- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект «Национальные ремесла Чувашии: бисероплетение»
Проект «Национальные ремесла Чувашии: бисероплетение»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Научные работы |
Автор | Леонтьева А.Р. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБДОУ «Детский сад №108 «Сказка» г. Чебоксары
Проект
Национальные ремёсла Чувашии: бисероплетение
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор: воспитатель
Леонтьева Анастасия Рудольфовна
г. Чебоксары, 2015 г.
Пояснительная записка
«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,
наша любовь к Родине имеет своим истоком
тот «уголок земли», где мы родились и выросли»
(Н. Смирнов)
В настоящее время художественно-эстетическое воспитание у дошкольников выходит на первый план, сегодняшняя цель детских образовательных учреждений - не только дать ребенку знания, предусмотренные программой, но и сформировать его как творческую, яркую и активную личность. Дополнительные занятия декоративно-прикладного характера способствуют формированию такой разносторонне развитой личности.
Актуальность исследования:
С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.
С точки зрения педагога и психолога, важным является то, что работа с бисером является хорошим средством для релаксации, так как связана с мелкой моторикой рук. Бисероплетение развивает у воспитанников чувство прекрасного, умение видеть цвет и сочетание цветов, их гармоничность. Это кропотливая работа, что позволяет развивать усидчивость, терпение, внимание, наблюдательность. Специфика сплетения бисера в изделие развивает логическое мышление и пространственное видение, умение ориентироваться в трех измерениях.
Занятия, связанные с изготовлением изделий из бисера, решают важные и разнообразные психолого-педагогические задачи:
Образовательные - углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и освоении техники бисероплетения.
Воспитательные - привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие - развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического художественного вкуса. Бисероплетение, как и любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту.
Искусство бисероплетения познают, начиная с простого, переходя к более сложному, получая навыки, накапливая знания, опыт, развивая технику, что позволит в дальнейшем творить своими руками удивительные вещи, которые восхитят каждого.
В процессе бисероплетения происходит развитие:
- мелкой моторики у детей;
- пространственных представлений;
- творческого, абстрактного и конкретно образного мышления;
- мышечной, двигательной и зрительной памяти;
- эстетических способностей и художественного вкуса;
- конструктивных способностей, умение анализировать;
- воображения и фантазии;
- терпения, усидчивости и внимательности.
Занятия по бисероплетению особенно полезно для детей, испытывающих трудности в школе (невнимательность, неусидчивость, импульсивность, плохая память, некрасивый почерк).
Результаты художественно-творческой деятельности народа отражает его жизнь, воззрение, идеалы, поэтому в произведениях прикладного творчества заключен опыт нравственных чувств, знаний, поведения. Уникальный и богатый по своему содержанию опыт, придает народному творчеству своеобразную ценность как средству нравственно-эстетического воспитания человека. Многофункциональность народного искусства позволяет рассматривать его как огромную силу, воздействующую на личность и общество. Изучая традиции и культуру своего народа, мы приобщаемся к неисчерпаемому источнику красоты и вдохновения.
Цель:
Воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру Чувашии, расширение кругозора и знаний детей по истории чувашского края; развить познавательный интерес учащихся к традициям чувашского народа; выявить знания учащихся.
Задачи:
1. Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями чувашского народа, накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).
2. Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к истокам чувашской культуры.
3. Содействие развитию у детей:
- начал исторического и гражданского самосознания
- ощущения причастности к чувашской культуре
- историческому прошлому
- осознанного благоговейного отношения к родному краю
Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого чувашского народа:
- формирование представлений о традиционной семье чувашского народа; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;
- знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел -ткачество, вышивка и бисероплетение, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и бересты и т.д.
- освоение старинных детских игр, обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;
- через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников.
Реализация проекта
«Национальные ремесла Чувашии: бисероплетение»
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный
II этап - основной
III этап - заключительный
Срок реализации проекта: проект рассчитан на 1 год
Участники: дети 5-7 лет
Ожидаемые результаты:
- расширение и активизация словарного запаса;
- умение действовать самостоятельно, при выполнении поставленной задачи;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
- взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками.
Реализация проекта осуществляется по следующим направлениям:
Направление: «Работа с детьми»
Этапы
Срок реализации
Мероприятия
I этап - Подготовительный
Сентябрь - Октябрь
Диагностика детей, сбор и анализ литературы по данной теме.
Разработка системного комплекса мероприятий по формированию представлений о национальных ремеслах Чувашии.
Подготовка материала и инструментов (бисер, леска, проволока, тарелочки, ножницы).
Проведение беседы «Ремесла Чувашии».
Организация викторины «Национальные ремесла Чувашии».
