Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2

1.1 Свойства живых систем……………………………………………………………………..2

1.2 Уровни организации жизни…………………………………………………………………2

2. Учение о клетке………………………………………………………………3

2.1 Клетка…………………………………………………………………………………………3

2.2 Белки…………………………………………………………………………………………..4

2.3 Углеводы……………………………………………………………………………………...5

2.4 Жиры………………………………………………………………………………………….6

2.5 Нуклеиновые кислоты……………………………………………………………………….8

3. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ……...11

3.1 Размножение организмов ……………………………………………………………………11

3.2 Онтогенез - индивидуальное развитие организмов……………………………………….12

4. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ…………………………………………13

4.1 Основы генетики ……………………………………………………………………………13

5. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ …………………………………………………..14

5.1 Направления эволюции………………………………………………………………………14

5.2 Эволюция человека…………………………………………………………………………..16

6. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ…………………………………………………17

6.1 Гипотезы происхождения жизни ………………………………………….………………..17

6.2 Развитие жизни на Земле ……………………………………………………………………17

7. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ ………………………………………………………….19

7.1 Экологические факторы ……………………………………………………………………19

7.2 Структура экосистемы……………………………………………………………………….20


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………….21

1. ВВЕДЕНИЕ


1.1 Свойства живых систем

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс





1.2 Уровни организации жизни


Уровни организации жизни

1.

БИОСФЕРНЫЙ

Совокупность всех биогеоценозов составляют: биосферу и обуславливают все процессы, протекающие в ней.

2.

Биоценотический

Биогеоценозы - исторически сложившиеся устойчивые сообщества популяций различных видов, связанных между собой и окружающей средой обменом веществ, энергии и информации.

3.

Популяционнно-видовой

Совокупность организмов одного вида, населяющих определенную территорию, составляет популяцию. Она является элементарной единицей эволюционного процесса; в ней начинаются процессы видообразования.

4.

Организменный

Живая система, состоящая из взаимосвязанных органов.

5.

Органный

Орган (греч. Organon - инструмент) - обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в пределах живого организма.

6.

Тканевый

Совокупность клеток с одинаковым типом организации составляет ткань.

7.

Клеточный

Клетка является основной самостоятельно функционирующей элементарной биологической единицей, характерной для всех живых организмов.

В истории жизни на нашей планете был такой период (первая половина протерозойской эры ~ 2000 млн. лет назад), когда все организмы находились на этом уровне организации.

8.

Молекулярный

Наследственная информация у всех заложена в молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), способной к саморепродукции. Реализация наследственной информации осуществляется при участии молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК).

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

2. Учение о клетке


2.1 Клетка



Клетка - элементарная живая система и основная структурно- функциональная единица всех живых организмов.


Опорные схемы по биологии. 10-11 класс


Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

Клеточные

Неклеточные

(вирусы)

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

Прокариоты

(бактерии, цианобактерии)

Не имеют ядра, одна кольцевая

хромосома, располагается в цитоплазме. Из органелл имеются только рибосомы.


Эукариоты

(растения, животные, грибы)

Имеют ядро с хромосомами

и много органелл.


Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

1. Имеются пластиды,

хромопласты, лейкопласты, хлоропласты.

2. Автотрофный тип питания.

3. Синтез АТФ происходит в хлоропластах и митохондриях.

4. Имеется целлюлозная клеточная стенка, крупные вакуоли, клеточный центр только у низших растений.

1. Наружная цитоплазматическая мембрана.

2. Цитоплазматический матрикс.

3. Пластиды (лейкопласты, хромопласты, хлоропласты).

4.Эндоплазматическая сеть.

5.Ядро, ядрышко.

6.Лизосомы.

7.Клеточный центр.

8.Митохондрии.

9.Вакуоли.

10.Рибосомы.

11.Цитоскелет.

1. Пластиды отсутствуют.

2. Гетеротрофный тип питания.

3. Синтез АТФ происходит в митохондриях.

4. Целлюлозная клеточная стенка отсутствует, вакуоли мелкие, клеточный центр есть у всех клеток.




