- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности предшкольного и начального образования
Повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности предшкольного и начального образования
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Писарева Е.А. |
Дата | 10.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности предшкольного и начального образования
С введением ФГОС ДО стало актуальным обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и психологическое сопровождение преемственности на этапе «детский сад - начальная школа».
Детский сад является первой ступенью государственной системы образования. Важнейшая задача системы дошкольного образования - подготовка детей к школе. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка.
Приоритетной задачей дошкольного образования является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка. Также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Организация работы по преемственности с начальной ступенью школы осуществляется по трем основным направлениям:
-
методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами структурного подразделения и школы);
-
работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
-
работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Всем известно, что от полноценности жизни, прожитой в детском саду, во многом зависит благополучие детей в начальной школе.
Следовательно, ключевой фигурой в решении проблем преемственности между смежными ступенями образования является педагог: в детском саду - воспитатель, в начальной школе - учитель. Поэтому необходимой и важной работой в системе психологического сопровождения преемственности на этапе «детский сад - начальная школа» является повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности предшкольного и начального образования;
Эффективность психологического сопровождения достигается путем создания целенаправленной системы психолого - педагогических воздействий, обеспечивающий непрерывный и комплексный характер сопровождения.
В нашем ДОУ реализуется программа психологического сопровождения педагогов «На пороге школы», целью которой является развитие профессиональной компетенции педагогов в вопросах подготовки детей к школе и обеспечение преемственности развития детей при переходе из детского сада в начальную школу.
Содержание работы с педагогами заключается в оказании им психологической и информационной помощи.
Приоритетные задачи:
-
Ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей старшего дошкольного возраста.
-
Обучить адекватным способам взаимодействия с детьми, имеющими определенные трудности в поведении и деятельности.
-
Помочь создать условия, способствующие развитию у детей не только познавательной, но и эмоционально - волевой сферы при осуществлении подготовки к школе.
Принципы реализации:
-
непрерывность профессионального образования;
-
принцип личностно - ориентированного подхода;
-
принцип деятельностного подхода;
-
принцип индивидуализации;
-
принцип равноправного партнерства;
-
принцип обратной связи.
Формы работы с педагогами:
-
диагностика;
-
консультация;
-
практические задания;
-
семинар - практикум;
-
игры и упражнения;
-
решение педагогических ситуаций;
-
тренинг;
-
ролевая игра.
Ожидаемые результаты:
-
.повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности предшкольного и начального образования;
-
совершенствование форм организации деятельности, методов воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста;
-
повышение у педагогов потребности в саморазвитии и самосовершенствовании, применении полученных умений и навыков на практике;
-
сформированность знаний, профессионально - значимых установок и личностных качеств для организации эффективного общения со всеми участниками образовательного процесса.
Тематическое планирование
№
Тема
Цель
Содержание
1
«Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста»
Раскрытие закономерностей и специфики детского развития.
1.Информационная часть: «Закономерности детского развития».
2. Основная часть.
Упражнение «Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста».
Решение педагогических ситуаций.
3.Практический инструментарий.
Рекомендации «Что нужно знать взрослым о развитии и поведении детей старшего дошкольного возраста».
2
«Какой он - современный ученик?!»
Рассмотреть основные особенности требования к будущему первокласснику.
1.Информационная часть: «Статус будущего первоклассника».
2. Основная часть.
Упражнение «Мечта детства».
3.Практический инструментарий.
Рекомендации «Портрет выпускника детского сада». Изготовление коллажа.
3
«Воспитываем мальчика, воспитываем девочку»
Рассмотреть современные подходы к воспитанию, обучению и развитию мальчиков и девочек
1.Информационная часть: «Мальчики и девочки - почему они разные».
2. Основная часть.
Игра - практикум «Калейдоскоп. Загадки ассиметричного мозга».
3.Практический инструментарий.
Рекомендации «Особенности воспитания и обучения мальчиков и девочек»
4
«Почему мы такие разные?»
Дать понятие о типах темперамента как об индивидуальной особенности личности
1.Информационная часть: «Психологическая характеристика типов темперамента».
2. Основная часть.
Практикум «Определение типа темперамента».
3.Практический инструментарий.
Рекомендации «Учет индивидуально - типологических особенностей в воспитательной и образовательной работе»
5
«Личностно - ориентированная модель общения с ребенком»
Актуализировать изменение педагогической позиции педагогов с субъект - объектных на субъект - субъектные отношения с детьми
1.Информационная часть: «Понятие о личностно - ориентированной модели общения взрослого с ребенком».
2. Основная часть.
Психологический практикум «Эффективные техники речевого общения с ребенком».
Упражнение «Звезда».
3.Практический инструментарий.
Рекомендации «Способы общения взрослого с ребенком».
6
«Секреты хорошей дисциплины»
Способствовать повышению эффективности педагогического процесса
1.Информационная часть: «Возрастные характеристики типов поведения у дошкольников».
2. Основная часть.
Психологический практикум «Методы и приемы поддержания дисциплины в группе детского сада».
Решение педагогических ситуаций.
3.Практический инструментарий.
Рекомендации «Живем по правилам».
7
«Дети с эмоциональ ными нарушениями»
Расширить знания педагогов о методах и приемах в работе по профилактике и коррекции эмоциональных нарушений у детей
1.Информационная часть: «Трудности в эмоциональном развитии». Мини - лекция «Эмоции в жизни детей».
2. Основная часть.
Практикум «Психогимнастика в решении эмоциональных проблем».
3.Практический инструментарий.
Рекомендации «Методы и приемы управления поведением детей в условиях пребывания в детском саду».
8
«Создание психологического комфорта в детском коллективе»
Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей
1.Информационная часть: «Проблема психологического здоровья на современном этапе»,
«Создание психологического комфорта в детском саду и школе для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка».
2.Основная часть. Диагностический инструментарий для педагогов по оценке психологического климата в детском коллективе и эмоционального благополучия ребенка.
3.Практический инструментарий.
Рекомендации «Создание условий комфортного пребывания ребенка в детском саду и в школе».
Основная форма работы в процессе реализации программы - это семинар - практикум.
Структура семинара - практикума:
-
Информационная часть. Краткое теоретическое введение в проблему (актуальность, практическая значимость, формулировка основных понятий, раскрытие структуры и взаимосвязей, более подробное описание проблемы с психологической точки зрения).
-
Основная часть. Психологический практикум (решение практических ситуаций, знакомство с необходимым диагностическим инструментарием, практическое использование теоретических знаний).
-
Заключение. Практический инструментарий (подведение итогов, выделение главной мысли, рекомендации воспитателям).
Анализ эффективности работы по программе «На пороге к школе» выявил, что данная форма организации психологического сопровождения способствует повышению профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности предшкольного и начального образования. Одним из главных условий успешной реализации психологического сопровождения является организация совместной деятельности и общения воспитателей дошкольного учреждения и педагогов начальной школы.
Такая работа способствует достижению следующих приоритетных целей на дошкольной ступени и ступени начальной школы: личностно - ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, создание образовательной среды, способствующей личностному и познавательному развитию ребенка, организация индивидуальной работы по оптимизации обучения и воспитанию ребенка.