• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка: Обучение игре в хоккей на траве детей дошкольного и младшего школьного возраста

Методическая разработка: Обучение игре в хоккей на траве детей дошкольного и младшего школьного возраста

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионально образования «Санкт-Петербургское училище олимпийского резерва №2 (техникум)»



Методическая разработка

по хоккею на траве:

«Обучение игре в хоккей на траве детей дошкольного и младшего школьного возраста».



Разработал: инструктор-методист

Котенкова Е.С.





г. Санкт-Петербург

2015



СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3-4

Пояснительная записка 5-7

.Общая характеристика детей дошкольного и раннего школьного возраста 8

  1. Возрастные особенности детей в 6-9 лет 8-10

  2. Особенности двигательной деятельности учащихся 10-11

. Программно-нормативный раздел 12

  1. Гигиенические и санитарные требования при проведении физкультурных занятиях 13-14

  2. Техника безопасности 14-16

  3. Врачебный и педагогический контроль в системе занятий 16

. Практический раздел 17

  1. Средства физического воспитания 17

  2. Программа физического воспитания для учащихся 6-9 летнего возраста 17-24

V. Методические рекомендации 25

  1. Дозирование нагрузки на занятиях 25

  2. Развитие психофизических качеств 25-29

    1. Формирование личностных качеств и индивидуальных способностей учащихся 29-30

      1. Основные направления и технология воспитательной работы 30-32

      2. Формирование индивидуальных способностей 32-33

Литература 34


ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст и ранний школьный - важные периоды физического развития, формирования двигательной функции и становления личности человека. В этом возрасте необходимо своевременно и эффективно стимулировать нормальное протекание естественного процесса физического развития, повышать сопротивляемость организма неблагоприятным внешним воздействиям, а также формировать осознанную потребность дошкольников в двигательной активности.

Методические рекомендации по физической культуре для учащихся (с начальными формами упражнений по хоккею на траве) разработаны на основе нормативных документов, регламентирующих физическое воспитание в ДЮСШ. В частности, Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29 апреля 1999 года определяет, что "физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в процессе включенных в программу физического воспитания в ДЮСШ бесплатных учебных занятий по физической культуре" (статья 14); решение коллегии Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиума РАО от 23 мая 2002 г.

№11/9/6/5 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ" предусматривает обеспечение взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удостоверения потребностей обучающихся в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом; гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима для ДЮСШ и СДЮСШОР регулируют санитарно- эпидемиологические правила и нормы.

Новизной представляемых методических рекомендаций является:

  • внедрение начальных форм упражнений по хоккею на траве для детей 6-9

летнего возраста;


  • реализация технологии содействия сохранению и укреплению здоровья дошкольников;

  • систематизация требований к физической подготовленности занимающихся (по показателям физического развития, функционального состояния и развития психофизических качеств);

  • преемственность изучения программного материала, отраженная в перспективном, текущем и оперативном планировании;

  • разнообразие средств и методов, включенных в различные формы работы с учащимися (физкультурные занятия, праздники, дни здоровья, физкультминутки, занятия совместно с родителями, занятия по ознакомлению с водной средой).


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации являются материалом, регламентирующим учебно-воспитательную работу для детей занимающихся в группе спортивного оздоровления (СО) и групп начальной подготовки и предназначены для тренеров-преподавателей работающих в ДЮСШ. Методические рекомендации раскрывают весь комплекс направлений работы по физическому воспитанию детей 6-9 летнего возраста. При разработке данной программы использовался передовой опыт работы с дошкольниками и школьниками 6-9 летнего возраста по изучению начальных упражнений по хоккею на траве, накопленный тренерами-преподавателями МБОУДОД ДЮСШ №4, а также тренерами- преподавателями других регионов Российской Федерации, а также научно- методические разработки по внедрению в практику здоровьесберегающих технологий.

Реализация методических рекомендаций по физической культуре для учащихся (с начальными формами упражнений по хоккею на траве) основывается на технологии содействия сохранению и укреплению здоровья воспитанников 6-9 летнего возраста. Эта технология имеет два направления:

  • внесубъектное, основанное на технологии рациональной организации воспитательного процесса, формировании здоровье сберегающей среды;

  • субъективное, предполагающее активное участие дошкольников в выполнении различных видов движений, в формировании гигиенических знаний, умений, навыков.

Принципы технологии сохранения и укрепления здоровья дошкольников:

  • создание оздоравливающей среды (организация целесообразного здоровье укрепляющего пространства);

  • профилактика здоровья детей (формирование рациональной осанки, укрепление свода стопы);

  • природообразность (учет и использование физиологических возможностей организма дошкольников в соответствии с возрастным развитием, дифференцированный и индивидуальный подход к ребенку);


  • саморегуляция (важность приложения собственных усилий к укреплению здоровья).

