Опыт работы по теме Игра - путь к познанию предметного мира

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт работы.


На протяжении последних лет я работала по методической теме «Дидактическая игра путь к познанию предметного мира». Что же побудило меня к этой работе?

Результаты проведённой диагностики заставили меня задуматься: детям старшего возраста слабо удавалось группировать и классифицировать предметы по общим признакам, они испытывали затруднения при определении предметов рукотворного и природного мира, не проявляли интереса к истории, не могли объяснить целесообразность преобразовательной деятельности человека.

Исходя из этих данных, можно сделать заключение о недостаточном формировании познавательного интереса к предметному миру у детей группы.

Представление о предметном мире можно сформировать у детей разными путями, в том числе через дидактические игры.

А.М. Горький писал: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей к другому. В настоящее время эта связь детских поколений прервана. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не считают это важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольника, а вместе с ней уходит и само детство.

А ведь преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определенным правилам и именно выполнение этих правил доставляет максимальное удовольствие. Игра это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность, и в то же время, дети учатся в игре контролировать и оценивать себя.
Для ознакомления детей с предметным миром мною условно выделены три группы дидактических игр.

- Игры, направленные на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях.

- Игры, направленные на освоение действий разного характера с предметами

(обследовательские, экспериментальные, моделирующие и алгоритмические).

- Игры, направленные на развитие стремления к творческому преобразованию предметного мира.

При использовании дидактической игры я следовала определенным педагогическим принципам:

1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;

2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;

3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;

4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

5. Конкретно и четко объяснять правила.

В своей работе я использовала пособия О.В Дыбиной, загадки и сказки Е.А. Алябьевой, опыты М. Султановой, дидактические игры В.А. Дрязгуновой, Л.Ю. Павловой, А.К.Бондаренко, опиралась на опыт старшего воспитателя Н.А.Глевицкой, воспитателя Ж.И.Мурадян.

Для детей раннего возраста мною были разработаны «игралочки» по ознакомлению с предметами ближайшего окружения. Они построены на чтении стихотворного текста и выполнение детьми определенных действий.

Познакомилась с методикой раннего развития ребенка Глена Домана. В играх активно использовала презентации карточек в электронном виде под названием «Вундеркинд с пелёнок».

Игры включала в познавательную деятельность детей, которые становились элементами развивающей среды (я располагала их в зоне «Центр науки и природы» и в других ).

Для более успешного усвоения программного материала дошкольниками, применяла различный дидактический материал: рисунки, схемы, модели, алгоритмы, а также игровые и поисковые задания, проблемные ситуации и опыты.

Провела собрание с родителями на тему «Игра -путь к познанию предметного мира» с организацией выставки настольных дидактических игр, презентаций карточек в электронном виде «Вундеркинд с пелёнок» и некоторых компьютерных игр.

Таким образом, я постаралась создать в своей группе такие условия, которые позволили мне обеспечить наиболее эффективное формирование познавательного интереса к предметному миру. Посредством планомерной работы, мне удалось обогатить эмоционально-чувственный опыт детей яркими впечатлениями о предметном мире, расширить и углубить опыт детей знаниями и представлениями о предметном мире, повысить уровень познавательного интереса к предметному миру .
Сравнительный анализ результатов моей работы показал, что произошли существенные изменения в умении опираться на знания о признаках предметов при формулировании вопросов, чего не наблюдалось вначале работы. Дети стали выделять материалы, из которых изготовлены предметы, четко выделять назначение предмета, многие дети (78%) приобрели умение самостоятельно выстраивать логическую цепочку познавательных вопросов, выявляющих признаки предметов. На 46% возросло количество детей, проявляющих стремление выявить все признаки предмета при его угадывании. Дети стали хорошо ориентироваться в признаках предметов, активно и самостоятельно задавать познавательные вопросы, приводящие к выявлению всех признаков предметного мира. 60% детей могут осуществить классификацию предметов рукотворного и природного мира, они хорошо ориентируются в предметном мире, демонстрируют устойчивое стремление к его познанию, проявляли познавательную активность. Опыт работы свидетельствует, что применяемая система дидектических и развивающих игр имеет педагогическую ценность в подготовке детей к школьному обучению.

Таким образом, все это свидетельствует о том, что моя развивающая работа имела позитивные результаты воздействия на воспитанников.
Это позволяет мне сделать выводы, об эффективности работы с детьми дошкольного возраста по формированию познавательного интереса к предметному миру через дидактическую игру.

Проведенная работа позволяет мне дать воспитателям и родителям некоторые рекомендации.

Игра - это не только средство для развития, а ещё и «волшебная палочка», способная научить ребёнка думать, рассуждать, изобретать и доказывать.


© 2010-2022