- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Статья Система патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования
Статья Система патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Болотская Т.А. |
Дата | 06.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Система патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования.
автор: педагог дополнительного образования Болотская Татьяна Акимовна.
Проблема патриотического воспитания молодёжи в современном обществе последние годы стоит чрезвычайно остро. Нет живой творческой воспитательной работы, а есть формально проводимые патриотические мероприятия. Воспитательная работа должна складываться в систему деятельности, направленную на развитие величайшей ответственности и неразрывной связи с родной землёй, её интересами, безопасностью и процветанием, осознанной и активной работой, направленной на укрепление связи между поколениями и переосмыслению исторической памяти нашего народа.
Актуальность существующей проблемы трудно переоценить, особенно в свете текущего момента и событий, происходящих во внутренней и внешней политике и экономике нашего государства. Не секрет, что «фундамент» Государственного здания зиждется в том числе и на патриотизме его граждан. Своевременное и глубокое усвоение ими ценностей и норм, необходимых для эффективного функционирования в современном обществе на благо этому обществу и государству, является главной задачей образовательной системы.
В молодёжной среде сейчас растёт растерянность и тревога, неуверенность в завтрашнем дне, потеря перспективы, преобладает установка «жить одним днём». Патриотизм как ценность воспринимается подростками и молодежью достаточно формально, и они не представляют его на практике. В современной жизни не очень принято говорить о подвиге и проявлении патриотизма. А ведь и сегодня можно найти много примеров патриотических, героических поступков и подвигов. Это и герои- спасатели, рискующие своими жизнями ради спасения людей, и герои-лётчики, выполняющие свой патриотический долг, и многие другие замечательные примеры, на которых должно воспитываться чувство долга и ответственности перед своей страной, близкими и родными людьми.
Завтрашний день России зависит от того, насколько выверенными и дальновидными будут меры по воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Именно нацеленность на востребованность молодёжи, осознание подростками своей социальной значимости и нужности для общества и своей страны резко повышает эффективность патриотического воспитания.
Однако надо учитывать, что пассивное восприятие детьми готового материала часто воспринимается как навязчивое насаждение чужого опыта и мировоззрения. С точки зрения современной педагогической науки патриотизм как составляющую мировоззрения личности можно и нужно формировать. И для этого существуют разнообразные формы и методы воздействия. Точно классифицировать их трудно, поскольку они существуют всегда в тесной взаимосвязи с другими. Например, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на происходящее вокруг как позитивное и прекрасное, так и на безобразное, негативное, тесно перекликается с методом проблемных ситуаций, побуждающих к творческим, практическим действиям, к проблемно-поисковой деятельности.
В Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» к проблеме патриотического воспитания молодёжи подходят очень серьёзно и комплексно.
Чтобы воздействие на нравственную и эмоциональную сферы подростков было максимально эффективным, в «Центре детского творчества» продумана целостная система деятельности, учитывающая географическую и историко-хронологическую платформу воспитательного материала. Вопрос, на каком историческом материале воспитывать патриотические чувства у детей, живущих на Кубани, даже не стоял.
В 2009 году в МБУДО ЦДТ был создан Уголок «Наследие Кубанского казачества» и музей-реконструкция «Старинный кубанский казачий быт» (рисунок 1), которые и явились базой для творческой деятельности по воспитанию патриотических чувств у детей и подростков. Они насчитывают более 100 экспонатов, собранных в различных районах Краснодарского края (рисунок 2).
Рисунок 1. Фото музея Старинного кубанского казачьего быта
Педагогами были разработаны программы патриотических мероприятий, которые включают в себя ряд форм, методов, способов и приёмов эффективного воздействия на эмоциональную духовную и интеллектуальную сферы деятельности детей и подростков.
Одни программы направлены на глубокое погружение в славную историю кубанского казачества с его самобытным творчеством, историческими памятными датами, яркими народными казачьими праздниками и гуляниями.
Например, учебно-тематический план программы «Культурное наследие кубанского казачества», рассчитанной на один учебный год (Таблица 1).
Таблица 1.
Учебно-тематический план программы «Культурное наследие кубанского казачества»
№№
Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов, тем
Всего часов
Количество часов в неделю
Теоретические учебные занятия
Практические учебные занятия
Выездные учебные занятия
1 год обучения
1.
Вводное занятие
2
2
2.
История казачества
8
4
4
3.
Кубанские ремесла
2
2
4.
Основы вышивки
6
2
4
5.
Вязание крючком
6
2
4
6.
Лоскутное шитье
4
2
2
7.
Праздник Урожая на Кубани
4
2
2
8.
Законы казачьей чести
2
2
9.
Служба казака
2
2
10.
Изготовление предметов быта
24
8
16
10.1
Салфетка
2
2
10.2
Рушник
2
6
10.3
Подставка под горячее
2
2
10.4
Коврик
2
6
11.
Академическая выставка за I полугодие
2
2
12.
Конкурс «Кубаночка»
4
4
13.
Кубанские праздники
2
2
14.
Казачий костюм юга России
40
8
32
14.1
Изготовление юбки
2
10
14.2
Изготовление кофты
4
18
14.3
Головной убор
2
4
15.
Экскурсии
4
4
16.
Кубанские игры, частушки
2
2
17.
Цветы из ткани
12
4
8
18.
Цветы из ленты.
16
8
8
19.
Академическая выставка за II полугодие
2
2
ИТОГО
144
48
90
6
Другие программы, состоящие из серии тематических творческих и практических мероприятий, посвящены славным ратным подвигам казаков и жителей, защищавших Отечества в годы тяжких испытаний, выпавших на долю нашей Страны (Рисунки 2,3).