II этап - Основной
Ноябрь - Декабрь
Интегрирование материалов проекта с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие (в базовой программе детского сада «От рождения до школы» под ред. Н. Вераксы в возрастной группе 5-7 лет).
Проведение беседы «Родословная стеклянной бусины. Материалы и инструменты».
Организация развлечение «Сказочный город чудесного бисера».
Формирование способностей к созданию выразительного образа в декоративно-орнаментальной деятельности рисование «Разноцветный мир чувашского орнамента».
Проведение беседы «Чудесные по красоте чувашские узоры» Организация развлечения «Сказочный город чудесного бисера».
Выставка рисунков «Разноцветный мир чувашского орнамента».
Январь -Февраль
Реализация самостоятельной творческой декоративно-орнаментальной деятельности «Низание бусин в одну нить»
Проведение беседы «Сказочный мир чувашского национального костюма».
Реализация самостоятельной творческой декоративно-орнаментальной деятельности «Низание крестиками».
Встреча с чувашскими вырезанными куклами Сарине и Сентти.
Настольный театр кукол на чувашском языке «Вайара».
Праздник-ярмарка «Сказочный мир чувашского национального костюма: верховых, средненизовых, низовых чувашей».
Март
Реализация самостоятельной творческой декоративно-орнаментальной деятельности «Браслеты и фенечки - быстро и красиво».
Создание презентации с работами детей «Наши чудесные браслеты».
Развлечение международный женский день, «Браслеты для любимых мам своими руками».
III этап - Заключительный
Апрель
Организация выставки работ детей.
Поездка на Всероссийский хоровой фестиваль «Поют Чебоксары!»
Проведение итоговой диагностики
Направление: «Работа с родителями»
Этапы
Срок реализации
Мероприятия
I этап - Подготовительный
Сентябрь - Октябрь
День открытых дверей в группе «Жихарка».
Анкета для родителей Анкетирование для родителей. Прием заявлений о согласии родителей в участии ребенка в проекте «Национальные ремесла Чувашии: бисероплетение». Обсуждение создания мини-музея в группе.
Закупка материала и инструментов (бисер, леска, проволока, тарелочки, ножницы).
II этап - Основной
Ноябрь
Сбор экспонатов для мини-музея в группе.
Консультация для родителей «Национальные ремесла Чувашии»
Участие родителей в развитие предметно-развивающий среды группы.
Знакомство родителей с бисероплетением.
Размещение информации на сайте детского сада.
Декабрь - Март
Участие родителей в работе творческих мастерских.
Участие родителей в проведения развлечения международный женский день.
III этап - Заключительный
Апрель
Участие родителей в выставке работ детей.
Помощь в организации поездки на Всероссийский хоровой фестиваль «Поют Чебоксары!»
Направление: «Работа с педагогами»
Этапы
Срок реализации
Мероприятия
I этап - Подготовительный
Сентябрь - Октябрь
Консультация для педагогов «Национальные ремесла Чувашии».
Посиделки с педагогами «Милости просим, гости дорогие».
II этап - Основной
Ноябрь
Помощь в оформлении экспонатов в мини-музей.
Знакомство педагогов с бисероплетением.
Создание выставки работ Леонтьевой А.Р. для ознакомления педагогами.
Декабрь - март
Показ продуктивной деятельности с детьми «Наши руки, не для скуки».
Практическое освоение педагогами навыков в области прикладного искусства.
Консультация для педагогов «Чувашский узор и их значение».
III этап - Заключительный
Апрель
Просмотр педагогами презентации работ детей «Наши чудесные браслеты».
Помощь в проведении итоговой диагностики.
Библиографический список:
-
Васильева, Л.Г. Приобщение детей 2-3 лет к народному искусству родного края: методическое пособие/Л.Г. Васильева. - Чебоксары: ЗАО «ЦСП «Типография Брындиных», 2015. - 92 с.
-
Гринченко, А. Вышивка бисером / А. Гринченко. - М.: ЭСКМО,2006. - 64 с.
-
Жачева, Е.Н. Чувашская вышивка. Советы мастерицы / Е.Н. Жачева. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2011. - 96 с.
-
Колесникова, Н.В. Учим созидать: Развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности. Народное образование. 2002, №4, с. 3
-
Крочли, Клер Бисер. Энциклопедия. Более 300 узоров для плетения / Клер Крочли. - М.: Арт-Родник, 2005. -256с.
-
Литвинец, Э.Н. И дивный видится узор / Э. Н Литвинец. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 234 с.
-
Николаев, В.В. Чувашский костюм от древности до современности / В.В. Николаев, Г.Н. Иванов-Орков, В.П. Иванов. - Научно-художественное издание. - Москва - Чебоксары - Оренбург, 2002. - 400 с.
