- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка: Обучение игре в хоккей на траве детей дошкольного и младшего школьного возраста
Методическая разработка: Обучение игре в хоккей на траве детей дошкольного и младшего школьного возраста
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Котенкова Е.С. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионально образования «Санкт-Петербургское училище олимпийского резерва №2 (техникум)»
Методическая разработка
по хоккею на траве:
«Обучение игре в хоккей на траве детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Разработал: инструктор-методист
Котенкова Е.С.
г. Санкт-Петербург
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3-4
Пояснительная записка 5-7
.Общая характеристика детей дошкольного и раннего школьного возраста 8
-
Возрастные особенности детей в 6-9 лет 8-10
-
Особенности двигательной деятельности учащихся 10-11
. Программно-нормативный раздел 12
-
Гигиенические и санитарные требования при проведении физкультурных занятиях 13-14
-
Техника безопасности 14-16
-
Врачебный и педагогический контроль в системе занятий 16
. Практический раздел 17
-
Средства физического воспитания 17
-
Программа физического воспитания для учащихся 6-9 летнего возраста 17-24
V. Методические рекомендации 25
-
Дозирование нагрузки на занятиях 25
-
Развитие психофизических качеств 25-29
-
Формирование личностных качеств и индивидуальных способностей учащихся 29-30
-
Основные направления и технология воспитательной работы 30-32
-
Формирование индивидуальных способностей 32-33
-
-
Литература 34
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст и ранний школьный - важные периоды физического развития, формирования двигательной функции и становления личности человека. В этом возрасте необходимо своевременно и эффективно стимулировать нормальное протекание естественного процесса физического развития, повышать сопротивляемость организма неблагоприятным внешним воздействиям, а также формировать осознанную потребность дошкольников в двигательной активности.
Методические рекомендации по физической культуре для учащихся (с начальными формами упражнений по хоккею на траве) разработаны на основе нормативных документов, регламентирующих физическое воспитание в ДЮСШ. В частности, Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29 апреля 1999 года определяет, что "физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в процессе включенных в программу физического воспитания в ДЮСШ бесплатных учебных занятий по физической культуре" (статья 14); решение коллегии Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиума РАО от 23 мая 2002 г.
№11/9/6/5 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ" предусматривает обеспечение взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удостоверения потребностей обучающихся в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом; гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима для ДЮСШ и СДЮСШОР регулируют санитарно- эпидемиологические правила и нормы.
Новизной представляемых методических рекомендаций является:
-
внедрение начальных форм упражнений по хоккею на траве для детей 6-9
летнего возраста;
-
реализация технологии содействия сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
-
систематизация требований к физической подготовленности занимающихся (по показателям физического развития, функционального состояния и развития психофизических качеств);
-
преемственность изучения программного материала, отраженная в перспективном, текущем и оперативном планировании;
-
разнообразие средств и методов, включенных в различные формы работы с учащимися (физкультурные занятия, праздники, дни здоровья, физкультминутки, занятия совместно с родителями, занятия по ознакомлению с водной средой).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации являются материалом, регламентирующим учебно-воспитательную работу для детей занимающихся в группе спортивного оздоровления (СО) и групп начальной подготовки и предназначены для тренеров-преподавателей работающих в ДЮСШ. Методические рекомендации раскрывают весь комплекс направлений работы по физическому воспитанию детей 6-9 летнего возраста. При разработке данной программы использовался передовой опыт работы с дошкольниками и школьниками 6-9 летнего возраста по изучению начальных упражнений по хоккею на траве, накопленный тренерами-преподавателями МБОУДОД ДЮСШ №4, а также тренерами- преподавателями других регионов Российской Федерации, а также научно- методические разработки по внедрению в практику здоровьесберегающих технологий.
Реализация методических рекомендаций по физической культуре для учащихся (с начальными формами упражнений по хоккею на траве) основывается на технологии содействия сохранению и укреплению здоровья воспитанников 6-9 летнего возраста. Эта технология имеет два направления:
-
внесубъектное, основанное на технологии рациональной организации воспитательного процесса, формировании здоровье сберегающей среды;
-
субъективное, предполагающее активное участие дошкольников в выполнении различных видов движений, в формировании гигиенических знаний, умений, навыков.
Принципы технологии сохранения и укрепления здоровья дошкольников:
-
создание оздоравливающей среды (организация целесообразного здоровье укрепляющего пространства);
-
профилактика здоровья детей (формирование рациональной осанки, укрепление свода стопы);
-
природообразность (учет и использование физиологических возможностей организма дошкольников в соответствии с возрастным развитием, дифференцированный и индивидуальный подход к ребенку);
-
саморегуляция (важность приложения собственных усилий к укреплению здоровья).
