- Преподавателю
- Другое
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Гидравлика и гидропневмопривод » по профессии 190629 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Гидравлика и гидропневмопривод » по профессии 190629 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кудрин Ю.П. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Согласовано:
зам. директора по учебной работе: ___________
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАОУ СПО
«ОТТ имени А.И. Стеценко»
_________
« » _____________ 2013г.«Орский технический техникум имени А.И.Стеценко»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 « Гидравлика и гидропневмопривод »
по профессии 190629 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»
(на базе основного (общего) образования)
Орск, 2013
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 190629 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» (приказ Министерства образования и науки Российской федерации №654 от 23.11.2009г)
РАССМОТРЕНА
на заседании методической комиссии преподавателей
специальных дисциплин и мастеров производственного обучения.
протокол № _____ от « » ________2013г.
председатель _________
Составитель: преподаватель____________Ю.П. Кудрин
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
4
-
СТРУКТУРА содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
12
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. Паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Гидравлика и гидропневмопривод
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Гидравлика и гидропневмопривод» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 190629 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина «Гидравлика и гидропневмопривод» входит в общепрофессиональный цикл.
1.3.Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- составлять принципиальные схемы гидравлических и пневматических систем;
- производить расчеты по определению параметров гидро- и пневмосистем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- физические основы функционирования гидравлических и пневматических систем;
- устройства и принцип действия различных типов приводов гидро- и пневмосистем;
- методику расчета основных параметров разного типа приводов гидро- и пневмосистем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
90
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
60
в том числе:
лабораторные занятия
18
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30
в том числе:
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
30
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Гидравлические и пневматические системы»
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы,
самостоятельная работа обучающегося
Объем
часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Гидравлика
38
Введение
Краткая история развития гидравлики, гидравлических машин и гидропневмоприборов. Задачи дисциплины в профессиональной деятельности. Достоинство и недостатки гидро- пневмоприводов, области их применения, структура , классификация.
1
1
Тема 1.1. Функциональное назначение рабочих жидкостей. Определение жидкости.
Функциональное назначение рабочих жидкостей. Определение жидкости.
1
3
Тема 1.2. Основные физические свойства жидкостей
Основные механические и физические свойства жидкостей. Приборы для измерения вязкости жидкости. Зависимость физических свойств жидкости от температуры и давления. Характеристики рабочих жидкостей и их заменителей, требования к ним. Выбор рабочих жидкостей для систем гидрообъемного привода.
2
Лабораторная работа №1
2
Измерение вязкости жидкости
Самостоятельная работа:
Работа с технической литературой по самостоятельному изучению и составлению кратких конспектов по основным физическим свойствам и особых состояниях рабочих жидкостей .
4
Тема 1.3.
Основы гидростатики
Основные задачи гидростатики. Силы, действующие в жидкости, находящейся в состоянии равновесия. Понятие реальной и идеальной жидкости. Понятие гидростатического давления. Основной закон гидростатики. Понятие абсолютного, относительного и вакуумметрического давления. Приборы для измерения давления.
2
3
Самостоятельная работа:
Работа с литературой по самостоятельному изучению и составление конспекта о приборах для измерения давления сред. Назначение, область применения, устройство и принцип действия.
2
Тема 1.4.
Основы технической гидродинамики
Задачи гидродинамики. Виды движения жидкости. Поток жидкости. Гидравлические элементы потока: площадь живого сечения потока, смоченный периметр, гидравлический радиус, объемный и весовой расход жидкости, средняя скорость движения потока.
Уравнение неразрывности для потока жидкости. Энергия элементарной струйки. Уравнение Бернулли. Геометрический и физический смысл уравнения Бернулли для идеальной жидкости.
4
3
Самостоятельная работа:
Изучение и составление конспекта о примерах и применении уравнения гидродинамики в технике.
2
Тема 1.5. Движение жидкости в напорных трубопроводах
Полный напор и его составные части. Построение пьезометрических и напорных линий. Примеры применения уравнения Бернулли в технике. Измерение скорости потока и расхода жидкости.
Режимы движения жидкостей: ламинарный и турбулентный. Потери напора на трение при ламинарном и турбулентном движении. Формула Дарси - Вейсбаха. Шероховатость. Зоны русла.
Коэффициент Дарси. Местные сопротивления. Коэффициент местного сопротивления.
Понятия простого и сложного трубопровода. Гидравлический расчет простого трубопровода.
Три основные задачи при расчете простого трубопровода, определение напора, расхода и диаметра.
4
Тема 1.6.
Гидравлические измерительные приборы
Лабораторные работы №№ 2, 3, 4
6
Измерение давления и расхода. Определение режима движения жидкости.
Иллюстрация уравнения Бернулли.
Определение потерь напора по длине.
Самостоятельная работа:
Работа с литературой по самостоятельному изучению и составление конспекта о примерах и применении уравнения гидродинамики в технике. Решение задач: расчет числа Рейнольдса, скорости и расхода жидкости, величины потерь давления в гидросистеме, расчет простого трубопровода.
Приборы для измерения жидкости и давления. Приборы для измерения расхода.
4
2
3
Самостоятельная работа:
Работа с литературой. Решение задач.
2
Раздел 2. Объемный гидропривод и пневмопривод
52
Тема 2.1.
Общие сведения об объемном гидроприводе.
Принцип работы гидравлического привода. Основные элементы объемных гидроприводов, их назначение. Требования к гидроприводам, их классификация, достоинство и недостатки. Область применения гидропривода. Условные графические обозначения элементов гидравлических и пневматических схем приводов изделий по ГОСТу.
2
2
Тема 2.2.Общие сведения об объемных гидравлических машинах.
