Повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности предшкольного и начального образования

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности предшкольного и начального образования

С введением ФГОС ДО стало актуальным обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и психологическое сопровождение преемственности на этапе «детский сад - начальная школа».

Детский сад является первой ступенью государственной системы образования. Важнейшая задача системы дошкольного образования - подготовка детей к школе. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка.

Приоритетной задачей дошкольного образования является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).

Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка. Также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Организация работы по преемственности с начальной ступенью школы осуществляется по трем основным направлениям:

  1. методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами структурного подразделения и школы);

  2. работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

  3. работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Всем известно, что от полноценности жизни, прожитой в детском саду, во многом зависит благополучие детей в начальной школе.

Следовательно, ключевой фигурой в решении проблем преемственности между смежными ступенями образования является педагог: в детском саду - воспитатель, в начальной школе - учитель. Поэтому необходимой и важной работой в системе психологического сопровождения преемственности на этапе «детский сад - начальная школа» является повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности предшкольного и начального образования;

Эффективность психологического сопровождения достигается путем создания целенаправленной системы психолого - педагогических воздействий, обеспечивающий непрерывный и комплексный характер сопровождения.

В нашем ДОУ реализуется программа психологического сопровождения педагогов «На пороге школы», целью которой является развитие профессиональной компетенции педагогов в вопросах подготовки детей к школе и обеспечение преемственности развития детей при переходе из детского сада в начальную школу.

Содержание работы с педагогами заключается в оказании им психологической и информационной помощи.

Приоритетные задачи:

  1. Ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей старшего дошкольного возраста.

  2. Обучить адекватным способам взаимодействия с детьми, имеющими определенные трудности в поведении и деятельности.

  3. Помочь создать условия, способствующие развитию у детей не только познавательной, но и эмоционально - волевой сферы при осуществлении подготовки к школе.

Принципы реализации:

  1. непрерывность профессионального образования;

  2. принцип личностно - ориентированного подхода;

  3. принцип деятельностного подхода;

  4. принцип индивидуализации;

  5. принцип равноправного партнерства;

  6. принцип обратной связи.

Формы работы с педагогами:

  1. диагностика;

  2. консультация;

  3. практические задания;

  4. семинар - практикум;

  5. игры и упражнения;

  6. решение педагогических ситуаций;

  7. тренинг;

  8. ролевая игра.

Ожидаемые результаты:

  • .повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности предшкольного и начального образования;

  • совершенствование форм организации деятельности, методов воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста;

  • повышение у педагогов потребности в саморазвитии и самосовершенствовании, применении полученных умений и навыков на практике;

  • сформированность знаний, профессионально - значимых установок и личностных качеств для организации эффективного общения со всеми участниками образовательного процесса.

Тематическое планирование

Тема

Цель

Содержание

1

«Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста»

Раскрытие закономерностей и специфики детского развития.

1.Информационная часть: «Закономерности детского развития».

2. Основная часть.

Упражнение «Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста».

Решение педагогических ситуаций.

3.Практический инструментарий.

Рекомендации «Что нужно знать взрослым о развитии и поведении детей старшего дошкольного возраста».

2

«Какой он - современный ученик?!»

Рассмотреть основные особенности требования к будущему первокласснику.

1.Информационная часть: «Статус будущего первоклассника».

2. Основная часть.

Упражнение «Мечта детства».

3.Практический инструментарий.

Рекомендации «Портрет выпускника детского сада». Изготовление коллажа.

3

«Воспитываем мальчика, воспитываем девочку»

Рассмотреть современные подходы к воспитанию, обучению и развитию мальчиков и девочек

1.Информационная часть: «Мальчики и девочки - почему они разные».

2. Основная часть.

Игра - практикум «Калейдоскоп. Загадки ассиметричного мозга».

3.Практический инструментарий.

Рекомендации «Особенности воспитания и обучения мальчиков и девочек»

4

«Почему мы такие разные?»

Дать понятие о типах темперамента как об индивидуальной особенности личности

1.Информационная часть: «Психологическая характеристика типов темперамента».

2. Основная часть.

Практикум «Определение типа темперамента».

3.Практический инструментарий.

Рекомендации «Учет индивидуально - типологических особенностей в воспитательной и образовательной работе»

5

«Личностно - ориентированная модель общения с ребенком»

Актуализировать изменение педагогической позиции педагогов с субъект - объектных на субъект - субъектные отношения с детьми

1.Информационная часть: «Понятие о личностно - ориентированной модели общения взрослого с ребенком».

2. Основная часть.

Психологический практикум «Эффективные техники речевого общения с ребенком».

Упражнение «Звезда».

3.Практический инструментарий.

Рекомендации «Способы общения взрослого с ребенком».

6

«Секреты хорошей дисциплины»

Способствовать повышению эффективности педагогического процесса

1.Информационная часть: «Возрастные характеристики типов поведения у дошкольников».

2. Основная часть.

Психологический практикум «Методы и приемы поддержания дисциплины в группе детского сада».

Решение педагогических ситуаций.

3.Практический инструментарий.

Рекомендации «Живем по правилам».

7

«Дети с эмоциональ ными нарушениями»

Расширить знания педагогов о методах и приемах в работе по профилактике и коррекции эмоциональных нарушений у детей

1.Информационная часть: «Трудности в эмоциональном развитии». Мини - лекция «Эмоции в жизни детей».

2. Основная часть.

Практикум «Психогимнастика в решении эмоциональных проблем».

3.Практический инструментарий.

Рекомендации «Методы и приемы управления поведением детей в условиях пребывания в детском саду».

8

«Создание психологического комфорта в детском коллективе»

Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей

1.Информационная часть: «Проблема психологического здоровья на современном этапе»,

«Создание психологического комфорта в детском саду и школе для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка».

2.Основная часть. Диагностический инструментарий для педагогов по оценке психологического климата в детском коллективе и эмоционального благополучия ребенка.

3.Практический инструментарий.

Рекомендации «Создание условий комфортного пребывания ребенка в детском саду и в школе».


Основная форма работы в процессе реализации программы - это семинар - практикум.

Структура семинара - практикума:

  1. Информационная часть. Краткое теоретическое введение в проблему (актуальность, практическая значимость, формулировка основных понятий, раскрытие структуры и взаимосвязей, более подробное описание проблемы с психологической точки зрения).

  2. Основная часть. Психологический практикум (решение практических ситуаций, знакомство с необходимым диагностическим инструментарием, практическое использование теоретических знаний).

  3. Заключение. Практический инструментарий (подведение итогов, выделение главной мысли, рекомендации воспитателям).

Анализ эффективности работы по программе «На пороге к школе» выявил, что данная форма организации психологического сопровождения способствует повышению профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности предшкольного и начального образования. Одним из главных условий успешной реализации психологического сопровождения является организация совместной деятельности и общения воспитателей дошкольного учреждения и педагогов начальной школы.

Такая работа способствует достижению следующих приоритетных целей на дошкольной ступени и ступени начальной школы: личностно - ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, создание образовательной среды, способствующей личностному и познавательному развитию ребенка, организация индивидуальной работы по оптимизации обучения и воспитанию ребенка.



© 2010-2022