Содержательные основы реализации технологии направлены на то, чтобы обеспечить сохранение и укрепление здоровья, всестороннее развитие личности дошкольников 6-7 летнего возраста и школьников 7-9 летнего возраста и привить им устойчивый интерес и потребность к занятиям физическими упражнениями, изучить с детьми начальные формы упражнений по хоккею на траве.

Основные задачи применения технологии:

  • повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания;

  • укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование рациональной осанки;

  • содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов;

  • развитие физических качеств;

  • формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, метание и ловля, безопасное падение, плавание, сохранение правильной осанки);

  • формирование устойчивой потребности в занятиях физической культурой и интереса к начальным формам упражнений по хоккею на траве.

Технологические основы реализации требуют создания психолого- педагогических условий организации здоровье сберегающего учебно- воспитательного процесса учащихся.

Первостепенное значение при этом имеют:

  • организация развивающей и оздоравливающей среды в процессе занятий физическими упражнениями;

  • творческая организация физкультурных занятий;

  • координация подходов к физическому воспитанию детей в условиях спортивных школ и семьи.

При организации работы с воспитанниками широко используется следующие средства и факторы: гигиенические факторы, оздоровительные силы природы, элементарный физический труд по самообслуживанию, физические упражнения.


. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И РАННЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Всестороннее развитие учащихся в значительной степени зависит от двигательной активности, которая служит источником не только познания окружающего мира, но и психического, физического развития маленького человека. Своевременность и высокая эффективность использования различных средств физической культуры в дошкольном возрасте содействуют гармоничному развитию детей, положительно влияет на их умственную сферу, повышает уровень подготовленности к обучению в школе.

Младший школьный возраст это возраст интенсивного интеллектуального развития. На основе интеллекта развиваются все остальные функции, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Возникает произвольное и намеренное запоминание, способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что нужно для решения текущей задачи; научается выделять цель, условия и средства ее достижения, появляется способность к теоретическому мышлению. Все эти достижения, и особенно поворот ребенка на самого себя (рефлексия), в результате учебной деятельности свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.


    1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ В 6-9 ЛЕТ

В возрасте 6-9 лет происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в связи, с чем недопустимо длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформация суставов.

На пятом-шестом году жизни ребенок постепенно начинает осознавать свое положение среди сверстников.

Познавательное развитие в младшем дошкольном возрасте продолжается по следующим основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются его представления и знания о мире.

Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений - это позволяет им каждый день делать удивительные "открытия".

К пяти-шести годам начинает формироваться произвольность - в игре, рисовании, конструировании (деятельность по замыслу). Развиваются начала эстетического отношения к миру (к природе, окружающей предметной среде, людям). Ребенка отличает целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, попытки понять их содержание.


Основные цели работы с детьми 6-9 лет

Необходимо:


  • охранять и укреплять здоровье детей, способствовать их физическому развитию, избегая нервных и физических перегрузок;

  • создавать условия для реализации всех видов игры;

  • внимательно относиться к формирующемуся детскому сообществу и терпеливо поддерживать его;

  • формировать основы культурного и экологически целесообразного поведения (в природе и обществе);

  • во всех видах деятельности и общения способствовать развитию у детей диалогической и монологической речи;

  • развивать у детей познавательные интересы, сенсорные и интеллектуальные способности;


  • поддерживать экспериментирование с материалами, словом, движением, моделировать игровые ситуации;

  • развивать воображение и творческое начало;

  • продолжать формировать у детей эстетическое отношение к окружающему и художественные способности.


    1. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Старший дошкольный и ранний школьный возраста

Позвоночник в основном сформирован, хотя податлив к изменению, поэтому надо следить за осанкой детей. Увеличиваются удельный вес и сила мышц, совершенствуются их функции. На шестом году жизни происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Дети лучше осваивают ритм движения, быстро переключаются с одного темпа на другой. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ. Они могут различать в содержании движения не только его основные элементы, но и детали. Начинают осваивать более тонкие движения в действии. В результате успешно осваивают прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазанья по шесту и канату, метание на дальность и в цель, катание на двухколесном велосипеде и плавание. Оценка движений приобретает конкретность, объективность, появляется самооценка. Они начинают понимать красоту, грандиозность движений. Дети почти не допускают ошибок, меньше требуется повторений. Появляется возможность выполнять упражнения в разных вариантах.

У детей появляется устойчивый интерес к достижению коллективного результата в командных играх и эстафетах, формируется умение проводить подвижные игры самостоятельно. Физическое и нервное напряжение не должно

быть длительными. Поэтому новые упражнения сочетаются с известными, делают между упражнениями паузы для отдыха.


