- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект «Люди, прославившие наш город Тольятти»
Проект «Люди, прославившие наш город Тольятти»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Аникина О.А. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Проект
«Люди, прославившие наш город Тольятти»
Авторы проекта:
Воспитатель 1 квалификационной категории Аникина О.А.
Тольятти 2013г
Актуальность и социально-экономическая значимость проекта
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, города, родного края, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира.
То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания считаем проектную деятельность, позволяющую создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Начиная работу по воспитанию любви к родному городу нужно продумать, о чем рассказать детям, особо выделив характерное только для нашего края, доступно показать связь родного города со всей страной.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свой город необходимо показать его с привлекательной стороны, чтобы вызвать у детей чувство восхищения и гордости. «Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной в дошкольном возрасте. Мы живём в одном из современных городов Поволжья - городе Тольятти. Интересная история, многочисленные предприятия, знаменитые земляки - много интересного могут узнать наши дети. Отбор познавательного материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной город. И наша задача помочь детям узнать, чем красив и богат наш город, дать определенные знания о его истории, культуре, природе. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»,- говорил А.С. Пушкин. В процессе краеведческой работы следует укреплять и развивать уважение к русской культуре и в частности: к биографии политика и историка В.Н.Татищева как основателя города; к тем людям, которые внесли существенный вклад в развитие культуры, промышленности нашего города.
Цель проекта: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей через знакомство с жизнью и деятельностью знаменитых людей города и района .
Задачи проекта:
-
Пополнить методическое и дидактическое сопровождение по разделу «Ребенок и окружающий мир», дополнить его региональным компонентом.
-
Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию чувства сопричастности к культурному наследию нашего города и района.
-
Приобщить детей к истории города через занимательный материал, использование информационно - коммуникационных и мультимедийных технологий.
-
Формировать чувство гордости за свой город и людей, живущих в нем, желание прославить свой город в будущем.
-
Развивать индивидуальное творчество через создание поделок, посредством художественного творчества, и другие творческие работы.
-
Приобщать дошкольников к современной жизни города, вызвать интерес к посещению выставок, музеев, экскурсий.
-
Способствовать формированию этики поведения тольяттинца.
-
Вовлекать в воспитательно-образовательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность в области истории и культуры родного города.
Проект: средне - срочный, групповой, творческо-поисковый.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.
Этапы реализации проекта:
Этапы проекта
Деятельность творческой группы
Подготовительный
-
Анкетирование родителей. Выявление знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях, о людях, прославивших наш город, в частности, В.Н. Татищев и П. Тольятти.
-
Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
-
Повышение компетентности педагогов по знанию деятельности знаменитых людей нашего города, анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и востребованности знаний и представлений о знаменитых земляках.
-
Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы, наглядного и дидактического материала по данной теме.
-
Составление плана работы над проектом.
-
Создание предметно-развивающей среды в группе: оформление уголка «Мой край», книжек-малышек, тематических поделок. Уголок должен содержать как различный дидактический материал для рассматривания детьми (альбомы, буклеты, наборы открыток и пр.), так и игровой (куклы в национальных костюмах среднего Поволжья), дидактические игры, настольно-печатные игры, конструкторские игры и пр.). Материал уголка должен постоянно пополняться, изменяться. Развивающая среда должна полностью соответствовать требованиям эстетики, гигиены, принципам построения.
-
Подбор художественной литературы для детей тольяттинских авторов.
-
Изготовление дидактических игр, краеведческой тематики.
-
Разработка цикла бесед и конспектов тематических занятий по знакомству с людьми, прославившими наш город.
Основной
-
2 раза в неделю занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.
-
Организация досуга.
-
Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
-
Мероприятия с педагогами МДОУ.
-
Экскурсии по городу, в краеведческий музей в Центральном районе города.
-
Пополнение развивающей среды.
-
Выставки детских работ.
-
Выпуск буклетов, информационных листков «Знаменитые люди ».
Заключительный
-
Итоговое диагностирование детей.
-
Повторное анкетирование родителей.
-
Анкетирование педагогов.
План-график реализации проекта
Раздел программы
Вид деятельности
Образовательные области «Коммуникация», «Познание»
1. Познавательные занятия:
- «Мой город Тольятти».
- « В.Н.Татищев - известный политик и историк, который основал наш город».
