов. Посредством технологизации, которая продолжает развиваться, вся нужная информация становится более доступной для каждого.
С технологизацией неразрывно связано обновление качества образования. В современных условиях учебный процесс, который предназначен для обеспечения общего образования, требует от педагогических работников креативного подхода, полного переосмысления отношений между субъектами образования, финансовых затрат и других усилий.
Технологизация образования как перспективное направление развития школы отражает интересы не только непосредственных участников образовательного процесса, но запросы современного общества и требования государства к уровню подготовки выпускников, способных к профессиональному образованию, к трудовой и общественной деятельности.
Несомненно, технологии в прогрессе современного образовательного учреждения это не что иное, как основа личностно-ориентировочного подхода в обучении. Технология способствует развитию познавательной активности ученика, тем самым обеспечивая высокое качество образования. Однако, очень важно в нашем мире, мире научно-технического прогресса, мире высоко - развитых информационных технологий, не утратить простые человеческие отношения между учеником и учителем.