Содержательные основы реализации технологии направлены на то, чтобы обеспечить сохранение и укрепление здоровья, всестороннее развитие личности дошкольников 6-7 летнего возраста и школьников 7-9 летнего возраста и привить им устойчивый интерес и потребность к занятиям физическими упражнениями, изучить с детьми начальные формы упражнений по хоккею на траве.
Основные задачи применения технологии:
-
повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания;
-
укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование рациональной осанки;
-
содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов;
-
развитие физических качеств;
-
формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, метание и ловля, безопасное падение, плавание, сохранение правильной осанки);
-
формирование устойчивой потребности в занятиях физической культурой и интереса к начальным формам упражнений по хоккею на траве.
Технологические основы реализации требуют создания психолого- педагогических условий организации здоровье сберегающего учебно- воспитательного процесса учащихся.
Первостепенное значение при этом имеют:
-
организация развивающей и оздоравливающей среды в процессе занятий физическими упражнениями;
-
творческая организация физкультурных занятий;
-
координация подходов к физическому воспитанию детей в условиях спортивных школ и семьи.
При организации работы с воспитанниками широко используется следующие средства и факторы: гигиенические факторы, оздоровительные силы природы, элементарный физический труд по самообслуживанию, физические упражнения.
. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И РАННЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Всестороннее развитие учащихся в значительной степени зависит от двигательной активности, которая служит источником не только познания окружающего мира, но и психического, физического развития маленького человека. Своевременность и высокая эффективность использования различных средств физической культуры в дошкольном возрасте содействуют гармоничному развитию детей, положительно влияет на их умственную сферу, повышает уровень подготовленности к обучению в школе.
Младший школьный возраст это возраст интенсивного интеллектуального развития. На основе интеллекта развиваются все остальные функции, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Возникает произвольное и намеренное запоминание, способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что нужно для решения текущей задачи; научается выделять цель, условия и средства ее достижения, появляется способность к теоретическому мышлению. Все эти достижения, и особенно поворот ребенка на самого себя (рефлексия), в результате учебной деятельности свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.
-
-
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ В 6-9 ЛЕТ
-
В возрасте 6-9 лет происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в связи, с чем недопустимо длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформация суставов.
На пятом-шестом году жизни ребенок постепенно начинает осознавать свое положение среди сверстников.
Познавательное развитие в младшем дошкольном возрасте продолжается по следующим основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются его представления и знания о мире.
Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений - это позволяет им каждый день делать удивительные "открытия".
К пяти-шести годам начинает формироваться произвольность - в игре, рисовании, конструировании (деятельность по замыслу). Развиваются начала эстетического отношения к миру (к природе, окружающей предметной среде, людям). Ребенка отличает целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, попытки понять их содержание.
Основные цели работы с детьми 6-9 лет
Необходимо:
-
охранять и укреплять здоровье детей, способствовать их физическому развитию, избегая нервных и физических перегрузок;
-
создавать условия для реализации всех видов игры;
-
внимательно относиться к формирующемуся детскому сообществу и терпеливо поддерживать его;
-
формировать основы культурного и экологически целесообразного поведения (в природе и обществе);
-
во всех видах деятельности и общения способствовать развитию у детей диалогической и монологической речи;
-
развивать у детей познавательные интересы, сенсорные и интеллектуальные способности;
-
поддерживать экспериментирование с материалами, словом, движением, моделировать игровые ситуации;
-
развивать воображение и творческое начало;
-
продолжать формировать у детей эстетическое отношение к окружающему и художественные способности.
-
-
ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
-
Старший дошкольный и ранний школьный возраста
Позвоночник в основном сформирован, хотя податлив к изменению, поэтому надо следить за осанкой детей. Увеличиваются удельный вес и сила мышц, совершенствуются их функции. На шестом году жизни происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Дети лучше осваивают ритм движения, быстро переключаются с одного темпа на другой. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ. Они могут различать в содержании движения не только его основные элементы, но и детали. Начинают осваивать более тонкие движения в действии. В результате успешно осваивают прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазанья по шесту и канату, метание на дальность и в цель, катание на двухколесном велосипеде и плавание. Оценка движений приобретает конкретность, объективность, появляется самооценка. Они начинают понимать красоту, грандиозность движений. Дети почти не допускают ошибок, меньше требуется повторений. Появляется возможность выполнять упражнения в разных вариантах.
У детей появляется устойчивый интерес к достижению коллективного результата в командных играх и эстафетах, формируется умение проводить подвижные игры самостоятельно. Физическое и нервное напряжение не должно
быть длительными. Поэтому новые упражнения сочетаются с известными, делают между упражнениями паузы для отдыха.