- Тематический цикл занятий:
апрель: « В.Н.Татищев - известный политик и историк».
«Город для крещеных калмыков».
апрель: « П. Тольятти - знаменитый итальянский деятель, в честь которого назван наш город».
« ВАЗ: люди и история».
Апрель: подготовительное занятие
- «Достопримечательности родного города».
- «По улицам города».
2. Творческие рассказы:
- «Город, в котором я живу».
- «Я люблю наших соотечественников».
3. Словотворчество детей с родителями : сочини рассказ про известного земляка.
4. Составление кроссвордов по истории города.
5. Чтение Жигулевских сказок.
6. Чтение стихов тольяттинских поэтов, поэтов-песенников.
7. Беседы: «Край, в котором мы живём», «О чём рассказывают памятники», «Люди, прославившие наш край».
8. Рассматривание и рассказывание по тематическим альбомам: «Любимые уголки природы».
9. Фото-экскурсия по г. Тольятти, экскурсия в краеведческий музей, в музей военной техники.
Образовательные области «Социализация», «Коммуникация»
-
Оформление игротеки дидактических игр
- «Достопримечательности Тольятти».
- «Какая это улица».
- «Расскажи, кто и чем прославил наш город»
- « ВАЗ-это современные машины». Д/и « Конструктор: собери машину»
- «Памятники города».
2. Сюжетно - ролевые игры:
- Экскурсии в музей.
- Экскурсии по городу.
Образовательная область «Музыка»
Фольклорные праздники: « Ставропольская ярмарка», « Тольяттинские посиделки». Музыкально-литературная композиция « Волшебный сад».
Образовательная область «Труд»
-
Изготовление книг - малышек по творчеству знаменитых людей города Тольятти.
-
Изготовление декораций, атрибутов к праздникам, тематическим занятиям.
Образовательные области «Художественное творчество»
1.Рисование:
- Рисование портретов интересных людей Тольятти;
2. Лепка:
- « Наши доблестные спортсмены»
3. Конструирование:
- из бросового и природного материала « Памятники истории».
Вид деятельности
Взаимодействие с родителями
-
Помощь в организации экскурсий.
-
Беседы и консультации по теме проекта.
-
Оформление книжкек-малышек « Люди, которые прославили наш город».
-
Оформление фотоальбома « Мой город Тольятти».
-
Участие в конкурсе макетов, в конкурсе поделок «Мастерим из бросового материала».
-
Привлечение родителей к подготовке и участию в проведении тематических развлечений.
Работа с педагогами
-
Беседы и консультации по теме проекта.
-
Проведение «круглого стола» с обсуждением результатов деятельности.
-
Деловая игра « Как я знаю Ставрополь-Тольятти».
-
Презентация проекта на апрельском педсовете. Сценарий презентации, рассчитанный на 8 -10 минут.
Название проекта
«Люди, прославившие наш город тольятти»
Тип проекта
Познавательно-поисковый
Возраст детей
подготовительная группа(6-7 лет)
Продолжительность проектной деятельности
Среднесрочный, групповой
Интеграция образовательных областей
Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, социализация
Дидактические единицы
Презентация детского творчества:
1. книжек- малышек "Человек, прославивший наш город"
2.тематические поделки
Ресурсы
Участники
Дети, воспитатели группы и родители
Виды интегрированной деятельности детей
1. Познавательно-коммуникативная 2. Литературно-познавательная 3. Познавательно-игровая 4. Литературно-коммуникативная 5. Продуктивно-познавательная 6. Музыкально-игровая 7. Музыкально-познавательная 8. Познавательно-трудовая 9. Продуктивно-трудовая
Актуальность
Патриотическое воспитание детей является одной из
основных задач дошкольного образовательного учреждения. Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, города, родного края, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира.
То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания считаем проектную деятельность, позволяющую создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Начиная работу по воспитанию любви к родному городу нужно продумать, о чем рассказать детям, особо выделив характерное только для нашего края, доступно показать связь родного города со всей страной.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свой город необходимо показать его с привлекательной стороны, чтобы вызвать у детей чувство восхищения и гордости. «Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной в дошкольном возрасте. Мы живём в одном из современных городов Поволжья - городе Тольятти. Интересная история, многочисленные предприятия, знаменитые земляки - много интересного могут узнать наши дети. Отбор познавательного материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной город. И наша задача помочь детям узнать, чем красив и богат наш город, дать определенные знания о его истории, культуре, природе. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»,- говорил А.С. Пушкин. В процессе краеведческой работы следует укреплять и развивать уважение к русской культуре и в частности: к биографии политика и историка В.Н.Татищева как основателя города; к тем людям, которые внесли существенный вклад в развитие культуры, промышленности нашего города.