Особенности организации двигательной деятельности дошкольников и школьников 6-9 лет

Необходимо:

  • развивать у них интерес к физической культуре, к ежедневным занятиям и подвижным играм; знакомить с некоторыми спортивными событиями в стране;

  • содействовать постепенному освоению ими техники движений;

  • формировать представления о разнообразных способах их выполнения;

  • целесообразно формировать физические качества (ловкость, быстроту, силу, гибкость, общую выносливость);

  • воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества (настойчивость, самостоятельность, смелость, честность, взаимопомощь, трудолюбие);

  • учить проявлять активность в разных видах двигательной деятельности

(организационной и самостоятельной);

  • учить чередовать подвижную деятельность с менее интенсивной и отдыхом.

12


. ПРОГРАМНО-НОРМАТИВНЫЙ РАЗДЕЛ

учебный план занятий для детей 6-9 летнего возраста

Содержание занятий

Месяцы

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Теоретические занятия

2

1

1

2

2

1

1

1

1

2

1

1

II. Практические занятия:

14

1

16

14

13

13

14

15

13

19

13

14

- Общая Физическая Подготовка

Ходьба

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Равновесие

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Бег

2

2

2

4

2

2

2

4

2

4

2

2

Лазанье

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Прыжки

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Бросание, ловля мяча

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Имитационные упражнения

1

1

4

1

1

2

1

1

4

1

1

ОРУ (обшеразвивающие упражнения)

3

3

3

4

3

3

3

3

3

4

3

3

- Специальная Физическая Подготовка

9

10

11

8

7

7

13

13

11

6

11

11

Начальные формы упражнений по хоккею на траве

1

4

3

4

3

3

4

3

3

2

3

3

Висы

2

2

2

2

2

2

2

Упоры

2

2

2

2

2

2

Подвижные игры

4

4

4

4

4

4

2

4

4

2

4

4

Построения

4


3

4


- Медицинский контроль

2



2

- Зачетные требования

2


2

Всего за месяц

27

24

28

26

22

23

28

29

25

29

25

26

Всего за год

276


    1. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ

В процессе занятий с учащимися 6-9 летнего возраста необходимо соблюдать требования к условиям организации занятий. Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны преподавателя.

В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей.

  • Всё оборудование должно быть надежно закреплено; оборудование, инвентарь, наглядные пособия должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения.

  • Инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня груди.

  • Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым; освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.

Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5кг (для ребенка старшего дошкольного возраста).

Категорически запрещается привлекать детей к труду, представляющему угрозу инфицирования (уборка зала).

Преподаватель должен соблюдать требования к оборудованию и материалам. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям. В пользовании детям даются только исправные и безопасные предметы.

Запрещается использование в работе оборудования и инструментов, предназначенных для взрослых.

Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии. Все колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей месте.


Требования к методике руководства физкультурной деятельностью

дошкольников

Обучая детей различным умениям и навыкам, приемам выполнения движений, преподаватель должен обеспечить правильный показ движения.

При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры.

Не допускать нахождения детей в зале без присмотра, следить за организованным входом и выходом детей из зала.

При проведении занятия следить за правильным выбором места проведения, так чтобы в поле зрения находились все дети.

При выполнении упражнений с предметами следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.

Осуществлять постоянный контроль за сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия.

Наблюдать за состоянием детей, не допускать их переутомления.

В случае появления внешних признаков переутомления преподаватель предлагает ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную деятельность.

Преподаватель в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения на занятии и систематически контролирует их выполнение.


    1. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Для организации занятий, укрепляющих здоровье учащихся важно неукоснительно соблюдать технику безопасности и содействовать профилактике травматизма среди занимающихся.


Основные причины травматизма детей на занятиях физическими

упражнениями

  1. Нарушение правил организации занятий:

  • проведение занятий с большим числом детей на одного преподавателя, чем полагается;


  • нахождение детей в зале без присмотра преподавателя и неорганизованный вход и выход из зала;

  • самовольный доступ к снарядам и тренажерам;

  • неправильный выбор преподавателем места при проведении занятия, когда часть детей находится вне его поля зрения;

  • недостаточные интервал и дистанция между детьми при выполнении групповых упражнений.

  1. Нарушения в методике преподавания:

  • форсированное обучение сложным, связанным с риском и психологическими трудностями для ребенка упражнениями без достаточной его подготовленности;

  • чрезмерная нагрузка на ребенка в ходе занятия, связанное с этим значительное утомление, приводящее к снижению концентрации внимания;

  • излишнее эмоциональное возбуждение, вызванное выполнением сложных упражнений, игр, эстафет.