Опорные схемы по биологии. 10-11 класс



2.2 Белки



Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Растворимость различная

7. Регуляторная

2.3 Углеводы


СОСТАВ

Cx(H2O)y




Опорные схемы по биологии. 10-11 класс









Опорные схемы по биологии. 10-11 класс


Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

Энергетическая

Запасающая

Структурная

Резервная




Изомерия

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс



Глюкоза

Фруктоза

Глюкоза

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс





2.4 Жиры

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

Жидкие масла

(кроме кокосового).


Содержат

непредельные кислоты.


C17H33COOH - олеиновая

C17H31COOH - линолевая

C17H29COOH - линоленовая

Твердые

(кроме рыбьего).


Содержат

предельные кислоты


C17H35COOH стеариновая





Опорные схемы по биологии. 10-11 класс



Опорные схемы по биологии. 10-11 класс




Опорные схемы по биологии. 10-11 класс




ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖИРОВ

Гидролиз (H2O)

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс



Гидролиз (щелочной)

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс



Гидрирование (при наличии непредельных кислот)

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс




2.5 Нуклеиновые кислоты (биополимеры)

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

ДНК

РНК

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Остаток фосфорной кислоты H3PO4

+

УГЛЕВОД

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

ДНК

Дезоксирибоза

РНК

РибозаОпорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

+

Азотистое основание

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

ДНК

А - аденин

Т - тимин

Г - гуанин

Ц - цитозин

РНК

А - аденин

У - урацил

Г - гуанин

Ц - цитозин









Строение нуклеотидов

(отличия)

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс


Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс



Опорные схемы по биологии. 10-11 класс


Последовательность

мононуклеотидов







Опорные схемы по биологии. 10-11 класс


Опорные схемы по биологии. 10-11 класс



За счёт

водородных связей и комплементарности:

А-Т; Т-А; Г- Ц; Ц-Г


Различные

формы

цепи

















Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс


Хромосомы ядра,

хлоропласты,

митохондрии


Ядрышки, рибосомы,

митохондрии, пластиды, цитоплазма




Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

Хранение

и передача

генетической

информации в цитоплазму и по наследству

Копирование информации (транскрипция), перенос информации (трансляция), участие в синтезе белка

3. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.


3.1 Размножение организмов

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс









3.2 Онтогенез - индивидуальное развитие организмов

Оплодотворение

Рождение или выход из яйцевых оболочек

Смерть

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

Постэмбриональное развитие

Эмбриональное

развитие

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

Периоды

Этапы

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

Пострепродуктивный

Репродуктивный

Дорепродуктивный

Зигота - диплоидный одноклеточный зародыш

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

Типы развития

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

Непрямое с метаморфозом

Прямое без метаморфоза

Дробление

Формирование многоклеточного однослойного зародыша - бластулы

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

Классы:

пресмыкающиеся,

птицы,

млекопитающие

Классы:

насекомые, ракообразные, рыбы, земноводные


Типы: черви, моллюски




Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Гаструляция

Формирование двухслойного зародыша - гаструлы

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс


  1. Эктодерма - покровы тела (наружных эпителий, кожные железы, эмаль зубов), нервная система, передний и задний отделы кишечника.

  2. Энтодерма - эпителий кишечника, пищеварительные железы, эпителий дыхательной системы.

  3. Мезодерма - все кишечные, соединительные ткани, каналы выделительных органов, кровеносная система, ткани половых органов.




Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Органогенез

Формирование осевых органов: нервной трубки, хорды и кишечной трубки

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

- Нейрула и в последствии

формирование органов

4. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

4.1 Основы генетики

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

Г.Мендель - основоположник генетики.

Генетическая терминология: гибридизация, гибриды, чистая линия, альтернативные признаки, доминантный признак, рецессивный признак, гомозиготная особь, гетерозиготная особь, аллельные гены, фенотип, генотип.

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

1.Закон единообразия первого поколения гибридов

2. Закон расщепления признаков

3. Закон независимого наследования признаков


Р АА х аа

желт. зеленые

F1 Аа

желт.

