Дополнительная общеразвивающая программа Литературно-музыкальная гостиная (5 класс)

Раздел Дополнительное образование
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 32»















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ»

ВОЗРАСТ - 12 лет

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ - 1 год








В.В.Трегубова,

Учитель русского языка и литературы




















г. Нижневартовск, 2015


Пояснительная записка

к программе курса «Литературно-музыкальная гостиная»

Курс «Литературно-музыкальная гостиная» введён в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках гуманитарного и эстетического направлений.

Программа дополняет школьные программы, адресована учащимся 5-х классов и рассчитана на 35 часов в год ( 1 час в неделю по 40 минут ). Срок освоения программы - 1 год.

Актуальность выбора определена необходимостью эстетического и эмоционального развития учащихся, их потребностью в реализации творческого потенциала, стремлением к литературному и музыкальному творчеству, необходимостью эмоциональной разрядки.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом среднего общего образования. Отличительными особенностями являются:

1.Основанная на литературном и музыкальном материале, программа способствует целостному восприятию мира и обогащению эмоциональной сферы учащихся.

2. В основу организации работы с учащимися положен системно - деятельностный подход.

3.Выбраны виды организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного курса.

4. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Цель занятий по программе курса «Литературно- музыкальная гостиная» - вовлечь учащихся в литературно- музыкальное творчество, способствовать развитию воображения и эмоциональной сферы, расширить литературный и музыкальный кругозор, приобщить к занятиям искусством.

Задачи программы:

1. развитие эмоциональной сферы учащихся;

2.приобщение к литературному и музыкальному творчеству;

3.эстетическое воспитание учащихся;

4. формирование положительного отношения к общекультурным ценностям;

5. развитие коммуникативных навыков учащихся.





2

Особенности организации учебного процесса

Занятия « Литературно - музыкальной гостиной » носят практический характер. Они включают разучивание музыкальных и литературных произведений, инсценирование их фрагментов; индивидуальное, групповое и коллективное литературное творчество - создание поэтических и прозаических текстов в разных жанрах, подготовку вечеров, посвящённых творчеству отдельных поэтов и писателей, с использованием в них музыкальных номеров, элементов театрального действия; выпуск газеты « Пёстрая лента »

и посещение театральных постановок, творческих вечеров нижневартовских поэтов.

На занятиях будут использоваться и традиционные методы и приёмы - беседы, рассказы учителя, сообщения учащихся.

Особое место занимают задания на ассоциативное восприятие литературного, музыкального произведения или картины (рисунка); создание текста, созвучного по мысли, форме, настроению (либо продолжающего произведение), выполнение рисунков, возникших по ассоциации, подбор мелодии к поэтическому тексту.

Выпуская газету (планируются 4 выпуска - «осенний», «зимний», «весенний» и «летний»), учащиеся дополняют свою творческую деятельность элементами журналистики и оформительским искусством.

Одним из видов деятельности предполагается создание коллективных творческих работ: каждый последующий учащийся продолжает тему (мысль, картину, рассказ) предыдущего с целью «настроить» себя на другого человека, почувствовать, насколько возможно, его мысли и настроение, испытать, что в коллективном деле успех зависит от каждого в отдельности и общего взаимопонимания.

Для учащихся, проявивших особый интерес к музыкальному творчеству, учитель планирует преподавание элементарных навыков игры на шестиструнной гитаре.

В курсе занятий планируются встречи с интересными людьми (поэтами, музыкантами, художниками).

«Литературно - музыкальная гостиная» осуществляет межпредметные связи с литературой (занятия строятся на материале художественных, преимущественно внепрограммных, произведений); с уроками русского языка ( речевое творчество опирается на опыт, приобретённый на уроках развития речи); с уроками музыки и изобразительного искусства ( поэтические тексты, положенные на музыку, обладают особой силой эмоционального воздействия, а произведения изобразительного искусства дополняют и обогащают восприятие литературных и музыкальных произведений).

Формы проведения занятий: уроки группового, коллективного и индивидуального речевого творчества, знакомства с музыкальными произведениями и их разучивания, театральные мастерские и уроки с элементами изобразительного творчества, литературно - музыкальные вечера и встречи.




3

Ожидаемые результаты освоения программы

Личностными результатами освоения курса «Литературно - музыкальная гостиная» в 5-м классе является формирование следующих умений:

-- развитие потребности самовыражения посредством литературного и музыкального творчества;

-- расширение литературного, музыкального и художественного кругозора - общекультурного пространства, с которым взаимодействует учащийся;

-- положительная эмоциональная реакция на коллективные занятия литературным и музыкальным творчеством (в среде единомышленников);

-- развитие эмоциональной сферы в соприкосновении с искусством.

Метапредметными результатами освоения курса является формирование следующих учебных действий:

-- видеть явления целостно, с разных сторон;

-- владеть приёмами ассоциативного мышления;

-- уметь создавать образ посредством слова, музыки, рисунка и «читать» образы, созданные в литературе, музыке, живописи;

-- использовать возможности фантазии и творчества для решения нестандартных учебных (впоследствии - профессиональных )задач.