  1. Нарушение санитарно-гигиенических условий и формы одежды:

  • недостаточная освещенность зала для занятий;

  • отсутствие вентиляции;

  • неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен одежда;

  • посторонние колющие предметы на одежде;

  • цепочки, тесемки;

  1. Отсутствие систематического врачебного контроля за физическим состоянием детей:

  • чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания;

  • отсутствие систематической диспансеризации детей;

  • отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах.

  1. Недооценка значения страховки помощи:

  • неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений, при выполнении основных видов движений.


  1. Нарушение техники безопасности, неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря, оборудования:

  • неровности пола, щели;

  • отсутствие в легкодоступном месте аптечки первой медицинской помощи.


    1. ВРАЧЕБНЫЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ

ЗАНЯТИЙ

Контроль за физическим воспитанием детей дошкольного и школьного возрастов включает следующие показатели:

  1. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей.

С целью осуществления индивидуального подхода при назначении различных средств физического воспитания выделяются две группы детей:

 - основная группа, не имеющая никаких медицинских и педагогических противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой.

 - ослабленная группа, имеющая ограничения временного характера в величине и интенсивности физической нагрузки и объеме закаливающих мероприятий.

  1. Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима определяются методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка.

  2. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий, физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви.

  3. Санитарно-просветительская работа по вопросам физического воспитания дошкольников и младших школьников среди персонала учреждения и родителей


. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


    1. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В процессе занятий с учащимися среди средств физического воспитания выделяют гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.

Гигиенические факторы играют важную роль в физическом воспитании. Они включают в себя режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, зала.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности и работоспособность организма.

Физические упражнения включают в себя основные движения, общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения по хоккею на траве.


    1. ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

6-9 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА.

1. Теоретическая подготовка

Темы:

1

физическая культура и спорт в России

2

краткий обзор развития хоккея на траве в России и за рубежом

3

физическое развитие и укрепление здоровья

4

краткие сведения о строении и функциях организма, влияние физических упражнений на организм

5

закаливание организма; гигиена

6

врачебный контроль

7

профилактика травматизма

8

зачетные требования

9

основы судейства

2.Общая физическая подготовка (ОФП)

ХОДЬБА

в колонне

приставным шагом

на носках, на пятках

в разных направлениях

змейкой

с различными положениями рук

на внешнем крае стопы

вперед, назад

с высоким подниманием бедра

в чередовании с бегом с высоким подниманием бедра

РАВНОВЕСИЕ

перешагивание через препятствие

кружиться на месте

упражнение «ласточка»

ходьба с закрытыми глазами

БЕГ

в разных направлениях

в колонне

непрерывный

с высоким подниманием бедра

в медленном темпе

змейкой

в чередовании с ходьбой

быстром темпе

захлестывание

ЛАЗАНИЕ

в упоре на коленях и локтях (кистях)

подлезание под препятствие

проползание на животе

ПРЫЖКИ

на месте на двух ногах

с продвижением вперед

подпрыгивание на месте

через препятствие

в длину с места

вверх

на одной ноге

налево, вправо

подскок-прыжок на месте

БРОСАНИЕ, ЛОВЛЯ МЯЧА

подбрасывание мяча вверх и ловля

метание мяча

бросание мяча и ловля с расстояния

ИМИТАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

движения спортсменов

объектов живой и неживой природы

природных явлений

ОРУ (общеразвивающие упражнения)

1

И.п. - о.с., руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - руки вверх, подняться на носки; 3 - руки в стороны; 4 - вернуться в исходное положение (4-6 раз).

2

И.п. - стойка - ноги на ширине плеч, руки внизу. 1 - руки в стороны; 2 - наклон к правой (левой) ноге, коснуться пальцами рук носков ног; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - исходное положение (4-6 раз).

3

И.п. - о.с., руки на поясе. 1-2 - присесть, 3 - руки вынести вперед; 4 -

вернуться в исходное положение (4-6 раз).

4

И.п. - о.с., руки вдоль туловища. 1- шаг вправо, руки в стороны; 2-наклон вправо (влево), правую руку вниз, левую вверх; 3-выпрямиться, руки в стороны; 4-исходное положение (4-6 раз).

5

И.п. - о.с., руки вдоль туловища. 1 - правую ногу назад на носок, руки за голову; 2-исходное положение. То же левой ногой (6-8 раз).

6

И.п. - о.с., руки на поясе. 1-прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2-

прыжком ноги вместе. Выполняется на счет 1-8.