Приложение
Узор | Толкование | Узор | Толкование |
| Солнце, гармония, согласие |
| Свет, тепло, очаг, жизнь |
| Были и будем, величие рода |
| Сплочённость |
| Братство, солидарность |
| Честь, воля, самообладание |
| Поступь Неба и Земли |
| Ладья жизни, чистая совесть, судьба, рок |
| Око Бога -Тург, Неба, Мира, прозрение |
| Истина, закон, справедливость |
| Мироздание, единоверие |
| Дерево, место обряда, обращение к природе |
| Оберег от зла, гнева, доброта |
| Состязание, противостояние |
| Согласие, примирение |
| Мир, союз, согласие |
| Честь, отвага, верность |
| Небосвод, Вселенная |
| Связь неба с Землей |
| Покорение вершины, стремление ввысь |
| Движение, эволюция |
| Мысли, знание |
| Память о прошлом, дума о будущем |
| Щит, оберег единства |
| Забота о ближнем |
| Надёжность, рука об руку |
| Жилище, приют, кров родного дома |
| Созидание, помощь |
| Благотоворительность, помощь - НИМЕ |
| Духовный взлет, воля |
| Трудолюбие, жизнестойкость |
| Обмен, диалог |
| Дети одной матери, потомки единого рода |
| Увеличение семьи, рода |
| Взаимопонимание |
| Он и Она, любовь, взаимоуважение |
| Человечность, разум, сила, здоровье, душевная красота |
| Близкие, родня, землячество |
| Продолжение рода, крепкая семья |
| Связь с отчим домом, родиной |
| Дружба, общее дело, доверие |
| Древо рода, жизни, мудрости |
| Национальное самосознание |
| Равенство, понимание |
| Детство, юность |
| Сплочённые сородичи |
| Семейный очаг, уют |
| Друг за друга, семья |
| Верность, единство, любовь |
| Сила рода, нации |
| Поле, зерно, сеятель добра |
| Межа поля, раздел |
| Мера длины, развод рук |
| Эпоха, период, течение времени |
| Мера грехов и доброты |
| Добро и зло, жизнь и смерть |
| Жизненный путь, дорога |
|
|
Анкета родителям
Уважаемые родители!
Просим ответить на вопросы анкеты.
1.Что вы вкладываете в понятие нравственно-патриотическое воспитание?
2.Как вы считаете, нужно ли формировать у детей нравственно-патриотические чувства?
3.Согласны ли вы с тем, что при формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста акцент должен принадлежать краеведения, история родного города?
4.Как вы относитесь к тому, что детский сад организует посещение детьми музея?
5.Беседуете ли вы со своим ребёнком о Чебоксарах, его истории и национальной культуре?
6.В каких местах города вы любите бывать со своим ребёнком?
7.Какие книги, информация есть в вашем доме о Чебоксарах, Чувашии, и других городах республики?
8.Считаете ли вы достаточными свои знания о родном крае? Хотели бы вы пополнить свои знания о родном крае:
- через информацию в родительском уголке;
- через совместные мероприятия, экскурсии, праздники?
9.Есть ли в Вашей семье родственники, активно участвовавшие в развитие нашего города и в продвижении этнокультурных традиций?
10.Какую помощь можете оказать? /рассказать о своей профессии, организовать экскурсию, изготовление фотоматериалов/
Фантазии полет и рук творение
С восторгом я держу в своих руках…
Не знаю, к счастью, красота старания
Любовь к прекрасному живет в веках.
Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России»
Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна - моя Россия»
Межрегиональной конференции-фестивале научного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги»
Всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в 21 веке»
Межрегиональном конкурсе профессионального мастерства педагогов «Лучший урок экологической направленности»
Беседа «Ремесла Чувашии»
Мини-музей в нашей группе
Рисование «Разноцветный мир чувашского орнамента»
Беседа «Чудесные по красоте чувашские узоры»
Дидактическая игра «Разбери бисер по цвету»
Дидактическая игра «Угадай способ плетения»
Беседа «Сказочный мир чувашского национального костюма»
Иголочка тонка, но достаёт до сердца
И у того, кто дивный шьёт узор,
И у того, кто от работ умельцы
Отвести не может восхищенный взор.
Какие вещи - загляденье!
От них исходит чудо - свет,
Недаром бисероплетние
Так популярно сотни лет.
Самостоятельная деятельность «Браслеты и фенечки - быстро и красиво»
Самостоятельная деятельность «Низания крестиком»
С готовыми браслетами
Дети в чувашском национальном костюме
Песня «Шура Шупашкар»
II Всероссийский хоровой фестиваль «Поют Чебоксары!», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне