Методическая разработка Социокультурные проекты в ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социокультурные проекты в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Педагогический проект


С целью использования образовательных возможностей социокультурного пространства в детском саду №31 в развитии, воспитании и образовании детей дошкольного возраста, развитие воспитательного потенциала детского сада и семьи, необходимо разработать и реализовать образовательные проекты, и в контексте их реализации - разработка социокультурных акций:

  1. Азбука безопасности

  2. Природа и ребенок

  3. Детский сад и спорт

  4. Я - гражданин России

  5. Фестиваль рекордов

Цели и задачи

Цель: использование образовательных возможностей социокультурного пространства детского сада в развитии, воспитании и образовании детей

-интеграция формальных и неформальных форм дошкольного образования, обеспечивающая привлечение ресурсов семьи к образовательному процессу в ДОУ
-обогащение воспитательных систем, реализуемых в ДОУ, внесением в жизнь каждого ребенка персонифицированных культурных событий

-развитие у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к социальным событиям окружающей действительности

Содержание и реализация проектов:

3.1. Проект «Азбука безопасности»

Реализация проекта позволит решить актуальные задачи

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.

Основная цель работы - формирование у детей дошкольного возраста правил поведения в быту, умения адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Реализация проекта.

  1. определено содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире;

  2. разработаны формы организации деятельности с педагогами, детьми, родителями;

  3. разработана система планирования;

  4. подготовлены наглядно-дидактические материалы;

  5. подготовлено методическое обеспечение данного направления работы.

Формирование основ безопасности у дошкольников мы осуществляем на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.

Данная работа ведется через: - организованную деятельность детей - занятия, экскурсии, тренинги;
- совместную деятельность взрослых и детей - драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, чтение художественной литературы, наблюдения, труд;
- свободную самостоятельную деятельность детей - сюжетно-ролевые игры.

Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества с семьей.

Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

Родители наших воспитанников являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному направлению.

В результате данной работы дети не только приобретают новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике. Дети не только знают основные правила личной безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.

3.2. Проект «Природа и ребенок»

Реализация проекта позволит решить актуальные задачи

Экологическое воспитание - это новое направление, которое отличается от

1. Воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.

2. Формирование знаний о природе.

3. Развитие сопереживания к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение.

Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Экологическая культура - это часть общей культуры личности. Надо различать внутреннюю экологическую культуру (мотивы, потребности, способности, интересы, ценности, привычки, чувства, эмоции) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие).

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.

Реализация проекта.

Один из путей его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:

- Экологические занятия. - Экологические экскурсии. - Уроки доброты.

- Экологические конкурсы. - КВН, аукцион, марафон, викторина «Поле чудес» и так далее. - Экологические акции. - Лаборатория юного эколога.

- Экологические музеи. - Экологические праздники и фестивали.

- Экологические игры (ролевые, дидактические, имитационные, игры моделирование экосистем, соревновательные игры - путешествия и так далее).

Результативность.

Воспитанники участвуют в праздниках и развлечениях, выставках поделок и рисунков. Принимают активное участие в городских, областных и всероссийских конкурсах,

3.3. Проект «Детский сад и спорт»

Цель: создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом, ознакомление со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России.

Содержание проекта. В рамках проекта «Детский сад и спорт» будут реализоваться акции как городского уровня, так и детсадовского уровня

Реализация проекта позволит решить актуальные задачи физического воспитания:

  1. ознакомление детей с разными видами спорта;

  2. развитие положительной мотивации к занятиям спортом, здоровому образу жизни;

  3. расширение двигательных возможностей ребенка за счет освоения новых доступных движений, выполненных в процессе игровых и спортивных мероприятий

  4. расширение кругозора в вопросах спортивной жизни страны;

  5. обогащение знаниями в области физической культуры и спорта;

  6. формирование интереса к определенному виду спорта.

Привлечение родителей повысит их компетентность в области физического воспитания детей и вызовет интерес к совместным физкультурным досугам. По рекомендации педагогов и самостоятельно родители совместно с детьми могут посещать стадионы, спортивные площадки в городе, «болеть» за любимую команду на соревнованиях, участвовать в массовых спортивных мероприятиях, традиционно проводимых в городе.

Реализация проекта.

1.На первом этапе воспитатели проводят работу с родителями воспитанников, мотивация детей на соревнования и праздники

2.Второй этап реализации проекта, посещение соревнований и спортивных мероприятий различного уровня (спортивные праздники, эстафеты, кроссы, тренировки спортсменов и команд и др.).

