- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Методическая разработка Социокультурные проекты в ДОУ
Методическая разработка Социокультурные проекты в ДОУ
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бытова Т.В. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Социокультурные проекты в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
Педагогический проект
С целью использования образовательных возможностей социокультурного пространства в детском саду №31 в развитии, воспитании и образовании детей дошкольного возраста, развитие воспитательного потенциала детского сада и семьи, необходимо разработать и реализовать образовательные проекты, и в контексте их реализации - разработка социокультурных акций:
-
Азбука безопасности
-
Природа и ребенок
-
Детский сад и спорт
-
Я - гражданин России
-
Фестиваль рекордов
Цели и задачи
Цель: использование образовательных возможностей социокультурного пространства детского сада в развитии, воспитании и образовании детей
-интеграция формальных и неформальных форм дошкольного образования, обеспечивающая привлечение ресурсов семьи к образовательному процессу в ДОУ
-обогащение воспитательных систем, реализуемых в ДОУ, внесением в жизнь каждого ребенка персонифицированных культурных событий
-развитие у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к социальным событиям окружающей действительности
Содержание и реализация проектов:
3.1. Проект «Азбука безопасности»
Реализация проекта позволит решить актуальные задачи
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.
Основная цель работы - формирование у детей дошкольного возраста правил поведения в быту, умения адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Реализация проекта.
-
определено содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире;
-
разработаны формы организации деятельности с педагогами, детьми, родителями;
-
разработана система планирования;
-
подготовлены наглядно-дидактические материалы;
-
подготовлено методическое обеспечение данного направления работы.
Формирование основ безопасности у дошкольников мы осуществляем на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.
Данная работа ведется через: - организованную деятельность детей - занятия, экскурсии, тренинги;
- совместную деятельность взрослых и детей - драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, чтение художественной литературы, наблюдения, труд;
- свободную самостоятельную деятельность детей - сюжетно-ролевые игры.
Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества с семьей.
Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
Родители наших воспитанников являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному направлению.
В результате данной работы дети не только приобретают новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике. Дети не только знают основные правила личной безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.
3.2. Проект «Природа и ребенок»
Реализация проекта позволит решить актуальные задачи
Экологическое воспитание - это новое направление, которое отличается от
1. Воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
2. Формирование знаний о природе.
3. Развитие сопереживания к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение.
Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Экологическая культура - это часть общей культуры личности. Надо различать внутреннюю экологическую культуру (мотивы, потребности, способности, интересы, ценности, привычки, чувства, эмоции) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие).
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.
Реализация проекта.
Один из путей его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:
- Экологические занятия. - Экологические экскурсии. - Уроки доброты.
- Экологические конкурсы. - КВН, аукцион, марафон, викторина «Поле чудес» и так далее. - Экологические акции. - Лаборатория юного эколога.
- Экологические музеи. - Экологические праздники и фестивали.
- Экологические игры (ролевые, дидактические, имитационные, игры моделирование экосистем, соревновательные игры - путешествия и так далее).
Результативность.
Воспитанники участвуют в праздниках и развлечениях, выставках поделок и рисунков. Принимают активное участие в городских, областных и всероссийских конкурсах,
3.3. Проект «Детский сад и спорт»
Цель: создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом, ознакомление со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России.
Содержание проекта. В рамках проекта «Детский сад и спорт» будут реализоваться акции как городского уровня, так и детсадовского уровня
Реализация проекта позволит решить актуальные задачи физического воспитания:
-
ознакомление детей с разными видами спорта;
-
развитие положительной мотивации к занятиям спортом, здоровому образу жизни;
-
расширение двигательных возможностей ребенка за счет освоения новых доступных движений, выполненных в процессе игровых и спортивных мероприятий
-
расширение кругозора в вопросах спортивной жизни страны;
-
обогащение знаниями в области физической культуры и спорта;
-
формирование интереса к определенному виду спорта.
Привлечение родителей повысит их компетентность в области физического воспитания детей и вызовет интерес к совместным физкультурным досугам. По рекомендации педагогов и самостоятельно родители совместно с детьми могут посещать стадионы, спортивные площадки в городе, «болеть» за любимую команду на соревнованиях, участвовать в массовых спортивных мероприятиях, традиционно проводимых в городе.
Реализация проекта.
1.На первом этапе воспитатели проводят работу с родителями воспитанников, мотивация детей на соревнования и праздники
2.Второй этап реализации проекта, посещение соревнований и спортивных мероприятий различного уровня (спортивные праздники, эстафеты, кроссы, тренировки спортсменов и команд и др.).