3. Специальная физическая подготовка (СФП)

НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ УПРАЖНЕНИЙ ПО ХОККЕЮ НА ТРАВЕ

Посадка (стойка) хоккеиста

Бег

Бег с прыжками

Бег с поворотами

Бег с резкими остановками

Бег спиной вперед

Владение клюшкой и мячом

Хват клюшки одной рукой

Хват клюшки двумя руками

Ведение мяча

Ведение без отрыва клюшки от мяча

Ведение мяча толчками

Толчок мяча

Щелчок

Остановка мяча

Отбор мяча

Стойка и движения вратаря

ВИСЫ

вис стоя, спиной на гимнастической стенке

вис на канате, перекладине

передвижение в висе

различным хватом

УПОРЫ

упор стоя на коленях

упор сзади на полу

перемещение в упоре руками вперед

перемещение в упоре сзади ногами вперед

из различных исходных положений

упор лежа

упор на низкой перекладине

на параллельных брусьях

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

с ходьбой и бегом

с прыжками

с ползанием

с бросанием и ловлей мяча

на ориентирование в пространстве

формирующие гигиенические знания, умения, навыки

с элементами хоккея на траве

ПОСТРОЕНИЯ

парами

в колонну

в шеренгу

размыкание на вытянутые руки

повороты на месте с переступанием

команды "становись", "равняйсь", "смирно"

в две колонны

в круг


Подвижные и спортивные игры

Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество.

Спортивные игры дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопомощи.

Подвижные игры с элементами спортивных игр вводятся тогда, когда дети уже самостоятельно организуют подвижные игры. Игры с элементами спортивных игр требуют большей, чем в подвижных играх, собранности, организованности, наблюдательности, определенной, доступной детям техники движений, быстрой двигательной реакции.

В играх с элементами спортивных игр существует некоторое ограничение движении, определяемое спецификой и точностью техники двигательных действий данной игры. В составе команд установленное число участников, обязанности их распределены, продолжительность игры ограничена во времени, правила определяют точность двигательных действий. Условия проведения игр требуют подготовленного места, разметки площадки, соответствующего оборудования, инвентаря. В указанных играх дети получают правильные навыки, отвечающие общим требованиям техники спортивных игр.

Элементарные игры

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет

ребенок. Это игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой).

Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной им цели. Это: игры типа перебежек, ловишек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия); игры с элементами соревнования (индивидуального и группового); несложные игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды, ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды); игры с использованием предметов - требуют определенных условий, правила в них направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих плюс элемент соревнования с целью достижения лучших результатов.

Игры-аттракционы - в них двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования

Игровые упражнения, где каждый ребенок действует отдельно, выполняя указания взрослого.

Сложные игры

Спортивные игры (хоккей, футбол, баскетбол и др.) требуют собранности, организованности, наблюдательности, овладения определенной техникой движений, быстроты двигательной реакции. В дошкольном и младшем школьном возрасте используются элементы спортивных игр, и дети играют по упрощенным правилам.


Обучение элементам игры в хоккей на траве

Для успешных занятий спортивными играми, детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста следует совершенствовать основные виды движений и физических качеств, в первую очередь необходимые для данной спортивной игры.

В подготовительный период обучения дети осваивают основные понятия: клюшка, крюк клюшки, мяч и т.п.

В начале дети играют облегченными клюшками. В этот период руки ребенка привыкают к отягощению клюшкой, дети приобретают ловкость, учатся маневрировать, вести мяч, бить по мячу и т.п.

Клюшками дети стараются загнать мяч между стойками, в круг или ворота.

Играют в игры «Передай мяч», «Кто быстрее догонит мяч до круга» и т.п.

С самого начала важно научить правильно, непринужденно держать клюшку двумя руками. В руках игрока она должна быть легкой, послушной. Для этого детям предлагаются упражнения: махи руками с клюшкой, перенос клюшки вокруг туловища, из одной руки в другую, вращение клюшки, держа ее двумя руками и т.п.

Особое внимание стоит уделить обучению ведения мяча. Сюда включают: ведение мяча, плавное ведение без отрыва от клюшки, ведение мяча толчками и т.д.

Также необходимо научить правильно останавливать мяч, передавать другому игроку.

Когда дети овладеют навыком ведения и передачи мяча, можно предложить игру в хоккей на траве по упрощенным правилам.

В подготовительный период детям даются упражнения для развития чувства ловкости, умения маневрировать и т.п. Детям предлагается пробежать между городками или стойками, стараясь не задеть ни одного; пробежаться, подгоняя мяч клюшкой; или пробежать всем вместе до черты. Каждый ведет свой мяч. Побеждает тот, кто пересечет черту первым.

Затем дети стараются загнать в ворота свой мяч. Побеждает тот, кто первым загонит мяч в ворота 3 раза.

Предпочтительно играть в хоккей на небольшой площадке. Одежда детей при игре должна быть легкой, свободной, не стесняющей движений.