3.4 проект «Я - гражданин России»

Патриотизм - это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самые эффективные факторы воспитания.

Реализация проекта.

Используемые методы работы

  • Целевые прогулки и экскурсии, наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.), объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

  • Беседы о родном городе, разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

  • Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура), обогащение и стимулирование детского творчества.

  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

  • Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

3.5. Проект «Фестиваль рекордов»

Цель: Помочь ребенку самоутвердиться, ощутить свою значимость, приобрести уверенность в себе, проявить свою непосредственность, индивидуальность.

Задачи:

1. Создать условия для развития индивидуальности каждого ребенка, сохранения его психического здоровья.

2. Воспитывать оптимизм у ребенка, умение радоваться окружающему миру.

3. Развивать эмоциональную сферу детей

Праздники-конкурсы проходят 1 раз в месяц общие и по одной группе, разные по форме и содержанию: праздники, развлечения, концерты, конкурсы, фестивали, а также конкурсы индивидуальные и групповые. Тематика разнообразна.

В каждой группе воспитатели проводят свои конкурсы фестиваля «Самый, самый» по различным номинациям, а также ведут тетради учета победителей.

Для родителей оформляется своеобразная доска почета с фотографиями участников и победителей марафона «Самый, самый».

На каждом празднике проводится награждение победителей памятными медальками, угощение всех участников, парад «Самых, самых».

Предполагаемый результат:

*Активизация творческой деятельности детей, развитие их эмоциональности, индивидуальности, художественно-эстетических способностей, повышение творческого и познавательского потенциала, укрепление психического здоровья, эмоциональный комфорт.

*Участие детей в фестивале рекордов, марафоне «Самый, самый» - 100%

* Участие родителей - не только организационные мероприятия, но и активизация их в плане обыгрывания ролей, участия в аттракционах, подбор познавательного материала - 40%

Подведение итогов реализации образовательных
проектов в детском саду №31.

Итоги реализации новых образовательных проектов в 2014/2015 учебном году будут подведены путем создания тематических интерактивных экспозиций, посвященных культурным событиям года и размещения их в доступных для детей и родителей местах, в частности, на сайте учреждения; размещения наиболее интересных материалов на сайте Управления образованием.

Литература


  • Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие

  • Богославец Л.Г., Майер А.А. Управление качеством дошкольного образования: Методическое пособие

  • Борытко Н. М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования

  • Венкова 3. Л. Освоение проектной культуры как условие повышения профессиональной компетентности педагога ДОУ

  • Виноградова Н.А. , Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы

  • Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей

  • Развитие новых форм дошкольного образования: Сборник нормативно-правовых и программно-методических материалов. - М.: Школьная Пресса, 2004. - с. («Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу «Воспитание школьников; Вып. 41).

  • Стеркина Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание.- 1996. - № 6..

  • Стеркина Р. Б. О новых актуальных программах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 1.- с. 4- 11.

  • Стеркина Р. Б. О ходе российского эксперимента по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений и разработке государственных стандартов дошкольного образования//Дошкольное воспитание.-1996.-№ 8.

  • Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника, М.,2000.



НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА

НАЗВАНИЕ АКЦИИ

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ

ОРГАНИЗАТОРЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ

  • АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ

«Огонь - друг или враг? » (поделки из бросового материала)

январь

Общественный инспектор по ППБ

Пожарная тревога (эвакуация)

май, сентябрь

администрация

«Дорога. Ребенок. Безопасность» (творческий конкурс)

октябрь

Общественный и нспектор по БДД

ПРИРОДА И РЕБЕНОК

«Покормим птиц» (изготовление кормушек)

март

воспитатели

«Цветущий сад» (уход за участком)

май - сентябрь

воспитатели

«Пасхальная корзина» (составление композиций из бросового материала) -

апрель

воспитатели


  • ДЕТСКИЙ САД И СПОРТ

Лыжня России

февраль

Инструктор по физической культуре

День здоровья

Май 2015

Инструктор по физической культуре

Спортивная эстафета

Июнь 2015

воспитатели

Кросс наций

сентябрь

Инструктор по физической культуре


  • Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ

Смотр строя и песни, посвященный 70летию Победы ВОВ

май

Музыкальные руководители

«Моя Россия» (конкурс рисунков на асфальте)

июнь

воспитатели

«Любимые места моего города» (фотоконкурс)

июль

Воспитатели


  • ФЕСТИВАЛЬ РЕКОРДОВ

Минута славы

февраль

Музыкальные руководители

Театральная неделя 2015

март

Музыкальные руководители







© 2010-2022