3.4 проект «Я - гражданин России»
Патриотизм - это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самые эффективные факторы воспитания.
Реализация проекта.
Используемые методы работы
-
Целевые прогулки и экскурсии, наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.), объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
-
Беседы о родном городе, разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
-
Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура), обогащение и стимулирование детского творчества.
-
Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
-
Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
3.5. Проект «Фестиваль рекордов»
Цель: Помочь ребенку самоутвердиться, ощутить свою значимость, приобрести уверенность в себе, проявить свою непосредственность, индивидуальность.
Задачи:
1. Создать условия для развития индивидуальности каждого ребенка, сохранения его психического здоровья.
2. Воспитывать оптимизм у ребенка, умение радоваться окружающему миру.
3. Развивать эмоциональную сферу детей
Праздники-конкурсы проходят 1 раз в месяц общие и по одной группе, разные по форме и содержанию: праздники, развлечения, концерты, конкурсы, фестивали, а также конкурсы индивидуальные и групповые. Тематика разнообразна.
В каждой группе воспитатели проводят свои конкурсы фестиваля «Самый, самый» по различным номинациям, а также ведут тетради учета победителей.
Для родителей оформляется своеобразная доска почета с фотографиями участников и победителей марафона «Самый, самый».
На каждом празднике проводится награждение победителей памятными медальками, угощение всех участников, парад «Самых, самых».
Предполагаемый результат:
*Активизация творческой деятельности детей, развитие их эмоциональности, индивидуальности, художественно-эстетических способностей, повышение творческого и познавательского потенциала, укрепление психического здоровья, эмоциональный комфорт.
*Участие детей в фестивале рекордов, марафоне «Самый, самый» - 100%
* Участие родителей - не только организационные мероприятия, но и активизация их в плане обыгрывания ролей, участия в аттракционах, подбор познавательного материала - 40%
Подведение итогов реализации образовательных
проектов в детском саду №31.
Итоги реализации новых образовательных проектов в 2014/2015 учебном году будут подведены путем создания тематических интерактивных экспозиций, посвященных культурным событиям года и размещения их в доступных для детей и родителей местах, в частности, на сайте учреждения; размещения наиболее интересных материалов на сайте Управления образованием.
Литература
-
Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие
-
Богославец Л.Г., Майер А.А. Управление качеством дошкольного образования: Методическое пособие
-
Борытко Н. М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования
-
Венкова 3. Л. Освоение проектной культуры как условие повышения профессиональной компетентности педагога ДОУ
-
Виноградова Н.А. , Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы
-
Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей
-
Развитие новых форм дошкольного образования: Сборник нормативно-правовых и программно-методических материалов. - М.: Школьная Пресса, 2004. - с. («Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу «Воспитание школьников; Вып. 41).
-
Стеркина Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание.- 1996. - № 6..
-
Стеркина Р. Б. О новых актуальных программах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 1.- с. 4- 11.
-
Стеркина Р. Б. О ходе российского эксперимента по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений и разработке государственных стандартов дошкольного образования//Дошкольное воспитание.-1996.-№ 8.
-
Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника, М.,2000.
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА
НАЗВАНИЕ АКЦИИ
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ
ОРГАНИЗАТОРЫ
РЕЗУЛЬТАТЫ
-
АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ
«Огонь - друг или враг? » (поделки из бросового материала)
январь
Общественный инспектор по ППБ
Пожарная тревога (эвакуация)
май, сентябрь
администрация
«Дорога. Ребенок. Безопасность» (творческий конкурс)
октябрь
Общественный и нспектор по БДД
ПРИРОДА И РЕБЕНОК
«Покормим птиц» (изготовление кормушек)
март
воспитатели
«Цветущий сад» (уход за участком)
май - сентябрь
воспитатели
«Пасхальная корзина» (составление композиций из бросового материала) -
апрель
воспитатели
-
ДЕТСКИЙ САД И СПОРТ
Лыжня России
февраль
Инструктор по физической культуре
День здоровья
Май 2015
Инструктор по физической культуре
Спортивная эстафета
Июнь 2015
воспитатели
Кросс наций
сентябрь
Инструктор по физической культуре
-
Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ
Смотр строя и песни, посвященный 70летию Победы ВОВ
май
Музыкальные руководители
«Моя Россия» (конкурс рисунков на асфальте)
июнь
воспитатели
«Любимые места моего города» (фотоконкурс)
июль
Воспитатели
-
ФЕСТИВАЛЬ РЕКОРДОВ
Минута славы
февраль
Музыкальные руководители
Театральная неделя 2015
март
Музыкальные руководители