Урок по теме «Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах»

Цель: познакомить учащихся с многообразием типов взаимодействия между живыми организмами и их значением в жизни видов. Задачи:1) образовательные: сформировать у учащихся общие экологические понятия о приспособленности организмов к совместной жизни в сообществах; показать разнообразие биотических связей между организмами, сформировать понятия: симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, хищничество, паразитизм; научить выявлять типы отношений между организмами, давать их краткую характеристик... Тип отношений Особенности отношений Примеры         Нейтральные (0 0) – очень редко встречаются, поскольку организмы все равно обладают косвенными связями Белка – лось, пример Дарвина (старые девы и удойность молока) Полезнонейтральные (+ 0) – 1 вид – польза; 2 вид – безразлично.Комменсализм – совместная трапеза. а) Нахлебничество – акулы, дельфины – их сопровождают рыбы-лоцманы, для которых много пищи, экстременты). б) Квартиранство – тело животных, их постройки служат убежищем. Пример: мальки прячутся под зонтиками крупных медуз, где находят...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме

«Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах»

Цель: познакомить учащихся с многообразием типов взаимодействия между живыми организмами и их значением в жизни видов.

Задачи:1) образовательные: сформировать у учащихся общие экологические понятия о приспособленности организмов к совместной жизни в сообществах; показать разнообразие биотических связей между организмами, сформировать понятия: симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, хищничество, паразитизм; научить выявлять типы отношений между организмами, давать их краткую характеристику.

2) развивающие: развитие познавательного интереса; развивать умение работать с дополнительной литературой, выделять главное, составлять таблицы, делать выводы.

3) воспитательные: воспитание экологической грамотности, бережного отношения к природе;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения:

словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);

частично-поисковый (выполнение самостоятельных исследований);

наглядный (просмотр видео отрывков и иллюстраций).

Форма работы: индивидуальная, групповая.

ХОД УРОКА.

1. Организация работы класса.

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами узнали и том, что является экологической системой, какие компоненты входят в её состав, какие факторы влияют на организмы, входящие в состав экосистемы. Сегодня мы продолжим разговор о том, как организмы приспособились к совместной жизни в биоценозах.

2. Актуализация знаний: Для закрепления знаний провожу диктант терминов. Основные термины прошлого урока:

Экология, среда обитания, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные, толерантность, лимитирующие факторы, адаптация, экологическая ниша, анабиоз.

3. Изучение нового материала:

Каждый живой организм живет в окружении множества других, вступая с ним в самые разнообразные отношения, как с положительными, так и с отрицательными для себя последствиями. Связь с другими организмами обеспечивает питание и размножение, возможность защиты, смягчает неблагоприятные условия среды. В то же время биотическое окружение - это и опасность ущерба или гибели. Живые организмы поселяются друг с другом не случайно, среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют типы отношений:

Нейтральные (0 0)

Полезнонейтральные (+ 0)

Вредно-нейтральные

Взаимополезные (+ +)

Полезновредные (+ -)

Взаимовредные (- -)

Рассмотрим эти типы взаимоотношений подробнее. По ходу моего рассказа, заполняем таблицу:

Тип отношений

Особенности отношений

Примеры


Нейтральные (0 0) - очень редко встречаются, поскольку организмы все равно обладают косвенными связями Белка - лось, пример Дарвина (старые девы и удойность молока)

Полезнонейтральные (+ 0) - 1 вид - польза; 2 вид - безразлично.Комменсализм - совместная трапеза.
а) Нахлебничество - акулы, дельфины - их сопровождают рыбы-лоцманы, для которых много пищи, экстременты).
б) Квартиранство - тело животных, их постройки служат убежищем.
Пример: мальки прячутся под зонтиками крупных медуз, где находятся под защитой щупалец, снабженных стрекательными клетками; рыба клоун - актиния; гнезда птиц - членистоногие. Растения могут использовать другие виды, как места обитания.

в) Сотрапезничество - потребление разных веществ или частей одного и того же ресурса ( хищник, падальщики, насекомые, бактерии)

Вредно-нейтральные - Аменсализм (отрицательная трапеза) (- 0) ель - травы под ней.

Взаимополезные (+ +) - увеличение численности одного, и увеличение скорости численности другого.

а) Симбиоз (греч. sym - вместе, bios - жизнь) или сожительство. при которой оба партнера или 1 из них извлекает пользу от другого.
Примерами симбиоза могут служить:

- лишайник (гриб + водоросль), грибокорень (гриб + корень растения), азотфиксирующие бактерии - корневые волоски бобовых растений.

б) Мутуализм (от лат. - взаимный)- взаимополезное сожительство - рак отшельник (поселяется в пустой раковине моллюска и возит на себе раковину вместе с полипом) и актиния (коралловый полип, который ловит добычу, часть которой, пораженная стрекательными клетками, падает на дно и поедается раком), клевер и шмель

в) Протокооперация (первичное сотрудничество) Совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно (опыление пчелами разных растений)

Полезновредные (+ -) -(хищничество и паразитизм, полупаразитизм) широко распространены в природе.

а) Хищничество. Один из интереснейших случаев - растения- хищники (видеоотрывок) Вопрос: Назовите причину такого явления ( недостаток веществ в местах проживания)

б) Паразитизм (+-) - одни организмы живут за счет питательных веществ или тканей других организмов. Паразитизм бывает внешний( клопы, блохи, клещи, пиявки, комары, грибы-паразиты) и внутренний(простейшие, черви)

Взаимовредные (- -) - использование одного ресурса несколькими видами, проживающими в сходных экологических условиях, агрессия, активное вытеснение видов. Антагонизм - присутствие одного вида исключает пребывание другого.
Конкуренция за пищу, пространство, убежище.