единообразие

по фенотипу 100% желт.

по генотипу 100% Аа




Р F1 Аа х Аа

жел. жел.

F2 АА, Аа, Аа, аа

ж. ж. ж. з.

Расщепление

по фенотипу: 3 ж. : 1 з.

по генотипу: 1 АА: 2Аа: 1аа


Р ААВВ × аавв

ж.гл. з.м.

F1 АаВв

ж.гл.

Р F1 АаВв х АаВв

ж. гл. ж. гл.

F2 Расщепление по фенотипу:

9ж.гл. : 3ж.м. : 3з.гл. : 1 з.м.

по генотипу:

1 : 2 : 1 : 2 : 4 : 2 : 1 : 2 : 1



Опорные схемы по биологии. 10-11 класс









Неполное доминирование

(гетерозиготные потомки имеют промежуточный генотип)

Р АА х аа РF1 Аа х Аа расщепление по

крас. бел. розов. розов. фенотипу и генотипу

одинаково:

F1 Аа F2 АА, Аа, Аа, аа 1 : 2 : 1

розовые кр. роз. роз. бел.

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс




Опорные схемы по биологии. 10-11 класс



Опорные схемы по биологии. 10-11 класс




5. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

5.1 Направления эволюции

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс



Опорные схемы по биологии. 10-11 класс





Опорные схемы по биологии. 10-11 класс



Опорные схемы по биологии. 10-11 класс


Опорные схемы по биологии. 10-11 класс


Опорные схемы по биологии. 10-11 класс






5.2 Эволюция человека

Эволюция -

это развитие процесса или явления.

Согласно этой теории, современные виды растений и животных произошли естественным образом из более ранних, простейших форм. А эти, в свою очередь, берут начало от еще более простых форм, и так далее в течение миллионов лет до самого начала жизни в ее самой простой форме - просто маленького сгустка желеобразной протоплазмы.


Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Антропогенез

(греч. anthropos - человек, genesis - происхождение, возникновение) -

происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества.


Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

-Предки человека. Предполагают, что ближайшим общим предком человека и антропоморфных обезьян была группа дриопитеков (древесных обезьян), обитавших 25-30 млн. лет назад. Примерно 25 млн. лет назад произошло разделение дриопитеков на две ветви, которые в дальнейшем привели к возникновению двух семейств: понгид, или антропоморфных обезьян (гиббон, горилла, орангутан, шимпанзе), и гоминид (людей).

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс


Опорные схемы по биологии. 10-11 класс



Основные этапы эволюции


ЭТАПЫ

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ

Дриопитеки - общие предки человекообразных обезьян и людей (25 млн. лет назад).

Древесный образ жизни, стадность

Стадия протантропа. Австрало-питеки-предшественники людей (9 млн.лет назад).

Переходная форма обезьяны к человеку. Прямоходящие. Использование примитивных «орудий» (палки, камни, кости). Дальнейшее развитие стадности.

Человек умелый.

2-2,5 млн. лет назад.

Переходная стадия к формированию типасовременного человека. Объем мозга 500- -800 см5. Изготовление первых орудий труда (галечная культура).

Стадия архантропа (питекантропа). Человек прямоходящий (питекантроп - о. Ява; синантроп -Китай, атлантроп - Африка, гейдельбергский человек - Европа).

1-1,3 млн. лет назад

Объем мозга 800-1200 см3. Формирование речи. Овладение огнем.

Стадия палеоантропа (неандертальца). Человек неандертальский (200-500 тыс. лет назад).

Объем головного мозга 1200-1400 см3. Высокая культура изготовления орудий труда. Совершенствование речи и племенных отношений.

Стадия неоантропа (кроманьонца). Человек разумный (40 тыс. лет назад).

Формирование облика современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных.

6. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ


6.1 Гипотезы происхождения жизни



Опорные схемы по биологии. 10-11 класс






6.2 Развитие жизни на Земле

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс






















Опорные схемы по биологии. 10-11 класс











Схема 1. Периоды Палеозойской эры.