Проблема
Изучение темы: «Мой край-город Тольятти"
Цель
Познакомить детей с людьми нашего города, вызывающие гордость и уважение, которые внесли большой вклад в развитие, становление и процветание нашего города.
Задачи
1. Пополнить методическое и дидактическое сопровождение по разделу «Ребенок и окружающий мир», дополнить его региональным компонентом.
2. Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию чувства сопричастности к культурному наследию нашего города и района.
3. Приобщить детей к истории города, познакомить с жизнью русского историка В.Татищева и итальянского деятеля П.Тольятти через занимательный материал, использований информационно коммуникационных и мультимедийных технологий.
4. Формировать чувство гордости за свой город и людей, живущих в нем, желание прославить свой город в будущем.
5. Развивать индивидуальное творчество через создание поделок, посредством художественного творчества, и другие творческие работы.
6. Приобщать дошкольников к современной жизни города, вызвать интерес к посещению выставок, музеев, экскурсий.
7. Способствовать формированию этики поведения тольяттинца.
8. Вовлекать в воспитательно-образовательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность в области истории и культуры родного города.
1 этап. Подготовительный
Проектная деятельность
Задачи
Сроки реализации
Изучение уровня знаний по теме.
Определить знания детей о наших земляках
За неделю до начала проекта.
Подбор методической литературы.
Методическое обеспечение проекта.
В течение 2-х недель до начала проекта.
Изготовление дидактических пособий по теме.
Обеспечение проекта наглядными материалами.
В течение недели до начала проекта.
Написание конспектов занятий.
Планирование предстоящей работы.
В течение недели до начала проекта.
2 этап. Содержательный
Познавательная беседа " Тольятти - мой край родной"
Уточнить и расширить знания детей об истории города
апрель
Чтение стихов тольяттинских поэтов и поэтов-песенников
Развивать умение эмоционально воспринимать содержание поэтического текста.
апрель
Познавательная игра - ситуация «Что будет,
если ...»
Воспитывать интерес к нашему краю, научить осознанно выделять верный и ошибочный вариант поступка, делать выводы.
апрель
Встречи с интересными людьми.
Закреплять знание о наших земляках. Учить получать интересную информацию, выражать ее в речи.
апрель
3 этап. Итоговый
Организация познавательно речевой деятельности «Путешествие в краеведческий и военный музеи».
Обобщить и систематизировать знания о деятелях истории, культуры и промышленности. Формировать устойчивый интерес к истории города.
апрель
Выставка детских работ.
Представить результаты совместно творчества детей и родителей.
апрель
Презентация книжек-малышек " Человек, прославивший мой город"
Развивать желания рассказывать о людях, выражать свое отношения к истории города. Обобщить представление детей о людях, прославивших город.
апрель
Литература:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: ЦГЛ, 2004.-156с.
2. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, №6. С. 45-55.
3. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, №6.
4 Силвестру А.И., Авдеева Н.Н., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие.- М., 1977.
5. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992.
6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов фак. Дошк. Образования высш. Пед. Учеб. Заведений / Под ред.: С.А. Козлова-М.: Академия, 2002.
7. Овсянников В.А. Ставрополь- Тольятти. Страницы истории: Кн. Для учащихся старших классов средней общеобразовательной школы.- Тольятти: Изд-во Фонда « Развитие через образование», 1997.-364 с.: илл.
8. .\О.В. Дыбина, Шнайдер Р.Е. Рождение маленького гражданина. Пособие для реализации гос. Программы « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы.
9. Пищултна Р.Ф., Шнайдер Р.Е. Твой Ставрополь- Тольятти. Методическое пособие по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Тольятти 2005.
10. Библиотека детской газеты « Ставроша». Рассказы по истории родного края Ставрополя-на-Волге.
11. Книга-альбом « Тольятти», « Самарская область».
12. Сборник для детей « Жигулевские сказки».