Контрольная работа на тему Технологии обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)»












Контрольная работа


на тему: Инновационные и традиционные технологии в обучении

по предмету «Технология»





Выполнил(а) слушатель курсов

профессиональной переподготовки

Педагогические основы преподавания технологии

(программа обучения)

Биктагирова Регина Ринатовна

(ФИО полностью)






Чистополь 2015

Содержание


  1. Отличие современных технологий от традиционных способов обучения, соотношение современных способов от традиционных.

  2. Представления о современных технологиях обучения.

  3. Связь дидактики, технологии и методики обучения.

  4. Совершенствование профессиональных умений учителя технологии

  5. Ваше отношение к технологизации учебного процесса.























  1. Отличие современных технологий от традиционных способов обучения, соотношение современных способов от традиционных.

Проблема применения разнообразных технологий в образовательном процессе в настоящее время осложняется необходимостью выбора той или иной педагогической технологии. В соответствии с этим, стоит рассмотреть два типа технологий, активно применяемых в педагогической практике: традиционные и инновационные педагогические технологии.

К традиционным педагогическим технологиям исследователи относят те педагогические технологии, которые являлись наиболее эффективными во второй половине XX века (особенно 70-90-ые гг.).

Под современными педагогическими технологиями и способами, в большинстве случаев, понимаются такие технологии, реализация которых будет приводить к повышению эффективности процесса обучения в современных условиях. Другими словами, инновационная педагогическая технология - это системный процесс диагностически направленного воздействия на обучаемого для удовлетворения всей совокупности его потребностей путем диалектического оживления специально спроектированной деятельности, что приводит к повышению эффективности целостного педагогического процесса на современном этапе.

Традиционные педагогические технологии характеризуются:

-ориентацией на научность в изложении материала;

-упорядоченной, логически грамотной подачей материала (последовательность и систематичность в подаче материала);

-учетом принципа природосообразности (обучение не форсируется, определяется уровнем развития учащихся);

-ориентация на стандарт, образец, использование ресурсов памяти;

-постоянное идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся и др.

При этом:

-шаблонное построение уроков;

-отсутствие ориентации на самостоятельную деятельность учащихся;

-трансляция готового учебного содержания, в результате чего у учащихся наблюдается отсутствие навыков общения;

-уравнительный подход ко всем школьникам;

-организация действий репродуктивного характера, отсутствие условий для организации творческой деятельности учащихся;

-субъект - объектный характер отношений между учителем и учениками;

-ориентация на формирование личности с заданными свойствами.

В свою очередь, современные педагогические технологии, в отличие от традиционных, характеризуются тем, что:

-обогащают образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения;

-обеспечивают связь теории и фундаментального подхода к науке с практикой и прикладными исследованиями;

-меняют представление преподавателей и учащихся об образовательной деятельности, формируют современные компетенции у будущих специалистов, соответствующие требованиям рынка труда;

-обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, развивают способности к принятию решения в нестандартных ситуациях, умение строить собственные образовательные программы;

-являются ресурсом для изменения содержания образования и структуры образовательного процесса в соответствии с международными требованиями;

-ориентированы на стимулирование творческого потенциала учащихся и др.

Следовательно, современные педагогические технологии должны занимать ведущее место в ряду всех известных на настоящий момент традиционных технологий, применяемых в образовательном процессе. Это связано с тем, что именно применение современных педагогических технологий позволяет учителю ориентировать процесс обучения на развитие и становление неповторимой личности своих учеников.


  1. Представления о современных технологиях обучения

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Лекционно-семинарско-зачетная система

Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Технология использования в обучении игровых методов.

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, .развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Система инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.