Когда планируется игра в хоккей на траве, тренер-преподаватель тщательно продумывает план игры. Дети выходят на площадку, выполняют легкий бег 2- 3 круга, затем ряд упражнений в быстром темпе сначала без клюшки, а далее с

клюшкой. После этого детям предлагается разучивание какого-нибудь приема, например, толчки мяча, щелчки и т.п., затем проводится игра.

Заканчивается занятие легким бегом с изменением темпа и направления (без клюшки).

Организация и методика проведения спортивных игр

Характеристика игр. По сравнению с настоящими «взрослыми» спортивными играми, игры для дошкольников и младших школьников упрощаются по содержанию, правилам, количеству участников, введению заданий на коллективное соревнование. Учитываются физическое развитие и индивидуальные особенности детей.

Объяснение игры. Желательна такая последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала объясняется главное, а затем по ходу игры все детали. Тренер-преподаватель объясняет правила перед игрой, а затем задает вопросы, чтобы убедиться, что все дети поняли правила игры. Дети могут до игры рассказать правила сами или ответить на вопросы тренера-преподавателя.

Руководство ходом игры. Тренер-преподаватель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда тренер-преподаватель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.

Подведение итогов игры. Тренер-преподаватель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, точность попадания в ворота соперника, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Тренер-преподаватель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры

должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

Культурно-гигиенические навыки

Контролировать выполнение детьми основных правил личной гигиены: Своевременное мытье рук, умывание, чистка зубов, полоскание рта после приема пищи;

Поддерживать совершенствование у детей навыков самостоятельности; формирование и закрепление у них полезных привычек, способствующих хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни.

Безопасность жизнедеятельности

Создавать благоприятные условия пребывания детей в спортивной школе, исключающие возможность перегрузки, перенапряжения нервной системы, травматизма, переутомления;

Формировать у детей понимание важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм при действиях с травмоопасными предметами, правила поведения на улице и в транспорте, во время прогулки на природе;

Знакомить детей с правилами, ограничивающими контакты с незнакомыми людьми, с больными;

Обучать детей основам правильного поведения при встрече с бездомными и незнакомыми животными;

Обучать детей умению ориентироваться на дорогах, при переходе улиц, перекрестков;

Формировать у них установку на то, принимать пищу можно только в специально предназначенных для этого местах;

Формировать у детей представление об опасности сбора неизвестных растений;

Инициировать знание ребенком адреса своего места жительства и умения при необходимости обратиться за помощью к сотруднику милиции.


V. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


    1. ДОЗИРОВАНИЕ НАГРУЗКИ НА ЗАНЯТИЯХ

Физическая нагрузка - это двигательная активность учащихся, которая сопровождается повышенным, относительно состояния покоя, уровнем функционирования систем организма.

Внешняя сторона нагрузки относится интенсивность, с которой выполняется упражнение и ее объем.

Внутренняя сторона физической нагрузки определяется теми функциональными изменениями, которые происходят в организме дошкольников вследствие влияния определенных внешних сторон нагрузки.

Преподавателю, работающему с воспитанниками, следует избегать возникновения перегрузок у занимающихся.

Причины перегрузок:

  • ошибки в методике занятий с учащимися;

  • нарушение здорового образа жизни ребенка;

  • неблагоприятное влияние окружающей среды;

  • нарушение здоровья.


    1. РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Развитие основных психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребенка на прогулке.


Развитие быстроты движений

Результат игровых действий хоккеистов во многих случаях зависит от того, насколько быстро игрок может оторваться от опекуна, войти с мячом в круг удара, пробить по воротам, выйти на перехват мяча или на подстраховку партнера. Кроме того хоккеист должен быстро оценивать игровую ситуацию, быстро реагировать на ее изменении, на действия соперников и партнеров, мгновенно переключаться с одного действия на другое. Поэтому понятно, насколько важны в хоккее на траве различные проявления такого качества, как быстрота.

Быстрота - это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Основные формы проявления быстроты:

  • латентное время двигательной реакции;

  • скорость отдельного движения;

  • частота движений.

Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения. В этот момент у ребенка формируется двигательная реакция на направление и скорость движущегося игрока с учетом расстояния и времени его приближения. Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и пространственно- временных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.


Развитие силы

В хоккее на траве нет силовых приемов и игрокам нет необходимости поднимать тяжести, но и им не обойтись без развития такого качества, как сила

  • способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Проявление силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным применяемым снарядам.

Общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и позвоночник, направлены на постепенное развитие силы. Упражнения подбираются с учетом возможностей опорно-двигательного аппарата ребенка. Они должны быть направлены на преимущественное развитие крупных мышечных групп, обеспечение хорошей реакции сердечно-сосудистой системы ребенка на кратковременные скоростно-силовые нагрузки.