Особенности организации двигательной деятельности дошкольников и школьников 6-9 лет
Необходимо:
-
развивать у них интерес к физической культуре, к ежедневным занятиям и подвижным играм; знакомить с некоторыми спортивными событиями в стране;
-
содействовать постепенному освоению ими техники движений;
-
формировать представления о разнообразных способах их выполнения;
-
целесообразно формировать физические качества (ловкость, быстроту, силу, гибкость, общую выносливость);
-
воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества (настойчивость, самостоятельность, смелость, честность, взаимопомощь, трудолюбие);
-
учить проявлять активность в разных видах двигательной деятельности
(организационной и самостоятельной);
-
учить чередовать подвижную деятельность с менее интенсивной и отдыхом.
12
. ПРОГРАМНО-НОРМАТИВНЫЙ РАЗДЕЛ
учебный план занятий для детей 6-9 летнего возраста
Содержание занятий
Месяцы
9
10
11
12
1
2
3
4
5
6
7
8
I. Теоретические занятия
2
1
1
2
2
1
1
1
1
2
1
1
II. Практические занятия:
14
1
16
14
13
13
14
15
13
19
13
14
- Общая Физическая Подготовка
Ходьба
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Равновесие
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Бег
2
2
2
4
2
2
2
4
2
4
2
2
Лазанье
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Прыжки
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Бросание, ловля мяча
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Имитационные упражнения
1
1
4
1
1
2
1
1
4
1
1
ОРУ (обшеразвивающие упражнения)
3
3
3
4
3
3
3
3
3
4
3
3
- Специальная Физическая Подготовка
9
10
11
8
7
7
13
13
11
6
11
11
Начальные формы упражнений по хоккею на траве
1
4
3
4
3
3
4
3
3
2
3
3
Висы
2
2
2
2
2
2
2
Упоры
2
2
2
2
2
2
Подвижные игры
4
4
4
4
4
4
2
4
4
2
4
4
Построения
4
3
4
- Медицинский контроль
2
2
- Зачетные требования
2
2
Всего за месяц
27
24
28
26
22
23
28
29
25
29
25
26
Всего за год
276
-
-
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ
-
В процессе занятий с учащимися 6-9 летнего возраста необходимо соблюдать требования к условиям организации занятий. Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны преподавателя.
В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей.
-
Всё оборудование должно быть надежно закреплено; оборудование, инвентарь, наглядные пособия должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения.
-
Инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня груди.
-
Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым; освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.
Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5кг (для ребенка старшего дошкольного возраста).
Категорически запрещается привлекать детей к труду, представляющему угрозу инфицирования (уборка зала).
Преподаватель должен соблюдать требования к оборудованию и материалам. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям. В пользовании детям даются только исправные и безопасные предметы.
Запрещается использование в работе оборудования и инструментов, предназначенных для взрослых.
Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии. Все колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей месте.
Требования к методике руководства физкультурной деятельностью
дошкольников
Обучая детей различным умениям и навыкам, приемам выполнения движений, преподаватель должен обеспечить правильный показ движения.
При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры.
Не допускать нахождения детей в зале без присмотра, следить за организованным входом и выходом детей из зала.
При проведении занятия следить за правильным выбором места проведения, так чтобы в поле зрения находились все дети.
При выполнении упражнений с предметами следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.
Осуществлять постоянный контроль за сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия.
Наблюдать за состоянием детей, не допускать их переутомления.
В случае появления внешних признаков переутомления преподаватель предлагает ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную деятельность.
Преподаватель в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения на занятии и систематически контролирует их выполнение.
-
-
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
-
Для организации занятий, укрепляющих здоровье учащихся важно неукоснительно соблюдать технику безопасности и содействовать профилактике травматизма среди занимающихся.
Основные причины травматизма детей на занятиях физическими
упражнениями
-
Нарушение правил организации занятий:
-
проведение занятий с большим числом детей на одного преподавателя, чем полагается;
-
нахождение детей в зале без присмотра преподавателя и неорганизованный вход и выход из зала;
-
самовольный доступ к снарядам и тренажерам;
-
неправильный выбор преподавателем места при проведении занятия, когда часть детей находится вне его поля зрения;
-
недостаточные интервал и дистанция между детьми при выполнении групповых упражнений.
-
Нарушения в методике преподавания:
-
форсированное обучение сложным, связанным с риском и психологическими трудностями для ребенка упражнениями без достаточной его подготовленности;
-
чрезмерная нагрузка на ребенка в ходе занятия, связанное с этим значительное утомление, приводящее к снижению концентрации внимания;
-
излишнее эмоциональное возбуждение, вызванное выполнением сложных упражнений, игр, эстафет.