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс


Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Триасовый 35

Расцвет пресмыкающихся. Появление первых млекопитающих, костистых рыб.

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс


Юрский 58

Господство пресмыкающихся. Появление археоптерикса. Процветание моллюсков. Господство голосемянных растений.

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс


Меловой 70

Появление высших млекопитающих. Сокращение папоротников и голосеменных. Появление и распространение покрытосеменных.

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Схема 2. Периоды Мезозойской эры

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс


Палеоген 42

Появление хвостатых лемуров, позднее - парапитеков и дриопитеков. Расцвет насекомых. Вымирание крупных пресмыкающихся. Господство Покрытосеменных.

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс


Неоген 23,5

Господство млекопитающих и птиц.

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Появление и развитие человека. Животный и растительный мир принял современный облик.




Антропоген 1,5

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Схема 3. Периоды Кайнозойской эры

7. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ


7.1 Экологические факторы

Экология - наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых ее проявлениях, на всех уровнях организации) в их естественной среде обитания с учетом изменений, вносимых в среду деятельностью человека.

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

Условия органической и неорганической природы, прямо или косвенно влияющие на состояние и свойства организма, популяции, природного сообщества.

Опорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 классОпорные схемы по биологии. 10-11 класс

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс





7.2 Структура экосистемы


Экотоп

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс




Биоценоз

Экосистема - природный комплекс, образованный живыми организмами и абиотической средой, которые связаны между собой обменом веществ, информацией и энергией.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



  1. Беляев Д.К. Общая биология: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. - М.: Просвещение, 2006.

  2. Биология в таблицах, схемах и рисунках: справочное издание / С. С. Акимов, А. Х. Ахмалишева, А. В. Хренов - М.: Лист, 2000.

  3. Биология в таблицах.6-11 классы: справочное пособие/ авт.-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко - М.:Дрофа, 2000.

  4. Биология / А. А. Каменский, А. И. Ким, Л. Л. Великанов и др. - М.: ЭКСМО, 2003.

  5. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии - М.: КМК, 2004.

  6. Донецкая Э.Г. Общая биология: тетрадь с печатной основой для 11кл.- Саратов, «Лицей»,1997.

  7. Донецкая Э.Г. Общая биология: тетрадь с печатной основой для 10кл.- Саратов, «Лицей»,1997.

  8. Иванова Т.В. Общая биология: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Т. В. Иванова, Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова - М.: Просвещение, 2000.

  9. Короткова Л.С. Дидактический материал по общей биологии: 11 кл.: пособие для учителей общеобразоват. школы. - М.: Просвещение, 1985.

  10. Левитина Т.П. Общая биология: словарь понятий и терминов / Т.П.Левитина,М.Г.Левитин. - СПб.: Паритет, 2003.

  11. Мамонтов, С.Г. Общая биология: учебник для студентов средних специальных учебных заведений /С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров - М.: Высшая школа, 2006.

  12. Общая биология: 11 кл.: метод. пособие / А. В. Кулев. - СПб.: Паритет, 2001.

  13. Общая биология: 10 кл.: метод. пособие / А. В. Кулев. - СПб.: Паритет, 2001.

  14. Общая биология: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /под ред. ак. Д. К. Беляева, проф. Г. М. Дымшица -4-е изд. - М.: Просвещение, 2006.

  15. Общая биология: учебник для 9-10 классов /под ред. чл.-корр. АН СССР Ю. И. Полянского. - М.: Просвещение, 1984.

  16. Пасечник В.В. Общая биология: учебник / В.В.Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов - М.: Дрофа, 2009.

  17. Пономарева И.Н. Общая биология: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений /И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Т. Е. Лощилина, П. В. Ижевский. - М.: Вентана-Граф, 2002.

  18. Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности: книга для учителя /В. И. Сивоглазов, Т. С. Сухова, Т. А. Козлова. - М.: Школа-Пресс, 1996.



© 2010-2022