Развитие выносливости

Игроки в современном хоккее на траве должны играть в высоком темпе не только на протяжении матча, но и в ходе всего турнира. Они должны безболезненно переносить значительные тренировочные нагрузки, восстанавливать свою работоспособность в течение небольших пауз, возникающих непосредственно в ходе игры, во время тренировки, а также между таймами игры, между отдельными играми и тренировочными занятиями. Следовательно, эффективность тренировочной и соревновательной деятельности в хоккее на траве во многом определяется уровнем развития выносливости спортсменов - их способности противостоять утомлению.

Различают общую и специальную выносливость. Для начинающих хоккеистов особое значение имеет общая выносливость, она является основой последующей тренировки в большом объеме и с высокой интенсивностью. Кроме того, высокий уровень общей выносливости - одно из главных свидетельств отличного здоровья спортсмена.

Упражнения для развития специальной выносливости тоже необходимо включать в тренировку юных хоккеистов, но только в очень небольшом объеме. Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу небольшой и средней интенсивности в течение продолжительного времени в

соответствии с уровнем физической подготовленности.

Выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребенка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную систему, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье, в целом способствует его всестороннему гармоничному развитию.

Целенаправленная работа по развитию выносливости у дошкольников улучшает функционирование организма, повышает их работоспособность, что особенно важно в плане подготовки детей к школе.

Необходимость развития выносливости у детей дошкольного возраста определяется еще тем, что целенаправленные движения, особенно циклического типа, помогают раскрыть и развить их природные задатки.

Развитие выносливости для формирования волевых качеств личности, черт характера человека.


Развитие гибкости

Гибкость - морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок, детерминирующих амплитуду движений.

В хоккее на траве гибкость проявляется при выполнении сложных технических приемов: броски, удары, перехват мяча в падении. отбор мяча в выпаде и т.п. При хорошо развитой гибкости спортсмену легче использовать и другие свои качества (силу, быстроту, ловкость). Все движения он выполняет быстрее, затрачивает на них меньше энергии. Недостаточная гибкость нередко является причиной травм, повреждений мышц, связок, сухожилий.

Стрейтчинг - это специально разработанная система упражнений, направленных на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, а вместе с тем и на укрепление этих суставов, тренировку мышечно-связочного аппарата с целью улучшения эластических свойств, создание прочных мышц и связок.

Формирование и поддержание правильной осанки является одной из главных задач физического воспитания.


Развитие ловкости

Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями, быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки.

Ловкость хоккеистов проявляется прежде всего в их действиях с клюшкой и мячом. Сама игра в хоккей на траве способствует развитию ловкости. Но для достижения высокого мастерства в этой игре ловкости нужно уделять особое внимание, используя для этого дополнительно специальные упражнения.

В качестве методических приемов для развития ловкости рекомендуется:

    • применение упражнений с необычными исходными положениями;

    • зеркальное выполнение упражнений;

    • изменение скорости и темпа движений;

    • варьирование пространственных границ, в которых выполняется упражнение;

    • усложнение дополнительными движениями.

Для развития ловкости у учащихся, рекомендуются подвижные игры, общеразвивающие упражнения с предметами, изучение новых упражнений.


    1. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ


  1. Развитие эмоционально-волевой сферы, связанной с процессом физического воспитания с применением начальных форм упражнений по хоккею на траве.

Выделяется ряд этапов.

    • выполнение требований преподавателя (дисциплинированность,

трудолюбие, помощь окружающим).

    • отделение собственной деятельности от деятельности взрослых.

    • восприятие деятельности взрослых как образца для подражания

(осознание необходимости соблюдения гигиены, режима дня).


    • появление мотивов действий по образцу, направленных на удовлетворение возникающих потребностей, что содействует проявлению личного поведения.

    • ориентировка на собственные поступки, их оценка.

Ребенка необходимо учить психологическим механизмам управления своим настроение, что достигается за счет трудолюбия, собранности, уважения к окружающим.

  1. Формирование самооценки. Этапы формирования.

    • проявление способности самостоятельно оценивать свои поступки по полярному принципу: хорошо - плохо.

    • проявление способности к самооценке не только поступков, но и эмоциональных состояний.

Тренер-преподаватель проводящий занятия с воспитанниками, должен учитывать, что для формирования у занимающихся адекватной самооценки необходимо соблюдать ряд условий: отказ от обобщающих заключений о поведении ребенка; от невыгодных сравнений ребенка с другими детьми; необходимость создания ситуаций успеха в физкультурной деятельности.

  1. Формирование первоначальных нравственных представлений.

Предусматривается формирование представлений о добре, зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Нужно акцентировать внимание на профилактике вредных привычек.

