- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Гендерная социализация детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
Гендерная социализация детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Никифорова А.И. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема:
«Гендерная социализация детей старшего дошкольного возраста ,посредством сюжетно-ролевых игр.»
Актуальность.
Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики.
Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит, в первую очередь, от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить .Человек - существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.
В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности .Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом .В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни - это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.В возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что гендер не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра - основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля. Важно отметить развивающую, профилактическую и корректирующую функции игр. Русский народ мудр, в созданных им играх тренируются смекалка, стремление быть первым, ловкость, умение соотносить свои желания с желаниями участников игр и т.д .
В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек как в детском саду, так и в семье и организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину
Цель: формирование гендерной компетентности у детей и родителей.
Задачи:
-
создать развивающую среду, способствующую полоролевой социализации старших дошкольников в игровой деятельности;
-
сформировать представления детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек.
-
сформировать гендерную компетентность у родителей в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Направления работы:
- "Создание предметно-развивающей среды",
- "Работа с детьми"
- "Работа с родителями".
Образовательные области, в рамках которых проводится работа:
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Ожидаемые результаты:
- Дети закрепляют традиционные гендерные представления,продолжают развивать в мальчиках и девочках качества ,свойственное их полу.
-«Любознательный», активный», эмоционально отзывчивый, овладевший основными способами и приемами получения информации.
- Интерес к сюжетно-ролевым играм .
«Создание предметно-развивающей среды»
Пространственно-предметная развивающая среда выступает условием полоролевого воспитания ребенка, стимулирует выражение дошкольником в жизнедеятельности своего мужского (женского) образа.
С учётом гендерного воспитания построить развивающую среду в группе. Создать разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака. Учитывая цветовую гамму, внести различение по цвету стульчиках в групповой комнате. Всё это поможет детям соотносить себя в соответствии со своим полом.
Предметная среда в центре социально - личностного развития .
Раздел "Я и люди":
-
Набор картинок с изображением взрослых с ярко выраженными особенностями внешности.
-
Картинки, где хорошо видны эмоциональные состояния (радость, веселье, слезы, гнев).
-
Картинки с изображением семьи, их действиями.
-
Модели правил поведения, выполняемых сказочными персонажами.
-
Дидактическая игра на различение по половому признаку (папа, мама, тетя, дядя, дедушка, бабушка).
-
Дидактические игры, по которым дети смогут связывать эмоциональные состояния с определенными действиями.
-
Из бумажных фигурок или игрушек смоделировать семью.
-
дидактические игры на моделирование семьи, комнаты.
Раздел «Я и сверстники»
-
Набор картинок с изображением детей. Дидактические игры «Придумай имя» (на различение по полу и т.д.).
-
картинки с изображением эмоциональных состояний (радость, смех, испуг, слезы). Дидактические игры на группировку «Найди всех, кто смеется». Дидактические игры или картинки, на основе которых можно понять связь между соответствующим эмоциональным состоянием и действиями детей.
-
моделирование правил поведения;
-
набор картинок изображающий взаимодействие детей друг с другом.
Раздел «Я - социальное»:
-
Фотоальбом у каждого ребенка с изображениями себя и членов семьи.
-
Уголок уединения с телефоном.
-
В раздевалке, на шкафчиках, имена детей и родителей.
-
Моделирование «Мое настроение».
Схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола. Размещение схем-действий, способствующих усвоению правил мужского и женского поведения.
«Работа с детьми»
Сюжетно - ролевая игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности. В игре происходит:
-
развитие ребенка;
-
развиваются его действия в представлении;
-
происходит ориентация в отношениях между людьми;
-
ребенок приобретает навыки кооперации. (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.В. Венгер, А.П. Усова и др.).
Использованная литература :
1.Гендерная педагогика: учеб. пособие/Л. В. Градусова. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. - 176 с
2.Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры/ Избранные психологические произведения. М.: 1983. - 93 с.
3.Попова, Л. В. Гендерная социализация в детстве//Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. I.
4.Репина Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду//Вопр. психол. 1984. - № 7. - 62-70 с.