-
Нарушение санитарно-гигиенических условий и формы одежды:
-
недостаточная освещенность зала для занятий;
-
отсутствие вентиляции;
-
неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен одежда;
-
посторонние колющие предметы на одежде;
-
цепочки, тесемки;
-
Отсутствие систематического врачебного контроля за физическим состоянием детей:
-
чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания;
-
отсутствие систематической диспансеризации детей;
-
отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах.
-
Недооценка значения страховки помощи:
-
неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений, при выполнении основных видов движений.
-
Нарушение техники безопасности, неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря, оборудования:
-
неровности пола, щели;
-
отсутствие в легкодоступном месте аптечки первой медицинской помощи.
-
-
ВРАЧЕБНЫЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ
-
ЗАНЯТИЙ
Контроль за физическим воспитанием детей дошкольного и школьного возрастов включает следующие показатели:
-
Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей.
С целью осуществления индивидуального подхода при назначении различных средств физического воспитания выделяются две группы детей:
- основная группа, не имеющая никаких медицинских и педагогических противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой.
- ослабленная группа, имеющая ограничения временного характера в величине и интенсивности физической нагрузки и объеме закаливающих мероприятий.
-
Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима определяются методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка.
-
Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий, физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви.
-
Санитарно-просветительская работа по вопросам физического воспитания дошкольников и младших школьников среди персонала учреждения и родителей
. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
-
-
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
-
В процессе занятий с учащимися среди средств физического воспитания выделяют гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.
Гигиенические факторы играют важную роль в физическом воспитании. Они включают в себя режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, зала.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности и работоспособность организма.
Физические упражнения включают в себя основные движения, общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения по хоккею на траве.
-
-
ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
-
6-9 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА.
1. Теоретическая подготовка
№
Темы:
1
физическая культура и спорт в России
2
краткий обзор развития хоккея на траве в России и за рубежом
3
физическое развитие и укрепление здоровья
4
краткие сведения о строении и функциях организма, влияние физических упражнений на организм
5
закаливание организма; гигиена
6
врачебный контроль
7
профилактика травматизма
8
зачетные требования
9
основы судейства
2.Общая физическая подготовка (ОФП)
ХОДЬБА
в колонне
приставным шагом
на носках, на пятках
в разных направлениях
змейкой
с различными положениями рук
на внешнем крае стопы
вперед, назад
с высоким подниманием бедра
в чередовании с бегом с высоким подниманием бедра
РАВНОВЕСИЕ
перешагивание через препятствие
кружиться на месте
упражнение «ласточка»
ходьба с закрытыми глазами
БЕГ
в разных направлениях
в колонне
непрерывный
с высоким подниманием бедра
в медленном темпе
змейкой
в чередовании с ходьбой
быстром темпе
захлестывание
ЛАЗАНИЕ
в упоре на коленях и локтях (кистях)
подлезание под препятствие
проползание на животе
ПРЫЖКИ
на месте на двух ногах
с продвижением вперед
подпрыгивание на месте
через препятствие
в длину с места
вверх
на одной ноге
налево, вправо
подскок-прыжок на месте
БРОСАНИЕ, ЛОВЛЯ МЯЧА
подбрасывание мяча вверх и ловля
метание мяча
бросание мяча и ловля с расстояния
ИМИТАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
движения спортсменов
объектов живой и неживой природы
природных явлений
ОРУ (общеразвивающие упражнения)
1
И.п. - о.с., руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - руки вверх, подняться на носки; 3 - руки в стороны; 4 - вернуться в исходное положение (4-6 раз).
2
И.п. - стойка - ноги на ширине плеч, руки внизу. 1 - руки в стороны; 2 - наклон к правой (левой) ноге, коснуться пальцами рук носков ног; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - исходное положение (4-6 раз).
3
И.п. - о.с., руки на поясе. 1-2 - присесть, 3 - руки вынести вперед; 4 -
вернуться в исходное положение (4-6 раз).
4
И.п. - о.с., руки вдоль туловища. 1- шаг вправо, руки в стороны; 2-наклон вправо (влево), правую руку вниз, левую вверх; 3-выпрямиться, руки в стороны; 4-исходное положение (4-6 раз).
5
И.п. - о.с., руки вдоль туловища. 1 - правую ногу назад на носок, руки за голову; 2-исходное положение. То же левой ногой (6-8 раз).
6
И.п. - о.с., руки на поясе. 1-прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2-
прыжком ноги вместе. Выполняется на счет 1-8.
3. Специальная физическая подготовка (СФП)
НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ УПРАЖНЕНИЙ ПО ХОККЕЮ НА ТРАВЕ
Посадка (стойка) хоккеиста
Бег
Бег с прыжками
Бег с поворотами
Бег с резкими остановками
Бег спиной вперед
Владение клюшкой и мячом
Хват клюшки одной рукой
Хват клюшки двумя руками
Ведение мяча
Ведение без отрыва клюшки от мяча
Ведение мяча толчками
Толчок мяча
Щелчок
Остановка мяча
Отбор мяча
Стойка и движения вратаря
ВИСЫ
вис стоя, спиной на гимнастической стенке
вис на канате, перекладине
передвижение в висе
различным хватом
УПОРЫ
упор стоя на коленях
упор сзади на полу
перемещение в упоре руками вперед
перемещение в упоре сзади ногами вперед
из различных исходных положений
упор лежа
упор на низкой перекладине
на параллельных брусьях
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
с ходьбой и бегом
с прыжками
с ползанием
с бросанием и ловлей мяча
на ориентирование в пространстве
формирующие гигиенические знания, умения, навыки
с элементами хоккея на траве
ПОСТРОЕНИЯ
парами
в колонну
в шеренгу
размыкание на вытянутые руки
повороты на месте с переступанием
команды "становись", "равняйсь", "смирно"
в две колонны
в круг
Подвижные и спортивные игры
Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество.
Спортивные игры дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопомощи.
Подвижные игры с элементами спортивных игр вводятся тогда, когда дети уже самостоятельно организуют подвижные игры. Игры с элементами спортивных игр требуют большей, чем в подвижных играх, собранности, организованности, наблюдательности, определенной, доступной детям техники движений, быстрой двигательной реакции.
В играх с элементами спортивных игр существует некоторое ограничение движении, определяемое спецификой и точностью техники двигательных действий данной игры. В составе команд установленное число участников, обязанности их распределены, продолжительность игры ограничена во времени, правила определяют точность двигательных действий. Условия проведения игр требуют подготовленного места, разметки площадки, соответствующего оборудования, инвентаря. В указанных играх дети получают правильные навыки, отвечающие общим требованиям техники спортивных игр.
Элементарные игры
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет
ребенок. Это игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой).
Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной им цели. Это: игры типа перебежек, ловишек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия); игры с элементами соревнования (индивидуального и группового); несложные игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды, ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды); игры с использованием предметов - требуют определенных условий, правила в них направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих плюс элемент соревнования с целью достижения лучших результатов.
Игры-аттракционы - в них двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования
Игровые упражнения, где каждый ребенок действует отдельно, выполняя указания взрослого.
Сложные игры
Спортивные игры (хоккей, футбол, баскетбол и др.) требуют собранности, организованности, наблюдательности, овладения определенной техникой движений, быстроты двигательной реакции. В дошкольном и младшем школьном возрасте используются элементы спортивных игр, и дети играют по упрощенным правилам.
Обучение элементам игры в хоккей на траве
Для успешных занятий спортивными играми, детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста следует совершенствовать основные виды движений и физических качеств, в первую очередь необходимые для данной спортивной игры.
В подготовительный период обучения дети осваивают основные понятия: клюшка, крюк клюшки, мяч и т.п.
В начале дети играют облегченными клюшками. В этот период руки ребенка привыкают к отягощению клюшкой, дети приобретают ловкость, учатся маневрировать, вести мяч, бить по мячу и т.п.
Клюшками дети стараются загнать мяч между стойками, в круг или ворота.
Играют в игры «Передай мяч», «Кто быстрее догонит мяч до круга» и т.п.
С самого начала важно научить правильно, непринужденно держать клюшку двумя руками. В руках игрока она должна быть легкой, послушной. Для этого детям предлагаются упражнения: махи руками с клюшкой, перенос клюшки вокруг туловища, из одной руки в другую, вращение клюшки, держа ее двумя руками и т.п.
Особое внимание стоит уделить обучению ведения мяча. Сюда включают: ведение мяча, плавное ведение без отрыва от клюшки, ведение мяча толчками и т.д.
Также необходимо научить правильно останавливать мяч, передавать другому игроку.
Когда дети овладеют навыком ведения и передачи мяча, можно предложить игру в хоккей на траве по упрощенным правилам.
В подготовительный период детям даются упражнения для развития чувства ловкости, умения маневрировать и т.п. Детям предлагается пробежать между городками или стойками, стараясь не задеть ни одного; пробежаться, подгоняя мяч клюшкой; или пробежать всем вместе до черты. Каждый ведет свой мяч. Побеждает тот, кто пересечет черту первым.
Затем дети стараются загнать в ворота свой мяч. Побеждает тот, кто первым загонит мяч в ворота 3 раза.
Предпочтительно играть в хоккей на небольшой площадке. Одежда детей при игре должна быть легкой, свободной, не стесняющей движений.
Когда планируется игра в хоккей на траве, тренер-преподаватель тщательно продумывает план игры. Дети выходят на площадку, выполняют легкий бег 2- 3 круга, затем ряд упражнений в быстром темпе сначала без клюшки, а далее с
клюшкой. После этого детям предлагается разучивание какого-нибудь приема, например, толчки мяча, щелчки и т.п., затем проводится игра.
Заканчивается занятие легким бегом с изменением темпа и направления (без клюшки).
Организация и методика проведения спортивных игр
Характеристика игр. По сравнению с настоящими «взрослыми» спортивными играми, игры для дошкольников и младших школьников упрощаются по содержанию, правилам, количеству участников, введению заданий на коллективное соревнование. Учитываются физическое развитие и индивидуальные особенности детей.
Объяснение игры. Желательна такая последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала объясняется главное, а затем по ходу игры все детали. Тренер-преподаватель объясняет правила перед игрой, а затем задает вопросы, чтобы убедиться, что все дети поняли правила игры. Дети могут до игры рассказать правила сами или ответить на вопросы тренера-преподавателя.
Руководство ходом игры. Тренер-преподаватель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда тренер-преподаватель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.
Подведение итогов игры. Тренер-преподаватель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, точность попадания в ворота соперника, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Тренер-преподаватель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры
должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.
Культурно-гигиенические навыки
Контролировать выполнение детьми основных правил личной гигиены: Своевременное мытье рук, умывание, чистка зубов, полоскание рта после приема пищи;
Поддерживать совершенствование у детей навыков самостоятельности; формирование и закрепление у них полезных привычек, способствующих хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни.
Безопасность жизнедеятельности
Создавать благоприятные условия пребывания детей в спортивной школе, исключающие возможность перегрузки, перенапряжения нервной системы, травматизма, переутомления;
Формировать у детей понимание важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм при действиях с травмоопасными предметами, правила поведения на улице и в транспорте, во время прогулки на природе;
Знакомить детей с правилами, ограничивающими контакты с незнакомыми людьми, с больными;
Обучать детей основам правильного поведения при встрече с бездомными и незнакомыми животными;
Обучать детей умению ориентироваться на дорогах, при переходе улиц, перекрестков;
Формировать у них установку на то, принимать пищу можно только в специально предназначенных для этого местах;
Формировать у детей представление об опасности сбора неизвестных растений;
Инициировать знание ребенком адреса своего места жительства и умения при необходимости обратиться за помощью к сотруднику милиции.
V. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
-
-
ДОЗИРОВАНИЕ НАГРУЗКИ НА ЗАНЯТИЯХ
-
Физическая нагрузка - это двигательная активность учащихся, которая сопровождается повышенным, относительно состояния покоя, уровнем функционирования систем организма.
Внешняя сторона нагрузки относится интенсивность, с которой выполняется упражнение и ее объем.
Внутренняя сторона физической нагрузки определяется теми функциональными изменениями, которые происходят в организме дошкольников вследствие влияния определенных внешних сторон нагрузки.
Преподавателю, работающему с воспитанниками, следует избегать возникновения перегрузок у занимающихся.
Причины перегрузок:
-
ошибки в методике занятий с учащимися;
-
нарушение здорового образа жизни ребенка;
-
неблагоприятное влияние окружающей среды;
-
нарушение здоровья.
-
-
РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
-
Развитие основных психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребенка на прогулке.
Развитие быстроты движений
Результат игровых действий хоккеистов во многих случаях зависит от того, насколько быстро игрок может оторваться от опекуна, войти с мячом в круг удара, пробить по воротам, выйти на перехват мяча или на подстраховку партнера. Кроме того хоккеист должен быстро оценивать игровую ситуацию, быстро реагировать на ее изменении, на действия соперников и партнеров, мгновенно переключаться с одного действия на другое. Поэтому понятно, насколько важны в хоккее на траве различные проявления такого качества, как быстрота.
Быстрота - это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Основные формы проявления быстроты:
-
латентное время двигательной реакции;
-
скорость отдельного движения;
-
частота движений.
Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения. В этот момент у ребенка формируется двигательная реакция на направление и скорость движущегося игрока с учетом расстояния и времени его приближения. Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и пространственно- временных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.
Развитие силы
В хоккее на траве нет силовых приемов и игрокам нет необходимости поднимать тяжести, но и им не обойтись без развития такого качества, как сила
-
способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
Проявление силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным применяемым снарядам.
Общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и позвоночник, направлены на постепенное развитие силы. Упражнения подбираются с учетом возможностей опорно-двигательного аппарата ребенка. Они должны быть направлены на преимущественное развитие крупных мышечных групп, обеспечение хорошей реакции сердечно-сосудистой системы ребенка на кратковременные скоростно-силовые нагрузки.
Развитие выносливости
Игроки в современном хоккее на траве должны играть в высоком темпе не только на протяжении матча, но и в ходе всего турнира. Они должны безболезненно переносить значительные тренировочные нагрузки, восстанавливать свою работоспособность в течение небольших пауз, возникающих непосредственно в ходе игры, во время тренировки, а также между таймами игры, между отдельными играми и тренировочными занятиями. Следовательно, эффективность тренировочной и соревновательной деятельности в хоккее на траве во многом определяется уровнем развития выносливости спортсменов - их способности противостоять утомлению.
Различают общую и специальную выносливость. Для начинающих хоккеистов особое значение имеет общая выносливость, она является основой последующей тренировки в большом объеме и с высокой интенсивностью. Кроме того, высокий уровень общей выносливости - одно из главных свидетельств отличного здоровья спортсмена.
Упражнения для развития специальной выносливости тоже необходимо включать в тренировку юных хоккеистов, но только в очень небольшом объеме. Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу небольшой и средней интенсивности в течение продолжительного времени в
соответствии с уровнем физической подготовленности.
Выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребенка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную систему, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье, в целом способствует его всестороннему гармоничному развитию.
Целенаправленная работа по развитию выносливости у дошкольников улучшает функционирование организма, повышает их работоспособность, что особенно важно в плане подготовки детей к школе.
Необходимость развития выносливости у детей дошкольного возраста определяется еще тем, что целенаправленные движения, особенно циклического типа, помогают раскрыть и развить их природные задатки.
Развитие выносливости для формирования волевых качеств личности, черт характера человека.
Развитие гибкости
Гибкость - морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок, детерминирующих амплитуду движений.
В хоккее на траве гибкость проявляется при выполнении сложных технических приемов: броски, удары, перехват мяча в падении. отбор мяча в выпаде и т.п. При хорошо развитой гибкости спортсмену легче использовать и другие свои качества (силу, быстроту, ловкость). Все движения он выполняет быстрее, затрачивает на них меньше энергии. Недостаточная гибкость нередко является причиной травм, повреждений мышц, связок, сухожилий.
Стрейтчинг - это специально разработанная система упражнений, направленных на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, а вместе с тем и на укрепление этих суставов, тренировку мышечно-связочного аппарата с целью улучшения эластических свойств, создание прочных мышц и связок.
Формирование и поддержание правильной осанки является одной из главных задач физического воспитания.
Развитие ловкости
Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями, быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки.
Ловкость хоккеистов проявляется прежде всего в их действиях с клюшкой и мячом. Сама игра в хоккей на траве способствует развитию ловкости. Но для достижения высокого мастерства в этой игре ловкости нужно уделять особое внимание, используя для этого дополнительно специальные упражнения.
В качестве методических приемов для развития ловкости рекомендуется:
-
-
применение упражнений с необычными исходными положениями;
-
зеркальное выполнение упражнений;
-
изменение скорости и темпа движений;
-
варьирование пространственных границ, в которых выполняется упражнение;
-
усложнение дополнительными движениями.
-
Для развития ловкости у учащихся, рекомендуются подвижные игры, общеразвивающие упражнения с предметами, изучение новых упражнений.
-
-
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
-
-
Развитие эмоционально-волевой сферы, связанной с процессом физического воспитания с применением начальных форм упражнений по хоккею на траве.
Выделяется ряд этапов.
-
-
выполнение требований преподавателя (дисциплинированность,
-
трудолюбие, помощь окружающим).
-
-
отделение собственной деятельности от деятельности взрослых.
-
восприятие деятельности взрослых как образца для подражания
-
(осознание необходимости соблюдения гигиены, режима дня).
-
-
появление мотивов действий по образцу, направленных на удовлетворение возникающих потребностей, что содействует проявлению личного поведения.
-
ориентировка на собственные поступки, их оценка.
-
Ребенка необходимо учить психологическим механизмам управления своим настроение, что достигается за счет трудолюбия, собранности, уважения к окружающим.
-
Формирование самооценки. Этапы формирования.
-
-
проявление способности самостоятельно оценивать свои поступки по полярному принципу: хорошо - плохо.
-
проявление способности к самооценке не только поступков, но и эмоциональных состояний.
-
Тренер-преподаватель проводящий занятия с воспитанниками, должен учитывать, что для формирования у занимающихся адекватной самооценки необходимо соблюдать ряд условий: отказ от обобщающих заключений о поведении ребенка; от невыгодных сравнений ребенка с другими детьми; необходимость создания ситуаций успеха в физкультурной деятельности.
-
Формирование первоначальных нравственных представлений.
Предусматривается формирование представлений о добре, зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Нужно акцентировать внимание на профилактике вредных привычек.
В формировании нравственных представлений учащихся в процессе реализации начальных форм упражнений по хоккею на траве, особая роль принадлежит вырабатыванию навыков дисциплинированного, культурного, гуманного поведения.
-
-
-
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
-
-
В процессе реализации программы по физической культуре для воспитанников существуют ведущие направления воспитательной работы.
Первое направление - организация игровой деятельности.
-
-
при организации сюжетно-ролевых игр преподавателю рекомендуется внимательно наблюдать за деятельностью занимающихся, чтобы вовремя заметить и преодолеть опасные тенденции в "игрании" ролей, когда эмоции захлестывают игроков, волевой контроль за поведением снижается.
-
подбирать сюжетно-ролевые игры с учетом равных возможностей у детей, чтобы дать им "проявить" себя. Это достигается не только выбором ролей, но и подбадриванием детей не уверенных в себе, не освоивших правила, горячо переживающих неудачи.
-
Второе направление - формирование гуманных отношений в коллективе дошкольников.
Формирование гуманных отношений строится на проявлении дружбы, уважения к старшим, взаимной помощи, заботы друг о друге, умении учитывать коллективные интересы.
Преподавателю рекомендуются для выполнения следующие педагогические приемы:
-
-
"эмоциональное обволакивание" - проявляется в обязательной встрече ребенка с улыбкой; приветствие ласковым, добрым тоном; обязательные подбадривания в каждом начинании; публичное подчеркивание "правильных" поступков; обязательная помощь в выполнении поручений; соблюдение требований к физкультурной деятельности; выработка единой линии эмоциональных реакций на успех и неудачи.
-
"эмоциональный контраст" - выражается в чередовании строгого и ласкового тона голоса, что создает значительный эффект для пробуждения самосознания дошкольника, его эмоциональной отзывчивости.
-
Третье направление - помощь семьи в приобщении дошкольников к ценностям физической культуры.
Основные методы.
-
-
"эмоциональная установка" - оказывается более сильным механизмом регуляции поведения дошкольников, чем представления, взгляды и даже убеждения.
-
-
-
"положительное подкрепление" - имеет главный смысл, подразумевается, что создание условий для того, чтобы учащийся захотел поступить тем или иным образом.
-
"отрицательное подкрепление" - заключается в том, что учащийся узнает какие отрицательные последствия может принести его поступок.
-
"договор" - является эффективным методом (особенно для учащихся, которые не выполняют требований преподавателя с первого слова).
-
-
-
-
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
-
-
Учащиеся, занимающиеся физическими упражнениями, различаются по ряду основных критериев: особенностям нервной системы, свойствам телосложения, психическому и физическому развитию. Индивидуальные особенности ребенка влияют на усвоение им двигательных умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют преподавателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.
Важную роль в индивидуальной работе с учащимися играют медико- педагогические наблюдения, которые позволяют устанавливать и учитывать показатели силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. В качестве показателей силы учитываются: уровень физической и умственной работоспособности на занятиях и в трудовых процессах; быстрота восстановления работоспособности после утомления; способность преодоления трудностей, инициативность и активность на занятиях, а также в играх; скорость овладения двигательными навыками, двигательная активность, эмоциональный тонус.
Преподаватель приобщает учащихся к физическим упражнениям , совместно выполняя разнообразные задания: вспомнить и выполнить упражнения; организовать знакомые подвижные игры, привлекая при этом на ведущие роли не только активных, но и застенчивых детей. Также проводится коррекционная
работа по исправлению дефектов стопы и осанки, улучшению психофизических качеств и двигательных действий. Для этого педагог показывает и объясняет упражнение, дает предварительную ориентировку в действиях; активизирует сознательное и творческое отношение к движению. Важная роль отводится развитию ручной ловкости, моторике рук.
Формированию у ребенка самостоятельных двигательных действий способствует выполнение физкультурных упражнений, используя различные мелкие и крупные игрушки и инвентарь. Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил.
Самостоятельную двигательную деятельность воспитанников преподаватель систематически и последовательно планирует и направляет.
ЛИТЕРАТУРА
-
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб.
-
Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: "Академия", 200 - 192с.
-
Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001. -336с.
-
Теория и методика физического воспитания/ Под ред. Т.Ю. Круцевич. -
Киев: Олимпийская литература, 2003. - 423с.
-
Янкелевич Е.И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 206с.
-
Масименко А.М. Основы теории и методики физической культуры .-М., 2001.- 319с.
-
Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение.- Ярославль: Академия развития, 2002. - 352 с.
-
Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. Изд. 2-е. испр. и доп. - М.: Олимпия Пресс, 2005. - 258 с.
-
Федотова Е.В. Азбука хоккея на траве. - Москва: ФХТР, 2009. - 320 с.
-
Федотова Е.В. Многолетняя подготовка юных спортсменок в хоккее на траве: Метод. рекомендации/ ФХТР. - М., 2001.