  1. Связь дидактики, технологии и методики обучения

Дидактика - общая теория образования и обучения - воздействует на методику обучения определенному предмету еще до оформления этой методики в отдельную отрасль педагогического познания. Вначале она воздействует на методику как на совокупность методов и приемов обучения конкретному предмету прямолинейно, ее положения не опосредованы через методику как теорию обучения определенному предмету школьного курса. Дидактика воздействует на методику и в дальнейшем, на всех этапах развития педагогических наук, однако характер этого воздействия постепенно изменяется. Если вначале дидактика относится к методике как теория к практике, а впоследствии они соотносятся как теория с теорией, то в дальнейшем связь между ними приобретает характер соотношения двух взаимодействующих систем теоретических знаний. По мере того как методика развивается и все в большей степени выделяются и исследуются специфические закономерности процесса обучения одному из предметов, сама она в целом отделяется от дидактики. Дидактические принципы начинают опосредоваться, применяться в обучении данному предмету в преломленном виде. Принципы, выведенные методикой на основе закономерностей процесса обучения конкретному предмету, также являются специфическими, они не вступают в противоречие с общими принципами дидактики, а конкретизируют их в соответствии с особенностями обучения данному предмету.

Методики и технологии вместо дидактики? Взаимосвязь дидактики и частных методик - актуальная, хотя и не новая тема. В разное время проявляются различные ее аспекты. Сейчас, в пору увлечения педагогическими технологиями, наблюдаются тенденции в сторону технологизации процесса обучения, что может привести к потере внутреннего единства педагогической науки, разделению ее на изолированную теорию обучения и рецептурную методику изложения основ наук. Если следовать авторам некоторых публикаций (А.В Даринский, Г.И Саранцев), то дидактика как теоретическое основание методической науки, не участвующая непосредственно в получении рецептов практической деятельности, оказывается ненужной. Об этой опасной тенденции пишет И.В.Гребенев: «Попытки изъять дидактику из фундамента учебного процесса подготовки учителей, заменить ее набором технологий могут привести лишь к закреплению этой опасной тенденции».



  1. Совершенствование профессиональных умений учителя технологии

Сущность профессиональной компетентности учителя технологии заключается с его способности к успешной реализации требований, предъявляемых к учителю, к организованному им учебному процессу и результатам его профессиональной деятельности и определяется нами как его интегральная многокомпонентная, профессионально значимая характеристика личности.

Профессиональная компетентность учителя технологии характеризуется его способностью к творческой деятельности в сфере техники, степенью творческого потенциала, уровнем творческого мышления, развитым интересом и потребностями к творчеству в технической сфере. При этом способность учителя понимается как интегративное качество его личности, позволяющее выполнять определенные действия с гарантированным получением запланированного результата в технической сфере.

Интегративная - когда появляется новое качество личности - способность учителя технологии к ведению и организации технического творчества как собственного, так и учащихся. Содействие развитию профессионализма учителей считается важной деталью в повышении квалификации специалистов. Для разрешения данной цели организовываются мероприятия по совершенствованию знаний педагогических кадров в различных формах: тематические курсы повышения квалификации, семинары, научно-методические, научно-экспериментальные конференции, индивидуальные и групповые консультации.

Таким образом, развитие педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:

1.Развитие педагогического мастерства, управляемое извне:

а) организация методических объединений в районе и школах,

б) курсы повышения квалификации.

2.Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого учителя:

а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);

б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);

в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей);

г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков.



  1. Отношение к технологизации учебного процесса

Новые технологии, применяемые в современной системе образования, предоставляют возможность более детального рассмотрения, интересующих нас вопросов. Посредством технологизации, которая продолжает развиваться, вся нужная информация становится более доступной для каждого.

С технологизацией неразрывно связано обновление качества образования. В современных условиях учебный процесс, который предназначен для обеспечения общего образования, требует от педагогических работников креативного подхода, полного переосмысления отношений между субъектами образования, финансовых затрат и других усилий.

Технологизация образования как перспективное направление развития школы отражает интересы не только непосредственных участников образовательного процесса, но запросы современного общества и требования государства к уровню подготовки выпускников, способных к профессиональному образованию, к трудовой и общественной деятельности.
Несомненно, технологии в прогрессе современного образовательного учреждения это не что иное, как основа личностно-ориентировочного подхода в обучении. Технология способствует развитию познавательной активности ученика, тем самым обеспечивая высокое качество образования. Однако, очень важно в нашем мире, мире научно-технического прогресса, мире высоко - развитых информационных технологий, не утратить простые человеческие отношения между учеником и учителем.



© 2010-2022