а) Внутривидовая - важный фактор эволюции и саморегулирования внутри популяции (охрана участка, борьба за самку, разновозрасные растения)

б) Межвидовая - отношения близкородственных организмов, или с организмов экологически одинаковыми потребностями). Насекомоядные птицы

Вывод: все перечисленные формы приспособлений к совместной жизни между видами служат регуляторами численности животных и растений в биогеоценозе, определяя его устойчивость.

Проблемный вопрос: Почему важно знать типы связей между видами?(можно прогнозировать , что произойдет при нарушении связей)

В оставшееся время решаются биологические задачи:

1. Состояние биогеоценоза зависит от разнообразия обитающих в нем видов, численности их популяций. В ряде регионов нашей страны истребили волков. Численность каких животных при этом резко возросла? Почему в данных биогеоценозах пострадали многие кустарники, молодые деревца?

Работа в группах.

1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить?

Ответ: хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы.

2. Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки. Но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни?

Ответ: в результате налета воробьев плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков - это улучшит прорастание семени, а потом вместе с пометом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида.

3. Задержанный браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит, и браконьеров преследовать не надо: ведь говорят же, что браконьер - хищник». Убедительны ли эти доводы?

Ответ: нет. Хищники уничтожают преимущественно больных и ослабленных животных, а браконьеры - здоровых.

4. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?

Ответ: в дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы - дупло-гнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые - вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.

IV. Закрепление изученного материала

В заключение, выдаются задания каждой группе, чтобы проверить усвояемость материала -после обсуждения они проверяются.

1 группа:

Что такое "симбиоз"?

А - прямое уничтожение жертвы.
В - совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связей с другими видами.
С - форма взаимоотношений, при которых один вид использует другой в качестве источника питания, принося вред хозяину.

Под биотическим фактором понимают:

А - сумму воздействия живых организмов.
В - воздействие человека на организмы.
С - факторы неживой природы.

Какое из перечисленных взаимодействий относится к хищничеству?

А - на теле хозяина живут вши.
В - волки поедают мелких травоядных.
С - насекомые питаются нектаром цветковых растений.

Азотфтксирующие бактерии относятся к:

А - сапрофитам.
В - симбионтам.
С - паразитам.

В чем суть воздействия особей-конкурентов одного вида друг на друга?

А - в снижении плодовитости.
В - в уменьшении скорости роста популяции.
С - в приобретении новых качеств, способствующих выживанию.

2 группа:

1. Отмершие листья деревьев образуют опад, который служит местом обитания и пищей для многих организмов. К каким факторам относят это явление?

А - антропогенные.
В - биотические.
С - абиотические.

2. Выберите пример паразитизма:

А - береза и гриб подберезовик.
В - повилика и растение.
С - лишайники.

3. Выберите пример конкуренции:

А - акула и рыбы прилипалы.
В - деревья и микоризные грибы.
С - ель в березовом лесу.

4. Совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связи с другим видом, называется:

А - паразитизм.
В - мутуализм.
С - конкуренция.

5. Из перечисленных ниже примеров адаптаций найдите наиболее характерные для хищников:

А - покровительственная окраска.
В - использование убежищ.
С - быстрота реакции.

3 группа:

1. Какой из данных вариантов может быть примером паразитизма?

А - вши, клещи, грибы трутовики.
В - рак отшельник и актиния.
С - береза под пологом елового леса.

2. Волки ежегодно убивают около 25% оленей. К какой форме взаимодействия относится это явление?

А - конкуренция.
В - хищничество.
С - мутуализм.

3. Что определяет наличие конкуренции?

А - ограничение общих ресурсов.
В - избыток общих ресурсов.
С - существует независимо от ресурсов.

4. Выберите пример мутуализма:

А - кедровая сосна и кедровка.
В - береза и гриб трутовик.
С - гриб-фитофтора и картофель.

5. Из перечисленных признаков выберите обязательный для типа взаимоотношения "хозяин-паразит":

А - тесная связь с хозяином как результат естественного отбора.
В - полное истощение и быстрая смерть хозяина.
С - нанесение вреда хозяину без пользы для себя.

4 группа:

1. Борьба внутри вида или между особями различных видов за пищу. ареал обитания:

А - конкуренция.
В - хищничество.
С - паразитизм.

2. Важное значение для хищников имеет:

А - количество пищи.
В - качество пищи.
С - разнообразие пищи.

3. Какое из перечисленных взаимодействий относятся к симбиозу?

А - воробей поедает червей.
В - кукушка откладывает яйца в гнезда мелких воробьиных.
С - в рубце одного из отделов сложного желудка жвачных животных обитает несколько кг. бактерий.

4. Выберите пример комменсализма:

А- осина и микориза подосиновика.

В-гиены и львы.

С- растения семейства росянковые и насекомые.

5. Выберите из приведенного варианта тип взаимоотношений - конкуренция:

А - рысь и заяц.
В - серая и черная крысы.
С - рыба прилипало и акула.

Вывод урока.

Отношения организмов в природе сложные и многообразные и часто грань между ними условна. Понимая это, человек обязан, относится к природе осторожно, бережно, для того, чтобы ее сохранить.

Домашнее задание: Параграфы 77, 78, подготовить презентацию, закончить таблицу.

1В 2В

1 Экология 0

2 Среда обитания 10

3 Экологические факторы 9

4 Абиотические факторы 8

5 Биотические факторы 7

6 Антропогенные факторы 6

7 Лимитирующие факторы 5

8 Адаптация 4

9 Экологическая ниша 3

10 Анабиоз 2

0 Толерантность 1

Дополнительный вопрос:

Перечислите типы адаптаций организмов.

Приведите несколько примеров


© 2010-2022