Рисунок 2. Беседа о казачьем оружии.
Рисунок 3. Рассказ подъесаула Армавирского казачьего общества Б.Н.Берендюкова о роли казаков в обороне Одессы.
Главной целью всех мероприятий по формированию патриотизма у подростков является побуждение их к активной жизненной позиции, осознание своей важной роли в будущей судьбе нашей Родины. Этому посвящена программа «Эстетическое и патриотическое воспитание детей посредством активной творческо-поисковой деятельности, связанной с культурным наследием кубанского казачества».
История народов Кубани неразрывно связана с историей кубанского казачества. В связи с реабилитацией Кубанского казачества и решением губернатора о возрождении и популяризации кубанских казачьих традиций, началось мощное движение по сбору информации о быте, среде обитания, обычаях, праздниках, боевых подвигах кубанских казаков.
ЦДТ взаимодействует с Армавирским городским отделом казачьего общества, учебными заведениями казачьей направленности (Рисунок 4).
Рисунок 4.
В музее на сегодняшний день проведено 126 открытых тематических мероприятия, его посетили более 1000 воспитанников ЦДТ и более 300 учащихся близлежащих школ (МБОУ-СОШ №14, 18, 19, МО школа-интернат №1 «Казачья») (Рисунок 6).
Рисунок 5. Тематическое мероприятие «Атамань - казачья станица».
Пассивное восприятие готового уже собранного материала часто воспринимается тяжело, так как порой превращается в навязчивое насаждение чужого мировоззрения. Необходимо создать такие условия, чтобы вся информация была пропущена через душу и художественное сознание воспитанников. Активное созидание делает незнакомую культуру понятной и близкой. Живое изучение развивает эстетически и нравственно (Рисунок 6).
Рисунок 6.Творчество в стенах Уголка «Наследие Кубанского казачества»
Для этого был создан проект, состоящий из трех этапов:
1 этап - Стационарная творческая деятельность в ЦДТ.
2 этап - Самостоятельная исследовательская деятельность.
3 этап - Анализ и систематизация результатов проделанной работы.
Цель проекта: распространение творческого подхода к формированию эстетического и патриотического отношения к родной Кубанской земле, создание в школах и учебных заведениях уголков, посвященных Кубанскому казачеству.
План реализации проекта:
-
Стационарная творческая деятельность в ЦДТ.
Первый летний месяц занятия с воспитанниками, объединенными в группы, проходят согласно календарно-тематическому плану, по адаптированным программам, по пяти видам деятельности (творческие занятия - изобразительное искусство (по расписанию); творческие занятия (по расписанию) декоративно-прикладного искусства; творческие музыкальные занятия - Кубанские частушки, песни; творческое занятие - Кубанские игры; творческое занятие Кубанские танцы и пляски. Эти занятия способствуют более глубокому творческому проникновению в тему Кубанского казачества: игровые формы, непринужденная доброжелательная обстановка способствует вживанию в традиции и обычаи.
-
Самостоятельная исследовательская деятельность.
Самостоятельная исследовательская деятельность подразумевает работу над рефератами на заданные темы (служба казака; наказ казаку; наказ казачке; Кубанское казачество в Великой Отечественной войне; символы казачества; словарь Кубанского казачьего костюма; Кубанские ремесла и пр.).
Во время летнего отдыха воспитанники получают задания по собирательству преданий, поговорок, песен, а так же предметов старинного Кубанского быта (посуда, текстиль и пр.).
-
Анализ и систематизация результатов проделанной работы.
В последний месяц лета воспитанники будут заняты составлением и оформлением каталогов, подготовкой и проведением концертов и выставок на базе ЦДТ и школьных летних площадок.
Так как главной целью данного проекта является распространение творческого подхода к формированию эстетического и патриотического отношения к родной Кубанской земле; создание в школах и учебных заведениях уголков, посвященных Кубанскому казачеству, то заключительная работа будет посвящена размещению собранных материалов в школьных музеях или классных фольклорных уголках и объединение усилий общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в патриотическом воспитании и эстетическом развитии детей.
И заключительная часть проекта - подведение итогов самостоятельной деятельности детей проходит в форме концертов, выставок, конкурсов, оформления каталогов и фольклорных уголков.
Огромное значение имеет участие во всех значимых мероприятиях города, демонстрация своей активной жизненной позиции и социальных и политических взглядов, гордости за свой город, край и страну, которые также являются проявлением уровня патриотизма подрастающего поколения. Деятельность Центра детского творчества по формированию патриотического отношения к своей Родине высоко оценивается педагогическими коллективами образовательных учреждений г.Армавира, с которыми ЦДТ работает в тесном взаимодействии. Это подтверждают многочисленные отзывы и благодарственные письма, приходящие в адрес МБУДО ЦДТ.
«Ученикам очень понравилась беседа, проведенная в уголке «Наследие Кубанского казачества»… Дети были увлечены рассказом Берендюкова Бориса Николаевича. Такие беседы за «круглым столом» интересны и познавательны для ребят, особенно в целях воспитательной работы», - пишет старшая вожатая МБОУ-СОШ № 14 Караулова А.Н.
«Беседа о роли казачества в Казачьем уголке нам очень понравилась. Выставка отличная, интересная, очень богатая. Хорошо, что есть место, где наши дети могут узнать и увидеть жизнь наших предков. Будем рады увидеть ваш Уголок еще раз», - отзываются коллектив педагогов станицы Отрадной, участники Второго зонального семинара «Кубанские россыпи».
Именно в стенах ЦДТ, в процессе работы с детьми и подростками города родился девиз: «Не все кубанцы - казаки, но все кубанцы - ПАТРИОТЫ».