В формировании нравственных представлений учащихся в процессе реализации начальных форм упражнений по хоккею на траве, особая роль принадлежит вырабатыванию навыков дисциплинированного, культурного, гуманного поведения.


      1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В процессе реализации программы по физической культуре для воспитанников существуют ведущие направления воспитательной работы.

Первое направление - организация игровой деятельности.

    • при организации сюжетно-ролевых игр преподавателю рекомендуется внимательно наблюдать за деятельностью занимающихся, чтобы вовремя заметить и преодолеть опасные тенденции в "игрании" ролей, когда эмоции захлестывают игроков, волевой контроль за поведением снижается.

    • подбирать сюжетно-ролевые игры с учетом равных возможностей у детей, чтобы дать им "проявить" себя. Это достигается не только выбором ролей, но и подбадриванием детей не уверенных в себе, не освоивших правила, горячо переживающих неудачи.

Второе направление - формирование гуманных отношений в коллективе дошкольников.

Формирование гуманных отношений строится на проявлении дружбы, уважения к старшим, взаимной помощи, заботы друг о друге, умении учитывать коллективные интересы.

Преподавателю рекомендуются для выполнения следующие педагогические приемы:

    • "эмоциональное обволакивание" - проявляется в обязательной встрече ребенка с улыбкой; приветствие ласковым, добрым тоном; обязательные подбадривания в каждом начинании; публичное подчеркивание "правильных" поступков; обязательная помощь в выполнении поручений; соблюдение требований к физкультурной деятельности; выработка единой линии эмоциональных реакций на успех и неудачи.

    • "эмоциональный контраст" - выражается в чередовании строгого и ласкового тона голоса, что создает значительный эффект для пробуждения самосознания дошкольника, его эмоциональной отзывчивости.

Третье направление - помощь семьи в приобщении дошкольников к ценностям физической культуры.

Основные методы.

    • "эмоциональная установка" - оказывается более сильным механизмом регуляции поведения дошкольников, чем представления, взгляды и даже убеждения.


    • "положительное подкрепление" - имеет главный смысл, подразумевается, что создание условий для того, чтобы учащийся захотел поступить тем или иным образом.

    • "отрицательное подкрепление" - заключается в том, что учащийся узнает какие отрицательные последствия может принести его поступок.

    • "договор" - является эффективным методом (особенно для учащихся, которые не выполняют требований преподавателя с первого слова).


      1. ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Учащиеся, занимающиеся физическими упражнениями, различаются по ряду основных критериев: особенностям нервной системы, свойствам телосложения, психическому и физическому развитию. Индивидуальные особенности ребенка влияют на усвоение им двигательных умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют преподавателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.

Важную роль в индивидуальной работе с учащимися играют медико- педагогические наблюдения, которые позволяют устанавливать и учитывать показатели силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. В качестве показателей силы учитываются: уровень физической и умственной работоспособности на занятиях и в трудовых процессах; быстрота восстановления работоспособности после утомления; способность преодоления трудностей, инициативность и активность на занятиях, а также в играх; скорость овладения двигательными навыками, двигательная активность, эмоциональный тонус.

Преподаватель приобщает учащихся к физическим упражнениям , совместно выполняя разнообразные задания: вспомнить и выполнить упражнения; организовать знакомые подвижные игры, привлекая при этом на ведущие роли не только активных, но и застенчивых детей. Также проводится коррекционная

работа по исправлению дефектов стопы и осанки, улучшению психофизических качеств и двигательных действий. Для этого педагог показывает и объясняет упражнение, дает предварительную ориентировку в действиях; активизирует сознательное и творческое отношение к движению. Важная роль отводится развитию ручной ловкости, моторике рук.

Формированию у ребенка самостоятельных двигательных действий способствует выполнение физкультурных упражнений, используя различные мелкие и крупные игрушки и инвентарь. Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил.

Самостоятельную двигательную деятельность воспитанников преподаватель систематически и последовательно планирует и направляет.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб.

  2. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: "Академия", 200 - 192с.

  3. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001. -336с.

  4. Теория и методика физического воспитания/ Под ред. Т.Ю. Круцевич. -

Киев: Олимпийская литература, 2003. - 423с.

  1. Янкелевич Е.И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 206с.

  2. Масименко А.М. Основы теории и методики физической культуры .-М., 2001.- 319с.

  1. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение.- Ярославль: Академия развития, 2002. - 352 с.

  2. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. Изд. 2-е. испр. и доп. - М.: Олимпия Пресс, 2005. - 258 с.

  3. Федотова Е.В. Азбука хоккея на траве. - Москва: ФХТР, 2009. - 320 с.

  4. Федотова Е.В. Многолетняя подготовка юных спортсменок в хоккее на траве: Метод. рекомендации/ ФХТР. - М., 2001.

© 2010-2022