-- Предметными результатами освоения курса является формирование следующих умений:

-- выразительно, ярко, самобытно передавать в словесной форме впечатления, мысли, переживания;

-- создавать авторские (оригинальные, нестандартные) образы в поэтических и прозаических текстах разных жанров;

-- глубоко проникать в замысел автора литературного произведения, «прочитывая» его образы и сопереживая им;

-- соотносить различные по времени и месту создания художественные тексты,

видеть, как перекликаются они в едином общекультурном пространстве;

-- создавать музыкальные образы, созвучные литературному источнику.





4



Содержание программы

5 кл. (35ч.)


Музыка стиха. (звучание поэзии С. Есенина к юбилею поэта).

Творчество нижневартовских ровесников. (По страницам поэтического сборника «Зори Самотлора»). Песни о Нижневартовске.

По следам любимых песен, стихотворений и музыкальных произведений (избранные песни репертуара пионерского лагеря, шуточные песни и стихотворения, пьесы «Времён года» и «Детского альбома» П.И.Чайковского).

Зима в поэзии, музыке, живописи (зимние краски и звуки, темы, образы, настроения). «От печали до радости…»

Поэзия Юнны Мориц и её музыкальное выражение.

«Маленький принц» в литературе и музыке (к юбилею книги).

Встреча с интересным человеком (Наталья Идиятуллина).

Поэтическая мастерская. Николай Заболоцкий.

Юнуш Корчак. «Король Матиуш-I». Сказка на все времена. Маленький человек в большом мире.

Растревоженное сердце (весна в поэзии, музыке, живописи).

«Кругом война…» Дню Победы посвящается (музыкально - поэтический вечер).

«Слышу голос из прекрасного далёка…» Будущее глазами ребят. (Фантастическая тема в литературе, живописи, музыке).

«Литературно - музыкальна гостиная» приглашает гостей (избранные творческие работы, концертные номера, литературная газета, театральные сценки).

«Пёстрая лента» - «Литературно - музыкальная гостиная» в материалах

стенгазеты.
















Учебно-методические средства обучения:


1. Шмелёв Д.Н. Слово и образ.М.,1964

2.Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высшая школа, 1990

3.Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М.: Советский писатель,1987

4.Ильин Е.Н. Герой нашего урока. М.: Педагогика,1991

5. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа,1996

6. Владимирский С.Н. Гитара для всех / М. «Пионерская правда»: Рось: Фантастика для всех,1994

7. Зори Самотлора. - Екатеринбург: Издательский дом «Пакрус», 2002











Учебно-тематический план


№ п/п

Содержание темы

Кол-во

часов

1.

Вводное занятие. «По секрету всему свету» (ребята рассказывают о себе, учитель знакомит с идеей «Литературно-музыкальной гостиной»).

1

2.

Музыка стиха (звучание поэзии С.Есенина ). «Отговорила роща золотая», «Я по первому снегу бреду»… М. Цветаева об осени.

3

3.

Творчество нижневартовских ровесников (стихотворения Татьяны Коломиец, Александры Игониной, Марка Андреева, Алексея Царёва и других авторов) - по страницам поэтического альманаха «Зори Самотлора».Песни о Нижневартовске А.Селивёрстова, Ш.Бадамшина.

Встреча с Иваном Левченко.

3

4.

Любимые песни, стихотворения, музыкальные произведения («Там, где выжжена солнцем дорожка», «Город этот выдумал один художник», «Отчего на голове не растут цветочки?», «Розовый слон»;

Пьесы «Времён года» и «Детского альбома» П.И.Чайковского…).

3

5.

Зима в поэзии, музыке, живописи. «У леса на опушке», «Остыли реки…», «Котёнок и щенок», новогодние стихотворения. Зимние зарисовки.

3

6.

Встреча с интересным человеком. Наталья Идиятуллина - поэт, художник, музыкант, тренер. Выставка картин художницы.

1

7.

Странные стихи (поэзия Юнны Мориц и её музыкальное выражение). «Щепка», «Не секрет, что друзья не растут в огороде…», «Деревня».

2

8.

Сказка на все времена (Януш Корчак. «Король Матиуш I». Маленький человек в большом мире. Отзыв о книге в свободной форме (стихотворение, рисунок, песня…).

3

9.

Поэтическая мастерская. Николай Заболоцкий («В этой роще берёзовой», «Некрасивая девочка»…).

2

10.

«Маленький принц» в литературе и музыке (юбилею книги посвящается).

3

11.

Растревоженное сердце (весна в поэзии, музыке, живописи). «Зелёная карета», «Весеннее танго»…

2

12.

«Кругом война…» Музыкально-поэтический вечер, посвящённый Дню Победы.

2

13.

«Слышу голос из прекрасного далёка…» Будущее глазами ребят (фантастическая тема в литературе, музыке, живописи). «Ночь прошла, словно прошла боль»(песня из к/ф «Отроки во Вселенной»

3

14.

«Литературно-музыкальная гостиная» приглашает гостей (концертная программа).

1

15.

«Пёстрая лента» - наша стенгазета (готовим выставку в библиотеке).

2

16.

Итоговое занятие. Награждение наших начинающих поэтов, художников, музыкантов.

1

Всего: 35 ч.














© 2010-2022