Классификация гидравлических машин. Определения насосов и гидродвигателей. Классификация насосов. Назначение и область применения основных типов насосов и гидродвигателей. Подача, напор, число оборотов, с которыми работает насос, момент на валу, потребляемая мощность, коэффициент полезного действия. Шестеренные насосы. Пластинчатые насосы. Устройство, принцип действия. Достоинство и недостатки.
Пластинчатые насосы. Устройство, принцип действия. Достоинство и недостатки. Требования к насосам. Схема и принцип действия поршневого насоса. Устройство, принцип действия радиально-поршневых и аксиально-поршневых насосов. Область применения. Гидроцилиндры.
10
3
Лабораторная работа: №5.
2
Определение рабочих характеристик объемного гидронасоса.
Самостоятельная работа:
2
Работа с литературой по самостоятельному изучению и составлению кратких конспектов об устройстве и принципе действия гидроцилиндра. Примеры применения. Расчет гидроцилиндра по исходным данным.
Тема 2.3.
Гидравлическая аппаратура
Назначение гидроаппаратов. Конструкции запорно-регулирующих элементов. Аппаратура для регулирования и контроля давления. Крановые и золотниковые распределители, их типы, принцип действия, подключение в гидросистему. Аппаратура для регулирования расхода рабочей жидкости.
4
3
Лабораторные работы: №№ 6,7.
4
Исследование характеристик напорного гидроклапана.
Исследование характеристик редукционного клапана.
Самостоятельная работа:
4
Работа с литературой по самостоятельному изучению и составление кратких конспектов о работе дросселирующих распределителях, их назначении и принципе действия.
Тема 2.4.
Фильтрация рабочих жидкостей. Оборудование систем гидроприводов
Трубопроводы, их соединения и монтаж. Устройства для очистки масла. Типы фильтров, их конструкция, принцип действия. Способы подключения фильтров в гидросистему. Гидробаки. Теплообменники.
Способы гидравлического регулирования скорости рабочих органов. Сущность, достоинство и недостатки схем объемного регулирования. Сущность, схемы, достоинства и недостатки дроссельного регулирования.
2
3
Самостоятельная работа:
2
Работа с литературой. Уплотнительные устройства. Расчет и обоснования выбора гидробаков, теплообменников.
Тема 2.5. Системы объемных гидроприводов
Нерегулируемый гидропривод. Гидропривод с объемным регулированием. Гидропривод с дроссельным регулированием.
2
3
Лабораторная работа: №8.
4
Исследование характеристик объемного гидропривода с поступательным движением выходного звена.
Самостоятельная работа:
2
Изучение и составление конспекта о работе гидропривода с дроссельным регулирование.
Тема 2.6. Общие сведения о пневмоприводе.
Назначение и область применения пневмоприводов. Основные элементы пневмоприводов и их функциональное назначение. Достоинства и недостатки пневмоприводов.
2
3
Самостоятельная работа:
2
Примеры использования пневмоприводов.
Тема 2.7.
Рабочие процессы в пневмосистемах.
Устройство и принцип действия поршневого компрессора. Теоретический и действительный процесс сжатия в компрессоре. Достоинства и недостатки поршневого компрессора Схема получения сжатого воздуха. Основное и вспомогательное оборудование поршневой компрессорной станции.
2
2
Самостоятельная работа:
2
Исследование работы поршневого компрессора по индикаторной диаграмме.
Тема 2.8. Основы расчета гидро- и пневмосистем.
Основы расчета гидропривода: определение параметров насоса, диаметров трубопровода, потерь давления в гидросистеме. Понятие о тепловом расчете пневмосистемы.
2
3
Самостоятельная работа:
2
Решение задач.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
-
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
-
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
-
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация дисциплины требует наличия учебного кабинета «Гидравлические и пневматические системы» и лаборатории.
занятий.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- электронные ресурсы;
- кодоскоп (фолии по дисциплине «Гидравлические и пневматические системы»).
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- установки и стенды для лабораторных работ;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Ю.М. Исаев, В.П. Коренев Гидравлика и гидро- пневмопривод. М.:
ACADEMIA, 2004
2. А.В.Лепешкин, А.А.Михайлин.
Гидравлические и пневматические системы. М.: ACADEMIA, 2004
3. С.П.Стесин
Гидравлика, гидромашины и гидропривод. М.: ACADEMIA, 2008
4.И.В.Веригин
Компрессорные и насосные установки. М.: ACADEMIA, 2007
Дополнительные источники:
1.О.Ф.Никитин, К.М.Холин Объемные гидравлические и пневматические приводы. М.: Машиностроение, 1988.
2. Л.С. Столбов и др. Основы гидравлики и гидропривод станков. М.:Машиностроение, 1988.
3.К.М.Холин, О.Ф.Никитин Основы гидравлики и объемные гидроприводы. М.:Машиностроение, 1989.
Интернет-ресурсы:
1. Лекции по курсу «Основы гидравлики и гидравлические и пневматические машины, тесты для проверки пройденного материала, примеры чертежей гидроаппаратов, а также вопросы для подготовки к экзаменам »
gidravl. narod.ru - данные на 01.01.2011г.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами гибких практико-ориентированных текущих домашних заданий, увязанных с конкретным рабочим местом во время практики;
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
- составлять принципиальные схемы гидравлических и пневматических систем
лабораторные работы № 2, 5, 6, 7, 8
-производить расчеты по определению параметров гидро- и пневмосистем
лабораторные работы № 2, 3, 4, 5, 6
Знания:
-физические основы функционирования гидравлических и пневматических систем
тестовые задания, устный опрос, решение задач, контрольная работа, домашняя работа
- устройства и принцип действия различных типов приводов гидро- и пневмосистем
тестовые задания, устный опрос, домашняя работа
-методику расчета основных параметров разного типа приводов гидро- и пневмосистем
тестовые задания, устный опрос, домашняя работа